Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 19:39, дипломная работа
Методологическую основу исследования составляют комплекс научных методов познания социально-политических явлений и процессов: общенаучные и частнонаучные, специальные методы познания социально-правовых явлений – конкретно-исторический, социологический, системно-структурный, сравнительно-правовой, и др. В исследовании используются также общелогические методы познания (анализ, синтез, обобщение), с помощью которых выявляются закономерности, существующие в сфере государственно-правовых явлений, проблемы и пути совершенствования правового регулирования увольнения с военной службы по контракту.
Введение………………………………………………………………………… 3
1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ………………………… 7
1.1. Понятие и сущность альтернативной гражданской службы……………. 7
1.2. Правовое регулирование альтернативной гражданской службы………. 16
2. РЕАЛИЗАЦИЯ ГРАЖДАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА АЛЬТЕРНАТИВНУЮ ГРАЖДАНСКУЮ СЛУЖБУ………………………………………………….. 19
2.1. Общие вопросы организации альтернативной гражданской службы….. 19
2.2. Порядок замены военной службой по призыву альтернативной гражданской службой…………………………………………………………. 27
2.3. Фактическая реализация права на альтернативную гражданскую службу…………………………………………………………………………… 36
Заключение……………………………………………………………………… 40
Список литературы……………………………………………………………. 47
Приложения…………………………………………………………………….. 48
4) определение форм и способов
использования граждан,
5) окончательное решение вопроса
о формах использования
6) коррекцию положений Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» в части, касающейся граждан, относящихся к коренным малочисленным народам, с целью обеспечения возможности беспрепятственной его реализации на практике;
7) приведение положений
8) совершенствование положений
ч. 2 ст. 328 Уголовного кодекса Российской
Федерации, предусматривающих
4. Активизация деятельности по
привлечению граждан,
5. Подготовка к обобщению итогов
работы призывных комиссий по
направлению граждан на
2.3. Фактическая
реализация права на
Фактическая реализация права на альтернативную гражданскую службу производится путем устройства на службу гражданина, имеющего на это право. Как указано в п. 4 Постановления Правительства РФ от 11 декабря 2003 г. N 750 "Об организации альтернативной гражданской службы" на основании представленных предложений Министерство труда и социального развития Российской Федерации разрабатывает перечни видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, и организаций, где предусматривается прохождение альтернативной гражданской службы, и утверждает их ежегодно, до 1 марта.
Критерии и приоритеты разработки перечней определяются Министерством труда и социального развития Российской Федерации с участием Министерства обороны Российской Федерации исходя из интересов общества и государства.
При необходимости Министерство труда и социального развития Российской Федерации запрашивает дополнительную информацию (уточняющие сведения) и вносит соответствующие изменения в перечни.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 19 февраля 2008 г. N 78н25 были утверждены перечни видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, и организаций, где предусматривается прохождение альтернативной гражданской службы. Аналогичные постановления были приняты и предыдущих годах.
1468 человек прошли альтернативную
гражданскую службу вместо
Большая часть из включенных в перечень 200 профессий рабочих и 83 должностей служащих имеют высокую степень востребованности на рынке труда, и работодатели испытывают значительные трудности по комплектованию кадрового состава этими профессиями и должностями. Это распространенные профессии и должности: водитель, газосварщик, грузчик, дворник, животновод, каменщик, контролер, кровельщик, лесоруб, маляр, матрос, машинист, монтажник, наладчик, обувщик, оператор, плотник, повар, рабочий, радист, садовник, сварщик, слесарь, сталевар, столяр, токарь, тракторист, штукатур, электромонтер, агроном, бухгалтер, инженер, инструктор, техник, экономист и др. Необходимо отметить, что для выполнения работы по отдельным профессиям рабочих и должностям служащих требуется наличие специального образования, как среднего, так и высшего.
Призывная комиссия, определяя профессию рабочего или должность служащего, на которую для прохождения альтернативной гражданской службы направляется гражданин, учитывает его образование, специальность, квалификацию, опыт предыдущей работы.
Думается, что довольно большой выбор профессий и должностей позволит максимально учесть индивидуальные особенности граждан.
Работодатель обязан заключить с гражданином, прибывшим для прохождения альтернативной гражданской службы, срочный трудовой договор на период прохождения службы.
Следует отметить, что срок прохождения альтернативной гражданской службы и срок заключаемого в связи с этим трудового договора не совпадают. Срок альтернативной гражданской службы составляет 42 месяца, а для граждан из числа окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования - 21 месяц. Если альтернативная гражданская служба будет проходить в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, срок службы будет составлять 36 и 18 месяцев соответственно. Началом альтернативной гражданской службы является день убытия к месту ее прохождения (п. 3 ст. 5 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе"), а трудовой договор заключается по прибытии гражданина, направленного для прохождения альтернативной гражданской службы, к работодателю. День окончания альтернативной гражданской службы совпадает с последним днем работы, т.е. днем расторжения срочного трудового договора27.
Таким образом, периоды
существования связанных с
Трудовые отношения между гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, и работодателем регулируются трудовым законодательством с учетом особенностей, установленных Федеральным законом "Об альтернативной гражданской службе".
Заключение
По итогам проведенного исследования альтернативной гражданской службы можно выделить проблемы, могущие стать препятствием для качественной реализации Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» либо послужить поводом для возникновения проблем в других сферах.
1. К таким положениям, прежде всего, необходимо отнести положение п. 2 ст. 4 названного Федерального закона, в соответствии с которым граждане проходят альтернативную гражданскую службу, «как правило, за пределами территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают», а направление граждан для прохождения альтернативной гражданской службы в организации, находящиеся на территориях субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают, осуществляется только «при невозможности направления граждан для прохождения альтернативной гражданской службы за пределы территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают».
Во-первых, в названной норме говорится о территории субъекта Российской Федерации, в которых постоянно проживает гражданин, а вовсе не о месте его жительства. Из этого следует, что, направление гражданина для прохождения альтернативной гражданской службы в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором он постоянно проживает, в одном случае может сопровождаться изменением места его жительства, в другом – нет. В равной степени это относится и к случаям направления граждан для прохождения альтернативной гражданской службы за пределы территории субъекта Российской Федерации, в котором они постоянно проживают.
Во-вторых, направление граждан на альтернативную гражданскую службу вне места их жительства не может являться самоцелью, а должно осуществляться только в случаях явно выраженной государственной или общественной в этом потребности, соизмеренной с материальными затратами на обеспечение прохождения альтернативной гражданской службы гражданами вне места их жительства.
В-третьих, указанная норма, в силу ее неконкретности (в частности, понятие «при невозможности»), может создать реальную угрозу для возникновения и развития коррупции в органах, принимающих решение о месте прохождения альтернативной гражданской службы.
2. Одной из основных
характеристик альтернативной
От того, в каких сферах, в каких организациях и на каких должностях граждане будут проходить альтернативную гражданскую службу зависит не только сохранение (повышение) ими своей квалификации или приобретение новой специальности, но и эффективность использования труда этих граждан в целом.
Поэтому место прохождения альтернативной гражданской службы должно определяться исходя, прежде всего, из интересов общества и государства. В этой связи альтернативная гражданская служба должна быть предусмотрена в любых организациях, а не только в социальной сфере. При этом основное, чему должны соответствовать такие организации – это отсутствие основных признаков, характеризующих военную службу, главными из которых является обязанность быть готовым к вооруженной защите себя, других и государства, к уничтожению противника в условиях вооруженной агрессии против Российской Федерации.
Граждане, изъявившие желание
заменить военную службу по призыву
альтернативной гражданской службой,
для прохождения последней
Отсюда – прохождение альтернативной гражданской службы должно быть предусмотрено не только в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, но и в других организациях, которые будут определены в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
3. Пунктом 1 ст. 4 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в организациях, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала.
Там же отмечено, что прохождение альтернативной гражданской службы в организациях, подведомственных органам местного самоуправления, «определяется федеральным законом». В настоящее время нет ответа на вопрос о том, по какой причине прохождение гражданами альтернативной гражданской службы в организациях, подведомственных органам местного самоуправления, должно регламентироваться отдельным федеральным законом. Немалая часть организаций социальной сферы, куда для прохождения альтернативной гражданской службы, как предполагается, будет направлена основная часть граждан, подведомственна именно органам местного самоуправления.
4. Введение в Российской Федерации института альтернативной гражданской службы, без сомнений, должно сопровождаться кардинальным пересмотром системы оснований для освобождения и отсрочки от призыва на военную службу, которая (система) была сформирована в отсутствие возможности прохождения гражданами альтернативной гражданской службы, и поэтому на тот период себя оправдывала.
Часть 3 ст. 59 Конституции Российской Федерации, являющаяся первопричиной принятия Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе», относит к числу случаев наличия или возникновения права на замену военной службы альтернативной гражданской службой не только когда несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, но и «иные установленные федеральным законом случаи».
Логично предположить, что к «иным» могут быть отнесены случаи, когда гражданин не исповедует какой-либо религии, запрещающей ему прохождение военной службы, и у него нет никаких убеждений, не совместимых с военной службой, но в то же время набор определенных условий может либо не позволить ему проходить военную службу по призыву со всеми присущими ей атрибутами (к примеру, невозможность проживания с семьей весь период службы), либо – относит гражданина к числу тех, трудовая деятельность которых с государственной точки зрения может быть использована более эффективно.