Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 19:57, курсовая работа
Договорная форма управления - сложная, комплексная проблема, находящаяся на стыке управленческой, правовой и экономической наук.
В представленной курсовой работе сочетается теоретическое ее рассмотрение и анализ существующего опыта использования договорных форм в государственной и хозяйственной практике различных субъектов административных отношений.
В данной работе я постаралась дать ответы на некоторые вопросы, связанные с теорией и практикой административного договора. Главным из них, на мой взгляд, является вопрос о том, должен ли административный договор в силу специфики административно-правового метода регулирования характеризоваться неравенством сторон и основываться на отношениях власти-подчинения?
Введение. 2
Глава 1. История возникновения самого вопроса. 5
Глава 2. Признаки и определение административного договора. 13
Глава 3. Виды административных договоров. 20
Заключение. 27
Список литературы. 29
Д. Н. Бахрах различает следующие виды административных договоров по предметному критерию по предметному критерию[45]:
договоры о компетенции
(разграничение или
договоры в сфере
управления государственной
договоры, обеспечивающие государственные нужды (именуемые в законодательстве «государственными контрактами»);
контракты с государственными служащими, студентами;
финансовые и налоговые соглашения;
договоры о взаимодействии, сотрудничестве;
различного рода концессии и инвестиционные соглашения;
договоры об оказании некоторых услуг частным лицам (охрана общественного порядка и имущества, содействие занятости населения, перевозка в общественном транспорте, коммунальные услуги).
По субъектам административно-правовые договоры могут быть:
1. между двумя субъектами;
2. между субъектом
исполнительной власти и
3. между государственными
и негосударственными
4. между субъектами управления и гражданами.
По взаимоотношению сторон договора:
1. Договоры субъектов,
не обладающих властными
2. Договор субъектов,
один из которых обладает
По юридическим свойствам в литературе предлагается различать[46]
правоустановительные договоры (договоры нормативного характера; договор об обмене информацией) и
правоприменительные договоры (договоры как юридические факты: например, договор о поступлении гражданина на государственную службу).
Приведем несколько примеров такого рода договоров.
Авторы, анализирующие
действующее экономическое
Например, в Омской
области действует Закон от 31
декабря 1996 г. "О договорах органов
государственной власти Омской области",
который определяет правовые основы
заключения, выполнения, приостановления
и прекращения договоров между
органами государственной власти Омской
области с федеральными органами
и органами других субъектов РФ,
ассоциациями, а также с иностранными
партнерами. В субъектах РФ принимаются
также специальные законы об отдельных
видах договоров (соглашений) (например,
о внешних договорах: Закон Нижегородской
области от 26 октября 1995 г. "О международных
и межрегиональных соглашениях"
В Ивановской области на сегодняшний день действует Указ Губернатора Ивановской области от 22 октября 2002 г. N 207-УГ "О порядке заключения договоров и соглашений"[49], а так же, Постановление Главы администрации Ивановской области от 29 мая 2000 г. N 433 "О заключении коллективных договоров и соглашений".[50]
Ивановская область, как и другие субъекты Российской Федерации активно использует данную форму государственного управления. На сегодняшний день, согласно моего анализа, на ее территории действует около 150 соглашений такого плана.[51] Все они, в основном, утверждаются местными законами, указами губернатора или распоряжениями областной администрации. В качестве примера можно привести Соглашение между Администрацией Ивановской области и Союзом промышленников и предпринимателей Ивановской области "Об экономической политике Ивановской области в сфере обращения товаров и услуг, тарифы на которые подлежат государственному регулированию", о принципах торгово-экономического сотрудничества между Челябинской областью и Ивановской областью на 1996 и последующие годы", о кассовом обслуживании исполнения областного бюджета органами Федерального казначейства и т.д.
Основным нормативным
актом, регламентирующим порядок и
способы заключения договоров и
соглашений в данной области, является
ФЗ от 24 июня 1999 г. "О принципах
и порядке разграничения
В 1991-1992 гг. Правительство РФ приняло на себя специальные обязательства по выдаче производителям зерна и другой сельскохозяйственной продукции чеков с условием либо отоваривать их дефицитными товарами, либо произвести расчет валютой.
Налицо вертикальный административный договор, заключенный в сфере управления государственной собственностью, между государственными и негосударственными органами.
В другом случае, законодатель определил в Федеральном Законе «О Федеральном бюджете на 1995 г.» от 31 марта 1995 г. порядок финансирования расходов по выплате государственных пенсий и пособий, производимое за счет средств федерального бюджета и осуществляемое Пенсионным фондом РФ на возвратной основе. Вместе с тем в ст. 46 данного Федерального закона устанавливалось, что Правительство РФ должно заключить в первом полугодии 1995 г. договор с Пенсионным фондом РФ, определяющий порядок взаимоотношений Пенсионного фонда РФ с федеральным бюджетом в 1995 г.
Очевидно, что данный договор то же имеет административно-правовую природу и является двусторонним по степени сложности, по сути, представляет собой инвестиционное соглашение между двумя государственными структурами и вертикальным по взаимоотношению сторон.
Примером административно-
В соответствии с
ним была создана областная
Однако, по мнению ряда
авторов, административными договорами
между органами исполнительной власти
и местной администрацией о делегировании
полномочий можно считать лишь те,
которые предусматривают режим
контроля (надзора) со стороны делегирующего
полномочия органа управления и устанавливают
взаимную ответственность сторон в
случае его неисполнения или ненадлежащего
исполнения как органом, делегирующим
соответствующие полномочия, так
и органом, принимающим эти поручения
к исполнению. В договоре могут
устанавливаться также
Как уже упоминалось
выше в данной главе, в качестве административных
договоров целесообразно
К таким административным договорам можно, в частности, отнести соглашения городской администрации с акционерными и арендными предприятиями городского транспорта по ремонту жилищного фонда, осуществлению очистительных мероприятий и др.
В этих соглашениях предусмотрены двусторонние специальные обязательства, где администрация осуществляет дотационные выплаты, а администрации предприятий отвечают за качественное выполнение принятых на себя условий (например, точно выдерживать график движения автобусов, трамваев и троллейбусов, производить уборку и вывоз бытовых отходов в ранние утренние часы и подвергать их полному уничтожению).
Органы местного самоуправления могут выполнять указанные задачи (поддержание чистоты в населенных пунктах, уборка территорий, обращение с отходами и т. п.) различными способами. Например, Воронежский городской муниципальный Совет принял постановление «О создании унитарного муниципального предприятия по обращению с отходами».[54] Эту проблему можно было решить путем заключения административного договора с соответствующим предприятием (если оно существует), передав ему часть принадлежащих органу местного самоуправления полномочий: в данном случае по обеспечению чистоты в городе и обращению с отходами.
К административным договорам могут относиться контракты, заключаемые органами исполнительной власти (местной администрацией) с предприятиями — поставщиками различных видов продукции, о предоставлении последним налоговых льгот, преимуществ при получении кредитов, установления особых бюджетных ассигнований. Целью контрактов является обеспечение поставки в установленных размерах определенной продукции и товаров (см., например, Закон РФ «О поставках продукции и товаров для государственных нужд»).[55]
Несколько видов административных договоров закрепляет российский Закон об образовании[56]. Пункт 3 ст. 44 гласит: «Государственные и местные (муниципальные) органы управления образованием обязаны оказывать на договорных начала посреднические услуги подведомственным образовательным учреждениям». Налицо вертикальный административный договор о сотрудничестве.
Многосторонние
акты набирают значительный вес среди
административных договоров. Разновидностями
таких отношений, а их становится
все больше, могут служить действия
нескольких органов по подготовке и
изданию совместного решения, соглашения
(административные договоры) между
ними по организационным вопросам.
Так, в п. 6 ст. 15 Закона о приватизации
государственных и
Примером здесь
может служить Решение
Контракты с государственными служащими заняли прочную позицию в сфере государственного управления.
Так административный договор, именуемый в современном российском законодательстве контрактом о прохождении военной или государственной службы является формой государственного управления в сфере служебных правоотношений, основанной на добровольном волеизъявлении сторон.
Вводимая сейчас
повсеместно контрактная
Административный договор все более и более набирает вес в управленческих отношениях.
Так, например, приказом
МНС России и Российского фонда
федерального имущества от 14 сентября
2001 г. предусмотрен обмен информацией
относительно имущества налогоплательщиков,
на которое наложен арест по инициативе
налоговых органов в связи
с принудительным взысканием налога
за счет имущества организации-
Все более активно заключаются административные договоры между различными государственными и общественными образованиями.
Например, активно действует в данной области Русская православная церковь.
С начала 90-х годов на федеральном и региональном уровнях были заключены десятки подобных соглашений.
Привести в качестве примеров можно Соглашение о сотрудничестве между Московской Патриархией и Министерством культуры от 3 марта 1994 г., Соглашение о сотрудничестве между Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации и Московской Патриархией Русской Православной Церкви от 12 марта 1996 г., соглашение о сотрудничестве между Московской Патриархией и Министерством социальной защиты в интересах социального развития России от 14 июня 1996 г., договор о сотрудничестве Министерства образования Российской Федерации и Московской Патриархии Русской Православной Церкви от 2 августа 1999 г., Соглашение о сотрудничестве между Министерством юстиции Российской Федерации и Московской Патриархией от 15 ноября 1999 г., Соглашение о сотрудничестве между ФАПСИ и Московской Патриархией Русской Православной Церкви от 28 января 2002 г. и др.[60]