Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 17:03, дипломная работа
Целью исследования являются разрешение общетеоретических, правовых и практических проблем, касающихся административной ответственности за правонарушения в сфере предпринимательской деятельности, а также выработка рекомендаций по совершенствованию норм действующего законодательства.
Указанная цель определяет задачи исследования:
раскрыть понятие предпринимательской деятельности и административной ответственности;
проанализировать понятие административного правонарушения в Республике Беларусь;
определить субъектов административных правонарушений в области предпринимательской деятельности;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…....3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ АДМИНСТРАТИВНЫМ ПРАВОНАРУШЕНИЯМ В ОБЛАСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………...……………5
1.1 Понятие предпринимательской деятельности в Республике Беларусь ..........................................5
1.2 Общая характеристик административной ответственности и административных правонарушений в Республике Беларусь.….…..................9
1.3 Субъекты административных правонарушений в области предпринимательской деятельности …20
ГЛАВА 2 ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………...…..24
2.1 Общая характеристика административных правонарушений в области предпринимательской деятельности…………………………………24
2.2 Юридический анализ административных правонарушений в области предпринимательской деятельности………………………………….29
ГЛАВА 3 ОСОБЕННОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………...…..43
3.1 Особенности привлечения к административной ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность…………………………….43
3.2 Особенности привлечения к административной ответственности за лжепредпринимательство………………………………….................................45
3.3 Особенности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе47
Заключение………………………..………………………………………...57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………...………59
- нарушение
порядка осуществления
- лжепредпринимательство (cт. 12.12);
- неправомерные деяния при принятии мер по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства) или при осуществлении процедур экономической несостоятельности (банкротства) (ст. 12.13);
- нарушение законодательства о товарных биржах и биржевой торговле (ст. 12.14);
- нарушение законодательства о рекламе (cт. 12.15);
- обман потребителей (cт. 12.16);
- нарушение правил торговли и оказания услуг населению (ст. 12.17);
- нарушение
порядка приема денежных
- нарушение порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь (ст. 12.19);
- нарушение
порядка использования
- нарушение
порядка производства и учета
алкогольной, непищевой
- нарушение порядка декларирования объемов производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, этилового спирта, табачного сырья и табачных изделий (ст. 12.22);
- нарушение
порядка оборота алкогольной,
непищевой спиртосодержащей
- несоблюдение
требований по проверке
- нарушение требований законодательства о техническом нормировании и стандартизации, порядка подтверждения соответствия правил алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и этилового спирта, табачного сырья и табачных изделий требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, несоблюдение требований к информации, указываемой на потребительской таре (cт. 12.25);
- нарушение
законодательства о рекламе
- незаконные
ввоз, перевозка, хранение
- нарушение
порядка расчетов при оптовой
торговле алкогольной
- нарушение порядка вывоза товаров из Республики Беларусь (ст. 12.29);
- незаконное обращение нефтяного жидкого топлива в Республике Беларусь (ст. 12.30);
- уклонение от проведения обязательного аудита (ст. 12.31);
- нарушение порядка допуска плательщиков единого налога к реализации товаров (работ, услуг) (ст. 12.33);
- необеспечение условий для эксплуатации кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компьютерных систем (ст. 12.34);
- нарушение
требований законодательства о
маркировке товаров
- неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение правил осуществления риэлтерской деятельности (ст. 12.36);
- нарушение
законодательных актов об
- нарушение
законодательства о книге
- осуществление незаконной страховой деятельности (ст. 12.39);
- нарушение
требований по оценке
- нарушение
порядка осуществления
- изготовление
или приобретение крепких
- нарушение
порядка осуществления
- нарушение порядка осуществления лотерейной деятельности (ст. 12.45);
- незаконное
использование генетически
- нарушение законодательства об аккумулировании денежных средств в сфере строительства (реконструкции) (ст. 12.47);
- нарушение
порядка использования средств
контроля за приборами учета
алкогольной, непищевой
Родовым объектом
рассматриваемых правонарушений является
совокупность близких между собой
общественных отношений в области
предпринимательской
С объективной стороны правонарушения данной группы совершаются путем действия (ст. 12.16) либо бездействия (ст.12.5).
Ряд правонарушений рассматриваемой группы относятся к правонарушениям с формальным составом (ст. 12.1; 12.2), а часть - с материальным составом (ст. 12.16).
В одних составах в качестве обязательного признака названо место совершения правонарушения (ст. 12.18), в других - совершение противоправных действий повторно в течение одного года после наложения административного взыскания (ч. 4 ст. 12.6).
Субъекты основного массива административных правонарушений в области предпринимательской деятельности, - лица, достигшие 16-летнего возраста, вменяемые, индивидуальные предприниматели, юридические лица.
При совершении правонарушений, предусмотренных ст. 12.17 «Нарушение правил торговли и оказания услуг населению», административную ответственность несет также и пособник со ссылкой на ст. 2.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Рассмотрим некоторые составы правонарушений в области предпринимательской деятельности.
2.2 Юридический анализ административных правонарушений в области предпринимательской деятельности
Статья 12.4. Нарушение установленного порядка формирования и применения цен (тарифов)
Объект правонарушения
- общественные отношения в области
предпринимательской
Объективную сторону
правонарушения, предусмотренного ч. 1
ст. 12.4 Кодекса Республики Беларусь
об административных правонарушениях,
образуют действия лица, нарушающего
установленный порядок
При формировании отпускных цен на мясную и молочную продукцию составляются плановые калькуляции себестоимости производства единицы измерения или расфасовки каждого вида продукции с расшифровками основных статей затрат (сырье, материалы, топливно-энергетические расходы, заработная плата) и обоснованием накладных, коммерческих и других расходов.
Затраты, включаемые
в себестоимость продукции, рассчитываются
по утвержденным в установленном
законодательством порядке
Для установления состава рассматриваемого правонарушения необходимо определить, что конкретно было нарушено при формировании или применении цен (тарифов).
С субъективной стороны правонарушение характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает характер противоправного деяния и желает его совершить.
Субъектом правонарушения могут быть только должностные лица юридического лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за соблюдение установленного порядка формирования и применения цен (тарифов).
В качестве взыскания применяется штраф в размере до сорока базовых величин [21, с. 216].
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, образуют действия лица, нарушающие установленные соответствующими государственными органами фиксированные и (или) предельные цены (тарифы), предельные нормативы рентабельности, оптовые и (или) торговые надбавки (скидки).
С субъективной стороны правонарушение характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает характер противоправного деяния и желает его совершить.
Субъектом правонарушения могут быть только должностные лица юридических лиц или ИП, ответственные за соблюдение установленного порядка формирования и применения цен (тарифов).
В качестве взыскания применяется штраф на ИП или юр. лицо в двукратном размере разницы между фактической выручкой, полученной от реализации товаров (работ, услуг), и расчетной величиной выручки от реализации этих товаров (работ, услуг) по ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 12.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, образует отсутствие решения органа (должностного лица) юридического лица и ИП об установлении цен на товары:
- производимые в Республике Беларусь;
- ввозимые на ее территорию в таможенном режиме «выпуск товаров для свободного обращения»;
- ввозимые из Российской Федерации; а также
- непредставление информации
о ценах на эти товары в
республиканский орган
Непредставление информации означает отказ от представления такой информации либо фактическое ее непредставление.
С субъективной стороны правонарушение характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.
Субъектом правонарушения могут быть только должностные лица юридического лица и ИП, а также юр. лица, ИП.
В качестве взыскания применяется
штраф на индивидуального
Статья 12.7. Незаконная предпринимательская деятельность
Объект правонарушения - общественные отношения в области предпринимательской деятельности, связанные с порядком ее регистрации и осуществления.
Объективную сторону правонарушения,
предусмотренного ч. 1 ст. 12.7 Кодекса
Республики Беларусь об административных
правонарушениях, образуют действия лица,
осуществляющего
- без специального разрешения (лицензии), когда такое разрешение (лицензия) обязательно, либо
- с нарушением правил
и условий осуществления видов
деятельности, предусмотренных в
специальных разрешениях (
Согласно ст. 22 Гражданского кодекса Республики Беларусь гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно ст. 47 Гражданского кодекса Республики Беларусь юридическое лицо подлежит государственной регистрации в порядке, определяемом законодательными актами. Данные государственной регистрации, в том числе фирменное наименование для коммерческих организаций, включаются в соответствии с законодательством в Единый государственный регистр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления [15].
Юридическое лицо считается
созданным с момента его
Предпринимательская деятельность без специального разрешения (лицензии), когда такое разрешение (лицензия) обязательно, означает не только отсутствие разрешения (лицензии), но и то, что когда такое разрешение (лицензия) просрочено, аннулировано, прекращено или предприниматель лишен разрешения (лицензии), либо осуществляет предпринимательскую деятельность, не указанную в разрешении (лицензии).
Предпринимательская деятельность
с нарушением правил и условий
осуществления видов
Информация о работе Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности