Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 17:03, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования являются разрешение общетеоретических, правовых и практических проблем, касающихся административной ответственности за правонарушения в сфере предпринимательской деятельности, а также выработка рекомендаций по совершенствованию норм действующего законодательства.
Указанная цель определяет задачи исследования:
раскрыть понятие предпринимательской деятельности и административной ответственности;
проанализировать понятие административного правонарушения в Республике Беларусь;
определить субъектов административных правонарушений в области предпринимательской деятельности;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…....3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ АДМИНСТРАТИВНЫМ ПРАВОНАРУШЕНИЯМ В ОБЛАСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………...……………5
1.1 Понятие предпринимательской деятельности в Республике Беларусь ..........................................5
1.2 Общая характеристик административной ответственности и административных правонарушений в Республике Беларусь.….…..................9
1.3 Субъекты административных правонарушений в области предпринимательской деятельности …20
ГЛАВА 2 ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………...…..24
2.1 Общая характеристика административных правонарушений в области предпринимательской деятельности…………………………………24
2.2 Юридический анализ административных правонарушений в области предпринимательской деятельности………………………………….29
ГЛАВА 3 ОСОБЕННОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………...…..43
3.1 Особенности привлечения к административной ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность…………………………….43
3.2 Особенности привлечения к административной ответственности за лжепредпринимательство………………………………….................................45
3.3 Особенности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе47
Заключение………………………..………………………………………...57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………...………59

Файлы: 1 файл

Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности(1) (1) (1).doc

— 272.00 Кб (Скачать файл)

Неэтичной является реклама, которая:

  1. содержит текстовую, зрительную и (или) звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы морали и нравственности, в том числе оскорбительные слова, сравнения, образы в отношении расы, национальности, внешнего вида, возрастной группы, пола, языка, профессии, социальной категории, религиозных, политических и иных убеждений граждан;
  2. порочит объекты, являющиеся историко-культурными ценностями;
  3. порочит государственные символы (флаг, герб, гимн), официальную денежную единицу Республики Беларусь или иного государства, международной организации, религиозные символы;
  4. порочит какую-либо организацию или гражданина, какую-либо деятельность, профессию, товар;
  5. дискредитирует организацию или гражданина, не пользующихся рекламируемым товаром;
  6. содержит негативную оценку качества товара организации или гражданина;
  7. содержит сравнение рекламируемого товара с товаром другой организации или другого гражданина;
  8. вводит потребителей рекламы в заблуждение, в том числе посредством имитации (копирования) общей композиции, текста, изображения, музыки и (или) звуковых эффектов, используемых в рекламе иного рекламодателя [8].

Государственное регулирование в области рекламы  осуществляется Президентом Республики Беларусь, Национальным собранием Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Министерством торговли Республики Беларусь, местными исполнительными  и распорядительными органами и иными государственными органами в пределах их компетенции. Ненадлежащая реклама не допускается.

В соответствии со статьей 10 Закона «О рекламе» (размещаемая (распространяемая) на территории Республики Беларусь реклама товаров, производимых на этой территории, должна изготавливаться только с привлечением организаций Республики Беларусь и (или) граждан Республики Беларусь, если иное не установлено законодательными актами. Реклама на территории Республики Беларусь должна размещаться (распространяться) на белорусском и (или) русском языках. Данное положение не распространяется на рекламу, размещаемую (распространяемую) на радио, телевидении или в печатных изданиях, осуществляющих деятельность исключительно на иностранных языках, рекламу зарегистрированных товарных знаков и (или) знаков обслуживания, а также на рекламу, содержащую общепринятые иностранные термины и обозначения, вошедшие в применение в оригинальном написании и не имеющие обозначения на белорусском и (или) русском языках, либо приглашение на работу или учебу лиц, свободно владеющих иностранными языками. В рекламе допускается использование наряду с белорусским и (или) русским языками иностранного языка при условии идентичности по содержанию и техническому оформлению текста на иностранном языке тексту на белорусском и (или) русском языках [29].

На рекламу  средств индивидуализации товара (фирменных  наименований, товарных знаков и знаков обслуживания, географических указаний) распространяются все ограничения  и запреты, установленные законодательными актами в отношении рекламы этого товара. Данное требование не распространяется на рекламу средства индивидуализации товара, если оно используется также для обозначения иного товара, не ограниченного и не запрещенного к рекламированию, организации или гражданина и в рекламе содержится указание на такой товар, организацию или гражданина. Реклама, содержащая информацию о реализации товара, связанная с осуществлением рекламодателем предпринимательской деятельности, должна содержать наименование рекламодателя, его учетный номер плательщика, а если рекламодателем является гражданин, осуществляющий деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, - также его фамилию и инициалы. В случае, если рекламодателем являются иностранное или международное юридическое лицо (организация, не являющаяся юридическим лицом), иностранный гражданин либо лицо без гражданства, при отсутствии у них учетного номера плательщика в рекламе вместо такого номера указывается название страны и населенного пункта, на территории которых имеется место нахождения или постоянного проживания рекламодателя. Данные требования не распространяются на рекламу, размещаемую (распространяемую) на телевидении и радио, а также на рекламу, размещаемую (распространяемую) в сети Интернет и содержащую ссылку на сайт, на котором размещены указанные в пункте 4 статьи 10 Закона «О рекламе» сведения. Реклама, содержащая информацию о юридическом лице Республики Беларусь, допускается только при наличии у этого юридического лица свидетельства о его государственной регистрации. Реклама, содержащая информацию об иностранном или международном юридическом лице (организации, не являющейся юридическим лицом), допускается только при наличии у этого юридического лица (организации) документа, подтверждающего его (ее) регистрацию (легализованная выписка из торгового регистра страны его учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения). Реклама, содержащая информацию о гражданине, деятельность которого требует государственной регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством, допускается только при наличии у этого гражданина свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя [8].

Реклама, содержащая информацию о виде деятельности организации  или гражданина, подлежащем лицензированию, допускается только при наличии  у этой организации или этого  гражданина соответствующего специального разрешения (лицензии) (далее - лицензия) на осуществление данного вида деятельности. Реклама, содержащая информацию о виде деятельности организации или гражданина, подлежащем лицензированию, должна содержать регистрационный номер лицензии, дату принятия решения о ее выдаче, срок действия и наименование органа или государственной организации, выдавших лицензию. Данное требование не распространяется на рекламу, размещаемую (распространяемую) на радио, а также на рекламу, размещаемую (распространяемую) в сети Интернет и содержащую ссылку на сайт, на котором размещены указанные в пункте 6 статьи 10 Закона «О рекламе» сведения. Реквизиты лицензии, предупредительные надписи и иная обязательная к размещению в рекламе информация должны быть выполнены четкими буквами и цветом, контрастирующим с цветовым фоном рекламной площади, на которой размещается информация. Сноски, используемые в рекламе для уточнения содержащейся в ней информации, должны быть выполнены четкими буквами и шрифтом, размер которого не должен быть менее половины размера шрифта уточняемого текста [43, c. 271].

Реклама не должна:

  1. поощрять, пропагандировать культ насилия и жестокости или побуждать к насилию, жестокости, опасным действиям, способным нанести вред здоровью граждан, имуществу государства, организаций или граждан либо угрожающим их безопасности, и иным действиям, нарушающим законодательство;
  2. содержать обещание или гарантию либо высказывать предположение о будущей эффективности (доходности) рекламируемого вида деятельности.
  3. Использование в рекламе сведений об эффективности (доходности) рекламируемого вида деятельности за предшествующий период допускается при наличии у рекламодателя данных статистической отчетности или бухгалтерского баланса, достоверность которых подтверждена аудиторской организацией (аудитором - индивидуальным предпринимателем). В рекламе не допускается использование:
  4. фамилий, собственных имен и отчеств, псевдонимов, образов или высказываний граждан Республики Беларусь без их согласия или согласия их законных представителей, если иное не предусмотрено законодательством;
  5. образов или высказываний медицинских или фармацевтических работников, некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения, за исключением такого использования в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские или фармацевтические работники и которая размещается (распространяется) в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий либо в специализированных печатных изданиях, рассчитанных на медицинских или фармацевтических работников;
  6. наименований организаций, товарных знаков и (или) знаков обслуживания, эмблем и иной символики, изображения имущества организаций или граждан лицами, не имеющими права на такое использование;
  7. иной информации, которую в соответствии с законами, актами Президента Республики Беларусь или действующими для Республики Беларусь международными договорами не допускается использовать в рекламе [8].

Практика применения хозяйственными судами областей Республики Беларусь административной ответственности, предусмотренной ст.12.38 КоАП (Нарушение законодательства о книге учета движения товаров), к субъектам предпринимательской деятельности различна.

Ответственность по части первой ст.12.38 КоАП применяется  хозяйственными судами, как правило, за нарушение индивидуальными предпринимателями порядка ведения книги учета движения товаров (в том числе заполнение не всех граф и разделов книги, невнесение в книгу сведений об остатках нереализованных товаров, несоставление инвентаризационной описи товаров), а также за отсутствие данной книги [48].

Правонарушения, выразившиеся в невнесении в книгу  учета движения товаров индивидуальными  предпринимателями при осуществлении  розничной торговли сведений о товарах, находящихся в торговом объекте, полностью либо частично, в одних случаях квалифицируется судами по части первой ст.12.38 КоАП, в других - по части второй ст.12.38 КоАП.

Вынося постановление  о привлечении индивидуальных предпринимателей к административной ответственности  по части второй ст.12.38 КоАП, в качестве обоснования указывали на то, что невнесение в книгу учета движения товаров сведений о нем охватывается составом административного правонарушения, предусмотренного частью второй ст.12.38 КоАП, так как фактическое наличие у индивидуального предпринимателя товара, который вообще не отражен в такой книге, свидетельствует о недостоверности сведений, подлежащих внесению в эту книгу. Вынесенные по данной категории дел судебные постановления обосновывались также тем, что поскольку товар не отражен в книге учета движения товара, то она не содержит достоверных сведений о находившихся у индивидуальных предпринимателей в реализации товарах [48].

В связи с  возникающими в хозяйственных судах  вопросами, в целях формирования единой судебной практики применении положений ст.12.38 КоАП (нарушение законодательства о книге учета движения товаров), в частности применительно к ситуации, когда книга учета движения товаров отсутствует или не содержит каких-либо записей (не ведется, не заполняется), необходимо отметить следующее [29].

20 июня 2008 г.  Высшим Хозяйственным Судом Республики  Беларусь проведено межведомственное  совещание с участием представителей  Генеральной прокуратуры Республики  Беларусь, Комитета государственного  контроля Республики Беларусь, Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь и Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. В ходе данного совещания была выработана единая позиция в части применения административной ответственности, предусмотренной статьей 12.38 КоАП [48].

Неведение индивидуальным предпринимателем - плательщиком единого  налога, осуществляющим розничную торговлю, книги учета движения товаров, нарушение  порядка ведения книги учета  движения товаров, в т.ч. заполнение не всех граф и разделов книги, невнесение в книгу сведений об остатках нереализованных товаров, несоставление инвентаризационной описи товаров, а также отсутствие данной книги образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью первой ст.12.38 КоАП [25, c. 332].

Состав административного  правонарушения, предусмотренного частью второй ст.12.38 КоАП, представляет собой  совершение индивидуальным предпринимателем - плательщиком единого налога, осуществляющим розничную торговлю, действий, связанных с отражением в книге учета движения товаров недостоверных сведений о количестве и виде (наименовании) товаров, а именно несовпадение данных в книге учета о количестве, видах (наименовании) реализуемых товаров, с данными о товарах, имеющихся в наличии.

К числу доказательств  совершения данного правонарушения наряду с протоколом об административном правонарушении относятся результаты обязательной инвентаризации, проведенной  уполномоченным должностным лицом  органа, ведущего административный процесс, подтверждающей недостоверность внесенных в книгу учета движения товаров сведений о количестве и виде (наименовании) товаров [37, c. 251].

В протоколе  об административном правонарушении должно быть четко указано, в чем конкретно  выражено правонарушение и чем подтверждается несоответствие данных о количестве и виде (наименовании) товаров, имеющихся в наличии, сведениям, указанным в книге учета движения товаров.

В случае отсутствия данных сведений в протоколе об административном правонарушении дело об административном правонарушении, предусмотренном частью второй ст.12.38 КоАП, подлежит прекращению применительно к п.1 части второй ст.9.6 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях [4].

На основании  материала, проанализированного в  данной главе, можно сформулировать вывод о том, что в практике хозяйственного судопроизводства самыми распространенными делами являются дела из категории незаконной предпринимательской  деятельности — ст. 12.7 КоАП. Такие дела в основном направляются в суд налоговыми органами, и их удельный вес в общей массе дел об административных правонарушениях составляет около 60%. Из этих дел в большинстве случаев хозяйственным судом рассматриваются дела об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 12.7 КоАП.

Как правило, в  судебной практике чаще всего фигурирует такой состав правонарушения, как  осуществление предпринимательской  деятельности без государственной  регистрации. То есть гражданами, не зарегистрированными  в качестве индивидуальных предпринимателей, осуществляется деятельность, направленная на систематическое получение прибыли, что является незаконным [48].

Таким образом, общественные отношения, складывающиеся при осуществлении рекламной  деятельности, достаточно детально регламентированы правовыми нормами. Нарушение вышеназванных установленных законодательством правил влечет административную ответственность в соответствии со статьей 12.15 КоАП.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

КоАП определяет, какие деяния являются административными правонарушениями, закрепляет основания и условия административной ответственности, устанавливает административные взыскания, которые могут быть применены к физическим лицам, совершившим административные нарушения, а также к юридическим лицам, признанным виновными и подлежащими административной ответственности в соответствии с КоАП.

Информация о работе Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности