Аспекты совершенствования деятельности судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2014 в 12:30, курсовая работа

Описание работы

В работе права и обязанности судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов рассматриваются с позиции общего правового статуса личности, отражённого в современной теории права. Эти права и обязанности показаны со своими особенностями, отличающимися от общестатусных подходов. Это сделано, исходя из общей поставленной цели исследования, которая направлена на:
изучение института государственной службы Российской Федерации; осмысление вида государственной службы, который регламентирует деятельность судебных приставов;
исследование общего статуса личности, а также элементов статуса; на раскрытие прав и обязанностей судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов через понятие «должностное лицо», «представитель власти»;
формирование предложений по совершенствованию путей улучшения реализации прав и обязанностей судебных приставов, в том числе и законодательства.

Содержание работы

Введение...............................................................................................................................3
Глава 1. Правовое положение судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов.
1.1. Эволюция системы органов обеспечивающих деятельность судов……………6
1.2. Полномочия судебного пристава по обеспечению установленного
порядка деятельности судов………………………………………………………...12
1.3. Меры защиты и ответственности судебного пристава по обеспечению
установленного порядка деятельности судов……………………………………...23
Глава 2. Тактика деятельности судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов
2.1. Общие положения тактики деятельности судебного пристава по
обеспечению установленного порядка деятельности судов……………………….29
2.2. Порядок и пределы применения физической силы, специальных средств
и огнестрельного оружия судебным приставом по обеспечению
установленного порядка деятельности судов………………………………………39
Глава 3. Аспекты совершенствования деятельности судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов
3.1. Взаимодействие службы судебных приставов с иными органами по
обеспечению установленного порядка деятельности судов……………………….45
3.2. Проблемы и перспективы развития института судебных приставов по
обеспечению установленного порядка деятельности судов……………………….53
Заключение........................................................................................................................61
Список использованных источников.............................................................................64

Файлы: 1 файл

Диплом Приставы.doc

— 415.00 Кб (Скачать файл)

Планирование должно отвечать следующим основным требованиям: носить конкретный характер, охватывать наиболее важные перспективные направления деятельности, быть реальным и предусматривать наиболее эффективные пути решения служебных задач.

Разработка совместных мероприятий - это совокупность организационно-практических мер, направленных на подготовку и решение поставленной задачи. Эта форма взаимодействия позволяет субъектам на основе имеющегося опыта, сложившейся практики, с позиций современных научных воззрений выработать наиболее правильные рациональные пути решения стоящих задач.

Осуществление мероприятий - это конкретное действие по реализации предусмотренных организационными документами практических мер. Стороны на данном этапе должны действовать оперативно, с наибольшей эффективностью, в рамках поставленных задач, в пределах компетенции.

Взаимодействие сторон при реализации задач по обеспечению деятельности судов невозможно без хорошо налаженного, согласованного информационного обмена, с помощью которого обеспечивается координация деятельности субъектов взаимодействия, повышается эффективность принимаемых решений в процессе осуществления деятельности.

Под информационным взаимодействием понимается система мер, позволяющих в пределах компетенции своевременно собирать и оперативно передавать на реализацию от одного субъекта взаимодействия к другому объективную информацию по интересующим вопросам.

В рамках данной формы, действуя независимо друг от друга в пределах предоставленных прав (компетенции), реализуя конкретные практические меры, руководствуясь единством целей, интересов и потребностей, взаимодействующие субъекты воспринимают и оценивают полученную информацию не только с точки зрения собственной важности и полезности, но и полезности для других.

Поэтому участвующим во взаимодействии сторонам необходимо не только знать возможности друг друга и на этой основе определять объем информации, но и иметь представление о путях ее реализации. Все это повышает эффективность, результативность и уровень информационного взаимодействия.

Одновременно с этим, хорошо налаженное информационное взаимодействие позволяет глубже изучить оперативную обстановку, интенсифицировать деятельность субъектов взаимодействия, способствует качественному изменению ее содержания без дополнительных материальных средств46.

Согласование и координация самостоятельных действий является одной из форм взаимодействия, которая позволяет субъектам концентрировать свои силы и средства и оперативно, в сжатые сроки решать поставленные задачи.

Предварительное согласование самостоятельных действий, например, Службы судебных приставов и органов внутренних дел непосредственно связано с рациональным использованием ими своих возможностей, эффективностью выполнения совместных мероприятий. Практика выработала конкретные формы согласования самостоятельных действий. Они, как правило, находят отражение в планах и других организационных документах. Широко распространены примеры и устного согласования, которое проводится непосредственно перед началом конкретных мероприятий, что позволяет в процессе взаимодействия избежать дублирования и параллелизма в работе.

Правоохранительные органы осуществляют взаимодействие с судами и органами юстиции в следующих согласованных формах:

  • взаимное информирование о состоянии преступности и судимости;
  • использование данных судебной статистики и материалов судебной практики при разработке мер по усилению борьбы с преступностью;
  • совместная работа по подготовке законопроектов о борьбе с преступностью;
  • проведение совместных семинаров и конференций, участие соответствующих специалистов в работе по повышению квалификации работы правоохранительных органов;
  • направление совместных информационных писем, справок, обзоров.

Важную роль в эффективном решении задач, возложенных на Службу судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, играют органы внутренних дел. В соответствии с п. 2 ст. 11 Закона о судебных приставах судебные приставы при исполнении служебных обязанностей имеют право обратиться за помощью к сотрудникам милиции. Сотрудники милиции, в пределах своей компетенции, обязаны оказать такую помощь.

Судебные приставы на основании ст. 17 вышеуказанного закона вправе задерживать лиц, совершающих преступления против жизни, здоровья или собственности, и доставлять их в органы милиции.

Органы внутренних дел в порядке взаимодействия информируют Службу судебных приставов о складывающейся оперативной обстановке в регионе (районе); оказывают помощь в проверке судебных помещений (предоставляют технические средства, оборудование, обеспечивают специалистами и т.д.); оказывают содействие в обеспечении общественного порядка в судебных помещениях; предупреждают и пресекают преступления и правонарушения; выявляют нарушителей и проводят их задержание; осуществляют методическое руководство и контроль по учету огнестрельного оружия, боеприпасов к нему и специальных средств.

Органы внутренних дел содействуют Службе судебных приставов в подборе и изучении кандидатов на работу и пресечении попыток проникновения в их ряды преступных элементов или лиц с низкими моральными и психологическими качествами; обеспечивают судебных приставов информацией, хранящейся в информационных системах, архивно-учетными и иными документальными материалами.

Необходимость взаимодействия судебных приставов с сотрудниками конвойных подразделений возникает при рассмотрении дел о тяжких и особо тяжких преступлениях, в особенности совершенных организованной группой или преступным сообществом. В ходе рассмотрения подобных дел велик риск нарушения порядка в судебном заседании, захвата заложников, убийства подсудимого или его побега. Поэтому за два-три дня до начала процесса судья информирует старшего судебного пристава о необходимости усиления конвойного подразделения и оказания ему помощи в ходе процесса.

Координация совместных действий судебных приставов и сотрудников конвойных подразделений возлагается на старшего судебного пристава. При возникновении чрезвычайных ситуаций он решает вопрос о привлечении к предупреждению и пресечению противоправных действий имеющихся в его распоряжении сил и средств, совместно с судебными приставами и сотрудниками конвойного подразделения принимает все необходимые меры к недопущению побега, захвата заложников, нападения, прекращает доступ в здание суда и зал судебного заседания47.

Таким образом, к числу форм взаимодействия судебных приставов с сотрудниками конвойных подразделений относятся:    

  • совместное планирование охранных мероприятий, разработка основных и дополнительных маршрутов конвоирования арестованного, проработка схемы действий в чрезвычайной ситуации;    
  • совместная рекогносцировка (осмотр и изучение) места проведения выездного заседания суда, совместная зачистка помещения и его опечатывание;    
  • совместное доставление арестованных подсудимых от автомобиля в зал судебного заседания, совместная охрана и конвоирование в перерывах и после судебного заседания;    
  • эскортирование служебной автомашиной судебных приставов автозака с конвоем от следственного изолятора в суд и обратно;    
  • совместная охрана подсудимых в зале суда и в комнате конвоя в перерывах;
  • совместные действия по отражению нападения, предупреждению захвата заложников в ходе суда.    

И в заключение следует остановиться на характеристике отношений между Службой судебных приставов и прокуратурой. Основной функцией органов прокуратуры является осуществление от имени Российской Федерации надзора за точным и неуклонным исполнением действующих на ее территории законов с целью защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. В их задачу входит выявление, пресечение, устранение и предупреждение нарушений законов от кого бы они ни исходили. В соответствии с этими задачами и строятся взаимные отношения органов прокуратуры со Службой судебных приставов. Роль инициатора в отношениях между прокуратурой и Службой судебных приставов принадлежит прокуратуре и осуществляется ею в рамках следующих направлений.

С целью надзора за соответствием федеральным законам нормативных актов, издаваемых главным судебным приставом Российской Федерации управление по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов Генеральной прокуратуры России периодически требует и проверяет такие акты. Если в ходе проверки выяснится, что нормативный акт противоречит Конституции или другим законам Российской Федерации, ущемляет права и законные интересы граждан, то главному судебному приставу или в Министерство юстиции России приносится протест. В нем формулируется и обосновывается требование отменить противоречащий закону правовой акт. Протест подлежит рассмотрению в течение 10-дневного срока с обязательным извещением прокурора о результатах такого рассмотрения.

Надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций, связанных с реализацией важнейших конституционных прав и законных интересов граждан и организаций, а также при применении ими мер принуждения. Особое внимание прокуратуры при этом уделяется надзору за соблюдением порядка и правил применения судебными приставами физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Как известно, о всех случаях подобного рода судебный пристав в течение 24 часов с момента происшествия обязан в письменной форме сообщить старшему судебному приставу и председателю суда, а в случае причинения смерти или ранения письменно уведомить прокурора.

В рамках данного направления надзорной деятельности прокурор вправе:

  • по предъявлению служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и в помещения Службы судебных приставов, иметь доступ к их документам и материалам;
  • требовать от должностных лиц Службы судебных приставов представления необходимых документов, статистических и иных сведений;
  • вызывать должностных лиц Службы судебных приставов для дачи объяснений по поводу нарушения закона.

Осуществление уголовного преследования в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации. Органы прокуратуры и, прежде всего, их следственные подразделения принимают, рассматривают и разрешают заявления и сообщения о совершенных или подготавливаемых судебными приставами при осуществлении своих полномочий преступлений, а также расследуют такие преступления.

Функция координации преследует цель добиться при организующей роли органов прокуратуры согласованных усилий органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, налоговой полиции, таможенных органов, органов юстиции и их составной части Службы судебных приставов по предупреждению и раскрытию преступлений, обеспечению неотвратимости ответственности за совершение уголовно-наказуемых деяний.

 

3.2. Проблемы  и перспективы развития института  судебных приставов по обеспечению  установленного порядка деятельности  судов

 

Проводимая в стране судебная и административная реформы, анализ правовых основ организации и деятельности органов и учреждений юстиции, позволили по-иному взглянуть на правовой статус органов и учреждений юстиции и их работников.

Административная реформа «как комплекс мероприятий государственной власти по совершенствованию организации исполнительного аппарата государства - государственной администрации, её функций, форм и методов деятельности»48 также сказалась на статусе органов, учреждений юстиции и персонала. С одной стороны идёт поиск новых управленческих уровней, структур, с другой стороны - формируется новая нормативно-правовая основа государственно-служебных отношений.

В 2011 году судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов пресечены попытки проноса в здания судов более 17 тыс. единиц огнестрельного оружия, более 187,5 тыс. единиц боеприпасов, более 18,5 тыс. единиц газового и травматического оружия, более 11 тыс. единиц холодного оружия и более одной тысячи электрошоковых устройств.

Количество выявленных иных запрещенных к проносу в здания судов предметов составило более 86 тыс. единиц (колюще-режущие предметы, легковоспламеняющиеся жидкости) и по сравнению с 2010 годом увеличилось на 30,7%. Судебными приставами у граждан выявлялись кухонные и самодельные ножи, кастеты, заточки, топоры, а также емкости с керосином, бензином и ацетоном.

По определениям (постановлениям) судей приводу в суды и судебные участки мировых судей в 2011 году подлежало 19222 человека. В суды и судебные участки мировых судей доставлены 18257 человек, эффективность данной работы составляет 94,98%. Нагрузка на 1 судебного пристава по количеству лиц, доставленных в суды, составила 51,1 человека. В отчетном периоде приводу к судебным приставам-исполнителям подлежало 30281 человек.

Так, только в 2012 году судебными приставами выполнено более 6 600 000 заявок на обеспечение безопасности судебных заседаний и около 5 200 000 заявок на обеспечение безопасности судебных приставов-исполнителей при совершении ими исполнительных действий. Принудительно доставлено на основании постановлений судов, судебных приставов-исполнителей и дознавателей службы судебных приставов 954 232 человека49.

Должностными лицами ФССП России, в том числе и судебными приставами по ОУПДС, в 2012 году возбуждено 475 586 дел об административных правонарушениях, существенная часть из которых (194 599 дел) рассмотрена должностными лицами ФССП России. Из дел, рассмотренных судами, прекращено 1 729 производств, свыше 41 % которых прекращены за отсутствием события или состава административного правонарушения50.

Информация о работе Аспекты совершенствования деятельности судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов