Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 17:03, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования являются разрешение общетеоретических, правовых и практических проблем, касающихся административной ответственности за правонарушения в сфере предпринимательской деятельности, а также выработка рекомендаций по совершенствованию норм действующего законодательства.
Указанная цель определяет задачи исследования:
раскрыть понятие предпринимательской деятельности и административной ответственности;
проанализировать понятие административного правонарушения в Республике Беларусь;
определить субъектов административных правонарушений в области предпринимательской деятельности;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…....3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ АДМИНСТРАТИВНЫМ ПРАВОНАРУШЕНИЯМ В ОБЛАСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………...……………5
1.1 Понятие предпринимательской деятельности в Республике Беларусь ..........................................5
1.2 Общая характеристик административной ответственности и административных правонарушений в Республике Беларусь.….…..................9
1.3 Субъекты административных правонарушений в области предпринимательской деятельности …20
ГЛАВА 2 ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………...…..24
2.1 Общая характеристика административных правонарушений в области предпринимательской деятельности…………………………………24
2.2 Юридический анализ административных правонарушений в области предпринимательской деятельности………………………………….29
ГЛАВА 3 ОСОБЕННОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………...…..43
3.1 Особенности привлечения к административной ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность…………………………….43
3.2 Особенности привлечения к административной ответственности за лжепредпринимательство………………………………….................................45
3.3 Особенности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе47
Заключение………………………..………………………………………...57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………...………59

Файлы: 1 файл

Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности(1) (1) (1).doc

— 272.00 Кб (Скачать файл)

Действующим законодательством  субъектом административной ответственности  признаются организации, имеющие статус юридического лица.

Если речь идет о нарушителе-физическом лице, то оно  должно отвечать требованию вменяемости. Вменяемость субъекта означает, что противоправное действие субъекта носят виновный характер. Невменяемость характеризуется медицинскими и юридическими критериями. Медицинский критерий предполагает наличие у лица хронической душевной болезни, временного расстройства психической деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния. Юридические критерии вменяемости отражают степень влияния психического заболевания (или иного болезненного состояния) на способность лица сознавать совершение действий, руководить ими. Для признания лица невменяемым необходима совокупность медицинского и юридического критериев [37, c. 208].

Субъективная  сторона – психическое отношение  лица к противоправному деянию и  его последствиям. Она характеризуется  виной, которая проявляется в 2 формах: умысел и неосторожность [25, c. 185].

Умысел в  свою очередь также подразделяется на два вида:

  1. прямой – если физическое лицо, совершившее административное правонарушение сознает противоправность своего деяния, предвидело его вредные последствия и желало их наступления;
  2. косвенный – если правонарушитель сознает противоправность своего деяния, предвидел вредные последствия, но не желал, либо сознательно допускал наступление последствия, либо относился к ним безразлично [51, c. 348].

Неосторожность  делится на:

  1. самонадеянность – правонарушитель предвидел возможность наступления вредных последствий своего деяния, но без достаточного расчета их предотвратить;
  2. небрежность – не предвидел наступления вредных последствий, хотя при необходимости внимания и предусмотрительности должен был и мог их предвидеть [41, c. 114].

Юридическое лицо признается виновным в совершении правонарушения, если будет установлено, что им не соблюдены нормы, за нарушение которых предусмотрена ответственность и не были приняты все меры по их соблюдению.

В соответствии с КоАП не является административным правонарушением:

1) необходимая  оборона, т.е. действие, совершенное при защите жизни, здоровья, право обороняющегося или другого физического лица, интересов общества, государства или юридического лица от противоправного деяния путем причинения правонарушителю вреда. Недопустимо превышение необходимой обороны. Однако в предпринимательской деятельности необходимая оборона невозможно из-за специфики общественных отношений.

2) причинение  вреда физическому лицу, совершение  преступления или административного  правонарушения при его задержании  для передачи уполномоченному госоргану и пресечение возможности совершения им новых преступлений или административных правонарушений, когда оно пытается или может скрыться от органа уголовного преследования, от суда органа, ведущего административный процесс, если иными средствами задержать такое лицо не представляется возможным

3) крайняя необходимость  – действие для предотвращения  или устранения опасности непосредственно  угрожающей личности, права и  законным интересам конкретного  лица или других лиц, интересам  общества и государства, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред не является более значительным, чем предотвращенный

4) обоснованный  риск – причинение вреда охраняемым  КоАП законным интересам для достижения общественно полезной цели [34, c. 105].

Административные  правонарушения классифицируются по различным  основаниям.

Конкретные  виды правонарушений содержатся в особенной  части КоАП, где они сгруппированы  в отдельные главы. По родовому объекту правонарушения делятся на 17 видов. Все они нашли отражение в названии глав особенной части КоАП. Данная классификация позволяет органам исполнительной власти, должностным лицам и гражданам четко и предметно ориентироваться во всем многообразии правовых запретов и обязанностей в сфере реализации исполнительной власти, нарушение или неисполнение которых влечет административную ответственность [37, c. 208].

По характеру  правонарушения можно разделить  на 3 вида:

1) собственно  административные правонарушения – это такие, которые не могут быть отнесены к иным видам правонарушений ни при каких обстоятельствах (безбилетный проезд)

2) правонарушения  двойственного характера (административно-дисциплинарные), т.е. они одновременно относятся  и к административному праву и к дисциплинарному праву (необоснованный отказ в приеме на работу лица, направленного государственной службой занятости в счет брони)

3) смешанные  правонарушения – содержат признаки 1 и 2 вида, т.е. они могут быть  совершены и простыми гражданами, и работниками юридических лиц (повреждение историко-культурных ценностей).

По форме  вины административные правонарушения делятся на умышленные, неосторожные и совмещенные.

Административная ответственность  наступает, если правонарушение по своему характеру не влечет за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности [23, c. 56].

 

 

1.3 Субъекты  административных правонарушений  в области предпринимательской  деятельности 

 

КоАП предусматривает  административную ответственность  не только физических лиц, но и юридических лиц. Вопрос об административной ответственности юридических лиц является спорным. Ведь привлечение лица к административной ответственности предполагает наличие вины в форме умысла или неосторожности по отношению к совершенному проступку. Причем вина – это психическое отношение лица к совершенному деянию. Как определить виновность юридического лица, а тем более дать законодательное определение вины юридического лица, которое по сути является абстракцией и не может иметь психического отношения к чему бы то ни было?

Согласно статье 3.5 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного  правонарушения, если будет установлено, что этим юридическим лицом не соблюдены нормы (правила), за нарушение  которых предусмотрена административная ответственность, и данным лицом не были приняты все меры по их соблюдению [3].

Согласно ст. 4.1 КоАП административная ответственность  выражается в применении административного  взыскания к юридическому лицу, признанному  виновным и подлежащему административной ответственности в соответствии с КоАП. В соответствии с принципом виновной ответственности, предусмотренной ч. 1 и 6 ст. 4.2 КоАП, лицо, в том числе и юридическое, подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина [3].

Вина юридического лица подлежит установлению через определение  того, действовали ли виновно (умышленно  или по неосторожности) лица, являющиеся органом юридического лица или его  представителями. К числу таковых в соответствии со ст. 49 Гражданского кодекса Республики Беларусь относятся руководитель (директор, управляющий, председатель), участники и иные физические уполномоченные лица, выступающие от имени юридического лица. Если эти физические лица действовали невиновно (имел место случай, казус), то административной ответственности за то или иное деяние, предусмотренное КоАП, не подлежат ни физические лица, ни юридическое лицо, от имени которого уполномоченные физические лица совершали деяния, предусмотренные КоАП в качестве административных правонарушений [20, c. 39].

Разобраться с  виной юридического лица посредством  анализа статьей Особенной части  КоАП крайне сложно. Статьи Особенной части КоАП не содержат указания на признак вины юридического лица при описании административных правонарушений, поскольку в ней используется традиционное описание административного правонарушения как деяния физического лица. Однако введение в КоАП юридического лица как самостоятельного субъекта административной ответственности обязывает законодателя найти такую форму правового регулирования, с использованием которой была бы обозначена и вина юридического лица.

Особенно это  необходимо сделать в случаях, когда  законодатель идет по пути детального описания признаков правонарушения и указания на дифференциацию ответственности в зависимости от формы вины.

Что касается субъектов  административных правонарушений в  области предпринимательской деятельности, то следует отметить, что ими выступают  не только субъекты хозяйственной деятельности [32, c. 349].

Так, санкции  статьей Главы 12 КоАП «Административные  правонарушения в области предпринимательской  деятельности» предусматривают  разграничения взысканий для  физических лиц, для индивидуальных предпринимателей и для юридических лиц.

КоАП в качестве субъекта административной ответственности, кроме юридического лица и индивидуального  предпринимателя, также предусматривает  физическое лицо, должностное лицо, учредитель (участник) либо собственник  имущества юридического лица, временный (антикризисный) управляющий.

Согласно положениям статьи 4.8 КоАП, пункта 2 части 2 статьи 9.6 Процессуально-исполнительного кодекса  Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – ПИКоАП) ликвидация юридического лица либо прекращение деятельности индивидуального предпринимателя является обстоятельством, исключающим административный процесс непосредственно в отношении данных конкретных лиц [4].

Учитывая изложенное, привлечение к административной ответственности виновных физических лиц, в том числе являвшихся ранее учредителями (участниками) ликвидированного юридического лица либо обладавших статусом индивидуального предпринимателя, при условии составления протокола об административном правонарушении непосредственно в отношении физического лица представляется возможным, что подтверждается Разъяснением Высшего Хозяйственного суда Республики Беларусь от 27.11.2008 г. № 03-32/2576 «О возможности привлечения к административной ответственности физических лиц, ранее являвшихся индивидуальными предпринимателями или учредителями юридических лиц» [47].  

Таким образом, легальное  определение понятия предпринимательской  деятельности содержится в ч.2 п.1 ст.1 ГК Республики Беларусь. В статьях  Особенной части КоАП не содержится указания на признак вины юридического лица при описании административных правонарушений в области предпринимательской деятельности, поскольку в ней  используется традиционное описание административного правонарушения как деяния физического лица. Все это создает определенное трудности при определении субъектов административной ответственности в области предпринимательской деятельности. Однако введение в КоАП юридического лица как самостоятельного субъекта административной ответственности обязывает законодателя найти такую форму правового регулирования, с использованием которой была бы обозначена и вина юридического лица.

В соответствии со ст. 3.5 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях  юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что этим юридическим лицом не соблюдены нормы (правила), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и данным лицом не были приняты все меры по их соблюдению. Однако в силу абстрактности самого института юридического лица, определение вины юридического лица всё-таки зависит от определения вины конкретных физических лиц. Таким образом, вина физического лица и ее доказанность является базисом для определения вины юридического лица.

 

ГЛАВА 2

ВИДЫ  АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В  ОБЛАСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

2.1 Общая  характеристика административных  правонарушений в области предпринимательской  деятельности

 

К административным правонарушениям в области предпринимательской деятельности в соответствии с главой 12 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях относятся:

- нарушение  порядка ведения бухгалтерского  учета и правил хранения бухгалтерских  документов и иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов (ст. 12.1);

- нарушение  порядка учета, сбора, хранения, транспортировки, использования,  заготовки (закупки) или реализации  металлопродукции, черных и цветных  металлов (ст. 12.2);

- нарушение  порядка сдачи лома черных  и цветных металлов и их отходов (ст. 12.3);

- нарушение  установленного порядка формирования  и применения цен (тарифов) (ст. 12.4);

- невыполнение  поставок продукции для государственных  нужд или нарушение сроков  заключения государственного контракта  на поставку либо договора поставки товаров для государственных нужд (ст. 12.5);

- превышение  предельных индексов изменения  отпускных цен (тарифов) и нарушение  установленного порядка регистрации  цен (тарифов) (ст. 12.6);

- незаконная  предпринимательская деятельность (ст. 12.7);

- нарушение  порядка осуществления предпринимательской  деятельности (ст. 12.8);

- нарушение  порядка осуществления торговой  посреднической деятельности (ст. 12.9);

- нарушение  установленного порядка заключения  и исполнения договоров на  приобретение, строительство, реконструкцию жилых помещений (cт. 12.10);

Информация о работе Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности