Государственное управление в сфере экологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 22:20, реферат

Описание работы

Цель работы – проанализировать систему управления в области природных ресурсов и экологии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать общую характеристику управления в области природных ресурсов и экологии;
- изучить систему органов исполнительной власти, осуществляющих управление в области природных ресурсов и экологии;
- исследовать нормативно-правовое регулирование управления природными ресурсами и экологией.

Файлы: 1 файл

Реферат по административному праву.docx

— 41.16 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Государственное управление в сфере экологии является частью социально-политического управления обществом и проявляется в государственном регулировании экологических отношений. Посредством государственного управления государство осуществляет экологическую функцию государства и реализует экологическую политику. Государственное управление в сфере экологии направлено на обеспечение экологической безопасности, прав граждан на здоровую окружающую среду, на организацию рационального природопользования в стране, охрану, сохранение, воспроизводство и восстановление природных объектов и комплексов.

Государственное управление в сфере экологии вытекает из права государственной собственности и связано с правомочием государства как собственника распоряжаться природными ресурсами.

Под государственным управлением в сфере экологии следует понимать исполнительно – распорядительную деятельность государственных органов по организации использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды. 
         В процессе осуществления государственного управления в сфере экологии государственные органы наделены определенными властными полномочиями, посредством которых реализуется их распорядительная деятельность. Решения государственных органов, принятые в пределах их полномочий, являются обязательными для юридических и физических лиц – субъектов экологических отношений. Более того, государственные органы наделены полномочиями по изданию нормативно-правовых актов общеобязательного характера. Например, инструкции, правила, положения и т. д. Такие акты принимаются в целях обеспечения реализации законов и других нормативно-правовых актов, имеющих более высокую юридическую силу, и применяются для регулирования однородных общественных отношений по определенным вопросам.

Цель работы – проанализировать систему управления в области природных ресурсов и экологии.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- дать общую характеристику  управления в области природных  ресурсов и экологии;

- изучить систему органов исполнительной власти, осуществляющих управление в области природных ресурсов и экологии;

- исследовать нормативно-правовое регулирование управления природными ресурсами и экологией.

 

1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.1 Общая характеристика управления в области природных ресурсов и экологии

 

Государственное управление в сфере экологии является частью социально-политического управления обществом и проявляется в государственном регулировании экологических отношений. Посредством государственного управления государство осуществляет экологическую функцию государства и реализует экологическую политику. Государственное управление в сфере экологии направлено на обеспечение экологической безопасности, прав граждан на здоровую окружающую среду, на организацию рационального природопользования в стране, охрану, сохранение, воспроизводство и восстановление природных объектов и комплексов.

В процессе осуществления государственного управления в сфере экологии государственные органы наделены определенными властными полномочиями, посредством которых реализуется их распорядительная деятельность. Решения государственных органов, принятые в пределах их полномочий, являются обязательными для юридических и физических лиц – субъектов экологических отношений. Более того, государственные органы наделены полномочиями по изданию нормативно-правовых актов общеобязательного характера. Такие акты принимаются в целях обеспечения реализации законов и других нормативно-правовых актов, имеющих более высокую юридическую силу, и применяются для регулирования однородных общественных отношений по определенным вопросам.

Государственное управление в сфере экологии основывается на следующих принципах:

- законности деятельности  государственных органов, означающая, что государственные органы при  регулировании экологических отношений  действуют только в рамках  установленных законодательством  полномочий и предоставленных  им прав;

- координации отраслевого  и территориального управления, выражающегося в том, что государственные  органы при осуществлении своих  полномочий должны учитывать  интересы социально-экономического  развития территорий и необходимость  организации рационального пользования  природными ресурсами, предотвращения  загрязнения и иного вредного  воздействия на окружающую природную  среду. Кроме этого, органы специальной  компетенции в области регулирования  экологических отношений на местах  подчиняются как вышестоящему  органу, так и органам государственной  власти на местах;

- сочетания экологических  и социально-экономических интересов  и всестороннего подхода при  решении вопросов экологии, означающее  обеспечение учета интересов  народного хозяйства и потребностей  населения в природных ресурсах, необходимость рационального природопользования  и охраны окружающей природной  среды при организации использования  природных объектов;

- разграничения государственного  экологического контроля от организационно-исполнительных  функций при осуществлении государственного  управления в сфере экологии. Учет данного принципа важен  при определении полномочий органов, занимающихся организацией использования  природных ресурсов.

Государственное управление в сфере экологии осуществляется в соответствующих формах, к которым относятся нормотворческая, исполнительно – распорядительная и правоохранительная деятельность государственных органов.

В процессе нормотворческой деятельности органы исполнительной власти принимают подзаконные акты, направленные на детализацию норм, предусмотренных в законодательных актах. Большая часть таких актов направлена на установление процессуальных норм, предусматривающих порядок реализации материальных норм законодательных актов Эколого-процессуальные нормы содержатся в решениях Правительства и нормативно-правовых актах министерств и ведомств.

Исполнительно-распорядительная деятельность государственных органов направлена на реализацию положений экологического законодательства и выражается в организации государственными органами использования и охраны природных объектов. В процессе исполнительно-распорядительной деятельности государственные органы ведут учет, кадастры природных объектов и мониторинг окружающей природной среды, осуществляют планирование использования и охраны природных объектов, распределяют и перераспределяют природные объекты, осуществляют пространственно-территориальное устройство природных ресурсов и контроль за использованием и охраной природных ресурсов.

Правоохранительная деятельность государственных органов заключается в осуществлении экологического контроля со стороны государственных органов управления и принятии соответствующих мер к нарушителям экологического законодательства. Государственные органы управления, осуществляющие государственный и ведомственный экологический контроль, наделены следующими правами: проверки у юридических и физических лиц документов, удостоверяющих их право на природопользование; составления протоколов об административных правонарушениях в области охраны и использования, доставления лиц, совершивших правонарушения, в соответствующие органы; изъятия незаконно добытой продукции природопользования и орудий ее добывания; направления в соответствующие органы или организации материалов о привлечении лиц, совершивших правонарушения, к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности; предъявления в суд исков о возмещении вреда, причиненного нарушениями экологического законодательства; выдачи юридическим и физическим лицам предписаний об устранении нарушений экологического законодательства. Кроме вышеперечисленного, государственные органы, осуществляющие государственный экологический контроль, вправе рассматривать материалы об административных правонарушениях и применять меры административного взыскания в виде штрафа к нарушителям экологического законодательств.

В процессе осуществления своей деятельности государственные органы используют различные методы воздействия на юридических и физических лиц - участников экологических отношений. К таким методам государственного управления относятся дача обязательных к исполнению указаний, разрешения, санкционирования и запрещения.

Исходя из общего правила, устанавливаемого при определении статуса и полномочий государственных органов управления, решения, принимаемые государственными органами в пределах своей компетенции, являются обязательными для других государственных органов, юридических и физических лиц.

Метод дачи обязательных указаний применяется государственными органами управления, как правило, при осуществлении экологического контроля. При выявлении экологических правонарушений государственные органы вносят представления об устранении причин, условий и последствий экологических правонарушений. Представления вносятся юридическим и физическим лицам, совершившим экологические правонарушения, независимо от того привлечены ли они к ответственности или нет. В них указывается сущность и экологические последствия правонарушения, перечень мероприятий, подлежащих реализации в целях устранения экологических правонарушений, причин и условий, способствующих их совершению, а также их последствий, сроки реализации предусмотренных мероприятий. Представления уполномоченных государственных органов являются обязательными для исполнения и за их невыполнение предусмотрена ответственность статьей 198 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности.

Метод разрешения является одним из основных методов, применяемых, государственными органами при регулировании экологических отношений. Данный метод применяется при организации использования природных ресурсов или регулировании деятельности, могущей оказать негативное влияние на окружающую природную среду. Предоставление природных ресурсов в специальное пользование осуществляется путем выдачи разрешений на такое пользование.

Метод санкционирования реализуется путем утверждения нормативов природопользования и вредного воздействия на окружающую среду, разработанных юридическими и физическими лицами. Такие нормативы обретают юридическую силу и применяются на практике только после их утверждения соответствующими компетентными органами.

Государственными органами также утверждаются некоторые планы использования и охраны земель. Так, в соответствии со статьей 13 Земельного кодекса, утверждаются проекты внутрихозяйственного использования земель, на основе которого осуществляется использование и охрана земель в сельскохозяйственных кооперативах и других сельскохозяйственных предприятиях и организациях.

Метод запрещения применяется как при обнаружении экологических правонарушений в качестве меры воздействия на правонарушителей, так и превентивной меры по предупреждению негативных изменений в окружающей природной среде.  
       Полномочия государственных органов в сфере экологии определяются законодательством и выражаются в определенных функциях по регулированию экологических отношений.

Кроме этого, государственные органы наделяются специальными функциями, свойственными регулировать использование и охрану тех или иных природных объектов.

Таким образом, можно сделать вывод, что посредством управления государство осуществляет экологическую функцию государства и реализует экологическую политику. Государственное управление в сфере природных ресурсов и экологии направлено на обеспечение экологической безопасности, прав граждан на здоровую окружающую среду, на организацию рационального природопользования в стране, охрану, сохранение, воспроизводство и восстановление природных объектов и комплексов.

 

1.2 Система органов исполнительной власти, осуществляющих управление в области природных ресурсов и экологии

 

Круг государственных органов, осуществляющих государственное управление в сфере экологии, довольно широк. В настоящее время система органов государства, осуществляющих функции в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды, весьма сложна и изменчива. Тем не менее, можно выделить две основные группы органов государственного экологического управления – органы общей и специальной компетенции.

К числу первых относятся высшие государственные органы управления (Президент РФ, Правительство РФ), которые играют ведущую роль в определении экологической политики государства, ее задач и принципов, путей и методов реализации, создании организационных и правовых основ природоохранительной деятельности, осуществляют высший контроль в данной сфере. К органам общей компетенции следует также отнести местные органы управления (местные администрации), которые выполняют функции государственного регулирования и контроля в области природопользования и охраны окружающей природной среды на подведомственных им территориях. Рассматриваемая функция для органов общей компетенции не является главной, они решают и многие другие вопросы в пределах своей компетенции.

Органы специальной компетенции – это государственные органы, специально уполномоченные выполнять функции экологического управления. Их можно в свою очередь разделить на несколько групп по характеру выполняемых функций и задач.

К первой группе принадлежат органы, осуществляющие надведомственные задачи по управлению природопользованием и охраной окружающей среды – Министерство природных ресурсов РФ (МПР России) и Государственный комитет РФ по охране окружающей среды (Госкомэкология России).

Сейчас выделены управленческие функции в области использования природных ресурсов, т.е. их эксплуатации в целях достижения определенных хозяйственных результатов (добыча, переработка и т.п.). Они в основном сконцентрированы в федеральном Министерстве природных ресурсов (Минприроде России).

Информация о работе Государственное управление в сфере экологии