Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 19:39, дипломная работа
Методологическую основу исследования составляют комплекс научных методов познания социально-политических явлений и процессов: общенаучные и частнонаучные, специальные методы познания социально-правовых явлений – конкретно-исторический, социологический, системно-структурный, сравнительно-правовой, и др. В исследовании используются также общелогические методы познания (анализ, синтез, обобщение), с помощью которых выявляются закономерности, существующие в сфере государственно-правовых явлений, проблемы и пути совершенствования правового регулирования увольнения с военной службы по контракту.
Введение………………………………………………………………………… 3
1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ………………………… 7
1.1. Понятие и сущность альтернативной гражданской службы……………. 7
1.2. Правовое регулирование альтернативной гражданской службы………. 16
2. РЕАЛИЗАЦИЯ ГРАЖДАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА АЛЬТЕРНАТИВНУЮ ГРАЖДАНСКУЮ СЛУЖБУ………………………………………………….. 19
2.1. Общие вопросы организации альтернативной гражданской службы….. 19
2.2. Порядок замены военной службой по призыву альтернативной гражданской службой…………………………………………………………. 27
2.3. Фактическая реализация права на альтернативную гражданскую службу…………………………………………………………………………… 36
Заключение……………………………………………………………………… 40
Список литературы……………………………………………………………. 47
Приложения…………………………………………………………………….. 48
Право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой может быть реализовано гражданином при соблюдении следующих условий:
– если несение военной службы противоречит его убеждениям;
– если несение военной службы противоречит его вероисповеданию;
– если он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.
Конституция Российской Федерации (ст. 28) гарантирует каждому свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Указанные права соответствуют гражданским и политическим правам, закрепленным в ст. 18 Пакта о гражданских и политических правах. Право свободно и гласно исповедовать свою веру, не подвергаясь преследованиям и дискриминации со стороны государства и общества, составляет основу демократии в конкретном государстве и обществе.
Необходимо иметь в виду, что свобода совести и свобода вероисповедания – понятия неравнозначные. В то же время совесть – есть особое душевное свойство каждого человека, присущее ему вне зависимости от того, признает его человек или отрицает, и состоит оно во врожденном познании и различении добра и зла. Конституция России закрепляет наличие в обществе многообразных мировоззренческих позиций и убеждений, не всегда сводимых к идеологии и политике и охватывающих науку, культуру, религию и т.д. Следовательно, свобода совести равнозначна свободе убеждений и мировоззрений, не имеющих политико-идеологического содержания (ч.ч. 1-3 ст. 13 Конституции). Конституция Российской Федерации прямо не формулирует «право на убеждения», но запрещает принуждение к выражению убеждений или отказу от них (ч. 3 ст. 29)15.
Признание права каждого свободно действовать в соответствии со своими убеждениями означает как свободу быть членом уже существующих религиозных и иных объединений, так и право основывать новые, беспрепятственно осуществлять культовые обряды, издавать и распространять религиозную и иную литературу, получать образование в религиозных и иных учебных заведениях, а также реализовать право на альтернативную гражданскую службу.
Право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой не связывается Федеральным законом «Об альтернативной службе» с обязательной принадлежностью к какому-либо религиозному или иному объединению граждан, т.е. право действовать в соответствии со своими религиозными убеждениями может быть реализовано как в рамках религиозной организации, так и индивидуально.
Конституционным Судом в Определении от 22 мая 1996 г. № 63-О был сделан важный практический вывод: стремление гражданина реализовать свое конституционное право не запрещенными законом способами, во всяком случае не может служить основанием для возбуждения против него уголовного или иного преследования16. Развивая данную правовую позицию, Конституционный Суд в Постановлении от 23 ноября 1999 г., касающемся положений Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», отметил, что рассматриваемое конституционное право является именно индивидуальным правом, т.е. связанным со свободой вероисповедания в ее индивидуальном, а не коллективном аспекте, а значит, должно обеспечиваться независимо от того, состоит гражданин в какой-либо религиозной организации или нет17.
Основные принципы вероисповедания или убеждений (например, пацифистских), отрицающие несение военной службы, являются юридическими фактами, достаточными для реализации гражданами своего права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой (ч. 3 ст. 59 Конституции Российской Федерации)*(70).
Право граждан, относящихся к коренным малочисленным народам, на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой корреспондирует с аналогичной нормой, закрепленной в ст. 9 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ18, согласно которой лица, относящиеся к малочисленным народам, ведущие традиционный образ жизни, осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся традиционными промыслами, имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом.
Следовательно, законодательство
устанавливает следующие
– принадлежность к малочисленным народам Российской Федерации;
– ведение традиционного образа жизни;
– осуществление традиционного хозяйствования;
– занятие традиционными промыслами.
К коренным малочисленным народам Российской Федерации относятся народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями (ст. 1 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»).
Единый перечень коренных
малочисленных народов
Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ с учетом уникальности этнического состава населения Республики Дагестан по числу проживающих на ее территории народов предоставил право Государственному Совету Республики Дагестан определять количественные и иные особенности ее коренных малочисленных народов, а также устанавливать перечень этих народов с последующим включением его в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации.
Во исполнение ст. 1 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ Правительство Российской Федерации постановлением «О Постановлении Государственного Совета Республики Дагестан от 18 октября 2000 г. № 191» от 28 марта 2001 г. № 23620 приняло к сведению Постановление Государственного Совета Республики Дагестан «Об особенностях применения Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» в Республике Дагестан» от 18 октября 2000 г. № 191, установившее Перечень коренных малочисленных народов Республики Дагестан.
Указанный Перечень является частью Единого перечня коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации «О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации».
Граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам, имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой при условии, что они ведут традиционный образ жизни малочисленных народов, т.е. исторически сложившийся способ жизнеобеспечения малочисленных народов, основанный на историческом опыте их предков в области природопользования, самобытной социальной организации проживания, самобытной культуры, сохранения обычаев и верований (ст. 1 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ).
Традиционный образ жизни
Право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой не распространяется на лиц:
– которые относятся к малочисленным народам, постоянно проживают в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и для которых традиционное хозяйствование и занятие традиционными промыслами являются подсобными видами деятельности по отношению к основному виду деятельности в других отраслях народного хозяйства, социально-культурной сфере, органах государственной власти или органах местного самоуправления;
– не относящихся к малочисленным народам, но постоянно проживающих в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов.
На альтернативную гражданскую
службу направляются граждане мужского
пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые
не пребывают в запасе, имеют право на
замену военной службы по призыву альтернативной
гражданской службой, лично подали заявление
в военный комиссариат о желании заменить
военную службу по призыву альтернативной
гражданской службой и в отношении которых
в соответствии с Федеральным законом
«Об альтернативной гражданской службе»
призывной комиссией района, города без
районного деления, иного муниципального
(административно-
На альтернативную гражданскую службу не направляются граждане, которые в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»21:
– имеют основания для освобождения от призыва на военную службу;
– не подлежат призыву на военную службу;
– имеют основания для предоставления отсрочки от призыва на военную службу.
Граждане проходят альтернативную гражданскую службу индивидуально, а также в составе групп или формирований:
– в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти;
– в организациях, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
– в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала.
Прохождение альтернативной гражданской службы в организациях, подведомственных органам местного самоуправления, определяется федеральным законом.
Граждане проходят альтернативную гражданскую службу, как правило, за пределами территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают.
Граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам, направляются для прохождения альтернативной гражданской службы в организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов.
При определении вида работы, профессии, должности, на которых может быть занят гражданин, направляемый на альтернативную гражданскую службу, и места прохождения альтернативной гражданской службы, учитываются образование, специальность, квалификация, опыт предыдущей работы, состояние здоровья, семейное положение гражданина, а также потребность организаций в трудовых ресурсах.
Срок альтернативной гражданской службы в 1,75 раза превышает установленный Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» срок военной службы по призыву и составляет 42 месяца, а для граждан из числа окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования – 21 месяц.
Срок альтернативной гражданской службы для граждан, проходящих данную службу в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в 1,5 раза превышает установленный Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» срок военной службы по призыву и составляет 36 месяцев, а для граждан из числа окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования – 18 месяцев22.
Началом альтернативной гражданской
службы гражданина считается день его
убытия к месту прохождения
Окончанием альтернативной гражданской службы гражданина считается день прекращения работодателем срочного трудового договора с гражданином при его увольнении с альтернативной гражданской службы. При этом срочный трудовой договор с гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, должен быть прекращен работодателем в день истечения срока его альтернативной гражданской службы.
В срок альтернативной гражданской службы не засчитываются:
– прогулы (отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня);
– время нахождения в дополнительных отпусках, предоставляемых работодателем гражданам, обучающимся в образовательных учреждениях;
– время отбывания уголовного или административного наказания в виде ареста;
– появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.