Аспекты совершенствования деятельности судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2014 в 12:30, курсовая работа

Описание работы

В работе права и обязанности судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов рассматриваются с позиции общего правового статуса личности, отражённого в современной теории права. Эти права и обязанности показаны со своими особенностями, отличающимися от общестатусных подходов. Это сделано, исходя из общей поставленной цели исследования, которая направлена на:
изучение института государственной службы Российской Федерации; осмысление вида государственной службы, который регламентирует деятельность судебных приставов;
исследование общего статуса личности, а также элементов статуса; на раскрытие прав и обязанностей судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов через понятие «должностное лицо», «представитель власти»;
формирование предложений по совершенствованию путей улучшения реализации прав и обязанностей судебных приставов, в том числе и законодательства.

Содержание работы

Введение...............................................................................................................................3
Глава 1. Правовое положение судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов.
1.1. Эволюция системы органов обеспечивающих деятельность судов……………6
1.2. Полномочия судебного пристава по обеспечению установленного
порядка деятельности судов………………………………………………………...12
1.3. Меры защиты и ответственности судебного пристава по обеспечению
установленного порядка деятельности судов……………………………………...23
Глава 2. Тактика деятельности судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов
2.1. Общие положения тактики деятельности судебного пристава по
обеспечению установленного порядка деятельности судов……………………….29
2.2. Порядок и пределы применения физической силы, специальных средств
и огнестрельного оружия судебным приставом по обеспечению
установленного порядка деятельности судов………………………………………39
Глава 3. Аспекты совершенствования деятельности судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов
3.1. Взаимодействие службы судебных приставов с иными органами по
обеспечению установленного порядка деятельности судов……………………….45
3.2. Проблемы и перспективы развития института судебных приставов по
обеспечению установленного порядка деятельности судов……………………….53
Заключение........................................................................................................................61
Список использованных источников.............................................................................64

Файлы: 1 файл

Диплом Приставы.doc

— 415.00 Кб (Скачать файл)

 

2.2. Порядок и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия судебным приставом по обеспечению установленного порядка деятельности судов

 

В соответствии с действующим законодательством судебные приставы наделены правом применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в целях обеспечения установленного порядка деятельности судов. Как и всякое насилие, указанные методы и средства исполнения служебного долга могут использоваться только при наличии предусмотренных законом оснований и условий. При этом законодатель здесь исходит из принципа, что цель не оправдывает применение насилия при отсутствии в этом необходимости.

Итак, главным основанием применения насильственных методов выступает состояние крайней необходимости, которое означает, во-первых, что иные меры не обеспечили исполнения возложенных на судебных приставов обязанностей. Во-вторых, состояние крайней необходимости требует, чтобы причиненный вред был меньше предотвращенного. И хотя второй признак прямо не сформулирован в законе, однако он содержится в уголовно-правовом понятии крайней необходимости35.

Указанные признаки носят оценочный характер. Однако оценка степени тяжести причиняемого и предотвращаемого вреда должна базироваться на ценности правоохраняемых благ, признанных в демократическом обществе, и соответствовать их иерархии, установленной Конституцией РФ.

Закон в качестве необходимых условий применения судебным приставом физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия предусматривает три условия, которые можно поименовать как предшествующие, непосредственные и последующие.

Закон различает общие и специальные условия. Общие - это условия, относящиеся ко всем трем видам насилия: к применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Специальные условия - это требования, предъявляемые законом к каждому из видов насилия.

Общим предшествующим условием выступает обязанность судебного пристава предупредить о намерении применить один из видов силы, предоставив при этом лицам, в отношении которых предполагает применить физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, достаточно времени для выполнения своих требований. Из этого условия возможны три исключения, когда можно силу применить без предупреждения:

  • когда промедление создает непосредственную опасность жизни и здоровью судебного пристава либо другим гражданам;
  • когда может повлечь иные тяжкие последствия;
  • когда в создавшейся обстановке такое предупреждение является невозможным (абзац 1 ч. 2 ст. 15 Закона о судебных приставах). Предупреждение сначала дается голосом. Если это не помогает, то судебный пристав может сделать предупредительный выстрел в воздух36.

Исключение из правил о предупреждении о применении силы сформулированы в соответствии с требованиями уголовно-правовых норм о необходимой обороне (ст. 37 УК), о причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление (ст. 38 УК), о крайней необходимости (ст. 39 УК), физическом или психическом принуждении (ст. 40 УК).

Предупреждение может быть невозможным, если, например, при задержании преступник может скрыться или оказать сопротивление, если субъект является глухонемым, или психически больным, неспособным понять предупреждение и т.д. К обстановке, в которой предупреждение о намерении применить силу является невозможным, также относятся такие ситуации, как: побег подсудимого из зала суда с помощью вооруженных соучастников; побег содержащегося под стражей лица из транспортного средства во время его движения либо в ночное время, в условиях пониженной видимости37.

Общим непосредственным условием использования силовых методов выступает требование закона применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие соразмерно с характером и степенью опасности правонарушения, силой оказываемого противодействия, стремясь к тому, чтобы любой причиненный при этом ущерб был минимальным. Соразмерность применения силы характеру и степени опасности правонарушения означает, что чем менее опасно правонарушение, тем меньше оснований для применения того или иного вида силы. Если для применения физической силы, в том числе боевых приемов самбо, достаточно общих условий его использования, то для применения специальных средств и огнестрельного оружия закон выдвигает дополнительные условия, которые определяют разрешенные ситуации.

Согласно ст. 17 Закона о судебных приставах они могут применять специальные средства, имеющиеся на их вооружении:

  • для отражения нападения на судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей, а также, граждан, находящихся в судебных помещениях;
  • для пресечения сопротивления, оказываемого судебному приставу, или нападения на него в связи с исполнением им своих служебных обязанностей;
  • для задержания лица, совершающего преступление против жизни, здоровья или собственности;
  • для доставления в милицию задержанных лиц, когда они своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побег или причинить вред окружающим;
  • для исполнения принудительного привода в суд или к судебному приставу-исполнителю лиц, которые уклоняются от выполнения законных требований судебного пристава по явке в суд или к судебному приставу-исполнителю.

Применение же огнестрельного оружия судебными приставами разрешается согласно ч. 1 ст. 18 Закона о судебных приставах:

  • для отражения нападения на судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей, а также граждан и судебных приставов, когда их жизнь и здоровье подвергаются опасности;
  • для пресечения попытки завладения оружием или специальными средствами;
  • для отражения группового или вооруженного нападения на суд и судебные помещения;
  • для пресечения побега из-под стражи, а также пресечения попыток насильственного освобождения лиц, содержащихся под стражей.

Сравнение ситуаций, перечисленных в ст. 17 и 18 показывает, что чем сильнее средства, тем строже условия его применения. Например, огнестрельное оружие нельзя применять при исполнении принудительного привода в суд или к судебному приставу-исполнителю, при пресечении сопротивления, если жизнь и здоровье судебных приставов не подвергается опасности и т. д38.

Второе непосредственное условие включает требование соразмерности применения силы с силой оказываемого противодействия. Последнее же может быть ненасильственным (оскорбления, крик, отказ выполнить требования, отказ идти и т.д.), или насильственным. Насильственные способы противодействия могут выражаться в угрозах, в нанесении пощечин, разовых ударов кулаками, в насилии, не опасном для жизни и здоровья. Угрозы же с демонстрацией огнестрельного оружия, ножей и других твердых орудий уже оцениваются как угрозы насилием, опасным для жизни и здоровья39.

В статье 5 Закона о судебных приставах специально формулируются критерии использования судебными приставами физической силы для пресечения преступлений и административных правонарушений (а это ситуация необходимой самообороны); задержания лиц, их совершивших, и преодоление противодействий законным их требованиям. Применение физической силы в этих случаях разрешено, если ненасильственные способы не обеспечивают выполнения возложенных на милицию обязанностей.

Так, пресечь преступление или иное правонарушение можно путем окрика: "Именем закона требую прекратить нарушение", подачи сигнала свистком, предупреждением о намерении использовать физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие. Данное положение закона подтверждает требование вынужденности причинения вреда при задержании, поэтому оно относится и ко всем гражданам, а значит и к судебным приставам (применительно только к задержанию, а не пресечению преступлений)40.

Условия правомерности задержания едины как для гражданских лиц, так и для судебных приставов, работников милиции, военнослужащих и частных детективов. Однако к профессионалам могут предъявляться более строгие требования, но в рамках общих для всех условий. Например, Закон о судебных приставах обязывает судебного пристава при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, как правило, предупреждать о намерении их использовать, предоставив при этом достаточно времени для выполнения их требований; стремиться к тому, чтобы любой ущерб, причиняемый при этом, был минимальным; обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, предоставление доврачебной помощи и уведомление их родственников: уведомить о всех случаях смерти или ранения прокурора. Естественно, что эти требования в своем большинстве не относятся к гражданам.

Закон о судебных приставах, так же, как и законы о милиции, о внутренних войсках, о Федеральной службе безопасности, о налоговой полиции, предусматривает оправданные гуманными соображениями ограничения в использовании специальных средств и огнестрельного оружия.

Запрещается применять специальные средства в отношении лиц, совершивших незаконные действия ненасильственного характера, а также женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен судебному приставу. Запрет на применение огнестрельного оружия распространяется на те же категории лиц, при этом затрагивая всех женщин.

Однако эти ограничения не абсолютны, ибо они не могут оставлять беззащитными судебных приставов в случае реальной угрозы их здоровью и жизни от этих групп людей.

Поэтому Закон о судебных приставах предусматривает, что указанные ограничения в отношении специальных средств не действуют, во-первых, в случае оказания вооруженного сопротивления, во-вторых, - совершения нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан. Использование огнестрельного оружия также допускается в случаях оказания вооруженного сопротивления; совершения группового или вооруженного нападения, угрожающего жизни граждан.

 

ГЛАВА 3. АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ УСТАНОВЛЕННОГО ПОРЯДКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ

 

3.1. Взаимодействие службы  судебных приставов с иными  органами по обеспечению установленного  порядка деятельности судов

 

Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов при выполнении своих функций опираются на деловое сотрудничество с правоохранительными и иными государственными органами, которые реализуют свои полномочия в соответствии с законами и иными подзаконными нормативно-правовыми актами. Деятельность каждого из этих органов носит самостоятельный характер. Вместе с тем, сложность и многоаспектность решаемых вопросов, наличие общих задач и целей по обеспечению нормальной деятельности судов зачастую требуют единых, согласованных усилий, сочетания сил, средств, методов, присущих этим органам, иначе говоря, взаимодействия. Так, в отдельных ситуациях выполнение судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов конкретных мероприятий или видов работ (поддержание общественного порядка в судебных помещениях; обеспечение безопасности судей, заседателей, участников процесса, свидетелей; предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений и т.д.) может оказаться весьма затруднительным и потребует помощи других государственных органов, в частности органов милиции, полномочия, методы, средства, а главное, реальные силы, которых позволят решить возникшие проблемы41.    

Совместными усилиями указанные органы создают целостную динамичную систему, состоящую из взаимосвязанных, постоянно взаимодействующих, согласованных элементов. Согласованность достигается взаимодействием, которое является необходимым и важнейшим условием сохранения целостности и устойчивости всего механизма обеспечения установленного порядка деятельности судов.    

В юридической литературе под формами взаимодействия понимают способ и порядок согласованной деятельности субъектов при выполнении своих служебных задач, обеспечивающие их координацию и правильное сочетание полномочий, методов, средств42. Так же существует определение, что это основанная на законах и других нормативно-правовых актах совместная и согласованная в пространстве, времени, по месту и целям деятельность Службы судебных приставов, судебных и других государственных органов по обеспечению установленного порядка деятельности судебных органов.43

Взаимодействие можно рассматривать в двух аспектах. В широком смысле - это деловое сотрудничество Службы судебных приставов с другими государственными органами в обеспечении установленного порядка деятельности судов на территории всей России, либо на территории конкретного субъекта Российской Федерации. Такое взаимодействие осуществляется путем разработки и принятия соответствующих документов (приказов, инструкций, комплексных и целевых программ, договоров, соглашений, планов), которыми определяются приоритетные направления, формы, методы, сроки совместных действий; проведения межведомственных совещаний, семинаров; осуществления согласованных мер по повышению деловой квалификации сотрудников; обмена положительным опытом работы; проведения совместных мероприятий и т.д.44

 Под взаимодействием в узком  смысле понимается координация  действий судебных приставов  по обеспечению установленного  порядка деятельности судов с  работниками органов внутренних  дел, сотрудниками подразделений, осуществляющими конвоирование лиц, содержащихся под стражей, судьей, другими государственными органами при подготовке и рассмотрении конкретного уголовного дела, выполнении других задач, установленных законом.

Формы взаимодействия, а также конкретная совокупность их видов обусловливается различными факторами, в том числе и задачами, которые решает Служба судебных приставов, а также полномочиями, которыми обладают взаимодействующие субъекты.

Одной из самых распространенных форм является совместное планирование, разработка и осуществление мероприятий по обеспечению установленного порядка деятельности судов Службы судебных приставов с правоохранительными и иными государственными органами. Как форма взаимодействия, она относится к первоначальному, подготовительному, организационному этапу, на котором фиксируются, отражаются и закрепляются организационно-правовые и тактические вопросы совместного выполнения тех или иных мероприятий45. Она обеспечивает системность в работе и позволяет выделить наиболее важные направления совместной деятельности. В ходе планирования должны учитываться роль и место каждой взаимодействующей стороны в общей системе совместных мер, в том числе наличие оперативно-технических сил и средств, специфика методов работы, возможности при реализации мероприятий.

Информация о работе Аспекты совершенствования деятельности судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов