Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 12:06, лекция
Известное разнообразие видов административных наказаний и наличие существенных различий между ними касаются не только содержания, характера каждого вида наказания, но и условий и порядка их применения, а самое главное, весьма различной степени их репрессивности. Именно это требует упорядочения и совершенствования в направлении как унификации административных наказаний, так и их основательной классификации не только в праве, но и в науке административного права.
<4>
Начиная с 1991 г. был принят
ряд законов, установивших для
юридических лиц
<5>
Овчарова Е.В. Материально-
<6>
Кодекс РСФСР об
В
то же время в науке
------------------------------
<1> См.: Килясханов И.Ш. Указ. соч. С. 91 - 95.
<2> См.: Чермянинов Д.В. К вопросу об административных наказаниях, применяемых таможенными органами Российской Федерации к нарушителям лицензионно-разрешительной системы в таможенном деле // Юрист. 2003. N 1. С. 20; Морозова Н.А. Административная ответственность юридических лиц: история, теория, практика: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2004. С. 21.
Свое
видение перечня
------------------------------
<1> См.: Петров М.П. Указ. соч. С. 14 - 15.
<2> См.:
Студеникина М.С.
В свою очередь, А.П. Стуканов относил к числу мер административной ответственности обязательные работы, заключающиеся в выполнении лицом, признанным виновным в совершении административного проступка, бесплатных общественно полезных работ в свободное от основной работы или учебы время <1>. Кстати, данное предложение и сегодня, несмотря на правовые условия интеграции нашего государства в Совет Европы, находит поддержку среди ученых <2> и ряда законодателей <3>. Однако такое предложение, заслуживающее внимания и даже полезное в практическом смысле (особенно учитывая современные экономические реалии), вместе с тем не имеет легитимного макрооснования (на международном и конституционно-правовом уровнях) <4>.
------------------------------
<1>
См.: Стуканов А.П. Прокурорский
надзор за исполнением законов
органами административной
<2>
См.: Васильев В.Н.
<3>
См.: проект Федерального закона
N 341774-3 "О внесении дополнений
в Кодекс Российской Федерации
об административных
<4>
Дело в том, что согласно
Конвенции о защите прав
Довольно широкий перечень мер квазиадминистративной ответственности был предложен Ю.С. Адушкиным. В него вошли лишение журналиста аккредитации; письменное предупреждение неоднократно в течение года регистрирующего органа учредителю, редакции, главному редактору, последствием вынесения которого может быть прекращение или приостановление деятельности средства массовой информации; решение антимонопольного органа о принудительном разделении (выделении) организации-монополиста; лишение права заниматься определенными видами внешнеэкономической деятельности; запрещение или ограничение отдельных операций на рынке ценных бумаг сроком до шести месяцев; приостановление лицензии и разрешений, а также их лишение (прекращение, отзыв, аннулирование) <1>.
------------------------------
<1> См.: Адушкин Ю.С. Указ. соч. С. 40 - 41.
Вместе с тем обзор доступного массива правовой информации позволяет в общих чертах выделить некоторые из указанных мер, поскольку уровень и качество правового регулирования и степень формальной определенности большинства из них пока оставляют желать лучшего <1>. Однако оговоримся, что в контексте данного исследования не преследуется цель выявления исчерпывающего круга названных мер: это бесспорно новейшая, архиважная и трудоемкая задача, но отдельного научного исследования. В рамках же данной работы попытаемся лишь выявить наиболее типичные квазиадминистративные наказания и предложить методику определения (выявления) таких мер по ряду содержательных признаков, тем более что в ряде случаев уже при визуальном обзоре вытекает их терминологическое тождество с мерами, закрепленными в КоАП РФ. Что же касается содержания квазиадминистративных наказаний, то и здесь можно наблюдать их не меньшую общность с административным наказанием, но уже лишь при ближайшем (детальном) рассмотрении их в связи с признаками административного наказания.
------------------------------
<1>
Возьмем, к примеру, такую
Напомним,
что при анализе категориально-
Положение о том, что предлагаемые учеными-административистами меры установлены государством, не вызывает каких-либо сложностей по причине их предусмотренности законом. Что же касается их характеристики как мер ответственности, то ее уяснение зависит уже от того, с какими правовыми реалиями связано их применение, каковы содержание и цели применения этих мер. Первичным доказательством природы любых мер ответственности является факт их привязки (причинной связи) к противоправному деянию, которое признается таковым по материальным и формальным соображениям <1>.
------------------------------
<1>
Как правильно писал И.Е.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое законами об административных правонарушениях установлена административная ответственность. По своему правовому содержанию административное правонарушение выражается в нарушении предписаний публично-правового характера <1>, но не всяком, а лишь таком, которое по своему характеру и степени ущербности для общественно значимых интересов не отнесено к сфере уголовно-правовой охраны. В то же время следовало бы заметить, что не всякое нарушение правовых установлений может считаться правонарушением ввиду отсутствия ряда объективно присущих последнему признаков. Поэтому в науке административного права традиционно выделяют такие признаки административного правонарушения, как деяние (действие или бездействие), антиобщественный характер, противоправность, виновность, наказуемость <2>. Причем деяние (действие или бездействие) и виновность присущи любому противоправному деянию, а остальные - административному правонарушению и отражают его специфику. При этом указание на природу деяния как административного правонарушения должно быть сформулировано законодателем прямо и недвусмысленно, т.е. закреплено в законе непосредственно с определением прежде всего состава административного правонарушения как объективной формы выражения его признаков.
------------------------------
<1>
Этим административное
<2> Свое мнение по данному вопросу высказал также и Верховный Суд РФ, указав, в частности, что "в соответствии со ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях... при совершении административного правонарушения присутствуют обязательные признаки: противоправность, виновность и наказуемость" (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 апреля 2003 г. N 51-В02-19 // СПС "КонсультантПлюс").
Как видно,
не все из указанных требований соблюдаются
законодателем, в силу чего мы и имеем
картину с квазиадминистративны
------------------------------
<1> СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3591 (утратил силу).
<2> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 30 июля 2001 г. N 13-П.
<3>
Верховный Суд РФ по данному
поводу придерживается