Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 17:03, дипломная работа
Целью исследования являются разрешение общетеоретических, правовых и практических проблем, касающихся административной ответственности за правонарушения в сфере предпринимательской деятельности, а также выработка рекомендаций по совершенствованию норм действующего законодательства.
Указанная цель определяет задачи исследования:
раскрыть понятие предпринимательской деятельности и административной ответственности;
проанализировать понятие административного правонарушения в Республике Беларусь;
определить субъектов административных правонарушений в области предпринимательской деятельности;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…....3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ АДМИНСТРАТИВНЫМ ПРАВОНАРУШЕНИЯМ В ОБЛАСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………...……………5
1.1 Понятие предпринимательской деятельности в Республике Беларусь ..........................................5
1.2 Общая характеристик административной ответственности и административных правонарушений в Республике Беларусь.….…..................9
1.3 Субъекты административных правонарушений в области предпринимательской деятельности …20
ГЛАВА 2 ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………...…..24
2.1 Общая характеристика административных правонарушений в области предпринимательской деятельности…………………………………24
2.2 Юридический анализ административных правонарушений в области предпринимательской деятельности………………………………….29
ГЛАВА 3 ОСОБЕННОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………...…..43
3.1 Особенности привлечения к административной ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность…………………………….43
3.2 Особенности привлечения к административной ответственности за лжепредпринимательство………………………………….................................45
3.3 Особенности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе47
Заключение………………………..………………………………………...57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………...………59
Действующим законодательством субъектом административной ответственности признаются организации, имеющие статус юридического лица.
Если речь идет о нарушителе-физическом лице, то оно должно отвечать требованию вменяемости. Вменяемость субъекта означает, что противоправное действие субъекта носят виновный характер. Невменяемость характеризуется медицинскими и юридическими критериями. Медицинский критерий предполагает наличие у лица хронической душевной болезни, временного расстройства психической деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния. Юридические критерии вменяемости отражают степень влияния психического заболевания (или иного болезненного состояния) на способность лица сознавать совершение действий, руководить ими. Для признания лица невменяемым необходима совокупность медицинского и юридического критериев [37, c. 208].
Субъективная
сторона – психическое
Умысел в свою очередь также подразделяется на два вида:
Неосторожность делится на:
Юридическое лицо признается виновным в совершении правонарушения, если будет установлено, что им не соблюдены нормы, за нарушение которых предусмотрена ответственность и не были приняты все меры по их соблюдению.
В соответствии с КоАП не является административным правонарушением:
1) необходимая оборона, т.е. действие, совершенное при защите жизни, здоровья, право обороняющегося или другого физического лица, интересов общества, государства или юридического лица от противоправного деяния путем причинения правонарушителю вреда. Недопустимо превышение необходимой обороны. Однако в предпринимательской деятельности необходимая оборона невозможно из-за специфики общественных отношений.
2) причинение
вреда физическому лицу, совершение
преступления или
3) крайняя необходимость
– действие для предотвращения
или устранения опасности
4) обоснованный
риск – причинение вреда
Административные правонарушения классифицируются по различным основаниям.
Конкретные виды правонарушений содержатся в особенной части КоАП, где они сгруппированы в отдельные главы. По родовому объекту правонарушения делятся на 17 видов. Все они нашли отражение в названии глав особенной части КоАП. Данная классификация позволяет органам исполнительной власти, должностным лицам и гражданам четко и предметно ориентироваться во всем многообразии правовых запретов и обязанностей в сфере реализации исполнительной власти, нарушение или неисполнение которых влечет административную ответственность [37, c. 208].
По характеру правонарушения можно разделить на 3 вида:
1) собственно
административные правонарушени
2) правонарушения
двойственного характера (
3) смешанные
правонарушения – содержат
По форме вины административные правонарушения делятся на умышленные, неосторожные и совмещенные.
Административная
1.3 Субъекты
административных
КоАП предусматривает административную ответственность не только физических лиц, но и юридических лиц. Вопрос об административной ответственности юридических лиц является спорным. Ведь привлечение лица к административной ответственности предполагает наличие вины в форме умысла или неосторожности по отношению к совершенному проступку. Причем вина – это психическое отношение лица к совершенному деянию. Как определить виновность юридического лица, а тем более дать законодательное определение вины юридического лица, которое по сути является абстракцией и не может иметь психического отношения к чему бы то ни было?
Согласно статье 3.5 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что этим юридическим лицом не соблюдены нормы (правила), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и данным лицом не были приняты все меры по их соблюдению [3].
Согласно ст. 4.1 КоАП административная ответственность выражается в применении административного взыскания к юридическому лицу, признанному виновным и подлежащему административной ответственности в соответствии с КоАП. В соответствии с принципом виновной ответственности, предусмотренной ч. 1 и 6 ст. 4.2 КоАП, лицо, в том числе и юридическое, подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина [3].
Вина юридического лица подлежит установлению через определение того, действовали ли виновно (умышленно или по неосторожности) лица, являющиеся органом юридического лица или его представителями. К числу таковых в соответствии со ст. 49 Гражданского кодекса Республики Беларусь относятся руководитель (директор, управляющий, председатель), участники и иные физические уполномоченные лица, выступающие от имени юридического лица. Если эти физические лица действовали невиновно (имел место случай, казус), то административной ответственности за то или иное деяние, предусмотренное КоАП, не подлежат ни физические лица, ни юридическое лицо, от имени которого уполномоченные физические лица совершали деяния, предусмотренные КоАП в качестве административных правонарушений [20, c. 39].
Разобраться с
виной юридического лица посредством
анализа статьей Особенной
Особенно это необходимо сделать в случаях, когда законодатель идет по пути детального описания признаков правонарушения и указания на дифференциацию ответственности в зависимости от формы вины.
Что касается субъектов
административных правонарушений в
области предпринимательской
Так, санкции статьей Главы 12 КоАП «Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности» предусматривают разграничения взысканий для физических лиц, для индивидуальных предпринимателей и для юридических лиц.
КоАП в качестве субъекта административной ответственности, кроме юридического лица и индивидуального предпринимателя, также предусматривает физическое лицо, должностное лицо, учредитель (участник) либо собственник имущества юридического лица, временный (антикризисный) управляющий.
Согласно положениям
статьи 4.8 КоАП, пункта 2 части 2 статьи
9.6 Процессуально-исполнительного
Учитывая изложенное, привлечение к административной ответственности виновных физических лиц, в том числе являвшихся ранее учредителями (участниками) ликвидированного юридического лица либо обладавших статусом индивидуального предпринимателя, при условии составления протокола об административном правонарушении непосредственно в отношении физического лица представляется возможным, что подтверждается Разъяснением Высшего Хозяйственного суда Республики Беларусь от 27.11.2008 г. № 03-32/2576 «О возможности привлечения к административной ответственности физических лиц, ранее являвшихся индивидуальными предпринимателями или учредителями юридических лиц» [47].
Таким образом, легальное
определение понятия
В соответствии со ст. 3.5 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что этим юридическим лицом не соблюдены нормы (правила), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и данным лицом не были приняты все меры по их соблюдению. Однако в силу абстрактности самого института юридического лица, определение вины юридического лица всё-таки зависит от определения вины конкретных физических лиц. Таким образом, вина физического лица и ее доказанность является базисом для определения вины юридического лица.
ГЛАВА 2
ВИДЫ
АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В
ОБЛАСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ
2.1 Общая
характеристика
К административным
правонарушениям в области пред
- нарушение
порядка ведения
- нарушение
порядка учета, сбора,
- нарушение порядка сдачи лома черных и цветных металлов и их отходов (ст. 12.3);
- нарушение
установленного порядка
- невыполнение
поставок продукции для
- превышение
предельных индексов изменения
отпускных цен (тарифов) и
- незаконная
предпринимательская
- нарушение
порядка осуществления
- нарушение
порядка осуществления
- нарушение
установленного порядка
Информация о работе Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности