Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 12:06, лекция
Известное разнообразие видов административных наказаний и наличие существенных различий между ними касаются не только содержания, характера каждого вида наказания, но и условий и порядка их применения, а самое главное, весьма различной степени их репрессивности. Именно это требует упорядочения и совершенствования в направлении как унификации административных наказаний, так и их основательной классификации не только в праве, но и в науке административного права.
Такой же, по сути, подход применим и к налоговым правонарушениям и нарушениям бюджетного законодательства, которые с объективной стороны очерчивают деяния, посягающие на публично-правовой порядок подчинения соответственно налоговой и финансовой дисциплине <1>. В этой связи представляется ошибочным утверждение Д.В. Винницкого по поводу характеристики налогового правонарушения как нарушения дополнительного имущественного обязательства <2>. По-видимому, автор при анализе решений Конституционного Суда РФ не учел ряд других его правовых позиций, обосновывающих публично-правовую природу конституционной обязанности платить законно установленные налоги и сборы <3>. Более того, властная (публично-правовая) природа налоговых правоотношений вытекает из непосредственного указания об этом в Налоговом кодексе РФ (далее - НК РФ) и выражается в том числе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 2) <4>.
------------------------------
<1>
Указание на административно-
<2>
См.: Винницкий Д.В. Российское
налоговое право: проблемы
<3> См.: решения Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. N 20-П; от 21 декабря 1998 г. N 190-О // ВКС РФ. 1999. N 2. С. 35 - 37; от 5 июля 2002 г. N 203-О // ВКС РФ. 2003. N 1. С. 89 - 93.
<4> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3824.
Необходимая связь мер ответственности с правонарушением, их материальная и процессуальная адекватность последнему предполагают, таким образом, и признание формы государственного порицания (осуждения) в виде определенной меры ответственности, лишь если порицание имеет свое обоснование в правонарушении, связано с ним и является реакцией на него. В определенных случаях и суды придерживаются принципиальной позиции относительно "наказательной" характеристики мер государственного воздействия по их связи с правонарушением. В этой связи интересной и неординарной представляется, например, правовая позиция Конституционного Суда РФ относительно объективной природы мер, применяемых вследствие государственного порицания (осуждения) лица, но непосредственно не носящих в то же время охранительный характер. Например, в своем Постановлении от 21 ноября 2002 г. N 15-П Конституционный Суд РФ пришел к выводу относительно "наказательной" природы такой меры, как лишение гражданина статуса вынужденного переселенца. По признаку того, что такое лишение, оформляемое решением органа миграционной службы (т.е. применяемое в административном порядке), имеет место в связи с фактом осуждения за совершенное преступление (но, заметим, не предусматривается уголовным законом), законодатель, по сути, объективно вменяет ей характер дополнительной меры ответственности <1>.
------------------------------
<1> Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" // Ведомости РФ. 1993. N 12. Ст. 427.
Другим немаловажным признаком всякой меры ответственности является известность того, что она применяется к лицу лишь за виновное совершение им правонарушения. Связь вины с мерой ответственности является общим признаком и не предопределяет типовой характер юридического воздействия, проявляющегося в конкретной мере. Однако следовало бы презюмировать, что применение мер ответственности к невиновным в совершении правонарушения лицам не только искажало бы социальное назначение самого института юридической ответственности, но и превращалось бы в таком случае из легитимной и легальной реакции на правонарушение в орудие произвола и подавления человеческого достоинства, в свете которых сама деятельность государства утрачивает социальное признание и обоснование. Актуальность принципа виновной ответственности обретает особое значение при регламентации мер публично-правовой ответственности в условиях неравноправия сторон. Именно вследствие этого обязательный учет вины нарушителя имеет характер особой гарантии от произвола преследующей его власти.
Из
признания публично-правовой (административной)
природы правонарушений, за совершение
которых предусматривается
------------------------------
<1> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 15 июля 1999 г. N 11-П.
<2> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 25 января 2001 г. N 1-П.
Таким образом,
квазиадминистративные
Пожалуй, одним из определяющих и в то же время отличительных признаков любых мер публично-правовой ответственности является качественное и количественное содержание их правоограничений, т.е. признак их содержательной обусловленности карой. Как уже указывалось ранее, правоограничительный потенциал присущ не только мерам публично-правового содержания. Правоограничения несут в себе и гражданско-правовые санкции. Однако правоограничения последних в отличие от карательных санкций эквивалентны вреду, нанесенному нарушителем правоотношениям, что и позволяет именовать такие санкции восстановительными <1>. Что же касается карательных санкций, то их содержание выходит за рамки возмещения вреда и аккумулирует в себе превосходящие сумму такого возмещения правоограничения, которые по своему характеру не однородны содержанию противоправного деяния <2> и переходят в сферу наказания.
------------------------------
<1> Причем
оговоримся, что восстановительный
эффект гражданско-правовых
<2> Однородный
с нарушением характер мер
ответственности хорошо
Современная
правовая мысль выработала доктринально
обоснованную позицию относительно
природы карательных мер
Таким образом,
квазиадминистративные
Квазиадминистративные наказания имеют, как и всякие меры государственного принуждения (и административные наказания, в частности), личный характер. Личный характер таких мер обусловлен легальной ограниченностью вмешательства органов государства при осуществлении государственно-властного преследования в правовой статус граждан и их объединений, в том числе по кругу лиц. Различное, даже публично-правовое вмешательство должно быть жестко выборочным, а не всеобщим. Такие требования имеют общеправовой характер и в силу этого актуальны и для исследуемых мер ответственности. Ну а о личном характере квазиадминистративных наказаний говорит прежде всего тот факт, что их бремя в отличие от гражданско-правовых санкций не перекладывается на других лиц. В качестве основания применения этих наказаний предусматривается поведенческий акт физического лица и деятельность юридического лица, причем они несут такую ответственность только за то противозаконное деяние, которое было совершено ими лично. Личный характер таких мер предопределяется также содержанием общественных отношений, входящих в предмет правового регулирования соответствующего закона, и кругом их участников.
Проведенный
раздельный анализ признаков
Таким
образом, квазиадминистративные
По
вопросам установления и сравнительного
анализа мер административной ответственности
показательным может быть и опыт ряда
зарубежных стран. Вместе с тем считаем
возможным определиться, в чем именно
и в какой мере опыт законодательного
регулирования и применения мер административной
ответственности в зарубежных странах
может быть полезен для нашего государства.
Известно, что административная сфера
деятельности государственных институтов
всегда и по большей части развивалась
по присущему государству "сценарию".
Это вполне объясняется тем, что из всех
сфер деятельности и отраслей правового
регулирования государств наиболее автономной
(менее подверженной межгосударственной
интеграции, заимствованию) считалась,
считается и будет считаться именно административная
(исполнительно-