Государственное регулирование образовательной деятельности в Российской Федерации, конституционно-правовые аспекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2015 в 23:25, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования являются урегулированные нормами права общественные отношения, складывающиеся в связи с формированием и осуществлением управления в системе современного российского образования.
Предметом исследования выступают действующее законодательство Российской Федерации в сфере образования, принципы, средства, формы управления отечественным образованием, тенденции и перспективы развития его правовой основы, взаимосвязь с конституционными нормами.

Файлы: 1 файл

Вот диплом.doc

— 285.50 Кб (Скачать файл)

В соответствии с международными правовыми актами и Конституцией РФ (ст. 43), каждый человек имеет право на образование. Как и все основные права и свободы человека, право на образование, понимаемое как свобода образования, является естественным, неотчуждаемым и принадлежит каждому от рождения (ч. 2 ст. 17 Конституции РФ). Эти свойства присущи всем основным правам человека, поскольку они являются проявлением свободы, которую, по словам Н.А.Бердяева, «нельзя не из чего вывести», ибо «в ней можно лишь изначально пребывать».

То есть человек обладает всеми основными правами изначально, просто потому, что он – человек. Государство не может иметь монополию на образование.

Естественный характер права на образование объясняется тем, что человеку свойственно развиваться, творить, создавать новое, накапливать опыт, знания в той или иной сфере, и конечно, передавать наработанное и познанное другим поколениям, в чем, собственно и заключается сущность образования. Как подчеркивает Дж.Дьюи, «роль образования в социальной жизни аналогична роли питания и воспроизводства для физиологического существования».

Таким образом, образование и самосовершенствование являются естественным состоянием человека, условием его полноценного существования в обществе. Соответственно право на образование, базирующееся на свободе образования, «настолько же естественно, как и право жить».

Право на образование не может быть передано другому лицу, группе лиц, обществу, государству ни по договору, ни в силу закона, ни на каком другом основании. Сам человек не может отказаться от своего права на образование. Более того, по международным и российским стандартам основное общее образование является обязательным, поскольку без него невозможна нормальная социализация человека в современном обществе.

Человеку нельзя запретить воспользоваться этим правом. «Никому не может быть отказано в праве на образование», - говорится в ст. 2 Протокола № 1 (1952 г.) к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее – Протокол № 1).

В соответствии с Конвенцией о борьбе с дискриминацией в области образования, «закрытие для какого-либо лица или группы лиц доступа к образованию любой ступени или типа», а также «ограничение образования для какого-либо лица или группы лиц низшим уровнем образования» является дискриминацией и признается недопустимым.

Как отмечают европейские исследователи, в этом смысле, образование является типичным образцом основных прав человека и имеет две черты, характерные для этой группы прав и свобод. Прежде всего, должна признаваться свобода образования (то есть получение его всеми желающими), во-вторых, каждому должна быть предоставлена возможность (право) получать образование в соответствии с его идеологическими или религиозными убеждениями.

В деятельностном плане это означает необходимость различать свободу образования, свободу образования в соответствии с убеждениями, а также свободу педагогическую, в частности свободу выбора педагогических методов, учебников и т.п.

Нарушение свободы образования, как и нарушение любого другого из основных прав и свобод, дает человеку право на защиту или протест. Не случайно в преамбуле Всеобщей декларации прав человека говорится, что Генеральная Ассамблея ООН провозглашает эту Декларацию, «чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения».

Однако свобода образования останется не более чем теоретическим принципом, если свобода не будет трансформирована в эффективное социальное или культурное право, закрепленное в законодательстве. В современных условиях реализация права на образование зависит от ряда социальных условий, что предопределяет относительность этого права. Так, на практике право на образование вряд ли может быть в полной мере реализовано без определенной социальной инфраструктуры, которой в данном случае является система образования, призванная обеспечить образовательный процесс. В рамках имеющейся системы образования человек выбирает форму получения образования, образовательное учреждение (организацию), включается в образовательный процесс и в результате реализует свои основные права и свободы. При этом право на образование является источником возникновения образовательных отношений, через вступление в которые это право может быть реализовано полноценно.

Таким образом, право на образование непосредственно связано со «вторым поколением» прав человека. Эти права сформировались в борьбе за улучшение экономического положения и повышения культурного статуса «небогатых» слоев населения и призваны «смягчить противостояние бедных и богатых».

Наиболее значимые для современного общества позитивные права сформулированы в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, принятом Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г.  (далее – Международный пакт). В преамбуле этого документа, в частности, говорится: «Согласно Всеобщей декларации прав человека идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, может быть осуществлен только, если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, так же как и своими гражданскими и политическими правами». Обязанность создания таких условий возлагается на государство, в чем соглашаются «участвующие в настоящем Пакте государства». Без участия государства, без государственных гарантий все эти права не могут быть обеспечены, а потому являются весьма условными и имеют относительный характер. По справедливому замечанию А.Я. Капустина, данная группа прав «не подлежит немедленной имплементации, поскольку для этого требуется созревание целого ряда социальных и экономических условий в государстве».

Как устанавливает Международный пакт, «каждое участвующее в Пакте государство обязуется … принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в Пакте прав всеми надлежащими способами, включая, в частности, принятие законодательных мер» (п. 1 ст. 2). В отношении права на образование участие в Международном пакте означает, что государство будет стремиться к тому, чтобы обеспечить гарантии получения образования каждым человеком. Следовательно, государство по мере возможности должно взять на себя определенные обязательства в области образования, в том числе обязанность создать систему образования, посредством которой будет реализовано право каждого на образование.

В настоящее время законодательство Российской Федерации в области образования состоит из Конституции Российской Федерации, Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996 г.),7 а также включает другие законы и нормативные правовые акты, в том числе принимаемые субъектами Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации относит вопросы образования и воспитания к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п. «е» ч. 1 ст.72). Это означает возможность правового регулирования сферы образования на федеральном и региональном уровнях: на федеральном уровне принимаются федеральные законы, определяющие общее направление и регламентирующие общие вопросы сферы образования, которые получают дальнейшее развитие в нормативных актах субъектов Федерации, что позволяет учитывать местные особенности того или иного региона.

В Российской Федерации образование «осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права», – заявлено в преамбуле Закона Российской Федерации «Об образовании». Этот Закон является основным нормативным актом, определяющим политику российского государства в области образования, регламентирующим ключевые моменты образовательного процесса, а также построение системы образования и системы управления образованием.

В основе системы образовательного законодательства лежат международно-правовые обязательства Российской Федерации и конституционные нормы, определяющие социальный характер российской государственности (ч.1 ст.7 Конституции Российской Федерации). Именно социальные характеристики права на образование определяет наличие института государственного регулирования образовательных отношений и совокупность обязанностей и полномочий государства в сфере образования.

Минимальные требования к государству в области образования сформулированы в ст.13.2 Международного пакта:

а) начальное образование должно быть обязательным и бесплатным для всех;

b) среднее образование в его различных формах, включая профессионально-техническое среднее образование, должно быть открыто и сделано доступным для всех путем принятия всех необходимых мер и, в частности, постепенного введения бесплатного образования;

c) высшее образование должно быть сделано одинаково доступным для всех на основе способностей каждого путем принятия всех необходимых мер и, в частности, постепенного введения бесплатного образования;

d) элементарное образование должно  поощряться или интенсифицироваться, по возможности, для тех, кто не проходил или не закончил полного курса своего начального образования;

e) должно активно проводиться  развитие сети школ всех ступеней, должна быть установлена удовлетворительная  система стипендий и должны  постоянно улучшаться материальные условия преподавательского персонала».

Содержание российского образовательного законодательства в основном соответствует указанным требованиям. Однако следует обратить внимание на то, что предоставляемые гражданам государственные гарантии по-разному сформулированы в Конституции Российской Федерации и в Законе Российской Федерации «Об образовании». Конституция гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (п.п. 2,3 ст. 43). Закон, содержит расширительное толкование данных гарантий, то есть подчеркивает, что общедоступным и бесплатным являются уровни начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования. Профессиональное среднее, высшее и послевузовское образование, доступное на конкурсной основе, является бесплатным (в государственных и муниципальных образовательных учреждениях) только в том случае, «если образование данного уровня гражданин получает впервые» (п.3 ст. 5). С 01 января 2005 года в сферу государственных гарантий законом включено также дошкольное образование.

Очевидно, что только государство способно создать систему, позволяющую обеспечить все перечисленные гарантии и сделать право на образование доступным для каждого. При этом важно, чтобы система образования не была исключительно государственной. Для нормального и эффективного функционирования любой системы образования необходимо, чтобы «государственное и частное, государственное и общественное начала находились в разумном сочетании и оптимальном балансе».  Только в этом случае будут соблюдены требования международного законодательства относительно свободы образования, тесно связанной с пониманием права на образование как естественного права.

В соответствии с п.3 ст. 13 Международного пакта, участвующие в нем государства «обязуются уважать свободу родителей и в соответствующих случаях законных опекунов выбирать для своих детей не только учрежденные государственными властями школы, но и обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями». Сходные требования содержатся в ст. 2 Протокола № 1: «государство при выполнении любых функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать это образование и обучение своих детей в соответствии со своими собственными религиозными и философскими убеждениями».

То есть государство не вправе устанавливать какую-либо философскую, идеологическую или религиозную идею в качестве единственной основы образовательной системы своей страны. Любой человек или группа людей вправе использовать свои убеждения в качестве идейной основы для получения образования. В этом состоит «негативная» свобода образования, связывающая право на образование с «первым поколением» прав человека.

В отношении определения целей образования российское законодательство практически полностью соответствует международным стандартам. Законом Российской Федерации «Об образовании» провозглашается «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности» (п.1 ст. 2). Закон также устанавливает, что образование в РФ должно быть направлено на «воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье» (п.1 ст. 2).

В сфере образования, при помощи которой «общество воспроизводит и совершенствует само себя», необходимо исключить всякую возможность пропаганды убеждений, чуждых общечеловеческим ценностям. Именно поэтому цели образования должны быть установлены государством и закреплены в образовательном законодательстве. Такое ограничение свободы образования необходимо в интересах общества и не является чрезмерным вмешательством со стороны государства.

В то же время в случае жесткого идеологического нормирования государством целей образования право человека на образование, безусловно, не может рассматриваться как свобода. Так, советская система народного образования, представляя собой сферу, полностью подчиненную государству, исключала само понимание права на образование в смысле «негативного» права или «свободы от». В СССР не существовало негосударственных образовательных учреждений (организаций). Советские граждане не могли воспользоваться правом выбора формы получения образования и образовательного учреждения (организации) и получать образование в соответствии с убеждениями своих родителей, а по мере взросления – в соответствии со своими собственными убеждениями.

Информация о работе Государственное регулирование образовательной деятельности в Российской Федерации, конституционно-правовые аспекты