Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 19:57, курсовая работа
Договорная форма управления - сложная, комплексная проблема, находящаяся на стыке управленческой, правовой и экономической наук.
В представленной курсовой работе сочетается теоретическое ее рассмотрение и анализ существующего опыта использования договорных форм в государственной и хозяйственной практике различных субъектов административных отношений.
В данной работе я постаралась дать ответы на некоторые вопросы, связанные с теорией и практикой административного договора. Главным из них, на мой взгляд, является вопрос о том, должен ли административный договор в силу специфики административно-правового метода регулирования характеризоваться неравенством сторон и основываться на отношениях власти-подчинения?
Введение. 2
Глава 1. История возникновения самого вопроса. 5
Глава 2. Признаки и определение административного договора. 13
Глава 3. Виды административных договоров. 20
Заключение. 27
Список литературы. 29
В связи с принадлежностью
практически всех средств производства
государству и внедрением планового
хозяйства, договоры между органами
государственного управления, особенно
в сфере народного хозяйства,
широко практиковались в то время, начиная
с 1923 года, представляя собой
Такие договоры нередко
заключались в соответствии с
постановлениями Правительства, Госплана
и т. д. Часто на основании таких
(с 1929 г..— «генеральных») договоров
заключались хозяйственные
В 1934-—1936 гг. вместо
генеральных договоров
В период централизованного жесткого руководства всеми сторонами жизни общества и государства, существования плановой экономики в бывшем СССР, отсутствия рыночных отношений в народном хозяйстве полномочия органов государственного управления в республиках, краях, областях, городах, районах были весьма специфическими и ограниченными.
Основной правовой
формой деятельности органов исполнительной
власти в 40-60-е годы являлось издание
подзаконных правовых актов, т. е. односторонних
властных правовых предписаний, подлежащих
безусловному исполнению и регулировавших
управленческие отношения только по
вертикали. В те годы сложилась мощная
система директивно-плановых указаний.
Государственно-
Однако, с 50-х годов уже встречаются договоры между местными Советами, договоры государственных органов с гражданами, а так же, между центральными отраслевыми органами государственного управления (генеральные договоры хозяйственных ведомств)[18]. Начала появляться и научная литература о таких видах договоров. С 60-х годов проблема договорных форм и методов управления вновь начала привлекать к себе пристальное внимание исследователей.[19]
Широкий резонанс вокруг
проблем, связанных с теорией
административного договора, вызвали
работы Ц.А.Ямпольской и В.И.Новосёлова.
Поводом к дискуссии послужила
критическая работа болгарского
административиста П.Стайнова [
Ц.А.Ямпольская ставит
вопрос следующим образом: действительно
ли понятие административного
Как управленческое действие, обладающее одновременно и чертами власти-подчинения, и юридического равноправия, характеризует административный договор В.И. Новосёлов. К числу административных автор относит договоры коммунально-бытового обслуживания, договоры пользования гражданами книгами массовых библиотек, трудовые договоры, договоры перевозки в общественном транспорте, договоры о расчетных и кредитных отношениях между Госбанком и организациями и некоторые другие
По мнению В.И.Новоселова, отличие данных договоров от гражданско-правовых состоит в том, что их участники находятся не в одинаковом положении. Орган управления сохраняет властные полномочия, то есть полномочия административного характера, несмотря на то, что он несёт определённые обязательства перед своим контрагентом.
Симптоматично, что
интерес к проблемам
Являясь на практике
весьма важным административно-правовым
институтом, в последние десятилетия,
и особенно в настоящее время,
административный договор во многих
странах стремительно приобретает
широкое распространение в
Из всех западноевропейских стран, где создана теория административного договора и приняты соответствующие законодательные акты об административных договорах, особо выделяются Франция и Германия.[21]
Теория и законодательное
регулирование
Административный
договор устанавливается в ФРГ
федеральным Административно-
Особая важность и значимость в процессе осуществления управленческих действий административных актов и публично-правовых договоров подчеркиваются также стремительным распространением соответствующих нормативных актов в бывшей ГДР. Например, в июле 1990 г. (еще до официального дня воссоединения Германии) для этой территории был разработан проект рамочного закона об административном процессе в ГДР.[23]
В Российской Федерации административный договор стал приобретать особую актуальность лишь в последние годы. В нашей стране на протяжении многих десятилетий данная проблема не привлекала особого внимания ни законодателей, ни практиков, ни ученых-юристов. За годы советской власти в научной литературе очень редко появлялись публикации о возможности использования, хотя бы в ограниченных пределах административных договоров.[24] Однако эти интересные теоретические исследования все же будили интерес ученых –правоведов к проблеме административного договора.
Заметное усиление значимости государственных управленческих отношений по горизонтали, а следовательно, и более частое использование такой административно-правовой формы, как заключение органами исполнительной власти всех ступеней, местной администрацией публично-правовых (административных) договоров, в настоящее время обусловлено следующим:
принятием в конце
1993 г. Конституции РФ и предшествовавшим
этому заключением
разграничением компетенции между органами власти Российской Федерации и ее субъектов;
установлением широкого спектра совместной компетенции Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ);
выделением в качестве самостоятельного звена местного самоуправления, органы которого полномочны самостоятельно решать вопросы местного значения, владеть и распоряжаться муниципальной собственностью (ст. 12, 130—133 Конституции РФ);
предоставлением права органам государственной власти Российской Федерации (в том числе исполнительной власти), ее субъектам, местному самоуправлению делегировать друг другу по взаимному согласию части властных полномочий;
широким развитием
предпринимательской
Усиление внимания к административным договорам связано с изменением российского административного законодательства, которое, в свою очередь, содействовало преобразованию предмета административного права, появлению новых взглядов на его содержание, функции, принципы, институты.
Например, элементы
реального разделения власти в государстве
во многом изменяют предмет этой правовой
отрасли: из отрасли права, где различные
субъекты управления «активно» пользовались
правом нормотворчества и применяли
ранее в большей мере инструменты
принуждения и властного
В последние годы в российской правовой литературе, как и в законотворческой практике, проблеме административного договора и тесно связанной с ней проблеме правового акта управления уделяется значительно больше внимания.[26]
Однако, как уже
указывалось выше, во введении к
данной курсовой работе, степень законодательного
регулирования обеих
Не смотря на это,
все более распространенное использование
административно-договорного
Глава 2. Признаки и определение административного договора.
Определение административного договора с точки зрения его сущности и содержания упирается прежде всего в проблемы чисто методологического характера. Очевидно, что понятие административного договора будет зависеть от того, с какой стороны рассматривается это сложное явление: как юридический факт, правоотношение, документ, вид сделки, источник права, юридическое средство индивидуального регулирования, форму, результат или акт государственного управления.[27]
Многозначность
термина свидетельствует о
Рассмотрим этот объект с различных позиций.
Договор как общеправовая
категория традиционно
В отличие от правовых актов односторонне-волевого характера (судебных решений, административных актов, жалоб, исковых заявлений, завещаний и т.д.) договор, в том числе и административный, всегда представляет собой многосторонний акт, выражающий согласование, интеграцию, взаимодействие воль договаривающихся субъектов.
Понятие и содержание административного договора раскрывается в ряде работ российских ученых, таких как А.В. Демин[28], Д.Н. Бахрах[29], Ю.Н. Старилов,[30] Ю.А. Тихомиров[31] и др.
Так, по мнению Д.Н.
Бахраха, административный договор
представляет собой вид сделок, в
которых равноправие сторон так
или иначе связано с властными
полномочиями одной или даже обеих
договаривающихся сторон. Такие договоры
довольно часто называются соглашениями.
Согласно более полному определению,
административный договор, по мнению данного
ученого, – это основанный на административно
правовых нормах и выработанный в
публичных интересах в
М. И. Пискотин называет административные договоры средством реализации управленческих задач и функций.[33]
В своих суждениях, данный автор исходит из того, что административный договор выступает особым средством государственного управления в определенной области общественной жизни. Заключая административный договор, государственные органы действуют на основе норм административного права, реализуют публичные цели и функции, в ряде случаев обладают полномочиями прерогативного характера.
Поскольку заключение
договора всегда предполагает равноправное,
сознательно-волевое