Государственное регулирование образовательной деятельности в Российской Федерации, конституционно-правовые аспекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2015 в 23:25, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования являются урегулированные нормами права общественные отношения, складывающиеся в связи с формированием и осуществлением управления в системе современного российского образования.
Предметом исследования выступают действующее законодательство Российской Федерации в сфере образования, принципы, средства, формы управления отечественным образованием, тенденции и перспективы развития его правовой основы, взаимосвязь с конституционными нормами.

Файлы: 1 файл

Вот диплом.doc

— 285.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение

 

Актуальность темы исследования обусловливается требованиями социального, экономического, политического реформирования системы российского образования на современном этапе, необходимостью совершенствования управления, прежде всего государственного, этой сферой жизнедеятельности общества.

Несмотря на коренную реорганизацию, осуществляемую на сформированной и закрепленной Конституцией Российской Федерации 1993 г. основе, получившей дальнейшее развитие в законодательстве об образовании, на сегодняшний день правовое регулирование и управление системой российского образования отстает от потребностей преобразования общественных отношений, как в практическом аспекте, так и с позиций их теоретико-правового, конституционного осмысления.

Очевидно, проявляются неполнота, противоречивость, неэффективность правовых норм, регламентирующих управленческие воздействия в образовании, их неадекватность сложившимся реалиям общественных образовательных отношений, а в ряде случаев и несоответствие конституционным нормам. Особое значение в условиях формирования и развития рыночных экономических отношений приобретают вопросы гарантирования, обеспечения, защиты прав личности в сфере образования, иных субъектов образовательной деятельности. На сегодняшний день эти задачи решаются не в полном соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Основными причинами этого являются умаление в ряде норм действующего законодательства об образовании буквы и духа конституционных положений, недостаточный учет социальной ценности образования, игнорирование в практике государственного управления образованием правовых начал, слабая научная проработанность многих нормативных правовых актов об образовании, в целом недостаточно сложившийся уровень науки образовательного права. Правотворческий процесс в сфере образования осуществляется во многом хаотично, а нормативные правовые акты принимаются без видимой системы и цели.

Управление образованием и, в частности, государственное, как отмечается в целом ряде научных публикаций, отделено от своей правовой основы, характеризуется подменой целей, неустойчивостью, слабой обратной связью, бюрократизмом, излишней, неоправданной экономизацией, недемократической основой во многих негосударственных образовательных учреждениях. Законодательно не установлены принципы, цели, задачи управления образованием.

Конституционные принципы, закрепляющие приоритет прав и свобод личности, обязанность государства их гарантировать и защищать обусловили применительно к области образования существенное расширение и развитие частноправовых институтов в правовом регулировании общественных отношений. На сегодняшний день возникла проблема оптимального разграничения публично-правовых и частноправовых элементов правового управления в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации.

Нормативное правовое оформление и введение в практику таких средств государственного управления, как лицензирование образовательной деятельности, государственные образовательные стандарты, аттестация, государственная аккредитация, единый государственный экзамен, влекут их конституционно-правовое осмысление с позиций соблюдения, охраны, защиты прав обучающихся, педагогов, иных субъектов образовательной деятельности.

В условиях расширения демократизации российского общества требуют своего решения задачи определения места, форм, объемов, порядка самоуправления в системе управления российским образованием, его соотношения с государственным управлением в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Решение названных проблем является сложным, связано со многими трудностями, обусловленными, прежде всего, многоаспектным характером самого объекта управления - образования, а также неразработанностью научной основы правового регулирования отношений в этой сфере деятельности общества и государства.

Весьма насущным является формирование и исследование нормативных моделей конституционных принципов в области образования.

В связи с этим актуальными становятся исследование и формирование правовой основы управления системой российского образования, исходя из основополагающих принципов Конституции Российской Федерации.

Достаточно подробно изучены философские, социологические, экономические, психолого-педагогические аспекты государственного регулирования и управления образованием в работах С.А. Белякова, К.Х. Делокарова, Ф.Д. Демидова, В.И. Ерошина, О.В. Долженко, Е.Н. Жильцова, Ф.Г. Зиятдиновой, Т.Н. Клочко, Г.А. Комиссаровой, В.И. Купцова, Н.Н. Моисеева, А.В. Петровского, Н.С. Розова, В.А. Сластенина, Н. Смелзера, В.Д. Шадрикова и др.

Отдельным вопросам, собственно, правового регулирования отношений в сфере образования посвящены работы Е.В. Буслова, С.И. Барабановой, Е.Д. Волоховой, Г.А. Дороховой, Г.Т. Ермошина, В.И. Карташова, Ю.А. Кудрявцева, С.В. Курова, М.Н. Лазутовой, И.А. Рожкова, В.М. Сырых, В.С. Толстого, С.М. Широбокова, В.И. Шкатуллы и др.

Обстоятельный конституционно-правовой анализ современного регулирования общественных отношений, в т.ч. реализации прав и свобод личности, проводится в работах М.В. Баглая, А.В. Васильева, Р.Ф. Васильева, Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, М.Н. Кузнецова, П.Р. Кулиева, О.Е. Кутафина, В.В. Лазарева, Е.А. Лукашевой, Т.Д. Матвеевой, В.С. Нерсесянца, С.В. Соловьевой, Т.М. Шамбы, О.С. Эбзеева, А.И. Экимова, И.С. Яценко и др.

Объектом исследования являются урегулированные нормами права общественные отношения, складывающиеся в связи с формированием и осуществлением управления в системе современного российского образования.

Предметом исследования выступают действующее законодательство Российской Федерации в сфере образования, принципы, средства, формы управления отечественным образованием, тенденции и перспективы развития его правовой основы, взаимосвязь с конституционными нормами.

Автор данной работы ставит своей целью:

- исследование конституционно-правовой  основы регулирования и управления  современным российским образованием, особенностей его содержания;

- определение роли государства  и его органов в системе управления образованием, анализ существующего законодательства, регламентирующего управление образованием в Российской Федерации, выработка рекомендаций по его совершенствованию.

Названные цели определяют следующий комплекс задач, подлежащих решению в работе и включающих:

- уяснение содержания конституционных  принципов, определяющих правовую  основу и особенности управления  образовательной деятельностью  в Российской Федерации;

- проведение сравнительного правового  анализа законодательных, иных нормативных правовых актов, регламентирующих управленческие воздействия в сфере образования;

- рассмотрение особенностей государственного  управления сферой современного  российского образования, его функций, средств, органов, обеспечивающих реализацию  основных конституционных прав граждан в образовании;

- выявление роли, места конституционно-правовых  особенностей самоуправления в  системе управления российским  образованием;

 

- формирование предложений по  совершенствованию законодательства, закрепляющего управление в сфере российского образования.

Теоретической и методологической основой исследования послужил системный подход к анализу проблем правового регулирования и управления в области образования. Использованы также логический, сравнительно-правовой, формально-юридический, конкретно-социологический, статистический методы исследования.

Нормативную и источниковедческую базу исследования составляют конституционные акты Российской Федерации (Конституция Российской Федерации 1993 г.1, конституции (уставы) субъектов Российской Федерации), федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, ведомственные нормативные акты, постановления Конституционного Суда Российской Федерации.

Научная новизна данного исследования определяется особым социальным, многоаспектным характером объекта исследования. Исследованы и обоснованы проявления конституционных положений и норм в сфере образования и их влияние на установление правовых основ управления образованием в Российской Федерации, в т.ч. на формирование функций, содержания, средств государственного управления образованием.

 

Глава 1. Государственное регулирование образовательной деятельности в Российской Федерации, конституционно-правовые аспекты

    1. Приоритеты образовательной политики государства

 

 

Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.

В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.

Основные принципы образовательной политики в России, которые определены в Законе Российской Федерации "Об образовании",2 Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года.

Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития, обусловливающие необходимость существенных изменений в системе образования:

- ускорение темпов развития  общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору;

- переход к постиндустриальному, информационному обществу,

- значительное расширение масштабов  межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности;

- возникновение и рост глобальных  проблем, которые могут быть решены  лишь в результате сотрудничества  в рамках международного сообщества, что требует формирования современного мышления у молодого поколения;

- динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы  неквалифицированного и малоквалифицированного  труда,

- глубокие структурные изменения  в сфере занятости, определяющие  постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности;

- возрастание роли человеческого  капитала, который в развитых  странах составляет 70-80 процентов  национального богатства, что, в  свою очередь, обусловливает интенсивное, опережающее развитие образования как молодежи, так и взрослого населения.

Отечественная система образования является важным фактором сохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования.

Особое значение имеет развитие плодотворного сотрудничества и сохранение общего образовательного пространства со странами Содружества Независимых Государств, образовательная поддержка соотечественников за рубежом.

Конституция Российской Федерации гарантирует права граждан на образование. Однако в условиях сложной социально-экономической ситуации эти гарантии не всегда обеспечивались в полной мере. Правительство Российской Федерации осуществит меры по их реализации, создав правовые и экономические условия для: бесплатности полного среднего образования в пределах государственного образовательного стандарта и бесплатного образования других уровней в пределах, установленных законодательством Российской Федерации;

- равного доступа всех граждан  России к образованию разных  уровней вне зависимости от  места жительства и уровня  доходов семьи;

- получения образования в соответствии  с установленными государственными  образовательными стандартами, гарантирующими необходимое для общества качество образования.

Доступность качественного образования означает также государственные гарантии:

- обучения на учебно-материальной  базе с использованием современного  учебно-лабораторного оборудования  и учебной литературы;

- обучения в условиях, гарантирующих  защиту прав личности обучающегося  в образовательном процессе, его  психологическую и физическую  безопасность;

- социально-педагогической и психолого-педагогической  помощи семье, ранней диагностики  резервов развития ребенка (физических и психологических);

- бесплатного пользования учащимися  и студентами фондами государственных, муниципальных и учебных библиотек.

Обучающиеся должны иметь информацию о состоянии и реальных потребностях рынков труда, о величине затрат, осуществляемых государством и обществом на их образование, о качественном уровне получаемого образования и его соответствии государственным образовательным стандартам.

Информация о работе Государственное регулирование образовательной деятельности в Российской Федерации, конституционно-правовые аспекты