Альтернативная гражданская служба

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 19:39, дипломная работа

Описание работы

Методологическую основу исследования составляют комплекс научных методов познания социально-политических явлений и процессов: общенаучные и частнонаучные, специальные методы познания социально-правовых явлений – конкретно-исторический, социологический, системно-структурный, сравнительно-правовой, и др. В исследовании используются также общелогические методы познания (анализ, синтез, обобщение), с помощью которых выявляются закономерности, существующие в сфере государственно-правовых явлений, проблемы и пути совершенствования правового регулирования увольнения с военной службы по контракту.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………… 3
1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ………………………… 7
1.1. Понятие и сущность альтернативной гражданской службы……………. 7
1.2. Правовое регулирование альтернативной гражданской службы………. 16
2. РЕАЛИЗАЦИЯ ГРАЖДАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА АЛЬТЕРНАТИВНУЮ ГРАЖДАНСКУЮ СЛУЖБУ………………………………………………….. 19
2.1. Общие вопросы организации альтернативной гражданской службы….. 19
2.2. Порядок замены военной службой по призыву альтернативной гражданской службой…………………………………………………………. 27
2.3. Фактическая реализация права на альтернативную гражданскую службу…………………………………………………………………………… 36
Заключение……………………………………………………………………… 40
Список литературы……………………………………………………………. 47
Приложения…………………………………………………………………….. 48

Файлы: 1 файл

АГС.doc

— 273.00 Кб (Скачать файл)

 

2.2. Порядок  замены военной службой по  призыву альтернативной гражданской  службой

 

Алгоритм действия гражданина, изъявившего желание заменить военную  службу по призыву альтернативной гражданской  службой приведен в Приложении.

Организация альтернативной гражданской  службы осуществляется в соответствии с требованиями следующих законодательных и иных нормативных правовых актов:

– Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе»;

– Трудового кодекса Российской Федерации (п. 3 ст. 1 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе») в части, касающейся организации трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой взамен военной службы по призыву;

– Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (п. 2 ст. 10 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе») в части, касающейся направления на альтернативную гражданскую службу;

– Положения о порядке прохождения альтернативной гражданской службы23;

– иных законодательных правовых актов, затрагивающих вопросы организации и прохождения альтернативной гражданской службы, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по этим вопросам, а также нормативных правовых актов, принятых специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены функции по осуществлению нормативного регулирования альтернативной гражданской службы (по вопросам этой службы).

Направление гражданина на альтернативную гражданскую службу включает:

– подачу им заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой (далее также – заявление);

– рассмотрение заявления гражданина на заседании призывной комиссии и вынесение указанной комиссией заключения о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо решения об отказе в такой замене;

– явку гражданина на медицинское освидетельствование и на заседание призывной комиссии для принятия решения о направлении его на альтернативную гражданскую службу;

– явку гражданина в военный комиссариат и получение предписания с указанием места прохождения альтернативной гражданской службы.

Граждане вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской  службой в военный комиссариат, где они состоят на воинском учете, в следующие сроки:

– до 1 апреля – граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре – декабре текущего года;

– до 1 октября – граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле – июне следующего года.

Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную  службу, сроки действия которых должны истечь после окончания очередного призыва на военную службу, при преждевременном прекращении основания для отсрочки вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой после 1 апреля или после 1 октября в течение 10 дней со дня прекращения основания для отсрочки.

Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную  службу, сроки действия которых должны истечь после 1 апреля или после 1 октября, но не позднее срока окончания  очередного призыва на военную службу, подают заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой на общих основаниях.

Граждане, изъявившие желание  заменить военную службу по призыву  альтернативной гражданской службой, должны обосновать, что несение военной службы противоречит их убеждениям или вероисповеданию. Это соответствует и мировой практике. Так, в Германии, в которой закон о введении для лиц, не желающих служить в вооруженных силах, альтернативной службы, был одобрен бундестагом 2 декабря 1959 г., члены комиссии выносят свое решение, опираясь на результаты беседы с «отказником», в ходе которых он должен «достаточно убедительно» ответить на поставленные вопросы24.

В заявлении о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой гражданин указывает причины и обстоятельства, побудившие его ходатайствовать об этом. К заявлению прилагаются автобиография и характеристика с места работы и (или) учебы гражданина (для работающих (работавших) и (или) учащихся (учившихся)). К заявлению гражданин вправе приложить другие документы, а также указать лиц, которые согласны подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.

Военный комиссариат  выдает гражданину документ, подтверждающий регистрацию заявления. Заявление гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой рассматривается на заседании призывной комиссии только в его присутствии. О времени и месте проведения заседания призывной комиссии гражданин извещается заблаговременно.

Призывная комиссия рассматривает  доводы гражданина о том, что несение  военной службы противоречит его  убеждениям или вероисповеданию, на основании:

– выступлений на заседании призывной комиссии гражданина, а также лиц, которые согласились подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;

– анализа документов, представленных гражданином;

– анализа дополнительных материалов, полученных призывной комиссией.

По итогам рассмотрения заявления  призывная комиссия выносит заключение о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской  службой либо принимает мотивированное решение об отказе в такой замене. Заключение (решение) призывной комиссии должно быть вынесено (принято) в месячный срок со дня окончания срока подачи заявления в военный комиссариат. При необходимости запроса призывной комиссией дополнительных материалов срок вынесения заключения или принятия решения может быть продлен председателем призывной комиссии, но не более чем на один месяц. Заключение (решение) выносится (принимается) простым большинством голосов при участии в заседании не менее двух третей членов призывной комиссии и объявляется гражданину, в отношении которого оно принято, с выдачей ему копии заключения (решения).

Гражданину может быть отказано в замене военной службы по призыву  альтернативной гражданской службой  в случаях, если:

– он нарушил срок и (или) порядок подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, определяемых статьей 11 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» и Положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы;

– характеризующие его документы и другие данные не соответствуют доводам гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;

– в заявлении гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой и прилагаемых к нему документах указаны заведомо ложные сведения;

– он дважды вызывался на заседания призывной комиссии и не являлся на них без уважительной причины;

– ранее ему была предоставлена возможность пройти альтернативную гражданскую службу и он от нее уклонился.

Уважительными причинами  неявки гражданина на заседание призывной комиссии при условии документального подтверждения причин неявки являются:

– заболевание или увечье (травма) гражданина, связанные с утратой трудоспособности;

– тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;

– препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;

– иные причины, признанные уважительными призывной комиссией или судом.

Итак, по итогам рассмотрения вопросов второй главы, можно сделать  следующие выводы.

Почти десятилетний перерыв  между принятием Конституции  Российской Федерации и предусмотренного ею Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе», ход его обсуждения в обществе и непосредственно в палатах Федерального Собрания Российской Федерации свидетельствуют о неоднозначности и значительной разрозненности подходов к концепции организации альтернативной гражданской службы, а также к облику баланса между конституционным правом гражданина на замену военной службы альтернативной гражданской службой, с одной стороны, и обязанностью государства обеспечить свою обороноспособность, а значит – обеспечить своим гражданам реализацию всех их конституционных прав и свобод (включая право на замену военной службы альтернативной гражданской службой), – с другой.

Нет сомнений в том, что  принятие Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» с учетом его концептуальных положений является важнейшим этапом построения правового государства и представляет собой очередной шаг в направлении развития демократических институтов в Российской Федерации.

Все положения указанного Федерального закона не бесспорны, а  Федеральный закон в целом вряд ли можно назвать образцовым и полностью готовым к качественной его реализации. Так, организации, где предусматривается прохождение альтернативной гражданской службы, бесплатно обеспечивают общежитием граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу вне территории, где они постоянно проживают. Вместе с тем, большинство организаций, где предусматривается прохождение альтернативной гражданской службы, и в настоящее не имеют возможности организовать размещение и бытовое обслуживание граждан, направленных для прохождения альтернативной гражданской службы.

Однако прибывший гражданин, для прохождения альтернативной службы должен хотя бы иметь крышу  над головой. В связи с чем  в ближайшее время, по нашему мнению, требуется внесение изменений в  Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе», который разрешал бы эту проблему в организациях, где отсутствует возможность предоставления общежитий. Частично эту проблему можно решить путем внесения изменений в Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе» (приложение 4).

Решение первоочередных проблем реализации Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» также предполагает реализацию следующих основных мер:

1. Скорейшее принятие  подзаконных нормативных правовых  актов, требуемых для реализации названного Федерального закона.

2. В перечнях видов  работ, профессий, должностей, на  которых могут быть заняты  граждане, проходящие альтернативную  гражданскую службу, а также организаций,  где предусмотрено прохождение  альтернативной гражданской службы, помимо социальной сферы, предусмотреть прохождение указанной службы в максимально возможном количестве организаций различных сфер и отраслей и, в первую очередь, в оборонно-промышленном комплексе, образовании, сельском хозяйстве, строительстве, на транспорте, в сфере природоохранной деятельности.

В перечнях видов работ, профессий, должностей, на которых могут  быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, а также организаций, где предусмотрено прохождение  альтернативной гражданской службы, не ограничиваться должностями, не требующими высокой квалификации и образования не выше начального профессионального.

Учитывая, что правом на замену военной службы альтернативной гражданской службой будут пользоваться и выпускники высших учебных заведений, направление их на альтернативную гражданскую службу по специальности позволит в значительной степени решить кадровую проблему в отраслях, нуждающихся в специалистах с высшим профессиональном образованием.

3. В настоящее время  требуются законодательные изменения и (или) дополнения, направленные на:

1) пересмотр системы оснований  для освобождения и отсрочки  от призыва на военную службу  с одновременным расширением  перечня условий возникновения  у граждан права на замену  военной службы альтернативной гражданской службой. При этом прежде всего необходимо ликвидировать такие основания для отсрочки от призыва на военную службу, которые обусловлены профессиональной деятельностью граждан, имея в виду то, что организации (органы), работа (служба) в которых дает ныне право на отсрочку от призыва на военную службу, при необходимости, могут быть определены в качестве мест прохождения альтернативной гражданской службы;

2) закрепление возможности прохождения  альтернативной гражданской службы  не только в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, но и в других организациях, включая подведомственные органам местного самоуправления, которые будут определены в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

3) коррекцию п. 2 ст. 4 названного  Федерального закона, исключив экстерриториальный принцип направления граждан для прохождения альтернативной гражданской службы;

Информация о работе Альтернативная гражданская служба