Для
повышения эффективности административно-правового
регулирования режима особых экономических
зон в России необходимо введение комплексного
законодательства в отношении особых
экономических зон, создание оптимальных
методов контроля за его исполнением,
а также внедрение мер по стабилизации
экономической, финансовой и социальной
ситуации в стране. Это позволит, используя
правовой режим особой зоны, привлечь
новых резидентов, обеспечить развитие
территорий их дислокации, стать действенным
инструментом интеграции экономики страны
в систему мирохозяйственных связей.
По
нашему мнению, к вышеперечисленным
предложениям должны быть осуществлены
также изменения по следующим
вопросам:
-
прежде всего нужно отказаться от создания
зон на базе коммерческого соглашения
трех уровней государственной власти;
-
нужно начать двигаться в сторону
организации зон нового поколения, когда
они являются не столько участком территории,
сколько особым институциональным режимом,
благоприятствующим образованию кластерных
альянсов трех структур – университетских
(научных) кругов, бизнеса и государства;
-
в современных условиях преференциальные
режимы должны быть нацелены не на отдельные
технологические прорывы, а на массовую
кластеризацию национальной экономики;
-
важным является инновационность в деятельности
особых экономических зон, которая проявляется,
прежде всего, в том, что создание всей
инфраструктуры особой экономической
зоны привносит в конкретную национальную
экономику новые способы производства;
-
государству стоит создавать
социальные программы для стимулирования
формирования у населения инновационного
менталитета;
-
целесообразно законодательно закрепить
приобщение участников особых экономических
зон к законотворческому процессу.
Цель
дипломной работы заключалась в рассмотрении
правовых аспектов создания, функционирования
и прекращения деятельности особых экономических
зон в Российской Федерации, а также в
проведении сравнительного анализа положений
российского и зарубежного законодательства,
и, на наш взгляд, эта цель была достигнута
в ходе тщательного исследования.
Содержащиеся
в работе теоретические положения и аналитические
выводы способствуют дальнейшим научным
исследованиям проблем административно-правового
регулирования института особых экономических
зон в Российской Федерации. В частности,
предложения, касающиеся совершенствования
законодательства регулирующего отношения
по функционированию особых экономических
зон на территории Российской Федерации
могут быть использованы как в нормотворческой
деятельности при разработке правовых
норм, так и в правоприменительной практике
государственных органов. Именно такие
подходы, озвученные в работе, делают нашу
экономику и страну постиндустриальной.
Список
использованных источников
Нормативные
правовые акты
- Конституция
Российской Федерации: офиц. текст // Российская
газета.– 1993. – 25 дек.
- Международная
конвенция об упрощении и гармонизации
таможенных процедур (в ред. Протокола
26.06.1999) // Собрание законодательства РФ. –
2011. – № 32, ст. 4810.
- Кодекс Российской
Федерации об административных правонарушениях:
Федеральный закон № 195-ФЗ ( в ред. ФЗ от
01.03.2012) // Российская газета. – 2001. – 31 дек.
- «Таможенный
кодекс Таможенного союза» (приложение
к Договору о Таможенном кодексе Таможенного
союза, принятому Решением Межгосударственного
Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств
от 27.11.2009 № 17) ( в ред. от 16.04.2010).
- Налоговый
кодекс Российской Федерации (часть вторая):
Федеральный закон № 117-ФЗ (в ред. ФЗ от
06.12.2011) // Собрание законодательства РФ.
– 2000. – № 32. – Ст. 3340.
- Об особых
экономических зонах в Российской Федерации:
Федеральный закон № 116-ФЗ (в ред. ФЗ от
06.12.2011) // Собрание законодательства РФ.
– 2005. – № 30 (ч. 2). – Ст. 3127.
- Об
основах государственного
регулирования внешнеторговой
деятельности: Федеральный закон № 164-ФЗ
(в ред. ФЗ 06.12.2011) // Собрание законодательства
РФ. – 2003. – № 50. – Ст. 4850.
- Об иностранных
инвестициях в Российской Федерации: Федеральный
закон № 160-ФЗ (в ред. ФЗ 06.12.2011) // Собрание
законодательства РФ. – 1999. – 12 июля. –
Ст. 3493.
- Об особой
экономической зоне в Калининградской
области: Федеральный закон № 13-ФЗ (в ред.
ФЗ 06.12.2011) // Собрание законодательства
РФ. – 1996. – № 4. – Ст. 224.
- О международных
договорах Российской Федерации: Федеральный
закон № 101-ФЗ (в ред. ФЗ 01.12.2007) // Собрание
законодательства РФ. – 1995. – № 29. – Ст.
2757.
- О государственном
регулировании деятельности по организации
и проведению азартных игр и о внесении
изменений в некоторые законодательные
акты Российской Федерации: Федеральный
закон от 29.12.2006 № 244-ФЗ (ред. ФЗ от 21.11.2011)
// Собрание законодательства РФ. – 2007.
– № 1. – Ст. 7.
- Об утверждении
правил оформления и подачи заявки на
создание особой экономической зоны: Постановление
Правительства РФ от 13.09.2005 №564 // Собрание
законодательства РФ. – 2005. – № 38. – Ст.
3822.
- Арутюнов
Д.Р., Проблемы административно-правового
регулирования предпринимательской деятельности
в особых экономических зонах // Современное
право. 2006. № 9. С. 21 - 25.
- Арутюнян
Л.О., Особые экономические зоны как фактор
стимулирования развития инновационной
деятельности // Социально-экономические
и технические системы: исследование,
проектирование, организация. 2006. № 4(20).
- Авдокушин,
Е. Ф., Международные экономические отношения:
учеб. / Е. Ф. Авдокушин. – М.: Юристъ, 1999.
– 368 с.
- Багаутдинов
А.Н., Проблема понятия особых экономических
зон в российском праве // Право и государство:
теория и практика. 2007. № 9. С. 104 - 108.
- Батыров
М.В.,Правовые механизмы регулирования
отношений в сфере функционирования особых
экономических зон Российской Федерации»
Международное публичное и частное право»,
2011, № 2
- Богуславский
М.М., Международное частное право. М., 2004.
- Богуславский
М. М., Международное частное право: учеб.
/ М. М. Богуславский. – М.: Юрист, 2004. – 412
с.
- Вишняков
В.Г., Особые экономические зоны: правовые
проблемы и пути развития // Журнал российского
права. 2003. № 1.
- Данько Т.
П., Свободные экономические зоны / Т. П.
Данько, З. М. Окрут. – М.: Инфра – М., 1998.
- Дмитриев
Ю.А., Полянский И.А., Трофимов Е.В. Административное
право Российской Федерации. М., 2009.
- Доронина
Н.Г., «Особые
экономические зоны»
во внешнеэкономической деятельности
/ Н. Г. Доронина // Журнал российского права.
– 2004. – № 6. – С. 95–105.
- Друзик Я.С.,
Свободные экономические зоны в системе
мирового хозяйства. М., 2000.С. 53.
- Ильин А.Ю.,
Особые экономические зоны: экономико-правовой
аспект создания, развития и действия
// Финансовое право. - М.: Юрист, 2011, № 4.
- С. 26-31.
- Смородинская
Н.В., Организация особых экономических
зон в мировой и российской практике: концептуальные
проблемы// Вестник Института экономики
РАН. №3/2011. Научный журнал. М.: ИЭ РАН, 2011.
– 427с.
- Смородинская,
Н.В., Свободные экономические зоны: уроки
мировой практики / Н. Смородинская, Г.
Белова, О. Богачева. – Москва: Просвещение,
1993. – 305 с.
- Смородинская
Н.В., Капустин А. Свободные экономические
зоны: мировой опыт и российские перспективы
//Российский экономический журнал. -1994.
- №12. С. 126.
- Трошкина
Т.Н., Перспективы регионального развития
в свете формирования особых экономических
зон в РФ: проблемы внешнеторгового и таможенного
регулирования // Юридическая наука и правоохранительная
практика. 2008. № 1(4).
- Зименков
Р.И., Опыт США в создании и функционировании
свободных экономических зон // Инвестиции
в России. 2005. № 8. С. 3.
- Зименков
Р.И., Свободные экономические зоны: Учеб.пособие.
М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 223 с.
- Кари Л., Особые
экономические зоны в России: что они могут
предложить иностранным фирмам // Экономическая
политика. - 2009. – № 5. - С.149-165.
- Калинина
Л.Е., Государственная политика в сфере
туризма: туристско-рекреационные особые
экономические зоны // Туризм: право и экономика.
- М.: Юрист, 2006, № 5. - С. 23-27.
- Кокорин
В.А., Современные проблемы административно-правового
регулирования офшорных институтов //
Государство и право. 2007.
- Павлов П.В.,
Административно-правовое регулирование
режима особых экономических зон в России;
«Административное и муниципальное право»,
2010, № 12.
- Рыбаков
С.А., Реформирование российской модели
особых экономических зон: правовые инструменты
и перспективы / С. А. Рыбаков // Право и
экономика. - 2010. - № 10. - С. 18-21.
- Лисица В.Н.,
Особые экономические зоны в Российской
Федерации. Новосибирск, 2010. С. 32 - 34, 115 -
125.
- Цяньшэн
П., Кай В., Опыт китайских зон технико-экономического
развития / Пер. с кит. СПб.: Изд-во С.-Петерб.
ун-та, 2006. С. 229 - 235.
- Шаститко
А.Е., Яковлева Е.Л. Принципы организации
особых экономических зон в Российской
Федерации // Информационно-аналитический
бюллетень. 2003. № 46. С. 6.
- Шмонов Н.Н.,
Историческое исследование проблем развития
особых экономических зон. -Казань: Изд-во
КГУКИ, 2010. - 158с.
- Особенности
правового статуса резидентов особых
экономических зон//С.А. Рыбаков, Налоги.
2010. № 3. С. 9 – 14.
- Особые экономические
зоны в России: Правовое регулирование
/ А.В. Пушкин, И.Г. Богданов. — М.: Альпина
Бизнес Букс, 2009. — 228 с.
- Официальный
информационный ресурс Министерства
Экономического развития РФ (электронный
ресурс) // Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/about/structure/deposobeczone/doc20120117_009 (дата обращения: 28.03.2012).
- Частный
некоммерческий сайт проета «Туманган»
(электронный ресурс) // Режим доступа:
http://www.tumangan.ru (дата обращения: 14.03.2012).
- Официальный
сайт ОАО «Особые экономические зоны».
– URL: http://www.oaooez.ru/management_company/ ( дата обращения: 31.01.2011).
Приложение 1. Базовые
модели особых экономических зон в мировой практике38
Виды
ОЭЗ |
Размеры (кв.км) |
Наличие таможенной
границы |
Базовые льготы |
Регионы / страны
распространения |
1. Зоны
свободной торговли |
3,0 – 5,0 |
Обязательно |
Администрат.,
таможенные |
Развитые и
развивающиеся страны, на территории
которых расположены транспортные узлы |
2. Производственные
А) точечные
Б) промышленные
парки |
1,0-2,0
0,1-0,5
1,0-20,0 |
Отсутствует
Не обязательно |
Администрат.,
таможенные
Администрат.,
таможенные |
Бразилия, Мексика,
Пуэрто-Рико, Филиппины
Карибский бассейн,
Мексика,ЮВА, Россия |
В) торгово-производственные |
1,0-4,0 |
Обязательно |
Администрат.,
таможенные |
США |
Г) зоны
малого бизнеса |
0,01-3,0 |
Отсутствует |
Администрат., налоговые,
финансовые |
Великобритания,
Франция, Индия, Ближний Восток, Аргентина |
3. Технико-внедренческие |
2,-20,0 |
Не обязательно |
Администрат., налоговые |
Страны ЮВА,
Россия
|
4.
Комплексные
А) специальные
экономические
Б) территории особо
режима |
16,0-330,0
15-200 тыс. (под
льготами до 10 тыс.) |
Обязательно
Обязательно для
части зоны |
Администрат., таможенные,
налоговые, финансовые
Администрат., таможенные,
налоговые, финансовые |
Китай
Бразилия
Аргентина, Россия(Калининградская
и Магаданская ОЭЗ) |