Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2015 в 23:25, курсовая работа
Объектом исследования являются урегулированные нормами права общественные отношения, складывающиеся в связи с формированием и осуществлением управления в системе современного российского образования.
Предметом исследования выступают действующее законодательство Российской Федерации в сфере образования, принципы, средства, формы управления отечественным образованием, тенденции и перспективы развития его правовой основы, взаимосвязь с конституционными нормами.
Регламентации собственно образовательной деятельности вузов посвящены такие акты, как Временное положение о многоуровневой структуре высшего образования в РФ, Положение о магистерской подготовке,27 Положение об экстернате в государственных вузах РФ,28 а также Положение об итоговой государственной аттестации выпускников вузов в РФ,29 Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования,30 Положение о порядке обучения в вузах по программам офицеров запаса на военных кафедрах31 и др.
Значительная часть этих актов - ведомственная, изданная Госкомвузом либо ВАКом РФ. Однако важнейшие, принципиальные вопросы решены в правительственных актах). Ведомственное регулирование осуществляется также посредством издания инструктивных писем и приказов.
В числе важнейших нормативных актов, отражающих стратегию государства в области высшего образования, перспективы развития этой сферы общественной жизни и закрепляющих меры по ее поддержке, следует отметить указы Президента РФ: Указ № 132 «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР», № 426 от 27.04.92 «О неотложных мерах по сохранению научно-технического потенциала РФ», № 1553 от 9.12.92 «О мерах по поддержке государственных вузов», № 1372 от 16.09.93 «О мерах по материальной поддержке ученых России», № 1487 от 8.07.94 «О гарантиях прав граждан РФ на получение образования» и др.
Непосредственное отношение к лицам, получившим высшее профессиональное образование, имеют указы Президента РФ: от 23.06.95, устанавливающий особый порядок присвоения офицерского воинского звания гражданам, прошедшим обучение на военных кафедрах при государственных вузах, и от 29.04.94 № 430, предоставляющий отсрочку от призыва на военную службу.33
В развитие Указов Президента издаются соответствующие постановления Правительства РФ.34
Отношения в сфере высшего и послевузовского образования могут быть урегулированы актами органов межотраслевой компетенции. Например, Минтруд РФ дал разъяснение «О порядке установления работникам науки и высшей школы доплат за ученые степени доктора наук и кандидата наук» (№ 175а от 04.12.93 г.).
Соответствующие акты могут приниматься органами государственной и исполнительной власти субъектов Федерации. Так, в Республике Тыва это закон «Об образовании», постановления Кабинета Министров РТ: по социальной поддержке различных слоев населения, в т.ч. студенчества, о предоставлении скидки по оплате коммунальных услуг вузам35 и др. Специализированных актов общего характера по вопросам высшей школы практически нет.
В числе источников законодательства о высшем образовании следует выделить нормативные договоры и соглашения. Они могут подписываться различными государственными структурами: федерацией, субъектами федерации, органами управления и вузами. Примером служат различные межправительственные соглашения: об эквивалентности документов об образовании, Договор между Правительством РФ и Правительством РТ в области высшего образования от 5.06.93г. Договор об имущественном обеспечении деятельности государственных вузов в РТ (21.04.95г.).
Субъекты федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции также создают нормативно-правовые акты, которые включаются в систему актов, регулирующих отношения в сфере высшего образования и определяющих статус высших учебных заведений.
Как отмечалось выше, их компетенция в области высшего образования в общем виде определяется ст. 29 и 31 Закона «Об образовании».
Исключительной компетенцией субъектов федерации является определение особенностей порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансирования образовательных учреждений; формирование бюджетов субъектов федерации в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования; установление национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов и региональных нормативов финансирования; создание, реорганизация и ликвидация подчиненных учреждений образования, установление местных налогов и сборов на цели образования, дополнительных к федеральным требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, норм по охране труда и т.п., дополнительных льгот, видов и норм материального обеспечения обучающихся и работников вузов и др.
Органы местного самоуправления вправе формировать местные бюджеты в части расходов на оборудование и соответствующих фондов развития образования, а также создавать, реорганизовывать и ликвидировать подведомственные муниципальные учреждения образования, контролировать условия аренды зданий и помещений учреждений образования, в том числе вузов и т.д.
И, наконец, важное значение для регулирования вопросов жизнедеятельности конкретного вуза имеет локальное нормотворчество. Вузы издают нормативные подзаконные акты, посвященные организационным внутри вузовским отношениям и действующие только в пределах вуза. Эти акты имеют много сходных черт с ведомственными актами и в условиях демократизации управления, автономности вузов во многом заменяют их. Они касаются формирования органов управления вузом и других вузовских структур, порядка взаимоотношений между подразделениями, регламентации учебного процесса и научной деятельности, прав и обязанностей преподавателей, сотрудников, обучающихся и администрации.
Подводя некоторые итоги, следует отметить, что российские университеты, в том числе и военные учебные заведения, с самого возникновения плохо вписываясь в систему учреждений феодальной монархии тем не менее оставались не только кузницей кадров, но и действенным инструментом защиты существующего строя. Их целевые задачи определялись в соответствии с интересами царского правительства - "приготовлять юношество для вступления в различные звания государственной службы" высшая школа воспитывала и ученых для себя, удовлетворяла потребности общества. Реальные результаты деятельности системы шли во многом вразрез с намерениями царизма. Баланс правительственной и университетской власти изменялся от устава к уставу в зависимости от конкретной экономической и общественно-политической ситуации и, в свою очередь, влиял на качество и содержание образования.
Октябрьская революция, а позднее распад Союза ССР, приводил к разрыву связей в области высшего образования, и реформирование системы было усугублено задачами сохранения единого образовательного пространства, научных школ, накопленного интеллектуального и педагогического потенциала. Соответствующие мероприятия Российской Федерации, их законодательное оформление, прежде всего, сказались на статусе высших учебных заведений.
На сегодняшний день законодательство о высшем образовании характеризуется соединением разнородных институтов, то есть носит комплексный характер.
Право на образование является одним из значимых социально- экономических прав, закрепленных в соответствии с Декларацией прав и свобод человека и гражданина в Конституции Российской Федерации. Наряду с общедоступным и бесплатным дошкольным, основным (общим), начальным и средним профессиональным образованием государство гарантирует гражданам получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
Конституция России уже признается как социально ориентированная. Положения о правах и свободах вызывают меньше всего возражений. Однако именно в социальной сфере особенно ярко проявляется невыполнение государством своих обязательств и конституционных норм.
Принятие в 1992 г. Закона Российской Федерации «Об образовании», а в последующем и Конституции Российской Федерации послужило позитивным основанием для развития отечественной системы образования в переходный период. Именно эти законодательные акты заложили правовые основы обновления отношений в сфере образования, а также выполнили важную социальную функцию сохранения и защиты системы образования в период кризисного развития страны. Однако на их основе не удалось сформировать в полной мере упорядоченное и сбалансированное законодательство об образовании, обеспечивающее последовательное и системное регулирование отношений в данной сфере.
Рамочный характер Закона РФ «Об образовании» как системообразующего акта законодательства об образовании подразумевал принятие на его основе специализированных законодательных актов, призванных урегулировать правоотношения в отдельных подсистемах образования, а также установить дополнительные гарантии прав граждан на получение образования соответствующего уровня. Однако изначальный замысел законодателя по подготовке и принятию в развитие Закона РФ «Об образовании» ряда законов, имеющих более узкий предмет регулирования, был реализован только Федеральным законом от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»[2]. В результате многие важные аспекты правоотношений, возникающих в отдельных подсистемах российского образования, остались неурегулированными на законодательном уровне.
Социально-экономические преобразования, произошедшие за последние годы в российском обществе, послужили основанием для обновления таких отраслей законодательства как гражданское, административное, налоговое, бюджетное, трудовое и некоторых других отраслей. В свою очередь это повлекло к изменению социально-экономических основ системы образования. Вследствие развития международных интеграционных процессов, создания новых технологий и образовательных институтов, а также присоединения России к Болонскому процессу все больше стали проявляться (обнаруживаться) существенные несоответствия действующих нормативных правовых актов в сфере образования реальным потребностям и современным стандартам правового регулирования отношений, сформировавшихся в образовательной (сфере) системе.
Именно этими объективно сложившимися обстоятельствами объясняется тот факт, что внесение отдельных изменений в закон РФ «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в течение последних лет стало обычной практикой. Так, только в период с 2002 по 2007 годы было внесено около 200 соответствующих законодательных инициатив, принято более тридцати федеральных законов.
Положительным результатом этих усилий стало уменьшение количества декларативных норм, более точное разграничение полномочий органов государственной власти и местного самоуправления в сфере образования, совершенствование правовых механизмов контроля качества образования. Вместе с тем, несмотря на большое количество внесенных в указанные законодательные акты изменений, их нормы по-прежнему отличаются коллизионностью, сохраняют декларативный характер и не обеспечены эффективными правовыми механизмами реализации, а также неоправданно дублируют нормы других законодательных актов.
В настоящее время ведется работа по подготовке проекта нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», интегрирующего законодательство по всем уровням системы образования. Целью разработки указанного законопроекта является завершение процесса комплексной модернизации законодательства Российской Федерации в области образования, приведение его в соответствие с современными стандартами правового регулирования, новыми общественными отношениями, возникающими в этой сфере, создание условий для обновления и развития отечественной системы образования в соответствии с современными запросами человека, общества и государства.
Нормативные акты
Основная литература
1 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.
2 Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» // Российская газета. 1992. 31 июля.
3 ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 19 сентября 1997 г. N 1204 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (в ред. Постановлений Правительства РФ от 23.12.2002 N 919, от 18.08.2008 N 617, от 10.03.2009 N 216)