Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 15:10, курсовая работа
Современное жилищно-коммунальное хозяйство - это сфера ответственности местных органов власти. Однако местные органы власти не всегда в состоянии самостоятельно разрешить проблемы отрасли, основные из которых: высокая доля убыточных предприятий, высокий уровень физического и морального износа основных производственных фондов, значительные объемы задолженности предприятий ЖКХ и бюджетное недофинансирование, низкая инвестиционная привлекательность предприятий отрасли.
Введение
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………….
ГЛАВА 1 ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО КАК СФЕРА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ……………………………………………
1. 1 ЖКХ как объект управления и регулирования………………………………………..
1.2 Цели и задачи органов управления ЖКХ………………………………………………
ГЛАВА 2 АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА……………………………………………………….
2.1 Административно-правовые формы деятельности органов управления ЖКХ……...
2.2 Методы управленческой деятельности…………………………………………………
2.3 Перспективы и проблемы развития административно – правового регулирования в сфере ЖКХ…………………………………………………………………………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………............................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….....................
Установлено, что качество нормативно-правовой основы, ее полнота и степень соответствия особенностям регулируемого объекта обусловливает эффективность управления ЖКХ. Но практика показывает, что как на федеральном, так и на региональном уровнях отсутствуют последовательные и скоординированные меры по реализации новой модели экономических взаимоотношений, структурных изменений в ЖКХ на региональном уровне в свете административной реформы. Обращает на себя внимание отсутствие ряда необходимых норм в новом законодательстве, в том числе регулирующих порядок организации управления в сфере ЖКХ, обеспечивающих нормативно-правовое сопровождение реформы, механизм ее реализации.
В
итоге реформа осуществляется с
различными нарушениями в виде несоблюдения
федеральных стандартов, превышения
роста стоимости жилищно-
Положение о том, что низкое качество правовой основы, регулирующей публично-правовые отношения в сфере ЖКХ, является одной из основных причин кризиса ЖКХ. Для решения проблемы представляется необходимым внести необходимые изменения и дополнения в действующее законодательство, в частности в ЖК РФ, КоАП РФ, а также в отраслевое законодательство.11
Итак, мы определили, что управление ЖКХ относится к ведению субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, а участие государства заключается в нормативном регулировании, координации, контроле и обеспечении прав и законных интересов субъектов управления, определении приоритетов в структурной политике, лицензировании, регистрации и пр.
Тем не менее сегодня ЖКХ всех регионов испытывают большие трудности и сильно отстают от современных требований. Одна из основных причин этого — нехватка средств, выделяемых из бюджетов всех уровней, а также повсеместные неплатежи и несвоевременная оплата жилищно-коммунальных услуг населением. Да и инвестиционные вложения обходят стороной эту отрасль.
Отметим, что создание конкурентной среды в жилищной сфере ключевым образом зависит от эффективного разделения функций и формирования договорных отношений между собственниками жилищного фонда (или организациями, уполномоченными выступать от лица собственника), управляющими компаниями и подрядными жилищными организациями.
Анализ
положений о структурных
На практике органы местного самоуправления принимают решения об увеличении ставок и тарифов оплаты за ЖКУ. При этом никаких преобразований и мероприятий в сфере ЖКХ с целью снижения себестоимости ЖКУ и выявления необоснованных затрат в ЖКХ и, как следствие этого, снижения тарифов не проводят. Вышеперечисленные проблемы приводят только к росту тарифов и ставок, тем самым вызывают негативное отношение со стороны населения.В связи с проводящейся административной реформой отмечается, что проблема поиска организационно-правовых форм органов исполнительной власти субъектов Федерации не нашла пока адекватного разрешения ни в законодательстве (как федеральном, так и на уровне субъектов Федерации), ни в научной литературе.
Делается
вывод о том, что в структуре и функциях
органов управления ЖКХ на региональном
уровне необходима определенная общая
система, отражающаяся в общих подходах
к построению положений об органах исполнительной
власти и четком разграничении их функций.Вместе
с тем остается актуальной проблема выбора
модели органа ЖКХ отраслевой компетенции —
самостоятельный орган управления или
«орган в органе». В настоящее время единообразного
решения на региональном уровне эта проблема
тоже пока не нашла. В ряде субъектов Федерации
отраслевое управление ЖКХ осуществляет
отдел в структуре комитета, главного
управления, управления, департамента,
что является аналогией управления ЖКХ
на федеральном уровне. Практика показывает,
что реформы ЖКХ проходят заметно успешнее
в тех регионах, где в администрации субъектов
Федерации работают самостоятельные департаменты
(комитеты), координирующие политику управления
в сфере ЖКХ.Современная система региональных
органов исполнительной власти в сфере
ЖКХ общей и отраслевой компетенции отличается
значительным разнообразием как в количестве,
так и в формах составляющих их органов,
что делает их классификацию весьма затруднительной.
Их компетенционные акты не позволяют
определить главное назначение органа
управления.
Собственные полномочия местного самоуправления
для решения вопросов местного значения
в сфере ЖКХ устанавливаются Законом об
организации местного самоуправления.
Вместе с тем правовым закреплением полномочий
местного самоуправления в сфере ЖКХ служат
иные федеральные и региональные законы,
отраслевые законодательные акты, в том
числе и кодифицированного характера
(ЖК РФ), уставы муниципальных образований.
Анализ текущего законодательства позволяет сделать вывод о том, что полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными и региональными законами, отраслевыми нормативными актами, уставами муниципальных образований, в реальной действительности значительно шире, чем это предусмотрено в ст. 17 Закона об организации местного самоуправления. В то же время перечень вопросов местного значения не может быть расширен путем принятия нормативных актов, возлагающих на органы местного самоуправления дополнительные полномочия в какой-либо сфере, поскольку это противоречит п. 1 ст. 18 данного Закона.12
Очевидно,
что общий объем полномочий исполнительно-распорядительных
органов местного самоуправления должен
обеспечивать их нормальное функционирование
и поэтому нуждается в расширении. В целях
обеспечения реального объема полномочий
органов местного самоуправления необходима
законодательная инициатива в решении
проблемы расширения перечня вопросов
местного значения и полномочий по собственной
инициативе субъектов Российской Федерации
и органов местного самоуправления с соблюдением
определенных условий.
Теперь рассмотрим проблему совершенствования
методов управления органов исполнительной
власти.
Обращается внимание на то, что методы регулятивного воздействия на всех субъектов, осуществляющих деятельность в сфере ЖКХ, взаимосвязаны и образуют единый комплекс. Они нуждаются в постоянном совершенствовании содержания и способов применения, основанном на научном подходе. Так, рост нарушений правил в области жизнеобеспечения населения на региональном уровне требует усиления метода принуждения.Кроме того, права граждан на получение качественных жилищно-коммунальных услуг, улучшение условий проживания нуждаются в защите.
Сравнительный
анализ законов субъектов Российской
Федерации «Об административных
правонарушениях» показывает, что правовое
регулирование отношений в
Действующее
законодательство не обеспечивает системного
решения проблем управления ЖКХ
и не соответствует рыночным правилам
поведения хозяйствующих
В этих условиях задача местных органов власти заключается в разработке комплекса мер, способствующих повышению инвестиционной привлекательности ЖКХ муниципального образования, в том числе:
1.
Создание правовой среды по
инвестиционному
2.
Организация конкурсов
3.
Контроль за процессом
4.
Содействие практической
5.
Создание информационной базы
об экономическом потенциале
муниципального образования,
При
рассмотренном подходе система управления
ЖКХ на уровне муниципального образования
представляется как трехзвенная система,
включающая:
— собственников жилищного фонда и других
объектов недвижимости;
— организации по управлению муниципальным
жилищным фондом;
— подрядные организации, обеспечивающие
предоставление жилищно-коммунальных
услуг.
Анализ административно-правового регулирования
ЖКХ в субъектах РФ показывает, что реформа,
проводимая муниципальными образованиями,
заключается в создании отдельных элементов
преобразований в ЖКХ, а коренного реформирования
не происходит. Более того, проводя реформу
ЖКХ, государство должно играть активную
роль в социальной защите населения, модернизации
коммунальной инфраструктуры, капитальном
ремонте и строительстве жилищного фонда,
улучшении качества коммунальных услуг,
снижении их себестоимости. 13
2.2 Методы управленческой
Реформа ЖКХ, которая продолжается в Российской Федерации уже более 10 лет, пока не дала желаемых результатов. Этапы и сроки реализации намеченных мероприятий, обозначенные в Указе Президента РФ 1997 г., откладываются или неоднократно переносятся. В данной статье не критикуются инициаторы и разработчики реформы на федеральном, региональном или муниципальном уровнях. Автор сознательно абстрагируется от конкретных персоналий и территорий Российской Федерации, находящихся в сфере реформирования ЖКХ. Внимание сосредоточено на общеметодологических проблемах эффективного управления отраслью. Предметом рассмотрения являются проблемы управленческого характера, связанные с общими закономерностями и противоречиями в процессе реформирования и управления ЖКХ на современном этапе развития народного хозяйства России.
Для получения наилучшего результата по управлению в рассматриваемой сфере экономики прежде всего необходим соответствующий инструментарий, включающий управленческие технологии, методы и методики управления. Следует определиться с базовыми и основными понятиями и терминами. Существующие теория и практика административного и научного общения свидетельствуют об отсутствии единой точки зрения в отношении ключевых понятий в данной сфере. Без ясности в этих вопросах сложно достигнуть понимания и взаимодействия между субъектами и объектами управленческой деятельности.
Научная проблема эффективного управления ЖКХ заключается в решении противоречия в понимании эффективности между производителями и потребителями жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ). Важным представляется также определение границ объектов и перечня субъектов управления.
В научной теории и хозяйственной практике до сих пор нет терминологического единства в понимании и толковании жилищно-коммунального хозяйства. Особую научно-практическую сложность вызывает и определение понятия «управление» применительно к ЖКХ.14
Сложности и противоречия в определении базовых понятий порождают научные трудности в толковании и понимании факторных и других понятий ЖКХ в их теоретическом значении и практическом использовании. Одни и те же с точки зрения семантики понятия могут обозначать различные вещи, в то же время одинаковые элементы ЖКХ имеют различное толкование в теоретических трудах исследователей и ученых, в работах и публикациях практиков, занимающихся вопросами управления отраслью.
На первый взгляд, терминологические трудности вызывают проблемы непосредственно в системе государственного, регионального и муниципального управления ЖКХ. Так, составляющая «коммунальное» очень часто употребляется в значении «коммуникационное», т. е. относящееся к коммуникациям, и рассматривается применительно к сетям инженерной инфраструктуры ЖКХ, тогда как исходное значение – «относящееся к коммуне, общине». Отсюда в одних случаях управлением ЖКХ на территории занимаются органы общественного управления, в других – строительные и иные инженерно-технические организации.
ЖКХ представляет собой сложный социально-экономический комплекс, предназначенный для удовлетворения определенных потребностей населения. С социальной точки зрения ЖКХ – важнейшая сфера жизнедеятельности и жизнеобеспечения человека, с экономической – особый рынок по производству товаров и услуг, связанный с жильем и коммунальной сферой.