Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 02:14, дипломная работа
Цель дипломной работы заключается в рассмотрении правовых аспектов создания, функционирования и прекращения деятельности особых экономических зон в Российской Федерации, а также в проведении сравнительного анализа положений российского и зарубежного законодательства.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..…3
1. ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ КАК ФОРМА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ…………...............................................7
1.1 Экономико-правовая природа особых экономических зон………..….7
1.2. Международный правовой опыт регламентации особых экономических зон……………...…………………………………………………19
2. ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РФ..............................................................................30
2.1. Порядок учреждения особых экономических зон в РФ……….….….30
2.2. Правовые проблемы функционирования особых экономических зон..………………………...………………………………..………………………42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….…56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………...…………............60
В 2011 году в особые экономические зоны Российской Федерации привлечено 73 инвестора с общим объемом заявленных инвестиций около 90 млрд. рублей. На сегодняшний день в особых экономических зонах всех типов реализуют проекты 307 инвесторов( в 2006 году их было всего 12), среди которых ведущие компании с участием иностранных инвесторов из 24 стран мира. Общий объем заявленных инвестиций составляет около 360 млрд. рублей. Предусмотрено создание более 50 тыс. новых рабочих мест14.
Особые
экономические зоны сегодня - это, прежде
всего, государственно-частное
Таким
образом, можно сказать, что создание
и функционирование особых экономических
зон направлено на повышение экономического,
социального, научно-технического развития
регионов России, где Правительство
может вводить инновационный
курс промышленной политики и специальный,
более благоприятный режим
Поэтому
по экономическим результатам
Говоря о социальном эффекте, связываемый с наличием особых экономических зон, надо отметить, что успешная деятельность зон укрепляет бюджет государства. Успешность особых экономических зон помогает решить проблемы роста базы налогообложения, увеличивая число налогоплательщиков - юридических и физических лиц. Важно то, что иностранные граждане, резиденты особых экономических зон, являясь налогоплательщиками, в свою очередь, не претендуют на долю из пенсионных и иных страховых фондов принимающей страны.
Также
с позиций российских реалий, особые
экономические зоны призваны решить
не только традиционную для них задачу
- привлекать инвестиции и развивать
высокотехнологичные
1.2. Международный правовой опыт регламентации особых экономических зон.
В настоящее время особые (свободные) экономические зоны получили широкое распространение в мире. Они функционируют в Аргентине, Болгарии, Бразилии, Великобритании, Вьетнаме, Египте, Индии, Индонезии, Ирландии, Испании, Италии, Кении, Кипре, Китае, Колумбии, Литве, Лихтенштейне, Люксембурге, Малайзии, Мальте, Монако, Панаме, Польше, России, Сенегале, Сингапуре, США, Таиланде, Тайване, Тунисе, Турции, Филиппинах, Франции, Чехии, Чили, Швейцарии, Южной Корее, Ямайке и др16.
В мировом сообществе анализом, мониторингом функционирования особых экономических зон занимается ЮНИДО, структурное подразделение ООН. В настоящее время создано около 3000 особых экономических зон в более чем 120 странах мира, где работает свыше 50 млн. человек17.
Современные особые экономические зоны с точки зрения функциональности можно разбить на 4 основные типа зон: торговые, промышленно-производственные, технико-внедрические и комплексные18.
Однако их прототипы появились намного раньше, в связи с чем мировую историю особых экономических зон можно условно разбить на три этапа.
Первый зафиксированный прообраз особой экономический зоны в мировой истории упоминается в 166 г. до н.э. и был создан на острове Делос в Греции. В дальнейшем в районах крупных европейских портов, находящихся на пересечении мировых торговых путей, возникали свободные таможенные зоны, в рамках которых устанавливался беспошлинный режим экспорта и импорта товаров. В России в XIX веке в Одессе и Батуме также существовали «порты франко» — свободные таможенные зоны.
Производственные
особые экономические зоны относятся
к зонам второго поколения. Обычно
они принимаются за основную единицу
анализа (как наиболее распространенные),
и на этом строятся два различных
концептуальных подхода к созданию
зон. Первый, территориальный подход,
рассматривает зону как специально
выделенную территорию, на которой
вводится преференциальный хозяйственный
режим. Второй, функциональный подход,
рассматривает зону как особый преференциальный
режим, распространяемый на определенный
вид предпринимательской
Одной из наиболее успешных зон подобного типа можно считать ирландскую промышленно-производственную зону «Шеннон». Зона изначально развивалась вокруг крупного международного аэропорта в одноименном городе. В 1957 году здесь был открыт первый магазин «дьюти-фри». Толчком к развитию послужило выгодное географическое положение аэропорта – он находился в середине самого короткого авиамаршрута между Старым и Новым Светом. Однако развитие техники привело к возможности совершать трансатлантические рейсы без дозаправок, и «Шеннон» потерял свое стратегическое значение.
С
целью поддержания
К
особым зонам третьего поколения
относятся технико-
Сегодня в мире технопарковые зоны (технополисы) развиваются невероятно быстрыми темпами. Наиболее крупная в США научно-техническая зона — легендарная Силиконовая долина, которую называют колыбелью современных информационных технологий.
В рамках экономики Соединенных Штатов существуют два типа технопарков: частные и государственные. Научно-технические парки создаются не с разрешения государственных органов, а в соответствии со сложившейся ситуацией социально-экономического плана (высокий уровень безработицы, неразвитость региона, инфраструктурные неурядицы и др.). При финансировании технопарков используются различные источники, включая фонды университетов и благотворительных обществ, а также муниципалитетов, федеральных ведомств и министерств, промышленных фирм и собственных средств.
Деятельность
технопарков в США
В Голландии и ФРГ в начале 1990-х гг. было 45 и 50 технопарков соответственно, причем в планы указанных государств входило формирование еще 100 в каждой стране. В Японии в 14 районах действуют 18 технополисов на базе ведущих научных центров. Крупнейший технополис «Цикуба» обеспечивает работой 145 000 человек. В Англии имеется более 25 технопарковых зон, в которых задействовано 18 400 рабочих мест.
К зонам третьего поколения следует отнести также сервисные зоны (или зоны услуг) — туристско-рекреационные, банковские, страховые и т.д.
В настоящее время в мире возникают новые типы особые экономических зон, в том числе так называемые микрозоны на основе отдельных городских кварталов или крупных предприятий.
Интересно, что многие особые экономические зоны прошли путь своеобразной эволюции, трансформируясь из свободных торговых зон сначала в экспорто-производственные, а затем — в технопарковые или комплексные.
По данным статистики, в США через зоны свободной торговли проходит 3% национального импорта и 2,5% экспорта. В США действует свыше 100 свободных экономических зон; в Южной Корее — 170; в Великобритании — около 30. В Китае около 4500 предприятий работают в особых экономических зонах, объем иностранных инвестиций в китайские свободные зоны составляет свыше $30 млрд, объем промышленного производства — свыше $40 млрд. В 2000 г. через такие зоны проходило до 30% мирового товарооборота20.
В контексте вышесказанного необходимо отметить уникальный опыт Китая по вопросам создания и функционирования особых экономических зон.
С
середины XX века Министерство внешнеэкономических
связей и внешней торговли Китая
передало часть своих функций
правительствам провинций и городов,
создавших собственные
Важным направлением можно назвать процесс формирования и совершенствования льготной налоговой, валютно-финансовой и кредитной политики, призванной стимулировать приток в КНР иностранного капитала, активизацию внешнеторговой деятельности местных органов власти и предприятий.
В 1980 гг. в Китае время формируется договорно-правовая и организационная основа привлечения иностранного капитала: принимается пакет законов, регламентирующих вопросы налогообложений, передачи технологий, трудовых отношений, валютного и таможенного режима, кредитно-финансового обеспечения, контроля и регулирования деятельности зарубежных предпринимателей.
Первым законодательным актом стало «Положение о специальных экономических зонах провинции Гуандун» 1980 года. В провинции было поочередно создано пять особых экономических зон: Шэньчжэньская, Чжухайская, Шаньтоуская, Сямэньская и Хайнаньская. Размер их территории колебался от 15 км² до 52,4 тыс. км².
Таким образом, на данном этапе была сформирована институциональная основа функционирования зон и их инфраструктурное обеспечение, определены первые территории с особым статусом.
С
1983 года проявляются первые результаты
работ экономических зон, происходит
совершенствование договорно-
В это
время китайское руководство
принимает решение о создании
новых 14 зон технико-экономического
развития, которые должны были привлекать
недостающие передовые
Начиная с 1990 года, происходит разделение рисков между высокотехнологичными компаниями и правительством. Механизм заключается в том, что правительство либо выплачивает до 50% по кредиту, привлекаемому компанией, либо само предлагает ей льготный кредит23. Такими льготами в равной мере могли пользоваться компании независимо от их формы собственности или происхождения капитала24.
Информация о работе Административно-правовой статус особых экономических зон