Альтернативная гражданская служба

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 19:39, дипломная работа

Описание работы

Методологическую основу исследования составляют комплекс научных методов познания социально-политических явлений и процессов: общенаучные и частнонаучные, специальные методы познания социально-правовых явлений – конкретно-исторический, социологический, системно-структурный, сравнительно-правовой, и др. В исследовании используются также общелогические методы познания (анализ, синтез, обобщение), с помощью которых выявляются закономерности, существующие в сфере государственно-правовых явлений, проблемы и пути совершенствования правового регулирования увольнения с военной службы по контракту.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………… 3
1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ………………………… 7
1.1. Понятие и сущность альтернативной гражданской службы……………. 7
1.2. Правовое регулирование альтернативной гражданской службы………. 16
2. РЕАЛИЗАЦИЯ ГРАЖДАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА АЛЬТЕРНАТИВНУЮ ГРАЖДАНСКУЮ СЛУЖБУ………………………………………………….. 19
2.1. Общие вопросы организации альтернативной гражданской службы….. 19
2.2. Порядок замены военной службой по призыву альтернативной гражданской службой…………………………………………………………. 27
2.3. Фактическая реализация права на альтернативную гражданскую службу…………………………………………………………………………… 36
Заключение……………………………………………………………………… 40
Список литературы……………………………………………………………. 47
Приложения…………………………………………………………………….. 48

Файлы: 1 файл

АГС.doc

— 273.00 Кб (Скачать файл)

Федеральным же законом «Об альтернативной гражданской службе» в качестве таких «иных» случаев предусмотрены только граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам, ведущие традиционный образ жизни, осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся традиционными промыслами.

С учетом этого пересмотр  оснований для освобождения и  отсрочки от призыва на военную службу необходим как с теоретической, так и с практической точки  зрения. Тем более, что это было бы справедливо и в отношении самих граждан названных категорий.

5. В связи с тем,  что принятие Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» не было синхронизировано с масштабным внесением соответствующих изменений и (или) дополнений в другие законодательные акты Российской Федерации, регламентирующие так или иначе связанные с альтернативной гражданской службой правоотношения, со вступлением названного Федерального закона в силу неминуемо будет создан вакуум в комплексном правовом обеспечении организации прохождения гражданами альтернативной гражданской службы, возникнет неопределенность в понимании ряда аспектов этой службы.

В частности, остался  нерешенным вопрос о формах и способах использования граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, в период мобилизации, в период военного положения и в военное время, а ст. 9 названного Федерального закона является отсылочной и ни к чему не обязывающей.

6. Статьей 24 Федерального  закона «Об альтернативной гражданской службе» одновременно предусмотрено и зачисление граждан, прошедших альтернативную гражданскую службу, в запас Вооруженных Сил Российской Федерации, и освобождение их от военных сборов.

Видно, что названные  положения не лишены внутреннего  противоречия.

Так, основной целью создания запаса Вооруженных Сил Российской Федерации является формирование мобилизационного ресурса, который может быть использован в период мобилизации Вооруженных Сил Российской Федерации, а военные сборы проводятся для поддержания необходимой готовности такого ресурса к военной службе по мобилизации.

Федеральным законом «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» граждане, прошедшие альтернативную гражданскую службу и пребывающие в запасе, от призыва на военную службу по мобилизации не освобождены.

Таким образом, очевидно, что граждане, зачисленные в запас  должны проходить и военные сборы. Если же они автоматически освобождаются  от военных сборов, то нет никакого смысла и зачислять их в запас.

7. Пунктом 7 ст. 12 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» призывной комиссии предоставлено право принимать решение «об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой».

Однако, в п. 1 ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и, военной службе» приведен исчерпывающий перечень решений, которые могут быть вынесены призывной комиссией, среди которых решения «об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой» отсутствует (имеются только такие виды решений, как «о призыве на военную службу» и «о направлении на альтернативную гражданскую службу»). При этом тем же пунктом установлено, что призывная комиссия вправе выносить только одно решение.

Наличие такой несогласованности  между нормами федеральных законов «Об альтернативной гражданской службе» и «О воинской обязанности и военной службе» является причиной того, что первый из названных федеральных законов дублирует правовые нормы, относящиеся к предмету регулирования исключительно Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

Это обусловлено, в первую очередь, тем, что вплоть до вынесения  призывной комиссией решения  о направлении гражданина на альтернативную гражданскую службу, несмотря на то, что он имеет право на замену военной  службы альтернативной гражданской службой, такой гражданин считается подлежащим призыву на военную службу, а вопросы призыва граждан на военную службу как одного из элементов воинской обязанности регламентируются исключительно Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».

8. Статья 21 Федерального  закона «Об альтернативной гражданской службе» запрещает гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, помимо прочего, «совмещать альтернативную гражданскую службу с работой в иных организациях», а также «заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в их предпринимательской деятельности, получать за это вознаграждение и пользоваться льготами».

Такие запреты в большей степени характерны для государственной службы, каковой альтернативная гражданская служба по определению не является. Учитывая же, что прохождение альтернативной гражданской службы предполагается, как правило, на низкооплачиваемых работах, не связанных с государственной или муниципальной службой, наличие указанных запретов представляется необоснованным: важно, чтобы гражданин, проходящий альтернативную гражданскую службу, на месте прохождения этой службы добросовестно выполнял свои должностные обязанности, а вовсе не то, чтобы он был всячески ограничен в возможностях получения дополнительного дохода из других источников.

Таким образом, введение института замены военной службы альтернативной гражданской службой  в современной России продиктовано рядом обстоятельств, к которым можно отнести: признание общечеловеческих ценностей, приведение отечественного законодательства в соответствие с международными нормами, в частности, в вопросах соблюдения прав человека, успешного проведения военной реформы и решения государственных задач. В настоящее время в отечественном законодательстве имеется пакет нормативных правовых документов, регламентирующих условия и порядок реализации гражданами конституционного права, предусмотренного ст. 59 п. 3 Конституции РФ. Однако, организационные проблемы при реализации гражданами конституционного права на альтернативную гражданскую службу неизбежно влекут за собой оперативное внесение изменений в законодательные акты Российской Федерации, связанные с реализацией гражданами конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

 

Список литературы

 

  1. Конституция РФ от 12.12.1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря.
  2. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. 29 июля. № 30. Ст. 3030.
  3. Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. 3 мая. № 18. Ст. 2208.
  4. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. 30 марта. № 13. Ст. 1475.
  5. Указ Президента РФ от 21 июля 2003 г. № 793 «Вопросы организации альтернативной гражданской службы» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. 28 июля. № 30. Ст. 3044.
  6. Постановление Правительства РФ от 24 марта 2000 г. № 255 «О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. 3 апреля. № 14. Ст. 1493.
  7. Постановление Правительства РФ от 28 марта 2001 г. № 236 «О постановлении Государственного Совета Республики Дагестан от 18 октября 2000 г. № 191» // СПС «Гарант».
  8. Постановление Правительства РФ от 28 мая 2004 г. № 256 «Об утверждении Положения о порядке прохождения альтернативной гражданской службы» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. 7 июня. № 23. Ст. 2309.
  9. Определение Конституционного Суда РФ от 22 мая 1996 г. № 63-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Беловского городского народного суда Кемеровской области как не соответствующего требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СПС «Гарант».
  10. Постановление Конституционного Суда РФ от 23 ноября 1999 г. № 16-П «По делу о проверке конституционности абзацев третьего и четвертого пункта 3 статьи 27 Федерального закона от 26 сентября 1997 года «О свободе совести и о религиозных объединениях» в связи с жалобами Религиозного общества Свидетелей Иеговы в городе Ярославле и религиозного объединения «Христианская церковь Прославления» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. 20 декабря. № 51. Ст. 6363.
  11. Бахрах Д.Н. Административное право. М., 2009.
  12. Белов В.К. Юридический справочник призывника – М.: За права военнослужащих, 2009.
  13. Гаврюшенко П.И., Климаков Л.Л., Прудников А.С. Все об альтернативной гражданской службе. – М.: Волтерс Кулвер, 2008.
  14. Докучаева И.М. К вопросу о правовом регулировании альтернативной гражданской службы // Законодательство. 2009. № 4.
  15. Матузов Н.И. Правовые отношения // Теория государства и права. Курс лекций. Саратов, 2008.
  16. Российский военно-правовой сборник № 5: Актуальные проблемы прохождения военной службы в РФ / Отв. ред. А.В. Кудашкин, А.И. Тюрин, К.В. Фатеев, С.С. Харитонов. – М.: За права военнослужащих, 2008.
  17. Харащо В.Г. Реализация права на альтернативную гражданскую службу // Право в Вооруженных Силах. 2008. № 6.
  18. Шустов Д.О. Правовое регулирование замены военной службы альтернативной гражданской. М., 2007.

 

 

Приложение

 

Алгоритм действий гражданина, изъявившего желание заменить военную  службу по призыву альтернативной гражданской  службой

 

1. Подать заявление  о замене военной службы по  призыву альтернативной гражданской  службой в военный комиссариат,  в которым состоит на воинском  учете в следующие сроки:

до 1 апреля - граждане, которые  должны быть призваны на военную службу в октябре -декабре текущего года;

до 1 октября - граждане, которые  должны быть призваны на военную службу в апреле - июне следующего года.

Гражданин, пользующийся отсрочкой от призыва на военную  службу, срок действия которой истекает после окончания очередного призыва на военную службу, при преждевременном прекращении основания для отсрочки вправе подать заявление после 1 апреля или после 1 октября в течении 10 дней со дня прекращения основания для отсрочки.

Граждане, пользующиеся отсрочкой от призыва на военную  службу, срок действия которой истекает после 1 апреля или после 1 октября, но не позднее срока окончания очередного призыва на военную службу, подают заявление на общих основаниях.

2. Изложить в заявлении  о замене военной службы по  призыву альтернативной гражданской службой причины и обстоятельства, побудившие ходатайствовать об этом.

К заявлению прилагаются  автобиография и характеристика с места работы и (или) учебы гражданина (для работающих (работавших) и (или) учащихся (учившихся). К заявлению  гражданин вправе приложить другие документы.

Граждане, изъявившие желание  заменить военную службу по призыву  альтернативной гражданской службой, должны обосновать, что несение военной  службы противоречит их убеждениям или  вероисповеданию.

В заявлении гражданин  вправе указать лиц, которые согласны подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.

Оповещение лиц, указанных  в заявлении, и обеспечение их явки на заседание призывной комиссии, на котором рассматривается это заявление, осуществляются самим гражданином.

3. Гражданин, явившийся  на заседание призывной комиссии, должен иметь при себе паспорт  гражданина Российской Федерации  или документ, его заменяющий. Заявление  гражданина рассматривается на  заседании призывной комиссии только в его присутствии.

4. В установленный  военным комиссариатом срок гражданин  получает в военном комиссариате  предписание на убытие к месту  прохождения альтернативной гражданской  службы в соответствии с решением  призывной комиссии и согласно плану Федеральной службы по труду и занятости.

 

Особенности направления  на альтернативную гражданскую службу граждан, относящихся к коренным малочисленным народам, ведущих  традиционный образ жизни, осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающихся традиционными промыслами

 

Граждане, относящиеся  к коренным малочисленным народам, ведущие традиционный образ жизни, осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся традиционными промыслами, изъявившие желание заменить военную  службу по призыву альтернативной гражданской службой, в установленные сроки подают заявление в военный комиссариат по месту жительства в порядке, определенном главой III Положения о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.

К заявлению указанные  граждане кроме документов, перечисленных выше, прилагают документы, подтверждающие их принадлежность к коренному малочисленному народу, ведение ими традиционного образа жизни, осуществление традиционного хозяйствования и занятие традиционными промыслами.

 

Права граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу,

предоставляемые им социальные гарантии и компенсации

 

Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, обладают правами  и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными федеральными законами.

Гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, предоставляются  социальные гарантии и компенсации, связанные с особым характером их трудовой деятельности.

Время прохождения гражданином  альтернативной гражданской службы засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж и в стаж работы по специальности.

Время прохождения гражданином  альтернативной гражданской службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в  районах и местностях, где установлены районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате, засчитывается в стаж работы в этих районах и местностях.

Время прохождения гражданином  альтернативной гражданской службы на должностях и по профессиям, которые  связаны с выполнением тяжелых  работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, засчитывается в стаж, дающий право на социальные гарантии и компенсации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, имеют право на обучение во внерабочее время в образовательных учреждениях по заочной или очно-заочной (вечерней) форме обучения.

Указанным гражданам  предоставляются социальные гарантии и компенсации, предусмотренные  Трудовым кодексом Российской Федерации  для лиц, совмещающих работу с обучением. При этом им не может быть установлена (установлено) сокращенная рабочая неделя (сокращенное рабочее время).

Информация о работе Альтернативная гражданская служба