Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 12:34, курсовая работа
Целью данной работы является определение конституционно-правового статуса Президента Республики Беларусь, его положение в государстве и его компетенцию, а задачами – изучение института президентства в Республике Беларусь (права, обязанности, гарантии, полномочия, порядок избрания и отстранения от должности Президента Республики Беларусь) и его сравнение с аналогичным институтом других государств.
Введение…………………………………………………………………...….......3
1. Глава государства. Его характеристика..........................................................5
1.1. Понятие главы государства. Виды главы государства............................5
1.2. Президент как глава государства...............................................................8
2. Президент Республики Беларусь....................................................................12
2.1. Конституционно-правовой статус Президента Республики Беларусь.12
2.2. Порядок избрания Президента Республики Беларусь...........................15
2.3. Прекращение полномочий Президента Республики Беларусь.............19
3. Полномочия Президента Республики Беларусь...........................................22
3.1. Компетенция Президента Республики Беларусь....................................22
3.2. Правовые акты Президента Республики Беларусь.................................24
Заключение............................................................................................................30
Список литературы...............................................................................................32
· иные должностные лица по решению Президента Республики Беларусь.
Работой Правительства руководит Премьер-министр, который назначается на эту должность Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей.
Премьер-министр Республики Беларусь в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь:
- осуществляет непосредственное
руководство деятельностью
- организует работу Совета Министров Республики Беларусь, руководит его заседаниями;
- подписывает постановления Совета Министров Республики Беларусь;
- издает распоряжения;
- представляет Палате
представителей Национального
- информирует Президента
Республики Беларусь об
- распределяет обязанности
между заместителями Премьер-
- представляет без
дополнительных полномочий
- осуществляет полномочия
Президента Республики
- выполняет другие
функции, связанные с
Совет Министров в полном
составе, Премьер-министр, каждый член
Совета Министров отдельно имеют
право заявить Президенту Республики
Беларусь о своей отставке, если
сочтут невозможным исполнять
В своей деятельности Совет Министров подотчетен Президенту Республики Беларусь (по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал представляет Президенту отчет о своей деятельности) и ответствен перед Национальным собранием Республики Беларусь.
Совет Министров в пределах своей компетенции обеспечивает исполнение Конституции, законов, актов Президента Республики Беларусь, осуществляет контроль за их исполнением подчиненными ему республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, а также местными исполнительными и распорядительными органами, физическими лицами и организациями.
Правовое положение
Правительство Республики Беларусь уполномочено руководить системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти, а также уполномочено разрабатывать основные направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь, вместе с тем принимать меры по их реализации.
Совет Министров Республики Беларусь обладает обширными полномочиями в большинстве сфер общественной и политической жизни страны, так например в области науки и образования:
· обеспечивает проведение единой государственной политики;
· участвует в формировании
и обеспечивает реализацию государственной
научно-технической и
· принимает меры по развитию научного потенциала Республики Беларусь, повышению эффективности его использования, более широкому применению на практике результатов научных исследований, изобретательства и рационализаторства;
· осуществляет меры по развитию научных организаций, подготовке научных работников высшей квалификации;
· осуществляет общее управление системой образования;
· принимает меры по развитию и укреплению сети государственных учреждений образования;
· обеспечивает реализацию государственных программ развития образования в Республике Беларусь;
· принимает меры по совершенствованию системы профессиональной ориентации, создает условия для получения профессионально-технического образования, обучения новым специальностям, переподготовки и повышения квалификации с учетом общественных и производственных потребностей;
· осуществляет меры по формированию и реализации государственной молодежной политики;
· обеспечивает меры по государственной социальной поддержке обучающихся.
Кроме того Правительство РБ обладает определенными полномочиями в экономической, финансовой, кадровой, а также в некоторых других сферах государственной деятельности, полный перечень Полномочий Правительства РБ можно найти в Конституции Республики Беларусь.
3. Институт президентства в Республике Беларусь
Республика Беларусь является унитарным, демократическим, социальным, правовым государством. Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и граждан выступает Президент.
В Беларуси институт президентства
был введен в 1994 году, когда наиболее
остро стала ощущаться
Кроме того, выйти из экономического кризиса в стране можно было только посредством быстрого реагирования, принятия и реализации рациональных решений, что могла обеспечить сильная президентская власть.
Институт президентства в Республике Беларусь был введен в 1994 году одновременно с принятием новой Конституции, согласно которой Президент Республики Беларусь являлся главой государства и исполнительной власти.
Однако Концепция
Положение усугубляла и сложная
политическая обстановка, возникшая
из-за разгоревшейся конкуренции
между политическими лидерами того
времени, открытого противостояния
законодательной и
В соответствии с нынешним
вариантом Конституции
Президент Республики Беларусь
занимает особое место в государственном
механизме и в системе
Президент оказывает существенное
влияние на формирование и деятельность
всех государственных структур. Он
вправе отменять постановления и
распоряжения Правительства, противоречащие
Конституции республики, определять
структуру Правительства и
Президент Республики Беларусь
имеет достаточно широкие полномочия,
которые по существу касаются всех
направлений организации и
Президент Республики Беларусь
олицетворяет единство народа, гарантирует
реализацию основных направлений внутренней
и внешней политики, представляет
Республику Беларусь в отношениях с
другими государствами и
С согласия Палаты представителей
Президент назначает на должность
Премьер-министра, назначает и освобождает
от должности заместителей Премьер-министра,
министров и других членов Правительства,
принимает решение об отставке Правительства
или его членов. С согласия Совета
Республики Президент назначает
на должность Председателя и членов
Правления Национального банка
и освобождает их от должности. Назначает
и освобождает от должности Председателя
Комитета государственного контроля,
назначает на должность руководителей
республиканских органов
Деятельность Президента
в области государственной
Руководит Администрацией Глава, который имеет первого зама и двух заместителей. В штат Администрации также входят помощники Президента.
Глава Администрации осуществляет
общее руководство
На заседаниях коллегии рассматриваются вопросы деятельности государственных органов, предприятий, организаций, учреждений по выполнению решений Президента, другие вопросы, входящие в компетенцию Администрации.
Работники Администрации имеют право принимать участие в работе коллегий министерств и других государственных органов при обсуждении вопросов, входящих в круг их должностных обязанностей; получать необходимую информацию в Аппарате Совмина, министерствах и других государственных органах по вопросам, входящим в их компетенцию.
Центральным государственным учреждением, обеспечивающим подготовку проектов правовых актов в Республике Беларусь, является Национальный Центр законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь. Центр, в своей деятельности, руководствуется Конституцией и законами Республики Беларусь, решениями Президента Республики Беларусь, иными нормативными актами.
Положением, утвержденным Указом Президента от 28 ноября 2000 г. № 633 в республике создан Совет Безопасности – орган, обеспечивающий условия для реализации конституционных полномочий Президента по защите прав и свобод человека, охране суверенитета Республики, ее государственной целостности.
Совет Безопасности является
высшим коллегиальным координационно-
Главная задача Совета Безопасности – осуществление подготовки решений Президента по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренней и внешней угрозы, проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности. Его решения оформляются указами Президента.
Совет Безопасности готовит проекты решений и указов Президента, рассматривает законопроекты, касающиеся безопасности страны, осуществляет контроль за реализацией органами исполнительной власти стратегии в области внутренней, внешней и военной политики, военно-технического сотрудничества и информационной безопасности.
4. Принципы построения и роль судебной власти в Республике Беларусь
национальный собрание власть президент
Общее понятие судебной власти и правосудия
Из всех возможных государственных учреждений суд для жителя любой страны является наиболее понятным органом. Такие элементы государственного механизма, как парламент, президент, правительство, или, как мы их именуем, законодательная и исполнительная ветви власти, довольно-таки далеки от обычного человека. А суд и судебные органы – более повседневное явление.
Информация о работе Институты государственной власти в Республике Беларусь