Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 17:03, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования являются разрешение общетеоретических, правовых и практических проблем, касающихся административной ответственности за правонарушения в сфере предпринимательской деятельности, а также выработка рекомендаций по совершенствованию норм действующего законодательства.
Указанная цель определяет задачи исследования:
раскрыть понятие предпринимательской деятельности и административной ответственности;
проанализировать понятие административного правонарушения в Республике Беларусь;
определить субъектов административных правонарушений в области предпринимательской деятельности;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…....3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ АДМИНСТРАТИВНЫМ ПРАВОНАРУШЕНИЯМ В ОБЛАСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………...……………5
1.1 Понятие предпринимательской деятельности в Республике Беларусь ..........................................5
1.2 Общая характеристик административной ответственности и административных правонарушений в Республике Беларусь.….…..................9
1.3 Субъекты административных правонарушений в области предпринимательской деятельности …20
ГЛАВА 2 ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………...…..24
2.1 Общая характеристика административных правонарушений в области предпринимательской деятельности…………………………………24
2.2 Юридический анализ административных правонарушений в области предпринимательской деятельности………………………………….29
ГЛАВА 3 ОСОБЕННОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………...…..43
3.1 Особенности привлечения к административной ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность…………………………….43
3.2 Особенности привлечения к административной ответственности за лжепредпринимательство………………………………….................................45
3.3 Особенности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе47
Заключение………………………..………………………………………...57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………...………59

Файлы: 1 файл

Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности(1) (1) (1).doc

— 272.00 Кб (Скачать файл)

В качестве взыскания  применяется штраф в размере  от десяти до тридцати базовых величин.

Объективную сторону  правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, образует:

приобретение, хранение, использование в производстве, транспортировка, реализация товаров  в нарушение установленного законодательством  порядка (без наличия требуемых  в предусмотренных законодательством  случаях документов, подтверждающих качество товаров, сопроводительных документов, документов, подтверждающих приобретение (поступление) либо отпуск товаров для реализации, или при наличии не соответствующих действительности документов), а также

реализация  товаров (выполнение работ, оказание услуг) в нарушение запрета органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь.

В случаях выявления  в ходе проверки (ревизии) реализации товаров, не соответствующих техническим  нормативным правовым актам, устанавливающим  обязательные требования к качеству, технологии и безопасности товаров, отсутствия необходимой и достоверной информации о товаре, а также реализации товаров без предусмотренных законодательством приходных документов и (или) документов, подтверждающих качество и безопасность товаров, либо с истекшими сроками годности (сроками службы) или без указания сроков годности (сроков службы), если установление этих сроков обязательно, а равным образом в случае отказа субъекта торговли допустить должностных лиц уполномоченных контролирующих органов к проведению проверки (ревизии) контролирующие органы приостанавливают или прекращают реализацию этих товаров.

Руководителю  субъекта торговли, допустившего нарушения, выдается предписание о приостановлении  реализации товаров до устранения выявленных нарушений или предписание о прекращении их реализации.

С субъективной стороны правонарушение характеризуется  как умышленной, так и неосторожной формой вины.

Субъектом правонарушения может быть только лицо, достигшее 16-летнего  возраста, вменяемое.

В качестве взыскания  применяется штраф в размере  от тридцати до пятидесяти базовых  величин с конфискацией товаров (выручки, полученной от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг) [20, с. 172].

Объективную сторону  правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, образует:

продажа товаров  или медикаментов со складов, баз, из подсобных помещений государственных  организаций бытового обслуживания, торговли, общественного питания, здравоохранения, или продажа товаров или медикаментов при доставке их к месту хранения (реализации), либо

сокрытие товаров  или медикаментов от покупателей (нарушение  правил торговли).

С субъективной стороны правонарушение характеризуется  умышленной формой вины.

Субъектом правонарушения может быть только лицо, достигшее 16-летнего  возраста, вменяемое.

По этой же статье наступает также ответственность  пособника в нарушении правил торговли и оказания услуг населению  со ссылкой на ст. 2.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях:

В качестве взыскания  применяется штраф в размере  от двадцати до пятидесяти базовых  величин [24, с. 169].

 

 

ГЛАВА 3

ОСОБЕННОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

3.1 Особенности привлечения к административной ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность

 

При квалификации административного правонарушения в случае, если субъект хозяйствования обладает лицензией на определенный вид деятельности (с указанием составляющих его работ (услуг)), однако выполняет работы (услуги), относящиеся к этому же виду деятельности, но не указанные в лицензии, возникают противоречия. Так, спорным является вопрос о квалификации данного правонарушения по ч.1 или ч.2 статьи 12.7 КоАП [36, c. 429].

Право на осуществление  юридическими и физическими лицами отдельных видов деятельности может быть реализовано после получения в установленном порядке специальных разрешений (лицензий).

Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 г. №450 «О лицензировании отдельных видов деятельности». В соответствии с названным Указом некоторые виды деятельности, подлежащие лицензированию, включают в себя несколько самостоятельных составляющих их работ и услуг, которые соответственно должны быть указаны в лицензии [29].

Осуществление же работ и услуг, составляющих лицензируемый  вид деятельности и не указанных  в лицензии либо без лицензии, является незаконным и запрещается.

Административные  правонарушения, предусмотренные статьей 12.7 КоАП, посягают на регулируемые и охраняемые административным правом общественные отношения в области предпринимательской деятельности.

Объективная сторона  правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.7 КоАП, состоит в предпринимательской  деятельности, осуществляемой:

  • без государственной регистрации или
  • без специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, либо
  • с нарушением правил и условий осуществления видов деятельности, предусмотренных в специальных разрешениях (лицензиях) [46, c. 81].

Объективная сторона  административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.7 КоАП, состоит в занятии видом деятельности, который запрещен законодательством.

В рассматриваемом  случае речь идет не о занятии видом  деятельности, который запрещен законодательством, а о выполнении работ (услуг), составляющих лицензируемый вид деятельности, которые не указаны в лицензии [32, c. 349].

Таким образом, полагаем, что в случае, если субъект  хозяйствования обладает лицензией  на определенный вид деятельности (с указанием составляющих его работ (услуг)), однако выполняет работы (услуги), относящиеся к этому же виду деятельности, но не указанные в лицензии, совершенное правонарушение может быть квалифицировано по признакам правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.7 КоАП, что также отмечается в Разъяснении  Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 09.10.2009 г. № 02-41/2259 «О применении положений статьи 12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях» [29].

Таким образом, незаконная предпринимательская деятельность характеризуется только умышленной виной в форме прямого умысла. А ответственность за данное правонарушение наступает не только в случае отсутствия специального разрешения (лицензии), но и когда действие лицензии просрочено, приостановлено либо когда предприниматель лишен ее; при осуществлении деятельности, не указанной в специальном разрешении (лицензии).

 

 

3.2 Особенности  привлечения к административной  ответственности за лжепредпринимательство

 

Под лжепредпринимательством понимают создание юридического лица без намерения осуществлять уставную деятельность, преследующее определенные цели.

Создание коммерческой организации заключается в ее государственной регистрации. Действия виновного выглядят внешне вполне официально: подаются документы на государственную регистрацию, иногда и на лицензирование; соответствующими органами с соблюдением необходимой процедуры принимается решение о регистрации (или лицензировании)      [47, c. 223].

Обязательной  характеристикой созданной лжепредпринимательской структуры является отсутствие у ее создателей намерения осуществлять заявленную в учредительных документах предпринимательскую деятельность, которое может проявиться в следующем поведении руководства лжепредприятия:

  1. организация вовсе не совершает каких-либо сделок, не получает прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, от банковских операций;
  2. организация совершает лишь мнимые, притворные и иные недействительные сделки, что является способом сокрытия незаконной деятельности;
  3. организация осуществляет предпринимательскую или уставную деятельность, но это не было целью ее создания, такая деятельность осуществляется лишь с целью прикрытия незаконной деятельности            [41, c. 224].

В то же время  лжеорганизация должна реально осуществлять деятельность, которая указана в  качестве целей ее создания: прикрываясь  государственной регистрацией организации, виновный незаконно получает кредиты; освобождается от уплаты налогов  по той деятельности, которая ведется реально, но в рамках другой организации; получает имущественную выгоду (путем прокручивания, например, на вкладах в банках средств, полученных от физических или юридических лиц); занимается запрещенной деятельностью (производством наркотиков, оружия и т.п.) [32, c. 409].

Корреляция  данного административного правонарушения и преступления обусловлена общественно  опасными последствиями деяния. Государственная  регистрация в качестве индивидуального  предпринимателя или создание юридического лица без намерения осуществлять предпринимательскую или уставную деятельность в целях получения ссуд, кредитов, либо для прикрытия запрещенной деятельности, либо для сокрытия, занижения прибыли, доходов или других объектов налогообложения, либо для извлечения иной имущественной выгоды, повлекшие причинение ущерба в крупном размере (лжепредпринимательство), наказываются штрафом, или лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок до шести лет, что закреплено в статье 234 Уголовного кодекса Республики Беларусь [5].

 

3.3 Особенности  привлечения к административной  ответственности за нарушение  законодательства о рекламе

 

В соответствии со статьей 2 Закона Республики Беларусь от 10.05.2007 №225-З «О рекламе», реклама  – это информация об объекте рекламирования, распространяемая в любой форме  с помощью любых средств, предназначенная  для неопределенного круга лиц (потребителей рекламы), направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке [8].

В соответствии со статьей 26 Закона «О рекламе» выделяются несколько видов ненадлежащей рекламы. Так, недобросовестной является реклама, содержащая ложные и иные недостоверные сведения о товаре, виде деятельности рекламодателя, распространение которых может привести к нарушению или нарушает права и охраняемые законом интересы организации или гражданина, в том числе в отношении:

  1. состава, способа и даты изготовления, назначения, потребительских свойств, условий применения, наличия документа об оценке соответствия и знаков соответствия, количества и места происхождения и иных характеристик товара;
  2. наличия товара на рынке, возможности его приобретения в указанных объеме, периоде времени и месте;
  3. цены и условий оплаты товара на момент размещения (распространения) рекламы (для электронных средств массовой информации моментом размещения (распространения) рекламы считается день ее выхода; для периодических печатных изданий - период до выхода следующего номера, но не более одного месяца; для рекламы на почтовых отправлениях - два дня после отправки (по дате почтового штемпеля); для прочей рекламы - один месяц);
  4. доставки, обмена, возврата, ремонта и обслуживания товара;
  5. гарантийных обязательств, сроков службы, сроков годности и (или) сроков хранения товара;
  6. официального или общественного признания товара, присвоения ему медалей, призов, дипломов и иных наград;
  7. предоставления информации о способах приобретения полной серии товара, если он является частью серии;
  8. использования слов в превосходной степени или иных слов, создающих впечатление о преимуществе товара перед другими товарами, если их невозможно подтвердить документально;
  9. исключительности прав на реализацию какого-либо товара и (или) его обслуживание [14].

Недостоверной является реклама, не соответствующая  действительности в отношении:

  • прав на использование государственных символов (флага, герба, гимна), а также символов международных организаций;
  • результатов интеллектуальной деятельности, исследований или испытаний;
  • статистических данных, представленных в искаженном виде;
  • ссылок на какие-либо рекомендации либо на одобрение организаций или граждан;
  • наименования и места нахождения организации, имени и места жительства гражданина, иных сведений об этой организации или этом гражданине, за исключением сведений о виде деятельности рекламодателя;
  • сравнения прав либо положения организаций или граждан с правами либо положением других организаций или граждан;
  • проведения конкурсов, лотерей, игровых, рекламных и иных мероприятий, пари [8].

Информация о работе Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности