Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 12:06, лекция
Известное разнообразие видов административных наказаний и наличие существенных различий между ними касаются не только содержания, характера каждого вида наказания, но и условий и порядка их применения, а самое главное, весьма различной степени их репрессивности. Именно это требует упорядочения и совершенствования в направлении как унификации административных наказаний, так и их основательной классификации не только в праве, но и в науке административного права.
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ НАКАЗАНИЯ
И.В. МАКСИМОВ
Глава IV. СИСТЕМА АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ
ПО ДЕЙСТВУЮЩЕМУ АДМИНИСТРАТИВНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
§ 2. Классификация административных наказаний:
основания и содержание
Известное разнообразие видов административных наказаний и наличие существенных различий между ними касаются не только содержания, характера каждого вида наказания, но и условий и порядка их применения, а самое главное, весьма различной степени их репрессивности. Именно это требует упорядочения и совершенствования в направлении как унификации административных наказаний, так и их основательной классификации не только в праве, но и в науке административного права.
Между тем
вопрос о классификации
В юридической литературе предложено несколько вариантов классификации административных наказаний.
О.М. Якуба одна из первых классифицирует административное взыскание на три группы "в зависимости от того, каким правам и интересам нарушителя (моральным, имущественным, личным) причиняет лишения и страдания то или иное взыскание" <1>:
------------------------------
<1> Цит. по: Шергин А.П. Указ. соч. С. 168.
1) неимущественные
взыскания, носящие характер
2) имущественные и денежные взыскания (штраф, конфискация);
3) взыскания,
обращенные на личность
------------------------------
<1> См.:
Якуба О.М. Административная
Определенная ценность данной классификации при всей ее условности признавалась многими административистами <1>.
------------------------------
<1> См., например: Веремеенко И.И. Указ. соч. С. 82 - 101; Административное право: Учебник / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. М., 1999. С. 356.
Критически анализируя представленную О.М. Якубой классификацию административных взысканий, А.П. Шергин предлагает свой (более упрощенный) вариант классификации по способу воздействия административных взысканий на правонарушителей и делит последние на две группы:
1)
административные взыскания,
2)
административные взыскания,
------------------------------
<1> См.: Шергин А.П. Указ. соч. С. 12.
Критикуя классификации, предложенные О.М. Якубой и А.П. Шергиным, как не дающие "всесторонней правовой характеристики тем или иным мерам административной ответственности" <1>, несколько иной способ их деления на виды предлагал И.А. Галаган. Меры административной ответственности он считал правильным делить:
------------------------------
<1> Галаган И.А. Указ. соч. С. 231.
1)
по способу и формам их
2)
по месту в системе
3) по степени тяжести правовых последствий;
4) по процессуальному порядку их применения и исполнения: на меры, применяемые и исполняемые в административном порядке, и меры, применяемые и исполняемые в судебном порядке <1>.
------------------------------
<1> Там же. С. 233 - 236.
Более
подробная классификация
1)
в зависимости от субъекта
их установления: на взыскания,
устанавливаемые любым органом,
2)
по характеру воздействия на
субъект ответственности: на
3) по самостоятельности применения: на основные и дополнительные;
4) по распространимости
на субъектов правонарушений
определенного объема санкций:
на взыскания общей
5) по способу
определения объема санкции:
6) по ряду
других признаков: порядку
------------------------------
<1>
См.: Административная
С позиций ныне действующего административно-деликтного законодательства взгляд на классификацию мер административной ответственности претерпел незначительные изменения, причем в той части, в какой система административных наказаний пополнилась новыми разновидностями мер.
Например, А.Б. Агапов предлагает различать административные наказания по следующим критериям:
1)
по способам установления - вводимые:
федеральным законом (
2)
по процессуальным
3)
по правовым последствиям
------------------------------
<1> См.: Агапов А.Б. Административная ответственность. С. 85 - 86.
Не менее развернутый подход к классификации административных наказаний предложен Д.Н. Бахрахом. Административные наказания он группирует:
1)
по последствиям их применения:
на оказывающие исправительно-
2) по степени самостоятельности (автономности): на основные; основные и дополнительные;
3)
по содержанию карательного
4) по субъекту применения: на применяемые только в судебном порядке (возмездное изъятие, конфискация, лишение специального права, административный арест, дисквалификация); применяемые судьями (судами) и государственными органами, их должностными лицами (предупреждение, штраф и административное выдворение за пределы Российской Федерации);
5)
по субъекту ответственности:
применяемые как к физическим,
так и к юридическим лицам
(предупреждение, штраф, возмездное
изъятие, конфискация); применяемые
исключительно в отношении
6)
по уровню правового
7) по длительности состояния наказанности: на единовременные, разовые (предупреждение, штраф, конфискация, возмездное изъятие, административное выдворение); длящиеся, растянутые во времени (лишение специального права, административный арест, дисквалификация) <1>.
------------------------------
<1> См.:
Административная
Перечень
выработанных в административно-правовой
литературе других подходов к классификации
административных наказаний можно
излагать и дальше, однако их разница
не столь значительна и за некоторыми
изменениями сохраняет
Представленные выше классификации (как и все классификации в общем) носят условный характер и имеют право на существование. Не оспаривая правильности выбора авторами тех или иных классифицирующих признаков и соответствующих им результатов классификации, полагаем полезным для наиболее полного выявления характерных (универсальных, значимых) черт административных наказаний, без знания которых немыслима их практическая направленность, классификацию их по нескольким критериям с учетом прежде всего следующих требований <1>.
------------------------------
<1> Как
верно отмечает М.И. Байтин, "научная
и практическая ценность
Во-первых, всякая классификация должна признавать в основе объективного характера формирования целостной системы соответствующих институтов системно-правовые связи с учетом формально-логических принципов дифференциации взаимосвязанных элементов. Во-вторых, классификация как философская категория не может не учитывать необходимость диалектического применения парных философских категорий целого и части, общего и особенного <1>. В-третьих, классификация одного уровня не может проводиться на основе разнопорядковых с точки зрения устойчивости, логически зависимых критериев с тем, чтобы не допустить полное тождество, совпадение фактических результатов классификации <2>. В-четвертых, классификация должна давать исчерпывающее (максимально объемлющее) представление о характере и особенностях классифицируемого явления <3>. И в-пятых, классификация должна иметь прикладной характер (так называемая прикладная оправданность критериев, уровней и форм классификации соответствующих институтов <4>). Применительно к административным наказаниям их классификация должна служить правоприменителю и иметь практическую значимость, в том числе и для совершенствования законодательства. "Необходимость такой вряд ли вызывает сомнение, ибо она, - указывает А.П. Шергин, - помогает оттенить характерные черты тех или иных взысканий, глубже исследовать механизм их воздействия на правонарушителя" <5>.