Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 15:10, курсовая работа
Современное жилищно-коммунальное хозяйство - это сфера ответственности местных органов власти. Однако местные органы власти не всегда в состоянии самостоятельно разрешить проблемы отрасли, основные из которых: высокая доля убыточных предприятий, высокий уровень физического и морального износа основных производственных фондов, значительные объемы задолженности предприятий ЖКХ и бюджетное недофинансирование, низкая инвестиционная привлекательность предприятий отрасли.
Введение
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………….
ГЛАВА 1 ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО КАК СФЕРА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ……………………………………………
1. 1 ЖКХ как объект управления и регулирования………………………………………..
1.2 Цели и задачи органов управления ЖКХ………………………………………………
ГЛАВА 2 АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА……………………………………………………….
2.1 Административно-правовые формы деятельности органов управления ЖКХ……...
2.2 Методы управленческой деятельности…………………………………………………
2.3 Перспективы и проблемы развития административно – правового регулирования в сфере ЖКХ…………………………………………………………………………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………............................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….....................
Начнем
с определения понятия «
Существуют
как минимум два подхода к
определению понятия «жилищно-
При первом значении управление жилищно-коммунальным хозяйством понимается как управление жилищным фондом и прилегающей к нему или обеспечивающей его инженерно-коммуникационной инфраструктурой. Во втором случае управление ЖКХ принимает значение управления всем комплексом народного хозяйства территории, связанного с проживанием социально-культурного сообщества на конкретной территории. Этот комплекс включает не только жилищный фонд с прилегающей к нему инженерной инфраструктурой, но и весь комплекс околожилищных структур с их технической, правовой, социальной, экономической, культурной, экологической и иными составляющими по месту проживания человека и социума.
Понятие
«коммунальное» в целях унификации
следует рассматривать как
Жилищно-коммунальное хозяйство –особая сфера региональной экономики, в которой осуществляется производство, распределение и потребление жилищно-коммунальных товаров и услуг, относящихся к сфере личного и общественного потребления в условиях ограниченности ресурсов. Это сложный многоотраслевой или межотраслевой комплекс общественного сектора экономики, находящийся в сфере государственного регулирования и территориального управления.
Одним
из критериев эффективности
Эф = Вр : Ип.
В качестве показателя эффективности можно использовать прибыль от производства и реализации (Пр), которая определяется как разность между выручкой и издержками:
Пр = Вр – Ип.
Но эффективность управления ЖКХ на территории муниципального образования порой не связана с достижением получения максимальной прибыли. Эффективным в широком смысле считается такое управление, при котором достигаются цели организации. Цели представителей коммерческих предприятий или бизнес-структур не всегда совпадают с целями органов местного самоуправления и населения. Бизнес стремится к максимальным ценам на ЖКУ, а органы власти и управления, защищая интересы населения, должны бороться за установление минимальных цен.
На практике в условиях рыночных отношений всем участникам процесса следует соблюдать баланс интересов, который достигается установлением рыночного равновесия между предложенной ценой на ЖКУ и ценой оплачиваемого спроса в условиях цивилизованных рыночных отношений. При слишком высокой цене значительная часть потребителей не сможет оплачивать услуги, а при низкой – предприятия и организации – производители услуг – окажутся не в состоянии возместить свои затраты. Поэтому эффективность управления ЖКХ на территории помимо экономической эффективности определяется еще и социальной эффективностью, которая отражает результативность общественного процесса в целом. Это обобщающая характеристика развития какой-либо территории.
Для измерения социальной эффективности используются самые разные показатели: экономические, социально-бытовые, социально-демографические, социально-гуманистические и др. Показателями социальной эффективности в ЖКХ могут быть доступность и комфортность жилья, обеспеченность жильем в расчете на семью, качество и стоимость оказываемых услуг и др.15
Главный критерий социальной эффективности в ЖКХ – максимальное удовлетворение потребностей населения в ЖКУ при минимальных ценах, что не всегда совпадает с интересами бизнеса. Для достижения баланса интересов необходимо стремиться к социально-экономической эффективности.
Социально-экономическая эффективность (СЭЭф) в управлении ЖКХ на территории является интегрированным показателем средней доходности бизнеса или стоимости ЖКУ по отношению к средней доле затрат (Зо) на оплату ЖКУ в совокупном доходе семей:
СЭЭф = Эф : Зо.
В современной теории менеджмента управление считается эффективным в том случае, если организации достигают своих целей, поэтому эффективность в управлении жилищно-коммунальным хозяйством следует рассматривать с позиций представителей бизнеса или предпринимателей; органов государственной власти или территориального управления; населения.
Эффективность
с позиций предпринимателей или
представителей бизнеса определяется
прежде всего как экономическая
эффективность. По классической схеме
эффективность – это
Население заинтересовано в получении максимального количества жилищно-коммунальных услуг при минимальных ценах и хорошем качестве.
Органы власти и управления по-разному реализуют свои полномочия в зависимости от возможных функций и имеющихся интересов:
– если власть реализует интересы недобросовестных бизнесменов, то выполняет функцию принуждения и стремится к тому, чтобы максимально повысить тарифы и цены на ЖКУ, сохраняя при этом минимальные налоги на предпринимательскую деятельность;
– если власть реализует интересы населения, то выполняет функцию защиты и стремится к снижению затрат на производство ЖКУ и предоставлению их при сохранении или улучшении качества;
–
если власть реализует свои собственные
интересы, то по отношению к населению
выполняет функцию принуждения,
– если власть реализует баланс интересов населения, предпринимателей и государственных служащих, то в этом случае выполняет функцию эффективного социального менеджмента, направленную на повышение благосостояния населения, стимулирование деловой активности предпринимателей и развитие всего комплекса жилищно-коммунального хозяйства.
Преобладание во властных отношениях первого варианта приводит к непомерно высокому платежному бремени для потребителей ЖКУ, т. е. для населения, к снижению качества услуг, износу жилищной инфраструктуры и обветшанию жилищного фонда. Перекос в сторону второго варианта без модернизации производства и повышения его эффективности снижает деловую предпринимательскую активность и заработную плату производителей услуг. Вследствие этого снижается качество ЖКУ со всем набором негативных последствий, потом приходится еще больше платить за такую «доброту».
Третий вариант – это катастрофа для населения, ЖКХ, предпринимателей и самой власти. Население не сможет оплачивать услуги, предприниматели уйдут в другие сферы экономики, власть лишится налогов, а следовательно, средств к существованию. Сохранить позиции власть может, применяя жесткие меры принуждения как по отношению к населению, так и по отношению к предпринимателям.
Идеальным во всех отношениях является четвертый вариант, позволяющий выработать такое сочетание отношений власти, потребителей и бизнеса в управлении жилищно-коммунальным хозяйством, при котором максимально удовлетворяются потребности населения при минимальных издержках и сохраняется предпринимательская активность.
Следует
отметить, что в том случае, когда
власть выступает в роли эффективного
менеджера, меняется ее сущность: на смену
функции принуждения приходит
Проводимая в стране реформа ЖКХ развивается по двум главным направлениям, которые порой вступают в неразрешимые противоречия:
переход на полную оплату населением жилищно-коммунальных услуг;
снижение издержек на производство ЖКУ при сохранении их качества.
Без достижения баланса интересов разрешить возникающие противоречия невозможно. В основе достижения баланса интересов населения, предпринимателей и органов власти должен лежать принцип разумной достаточности (ПРД). Вписываясь в теорию общественного выбора, ПРД подразумевает определение «золотой середины» на договорной основе. Его предлагается применять в качестве примиряющего принципа в противовес принуждению. Суть договоров между производителями и потребителями в системе ЖКХ должна сводиться к установлению равновесной и доступной цены за жилье и приемлемой оплаты за ЖКУ при неизменном или улучшающемся качестве.
Управленческие технологии относятся к сфере экономических отношений. Технология – это любое средство преобразования исходных материалов (информация или физические материалы) для получения желаемых продуктов или услуг. Технологии могут быть производственными, информационными, общественными или управленческими.
Общественная (управленческая) технология – процессы преобразования человека и общества. Инструментом общественной технологии является политическая система или режим. Общественную технологию можно определить, как средство для получения желаемых результатов, продукции, услуг в человеческом обществе.
С учетом точки зрения, выработанной в современной теории и практике менеджмента, под управленческими технологиями в ЖКХ следует понимать различные управленческие инструменты и средства, используемые для получения желаемых результатов в процессе производства, распределения и потребления жилищно-коммунальных товаров, продукции и услуг.16
В качестве примеров современных и новых управленческих технологий в ЖКХ можно привести инжиниринг и реинжиниринг бизнес-процессов, развития, экономического роста, соучастия в управлении и др. Инжиниринг и реинжиниринг бизнес-процессов – это современные передовые управленческие технологии, направленные на многократное увеличение доходности бизнеса.
Реинжиниринг бизнес-процессов в ЖКХ – это комплексное и кардинальное перепроектирование, повышающее экономическую эффективность комплекса в несколько раз. Реинжиниринг может быть именно тем инструментом реформирования отрасли, с помощью которого достигается желаемый положительный эффект.
Определение и толкование технологий развития, роста и соучастия требует отдельного рассмотрения. Перечисленные новые технологии являются альтернативой применяемым в настоящее время неэффективным затратным и потребительским управленческим технологиям, которые тормозят развитие ЖКХ.
Можно с полной уверенностью утверждать, что применение устаревших управленческих технологий не дает возможности добиться эффективного реформирования, развития и управления жилищно-коммунальным хозяйством. Новые экономические отношения и задачи не могут сочетаться со старыми. Например, невозможно совместить свободную рыночную конкуренцию с жестким регулированием тарифов на ЖКУ, поскольку это элементы различных экономико-управленческих технологий.