Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 02:14, дипломная работа
Цель дипломной работы заключается в рассмотрении правовых аспектов создания, функционирования и прекращения деятельности особых экономических зон в Российской Федерации, а также в проведении сравнительного анализа положений российского и зарубежного законодательства.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..…3
1. ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ КАК ФОРМА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ…………...............................................7
1.1 Экономико-правовая природа особых экономических зон………..….7
1.2. Международный правовой опыт регламентации особых экономических зон……………...…………………………………………………19
2. ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РФ..............................................................................30
2.1. Порядок учреждения особых экономических зон в РФ……….….….30
2.2. Правовые проблемы функционирования особых экономических зон..………………………...………………………………..………………………42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….…56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………...…………............60
Социальными целями являются:
- создание новых рабочих мест, роль занятости населения;
- обучение
и подготовка
- насыщение
национального рынка
- рост благосостояния и уровня жизни населения;
- ускорение
развития остальных регионов
за счет концентрации в
В качестве научно-технических целей можно выделить:
- активное
использование новейших
- ускоренное внедрение результатов НИОКР;
- концентрация научно-технических кадров, в том числе зарубежных, на приоритетных направлениях;
- привлечение
опыта и научно-
- повышение
эффективности используемых
Понятие «особоя экономическая зона» в научном мире трактуется по-разному, но суть выгодных префенций одной территории над другой остается всегда. Определение особой экономической зоны (свободной экономической зоны) дается в ряде научных работ и учебных пособиях, подготовленных российскими учеными. Так, авторы учебного пособия «Свободные экономические зоны» (1997) В. Г. Игнатов и В. И. Бутов дают следующее определение: «Свободные экономические зоны - ограниченные территории, морские и авиационные порты, в которых действуют особые льготные экономические условия для национальных и иностранных предпринимателей, способствующие решению внешнеторговых, общеэкономических, социальных, научно-технических и научно-технологических задач»6. Как отмечают Н. Смородинская, А. Капустин, «свободная зона - это не только и не столько обособленная географическая территория, но скорее часть национального экономического пространства, где введена и применяется определенная система льготи стимулов, неиспользуемая в других его частях»7. Логинова Е.В. считает, что «свободная экономическая зона - это часть территории страны, создаваемая по инициативе центральных или местных органов власти и хозяйственного руководства, в которой на основе «пакета» законодательных и нормативных актов с учетом комплекса взаимовыгодных интересов страны, территории самой зоны, хозяйствующих на ней субъектов устанавливается льготный режим хозяйствования, определяются границы зоны, специализация и приоритеты развития отраслей и производств хозяйства с целью достижения целей и задач развития экономики зоны и национальной хозяйственной системы страны в целом»8.
В
современных теоретических
Понятие
особой экономической зоны дается в
ст. 2 Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ
«Об особых экономических зонах
в Российской Федерации» и определяется
как «часть территории Российской Федерации,
которая определяется Правительством
Российской Федерации и на которой
действует особый режим осуществления
предпринимательской
Исходя из данной легальной дефиниции, особая экономическая зона является частью государственной и таможенной территории России, кроме этого, в особой экономическей зоне устанавливается особый льготный режим по сравнению с общим режимом производственных инвестиций предпринимательской деятельности, в том числе внешнеэкономической и инвестиционной деятельности, а так же и потому, что в законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» отмечено, что особые экономические зоны относятся к категории особых режимов внешней торговли наравне с приграничной торговлей10.
С 2005 по 2007 год в отношении особых экономических зон в России был принят ряд законодательных актов, для которых предусматривалась — в зависимости от функционального назначения — следующая типологизация:
1) технико-внедренческие;
2) промышленно-производственные;
3) туристско-рекреационные;
4) портовые;
5) так
называемые «старые»
6) игорные зоны.
На данный момент на территории России создано 30 особых экономических зон, в том числе: 4 — технико-внедренческие, 4 — промышленно-производственные, 13 — туристско-рекреационных, 3 — портовые, 2 «старые» и 4 — игорные.
Технико-внедренческие зоны созданы в Санкт-Петербурге, Томске и Московской области (города Дубна и Зеленоград). Специализация зоны в Санкт-Петербурге — научное приборостроение, в Томске — промышленная электроника и биотехнологии, в Дубне — информационные и ядерные технологии, в Зеленограде — микро- и нано- электроника.
Зоны промышленно-производственного типа расположены в Липецкой области и Республике Татарстан. Первая специализируется на производстве бытовых электроприборов и промышленном приборостроении; вторая — на узлах и деталях для автомобильной промышленности, а также на продукции химической промышленности.
Туристско-
Портовые зоны создавались как инструмент развития транспортно-логистических узлов в России. Последние могут формироваться на базе морских и речных портов, а также аэропортов. Особый зональный режим предусматривает предоставление таможенных льгот и налоговых стимулов как российским, так и иностранным компаниям, работающим в портах, где действует этот режим. К настоящему времени портовые зоны созданы в Красноярске (Восточная Сибирь), Ульяновске (Поволжье), Советской Гавани и Хабаровске (Дальний Восток).
Законодательство общего характера для особых экономических зон, не распространяется на «старые» зоны, созданные в 1990-е годы.
Последние функционируют на основе специальных законодательных актов, принятых на момент образования этих зон. «Старые», особые экономические зоны действуют в Магадане, расположенном на Дальнем Востоке11, и в Калининграде — российском эксклаве, который оказался отделенным от остальной территории РФ Литвой и Польшей12. Калининград наиболее преуспел как в получении, так и в сохранении на своей территории особого статуса. На наш взгляд, сохранение привилегированного положения Калининградского региона объясняется скорее его уникальным геостратегическим положением.
Игoрные зоны планируется сделать единственными территориями в Рoссии, где разрешены азартные игры. Закон об игoрнoм бизнесе разрешает азартные игры на территории четырех российских регионов: Калининградской области, Алтайского, Краснодарского и Приморского краев13.
Отличие нынешних особых экономических зонот прошлых, созданных в 90-е годы прошлого века, в основном заключается в качественной неразработанности нормативно-правовой базы. В настоящее время правовое регулирование организации и деятельности особых экономических зон на территории Российской Федерации осуществляется на основании Соглашения «по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны» от 18 июня 2010 года, иными актами таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, законодательством Российской Федерации об особых экономических зонах и иным законодательством Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации об особых экономических зонах.
Особый
режим осуществления
1. Базисом,
как правило, особых
2. Налогообложение
резидентов особых
Предприятия,
зарегистрированные на территории особой
экономической зоны, получают льготу
в размере 4,5% по выплате налога на
прибыль организации. Таким образом,
средняя налоговая ставка по России
составляет 20%, в то время как инвесторы
особых экономических зон платят
15.5 – 16%. Инвесторы получают право
не платить налог на имущество
организации с момента
Налоговые каникулы, предоставленные органами государственной властина региональном уровне, длятся от 5 до 10 лет.С 1 января 2012 г. до 1 января 2023 г. для организаций - резидентов технико-внедренческих и туристско-рекреационных зон, объединённых решением Правительства РФ в кластер, применяется налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, в размере 0%;
3. Режим
свободной таможенной зоны, действующий
на территории особой
Ввозимые на территорию особой экономической зоны иностранные товары размещаются и используются без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования. Товары Таможенного союза (Россия, Казахстан и Беларусь) помещаются под режим свободной таможенной зоны без уплаты вывозной таможенной пошлины, а также без применения запретов и ограничений. До 1 января 2017 года инвесторы особой экономической зоны вправе ввозить на внутренний рынок Таможенного союза продукцию, которая была произведена с использованием иностранных товаров на территории особой экономической зоны, без уплаты таможенных пошлин и налогов, при условии, что товары подверглись достаточной переработке(для инвесторов, зарегистрированных в особых экономических зонах до 1 января 2012 года).
Также в случае поставки на территорию Таможенного союза товаров, произведенных на территории ОЭЗ из импортных комплектующих или сырья, инвестор имеет право выбрать ставку таможенной пошлины, которая при этом будет применяться, — т. е. ставку на сырье либо на готовую продукцию;
4. Особый
административный режим (один
регулирующий орган - с 2010 г.
компания ОАО «особые
5. Существенным
преимуществом является
В соответствии со ст. 38 Федерального закона №116-ФЗ «Об особых экономических зонах» от 22.07.2005 акты, ухудшающие положение налогоплательщиков - резидентов особых экономических зон, не могут применяться к ним в течение срока действия соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности. Исключение сделано лишь в отношении налогообложения подакцизных товаров.
Как сказанно в ст. 3 Федерального закона РФ от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ» (в ред. Федеральных законов от 06.12.2011 № 409-ФЗ) «особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции».
Информация о работе Административно-правовой статус особых экономических зон