Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 15:10, курсовая работа
Современное жилищно-коммунальное хозяйство - это сфера ответственности местных органов власти. Однако местные органы власти не всегда в состоянии самостоятельно разрешить проблемы отрасли, основные из которых: высокая доля убыточных предприятий, высокий уровень физического и морального износа основных производственных фондов, значительные объемы задолженности предприятий ЖКХ и бюджетное недофинансирование, низкая инвестиционная привлекательность предприятий отрасли.
Введение
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………….
ГЛАВА 1 ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО КАК СФЕРА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ……………………………………………
1. 1 ЖКХ как объект управления и регулирования………………………………………..
1.2 Цели и задачи органов управления ЖКХ………………………………………………
ГЛАВА 2 АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА……………………………………………………….
2.1 Административно-правовые формы деятельности органов управления ЖКХ……...
2.2 Методы управленческой деятельности…………………………………………………
2.3 Перспективы и проблемы развития административно – правового регулирования в сфере ЖКХ…………………………………………………………………………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………............................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….....................
Под методами управления в широком значении понимаются приемы, способы или образ управленческих действий. Под методами эффективного управления ЖКХ на территории муниципального образования следует понимать совокупность действий, способов и приемов управления по координированию трудовых ресурсов, субъектов и объектов управления, направленных на достижение наилучшего результата в социально-экономической деятельности.17
В
качестве субъектов управления в
системе ЖКХ выступают
По
степени участия органов
прямое управление – непосредственно органами местного самоуправления;
управление через отделы ОМС, имеющие самостоятельный бюджет;
управление
через муниципальные
муниципально-подрядное, контрактное управление – по муниципальным тарифам частными подрядчиками;
муниципально-арендное управление – частными арендаторами по своим тарифам с оплатой аренды и присвоением дохода;
муниципально-
концессионное управление – частными предприятиями на определенный срок на договорных условиях;
частнопредпринимательское управление приватизированным имуществом.
Выбор конкретного метода управления ЖКХ на территории муниципального образования всегда носит строго индивидуальный характер и зависит от внешних факторов, местных условий и ожидаемого эффекта.
Управленческие методики по определению включают совокупность методов, приемов целесообразного проведения какой-либо деятельности. Различают общие и специальные управленческие методики. Примером общей методики может служить авторская Методика эффективного управления жилищно-коммунальным хозяйством на территории муниципальных образований. Она носит комплексный характер и включает следующие разделы:
Сущность и социально-экономическая основа эффективного управления ЖКХ на территории муниципальных образований.
Методы эффективного управления жилищно-коммунальным хозяйством на территории муниципальных образований.
Комплексный анализ ЖКХ территории.
Прогнозирование в системе эффективного управления ЖКХ.
Планирование и контроль в ЖКХ.
Тарифная политика как инструмент эффективного управления ЖКХ.
Экономико-управленческое моделирование систем эффективного управления ЖКХ на территории муниципальных образований.
Информационные системы – фактор повышения эффективности управления ЖКХ на территории.
Современные управленческие технологии в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Система кадровой политики в сфере управления жилищно-коммунальным хозяйством.
В рамках данной Методики предусматривается проведение комплексного анализа, позволяющего определить фактическое состояние дел в ЖКХ на различных уровнях территориального управления (от муниципального до регионального). Анализ может проводиться как по отдельным составляющим и отраслям жилищно-коммунального комплекса, так и по всему комплексу. В зависимости от объема и параметров анализа определяются количество и качество последующих управленческих решений, предопределяется конечный результат проводимой работы. Объем и параметры анализа – основополагающие в предлагаемых рекомендациях.
Объективная
оценка состояния жилищно-
Процесс планирования и прогнозирования связан с выбором инструментов, технологий, а в общем смысле – средств эффективного управления ЖКХ. Самые замечательные и перспективные планы оказываются неосуществимыми при отсутствии адекватных средств для их выполнения. В методических рекомендациях описываются различные инструменты и средства, способствующие созданию условий для эффективного управления ЖКХ.19
Эффективность управления жилищно-коммунальным хозяйством повышается благодаря объективному, системному анализу, хорошей системе планирования и прогнозирования, адекватно выбранным средствам, внутренним и внешним условиям управления, инструментам реализации и уровня квалификации специалистов, осуществляющих реализацию выполнения управленческих задач.
Рассмотрение в Методике вопросов кадровой политики, подготовки и переподготовки кадров для сферы ЖКХ предполагает методологическую завершенность комплекса управленческих мероприятий по достижению эффективного управления жилищно-коммунальным хозяйством на территории.20
Приведем примеры специальных методик.
1.
Методика экспертизы тарифов
на жилищно-коммунальные
Эффективному
ценообразованию способствует проведение
финансово-экономической
Цели осуществления экспертизы:
установление достоверности представляемой информации;
защита
экономических интересов
выявление неэффективных и необоснованных затрат;
определение путей снижения производственной себестоимости;
выявление
резервов в целях повышения
усиление контроля над ценами организаций монополистов;
защита
экономических интересов
2.
Методика анализа, учета и
Комплексный
анализ состояния жилищно-
определение (составление перечня) объектов анализа в территориальном аспекте: выбор объекта анализа, определение его территориальной границы (предприятие, коммунальная отрасль, муниципальное образование, муниципальный район или субъект Федерации). Здесь же дается краткая характеристика объекта, составляется предварительный паспорт;
выбор
системы анализа: финансовый, управленческий,
структурный и технический
определение элементов исследования: например, жилищного фонда, тепло- и водоснабжающих сетей, персонала и др.;
выбор методов, характеристик и параметров анализа: например, жилищный фонд может исследоваться по количеству, качеству и уровню благоустроенности жилья;
сбор и обработку данных, формулирование результатов анализа;
оценку
и обобщение результатов
выработку первичных рекомендаций для органов власти и управления по результатам анализа: показаний к применению, перечня дальнейших мероприятий для оздоровления социально-экономического положения).
Анализ предшествует выработке прогнозов, составлению планов, разработке модели эффективного управления ЖКХ на территории. Для создания системы эффективного управления ЖКХ на территории очень важны работы, связанные с повышением эффективности управления ЖКХ на территории муниципальных образований, в частности с систематизацией порядка оплаты гражданами ЖКУ и учета средств, затраченных управляющими и обслуживающими организациями на капитальный и текущий ремонт, содержание жилищного фонда.
Методика
предлагает проведение научно-практических
работ и мероприятий, направленных
на создание инструментария для управления
финансовыми ресурсами для
– эксклюзивный анализ состояния системы оплаты ЖКУ, связанной с капитальным, текущим ремонтом и содержанием жилищного фонда муниципального образования;
– разработку специальной, привязанной к конкретной территории методики анализа, учета и управления финансовыми ресурсами, поступающими от оплаты услуг, связанных с капитальным, текущим ремонтом и содержанием жилищного фонда на территории муниципального образования;
–
выработку рекомендаций по применению
методики.21
2.3 Перспективы и проблемы
административно
-правового регулирования в сфере ЖКХ.
В
результате разграничения полномочий
между федеральными, региональными
и местными уровнями власти муниципальные
образования несут сегодня
Для начала рассмотрим ключевые проблемы и перспективы развития бизнеса в сфере ЖКХ. Данная сфера давно признана приоритетным направлением для реализации городской программы поддержки малого бизнеса. Поэтому создание условий по развитию предпринимательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства – одна из важнейших задач правительства Санкт-Петербурга. Малый бизнес Санкт-Петербурга стремится работать в сфере ЖКХ, которая очень перспективна для развития предпринимательства. Однако для того чтобы начать свое дело, малому бизнесу зачастую нужна поддержка городских властей, в том числе и финансовая. Зачастую приходится слышать от предпринимателей об убыточности сферы ЖКХ. Отметим, что жилищно-коммунальное хозяйство может быть убыточным при нынешней системе, доставшейся в наследство от прошлого. Экономический потенциал сектора велик, и ЖКХ во многих странах является привлекательной отраслью экономики. Внедрение рыночных механизмов сделает вложения в жилищно-коммунальное хозяйство выгодными. Сегодня доля частного бизнеса в ЖКХ равна 17%. Появление коммерческих инициатив и приход в коммунальный сектор первых частных операторов создают реальные предпосылки для проведения в жизнь запланированных системных улучшений в ЖКХ, более масштабных инвестиций.22