Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2014 в 12:30, курсовая работа
В работе права и обязанности судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов рассматриваются с позиции общего правового статуса личности, отражённого в современной теории права. Эти права и обязанности показаны со своими особенностями, отличающимися от общестатусных подходов. Это сделано, исходя из общей поставленной цели исследования, которая направлена на:
изучение института государственной службы Российской Федерации; осмысление вида государственной службы, который регламентирует деятельность судебных приставов;
исследование общего статуса личности, а также элементов статуса; на раскрытие прав и обязанностей судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов через понятие «должностное лицо», «представитель власти»;
формирование предложений по совершенствованию путей улучшения реализации прав и обязанностей судебных приставов, в том числе и законодательства.
Введение...............................................................................................................................3
Глава 1. Правовое положение судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов.
1.1. Эволюция системы органов обеспечивающих деятельность судов……………6
1.2. Полномочия судебного пристава по обеспечению установленного
порядка деятельности судов………………………………………………………...12
1.3. Меры защиты и ответственности судебного пристава по обеспечению
установленного порядка деятельности судов……………………………………...23
Глава 2. Тактика деятельности судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов
2.1. Общие положения тактики деятельности судебного пристава по
обеспечению установленного порядка деятельности судов……………………….29
2.2. Порядок и пределы применения физической силы, специальных средств
и огнестрельного оружия судебным приставом по обеспечению
установленного порядка деятельности судов………………………………………39
Глава 3. Аспекты совершенствования деятельности судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов
3.1. Взаимодействие службы судебных приставов с иными органами по
обеспечению установленного порядка деятельности судов……………………….45
3.2. Проблемы и перспективы развития института судебных приставов по
обеспечению установленного порядка деятельности судов……………………….53
Заключение........................................................................................................................61
Список использованных источников.............................................................................64
Высокий уровень профессионализма достижим лишь в условиях, когда каждый судебный пристав уверен, что государство гарантирует ему достойный уровень жизни как человеку, занятому ответственным трудом, и как авторитетному представителю власти. В этой связи Федеральным законом установлен ряд гарантий социальной защиты судебных приставов.
Жизнь и здоровье судебного пристава подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета на сумму, равную 180-кратному размеру среднемесячной заработной платы судебного пристава.
К числу страховых случаев относятся:
В случае причинения судебному приставу в связи с его профессиональной деятельностью телесных повреждений или иного вреда здоровью, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, ему ежемесячно выплачивается компенсация в виде разницы между его среднемесячной заработной платой и назначенной ему в связи с этим пенсией.
В случае гибели (смерти) судебного пристава в период службы либо после увольнения, если она наступила вследствие причинения судебному приставу телесных повреждений или иного вреда его здоровью в связи с его служебной деятельностью, нетрудоспособным членам его семьи, находившимся на его иждивении, ежемесячно выплачивается компенсация в виде разницы между приходившейся на их долю частью заработной платы погибшего (умершего) и назначенной им пенсией по случаю потери кормильца.
Ущерб, причиненный уничтожением или повреждением имущества, принадлежащего судебному приставу или членам его семьи, в связи с его служебной деятельностью, подлежит возмещению ему или членам его семьи в полном объеме, включая упущенную выгоду.
Судебные приставы являются должностными лицами, а следовательно, субъектами преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
Неправомерное использование физической силы, специальных средств и оружия при определенных условиях может образовать признаки превышения должностных полномочий, ответственность за которое предусмотрено ст. 286 УК РФ. Согласно этой норме превышением должностных полномочий признается совершение судебным приставом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.
Превышение судебным приставом должностных полномочий может выражаться в совершении им действий, которые относятся к компетенции другого должностного лица. Например, проведение обыска в квартире должника, т. к. статья 12 Закона о судебных приставах подобные права им не предоставляет. Проведение обысков относится к компетенции органов предварительного расследования.
Превышение должностных полномочий судебным приставом проявляется и в совершении им действий, которые могли быть совершены им самим только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе. Так, превышением должностных полномочий в вышеназванной форме со стороны судебного пристава будет применение огнестрельного оружия при отсутствии нападения, попытки завладения оружием, побега из-под стражи или попытки освобождения лиц, содержащихся под стражей, в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних. И последней известной формой превышения должностных полномочий выступает совершение судебным приставом действий, которые никто из должностных лиц и ни при каких обстоятельствах не вправе совершить. Никто из должностных лиц в соответствии с Международной конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 года, Европейской Конвенции21 и ст. 21 Конституции РФ не имеет права применять пытки, унижать человеческое достоинство, жестоко обращаться с людьми.
Однако превышение судебными приставами должностных полномочий будет квалифицироваться как преступление при наличии существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Чаще всего в качестве существенного оценивается причинение любого вреда здоровью человека, значительного материального ущерба и т.д. Понятие "существенное нарушение" - оценочное, так как законодатель не определяет его критериев, оставляя это на усмотрение судов22.
Преступное превышение должностных полномочий без отягчающих обстоятельств наказывается так; штраф от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 1 до 2 месяцев либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, либо арест на срок от 4 до 6 месяцев либо лишение свободы на срок до 4 лет.
Часть третья ст. 286 УК РФ еще более повышает наказание за превышение должностных полномочий, совершенное:
К тяжким последствиям,
усиливающим наказание, можно отнести
причинение смерти по
Если неправомерное применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия не образует преступного превышения должностных полномочий или другого преступления, то судебный пристав несет дисциплинарную ответственность. Закон РФ "Об основах государственной службы РФ" предусматривает следующие меры дисциплинарных взысканий, которые могут быть наложены на государственного служащего: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; увольнение.
Он может быть временно (но не более чем на 1 месяц), до решения вопроса о дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания.
От превышения должностных полномочий следует отличать превышение судебным приставом пределов необходимой обороны, либо мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступления. В этих случаях судебный пристав действует в пределах своих должностных полномочий, однако, обеспечивая, например, установленный порядок деятельности судов, применяет силу несоразмерно с характером и степенью опасности правонарушения, слой оказываемого противодействия.
Месть нападающему должна рассматриваться как умышленное преступление, обычное или совершенное в состоянии сильного душевного волнения, а не превышение пределов необходимой обороны. Вместе с тем, состояние необходимой обороны может иметь место и тогда, когда защита последовала непосредственно за актом, хотя бы и оконченного посягательства, но по обстоятельствам дела для обороняющегося не был ясен момент его окончания. Переход же оружия или других предметов, использованных при нападении, от посягавшего к обороняющемуся сам по себе не может свидетельствовать об окончании посягательства.
Закон характеризует превышение мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, как явное (т.е. очевидное, бесспорное, несомненное) несоответствие этих мер, примененного с целью задержания насилия характеру и степени общественной опасности совершенного задерживаемым лицом преступления и обстоятельствам задержания, когда лицу причиняется явно чрезмерный, не вызываемый обстановкой вред. Таким образом, следует учитывать и опасность совершенного задерживаемым лицом преступления, и обстановку (обстоятельства) задержания. Лицу, виновному в преступлении небольшой тяжести, вряд ли правомерно причинять тяжкий вред здоровью, даже если иным способом задержать его было невозможно.23 Также неправомерным будет причинение тяжкого вреда лицу, совершившему даже особо тяжкое преступление, если при данных обстоятельствах его можно было задержать менее опасным способом.
Ущерб, причиненный судебным приставом гражданам и организациям, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.
Надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.
Контроль по реализации функций и полномочий по обеспечению установленного порядка деятельности судов осуществляется:
ГЛАВА 2. ТАКТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДЕБНОГО ПРИСТАВА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ УСТАНОВЛЕННОГО ПОРЯДКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ
В самом широком смысле, безотносительно к видам человеческой деятельности, тактику следует рассматривать как искусство маневрирования тремя составляющими: исходной информацией, тактическими процедурами, средствами данного вида деятельности24. Ключевыми исходными понятиями тактики являются следующие
На содержание и развитие тактической ситуации, т. е. совокупности обстоятельств, в которых действует субъект данного вида деятельности, в деятельности судебного пристава влияют две группы факторов.
Объективных - количество информации, имеющейся в распоряжении судебного пристава; характеристику объекта, на котором судебный пристав находится в период выполнения возложенных на него функций; природно-климатические факторы на объекте и прилегающей к нему территории; этнические факторы и традиции, существующие в регионе, где работает судебный пристав; временные факторы, т.е. наличие времени для принятия судебным приставом оптимального решения и реализации процедур в рамках возложенных на него функций; наличие сил и средств, имеющихся в распоряжении судебного пристава.
В качестве субъективных факторов, определяющих содержание и ход тактической ситуации, следует учитывать - психологическое состояние судебного пристава; психологическое состояние людей в зале суда или на ином объекте, где судебный пристав осуществляет свою деятельность; вероятность возникновения конфликтов на объекте охраны; умысел заинтересованных лиц на противодействие судебному приставу; возможность совершения судебным приставом ошибочных действий и проявления безответственности и неисполнительности при выполнении им своих функциональных обязанностей.
Тактический прием является ключевым звеном тактики деятельности судебного пристава. Это наиболее целесообразный и эффективный способ или процедуру решения стоящей тактической задачи. В деятельности судебных приставов могут использоваться тактические приемы:
Осуществление судебным приставом охранных мероприятий должно базироваться на комплексе знаний, умений и навыков. К числу ключевых знаний и умений следует отнести способность своевременно распознавать признаки, свидетельствующие о криминальном оттенке происходящих событий25.
Режим охраны судебных помещений по времени может иметь круглосуточный, частичный (определенные часы суток), или выборочный характер. Например, в зависимости от сложности предстоящего судебного процесса или исполнительского действия. В зависимости от количества используемых сил и средств, плотности контроля прилегающей к суду территории и самих судебных помещений, режим охраны может быть простой и усиленный. В зависимости от количества посторонних лиц на охраняемом объекте режим охраны может быть открытым и закрытым. Применительно к работе судебного пристава необходимо отметить, что режим их деятельности чаще всего будет носить частичный или выборочный характер, являться, как правило, открытым и в большинстве случаев тяготеть к режиму усиления26.
Эффективный режим охраны судебных помещений призван обеспечить сохранность зданий, контроль за перемещением материальных ценностей и людей, предупредить утечку служебной информации или похищение судебных материалов, поддержать противопожарную безопасность на объекте.
В практике деятельности судебного пристава возникает необходимость решения двух типов задач.
Аналитические задачи решаются путем сбора информации о подсудимом и его связях, а также о состоянии режима безопасности судебных помещений. Главным здесь является постоянный и непрерывный сбор интересующей информации.
Решение процедурных задач выражается в опережающем выявлении признаков готовящегося посягательства и принятии мер предупреждения или пресечения криминальной акции, что может быть осуществлено во взаимодействии с сотрудниками милиции.
В процессе решения процедурных и аналитических задач судебному приставу также следует знать, что предупредить покушение на охраняемый объект можно путем его маскировки (к примеру, изменением внешнего облика свидетеля), перекрытием информационных каналов о характере деятельности или образе жизни охраняемого объекта, путем дезинформирования криминальных элементов о состоянии режима охраны, объеме имеющихся на объекте товарно-материальных ценностей и т.д27.