Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 17:03, дипломная работа
Целью исследования являются разрешение общетеоретических, правовых и практических проблем, касающихся административной ответственности за правонарушения в сфере предпринимательской деятельности, а также выработка рекомендаций по совершенствованию норм действующего законодательства.
Указанная цель определяет задачи исследования:
раскрыть понятие предпринимательской деятельности и административной ответственности;
проанализировать понятие административного правонарушения в Республике Беларусь;
определить субъектов административных правонарушений в области предпринимательской деятельности;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…....3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ АДМИНСТРАТИВНЫМ ПРАВОНАРУШЕНИЯМ В ОБЛАСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………...……………5
1.1 Понятие предпринимательской деятельности в Республике Беларусь ..........................................5
1.2 Общая характеристик административной ответственности и административных правонарушений в Республике Беларусь.….…..................9
1.3 Субъекты административных правонарушений в области предпринимательской деятельности …20
ГЛАВА 2 ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………...…..24
2.1 Общая характеристика административных правонарушений в области предпринимательской деятельности…………………………………24
2.2 Юридический анализ административных правонарушений в области предпринимательской деятельности………………………………….29
ГЛАВА 3 ОСОБЕННОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………...…..43
3.1 Особенности привлечения к административной ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность…………………………….43
3.2 Особенности привлечения к административной ответственности за лжепредпринимательство………………………………….................................45
3.3 Особенности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе47
Заключение………………………..………………………………………...57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………...………59
Во-первых, административная
ответственность имеет
Во-вторых, основанием административной ответственности является административное правонарушение (уголовной - преступление, дисциплинарной - дисциплинарный проступок, материальной - причинение материального вреда (ущерба) или гражданско-правовой деликт). Административные проступки менее вредны, чем преступления. За административные правонарушения предусмотрены административные взыскания (за преступления - уголовные наказания, за дисциплинарные проступки - дисциплинарные взыскания, материальная ответственность выражается в имущественных санкциях) [34, c. 104].
В-третьих, административная
ответственность
В-четвертых, в установлении административной ответственности имеется еще одна существенная особенность, не известная другим видам юридической ответственности [23, c. 55].
В-пятых, к административной
ответственности привлекают множество
органов (должностных лиц), которым
такое право предоставлено
К уголовной ответственности привлекает только суд; дисциплинарные взыскания налагают органы и должностные лица, наделенные в пределах компетенции дисциплинарной властью; меры материальной ответственности налагаются судами общей юрисдикции, хозяйственными судами, в отдельных случаях - органами управления (должностными лицами).
В-шестых, субъектами административной ответственности могут быть как физические лица, так и коллективные образования [43, c. 177].
В-седьмых, применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы.
Административные нормы детально регулируют порядок привлечения к административной ответственности.
Осуществление
административной ответственности
протекает в рамках административно-процессуальных
отношений, их участники наделены определенными
административно-процессуальным
Исходя из этого,
следует различать понятия
Общественные отношения, регулируемые институтом административной ответственности, разнообразны по своему объему и содержанию. Административная ответственность есть не только материально-правовое, но и процессуальное образование. Следовательно, институт административной ответственности составляют материальные и процессуальные нормы. Будучи неразрывно связанными между собой, они составляют сложный, но в то же время единый институт административного права в целом.
Материальные административно-правовые нормы закрепляют задачи и цели административной ответственности, принципы административной ответственности, общие основания административной ответственности, виды административных взысканий и т.д.
Административно-процессуальные нормы регулируют весь комплекс отношений, складывающихся в производстве по делам об административных правонарушениях: задачи производства, порядок производства, процессуальное положение сторон в производстве, подведомственность рассмотрения дел. доказательства в производстве и т.д. [25, c. 184].
Главный источник таких норм - Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях [3].
Основными принципами административной ответственности являются: законность, ответственность за вину, индивидуализация ответственности, гуманизм, неотвратимость, целесообразность, гласность ответственности.
В юридической литературе основания административной ответственности подразделяются на два вида: нормативные и фактические.
Отсутствие нормативной основы исключает какую-либо противоправность, наличие самого состава административного проступка. То или иное действие или бездействие становится противоправным лишь тогда, когда оно закреплено нормой права, и таковым оно будет вплоть до полной отмены нормы [21, c. 84].
Однако одних нормативных оснований еще недостаточно для того, чтобы возникло конкретное правоотношение ответственности. Нормативные основания предполагают лишь ее возможность. Необходимы еще юридические факты, с которыми в правовой науке и связывается возникновение правоотношений. В реальной действительности таких фактических основании для возникновения административной ответственности в связи с ее двусторонним характером как правоотношения необходимо как минимум две группы.
Со стороны виновного в правонарушении таким юридическим фактом будет противоправное деяние, образующее состав административного правонарушения [50, c. 71].
Вторая группа
фактических основания
Таким образом, административная ответственность – это, прежде всего, результат взаимодействия указанных нормативных и фактических оснований - ее нормативной основы, состава правонарушения и актов о ее применении.
Согласно ст.2.1 КоАП административным правонарушением признается противоправное виновное деяние, за которое установления административная ответственность [3].
Общие юридические
признаки присущи всем административным
правонарушениям и отличают их от
правомерных деяний, а также от
иных правонарушений. К юридическим
признакам административного
1) административное
правонарушение – акт
2) общественная опасность
(вредность) – означает, что административные
проступки влекут вредные
3) административная
4) административная наказуемость
– означает, что общественно-опасное
деяние, запрещенное законом
5) виновность – означает,
что деяние является
Любое административное правонарушение
характеризуется наличием в совокупности
вышеуказанных юридических
Отличие административных проступков от иных правонарушений:
1) Oтличие от преступления: преступление в отличие от административного проступка обладает более высокой степенью общественной опасности. Формальным признаком, положенным в основу разграничения преступления и административного проступка является характер их противоправности и наказуемости. Преступление – это деяние, запрещенное УК, за совершение которого предусмотрено уголовное наказание. Административное правонарушение – деяние, предусмотренное нормами административного права [47, c. 200].
2) Oтличие административного правонарушения от дисциплинарных проступков: дисциплинарные проступки посягают на внутренний трудовой распорядок, установленный в конкретной организации, учреждении, предприятии. Дисциплинарные проступки влекут применение к лицам, их совершившим, дисциплинарных взысканий. В некоторых случаях одно и то же деяние признается и административным правонарушением и дисциплинарным проступком. При этом лицо, совершившее его, привлекается и к административной и к дисциплинарной ответственности [32, c. 347].
3) Отличие от гражданско-правовых деликтов (проступок): гражданско-правовой деликт – это нарушение субъективных прав лица (физического и юридического), которое носит имущественный характер. Административное правонарушение имеет более широкий характер и может нарушать не только имущественные интересы, но и другие виды общественных отношений: общественный порядок, порядок управления и т.д. Совершение гражданско-правового деликта влечет ответственность, предусмотренную нормами гражданского права (неустойка, пеня). Эта ответственность носит обычно имущественный характер [22, c. 135].
Состав административного правонарушения – совокупность признаков, характеризующих деяние как административное правонарушение, его последствия и личность правонарушителя. Элементами состава административного правонарушения являются:
1) объект;
2) объективная сторона;
3) субъект;
4) субъективная сторона.
Отсутствие в фактически совершенном деянии одного из обязательных признаков элемента означает отсутствие состава административного правонарушения [24, c. 130].
Объект правонарушения – это охраняемое правом общественное отношение, на которое посягает административное правонарушение. В юридической науке выделяют следующие виды объектов:
• общие – это совокупность всех общественных отношений, урегулированных нормами административного права. Общий объект административного правонарушения перечислен в КоАП: общественный строй, собственность, установленный порядок управления;
• родовой – группа однородных, близких по содержанию или сфере возникновения и существующие общественные отношения;
• непосредственный – конкретные общественные отношения, на которые посягает административный проступок (при мелком хулиганстве – это общественный порядок и спокойствие граждан). В юридической науке разграничены понятия объект и предмет административного правонарушения: предмет – вещи, продукты питания и иные ценности материального мира, на которые посягают административные правонарушения [21, c. 85].
Объективная сторона – это те действия или бездействия, в результате которых субъект (правонарушитель) нарушает административно-правовые нормы. Факультативными признаками объективной стороны являются:
• последствия совершенного деяния;
• причинная связь между деянием и его последствиями;
• место, время, способ [44, c. 118].
В зависимости от того, необходимо ли наступление отрицательных последствий совершенного деяния или нет, административные правонарушения бывают с формальными или материальными составами. Формальными являются те составы правонарушений, когда наступление отрицательных необязательно, достаточно самого факта нарушения правил [23, c. 55].
Материальными являются те составы правонарушения, когда обязательно наступление отрицательных последствий: повреждение зеленых насаждений. Кроме того в административном праве встречаются «длящиеся» правонарушения. Это такие правонарушения, которые осуществляются непрерывно, путем неисполнения обязанностей или пребывание лица в противоправном состоянии (проживание без регистрации) [33, c.145].
Субъект правонарушений – деликтоспособный индивид или организация, совершившая правонарушение. Для физического лица деликтоспособность включает достижение определенного возраста и вменяемость. Для организации деликтоспособность означает наличие статуса юридического лица. Возраст деликтоспособности зависит от конкретного вида совершенного правонарушения. Рядом составов правонарушений предусмотрен специальный субъект – должностное лицо, военнослужащий, медработник [38, c. 51].
Находящиеся на территории Республики Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих основаниях с гражданами Республики Беларусь.
Вопрос об ответственности за административные правонарушения, совершенные на территории Республики Беларусь иностранными гражданами, которые согласно действующим законам и международным договорам пользуются иммунитетом от административной юрисдикции Республики Беларусь, разрешаются дипломатическим путем [24, c. 131].
Информация о работе Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности