Институты государственной власти в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 12:34, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является определение конституционно-правового статуса Президента Республики Беларусь, его положение в государстве и его компетенцию, а задачами – изучение института президентства в Республике Беларусь (права, обязанности, гарантии, полномочия, порядок избрания и отстранения от должности Президента Республики Беларусь) и его сравнение с аналогичным институтом других государств.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...….......3
1. Глава государства. Его характеристика..........................................................5
1.1. Понятие главы государства. Виды главы государства............................5
1.2. Президент как глава государства...............................................................8
2. Президент Республики Беларусь....................................................................12
2.1. Конституционно-правовой статус Президента Республики Беларусь.12
2.2. Порядок избрания Президента Республики Беларусь...........................15
2.3. Прекращение полномочий Президента Республики Беларусь.............19
3. Полномочия Президента Республики Беларусь...........................................22
3.1. Компетенция Президента Республики Беларусь....................................22
3.2. Правовые акты Президента Республики Беларусь.................................24
Заключение............................................................................................................30
Список литературы...............................................................................................32

Файлы: 1 файл

Президент РБ.docx

— 54.32 Кб (Скачать файл)

 

·  иные должностные лица по решению Президента Республики Беларусь.

 

Работой Правительства руководит  Премьер-министр, который назначается  на эту должность Президентом  Республики Беларусь с согласия Палаты представителей.

 

Премьер-министр Республики Беларусь в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь:

 

-  осуществляет непосредственное  руководство деятельностью Совета  Министров Республики Беларусь  и несет персональную ответственность  за его работу;

 

-  организует работу  Совета Министров Республики  Беларусь, руководит его заседаниями;

 

-  подписывает постановления  Совета Министров Республики  Беларусь;

 

-  издает распоряжения;

 

-  представляет Палате  представителей Национального собрания  программу деятельности Совета  Министров Республики Беларусь, а в случае ее отклонения  представляет повторную программу  деятельности Совета Министров  Республики Беларусь;

 

-  информирует Президента  Республики Беларусь об основных  направлениях деятельности Совета  Министров Республики Беларусь  и о всех важнейших его решениях;

 

-  распределяет обязанности  между заместителями Премьер-министра  Республики Беларусь, координирует  их деятельность;

 

-  представляет без  дополнительных полномочий Совет  Министров Республики Беларусь  в международных отношениях, в  установленном порядке проводит  переговоры и подписывает международные  договоры;

 

-  осуществляет полномочия  Президента Республики Беларусь  в случае вакансии должности  Президента или невозможности  исполнения им своих обязанностей  по основаниям, предусмотренным  Конституцией Республики Беларусь, до принесения Присяги вновь  избранным Президентом Республики  Беларусь;

 

-  выполняет другие  функции, связанные с организацией  и деятельностью Совета Министров  Республики Беларусь.

 

Совет Министров в полном составе, Премьер-министр, каждый член Совета Министров отдельно имеют  право заявить Президенту Республики Беларусь о своей отставке, если сочтут невозможным исполнять возложенные  на них обязанности. Совет Министров  заявляет Президенту Республики Беларусь о своей отставке и в случае выражения Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь вотума недоверия Совету Министров. Президент Республики Беларусь вправе по собственной инициативе принять  решение об отставке Совета Министров  и освободить от должности любого члена Совета Министров. Отставка Премьер-министра Республики Беларусь не влечет за собой  сложения полномочий Советом Министров  в полном составе.

 

В своей деятельности Совет  Министров подотчетен Президенту Республики Беларусь (по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал представляет Президенту отчет о своей деятельности) и ответствен перед Национальным собранием Республики Беларусь.

 

Совет Министров в пределах своей компетенции обеспечивает исполнение Конституции, законов, актов  Президента Республики Беларусь, осуществляет контроль за их исполнением подчиненными ему республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, а также местными исполнительными и распорядительными органами, физическими лицами и организациями.

 

Правовое положение Правительства  Республики Беларусь

 

Правительство Республики Беларусь уполномочено руководить системой подчиненных  ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти, а также уполномочено разрабатывать  основные направления внутренней и  внешней политики Республики Беларусь, вместе с тем принимать меры по их реализации.

 

Совет Министров Республики Беларусь обладает обширными полномочиями в большинстве сфер общественной и политической жизни страны, так  например в области науки и образования:

 

·  обеспечивает проведение единой государственной политики;

 

·  участвует в формировании и обеспечивает реализацию государственной  научно-технической и инновационной  политики;

 

·  принимает меры по развитию научного потенциала Республики Беларусь, повышению эффективности его  использования, более широкому применению на практике результатов научных  исследований, изобретательства и рационализаторства;

 

·  осуществляет меры по развитию научных организаций, подготовке научных  работников высшей квалификации;

 

·  осуществляет общее  управление системой образования;

 

·  принимает меры по развитию и укреплению сети государственных  учреждений образования;

 

·  обеспечивает реализацию государственных программ развития образования в Республике Беларусь;

 

·  принимает меры по совершенствованию  системы профессиональной ориентации, создает условия для получения  профессионально-технического образования, обучения новым специальностям, переподготовки и повышения квалификации с учетом общественных и производственных потребностей;

 

·  осуществляет меры по формированию и реализации государственной молодежной политики;

 

·  обеспечивает меры по государственной  социальной поддержке обучающихся.

 

Кроме того Правительство  РБ обладает определенными полномочиями в экономической, финансовой, кадровой, а также в некоторых других сферах государственной деятельности, полный перечень Полномочий Правительства  РБ можно найти в Конституции  Республики Беларусь.

 

 

 

 

3.  Институт президентства  в Республике Беларусь

 

 

 

Республика Беларусь является унитарным, демократическим, социальным, правовым государством. Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и граждан  выступает Президент.

 

В Беларуси институт президентства  был введен в 1994 году, когда наиболее остро стала ощущаться объективная  необходимость в его учреждении.

 

Кроме того, выйти из экономического кризиса в стране можно было только посредством быстрого реагирования, принятия и реализации рациональных решений, что могла обеспечить сильная  президентская власть.

 

Институт президентства  в Республике Беларусь был введен в 1994 году одновременно с принятием  новой Конституции, согласно которой  Президент Республики Беларусь являлся  главой государства и исполнительной власти.

 

Однако Концепция президентской  власти на том этапе была слабо  разработана. Она не привела к  коренному изменению всего механизма  государственного управления. Ведущая  роль Верховного Совета обусловливала  смещение баланса сил в пользу законодательного собрания.

 

Положение усугубляла и сложная  политическая обстановка, возникшая  из-за разгоревшейся конкуренции  между политическими лидерами того времени, открытого противостояния законодательной и исполнительной властей, что выражалось в попытках игнорировать некоторые президентские  инициативы. Все это привело к  кризису механизма государственного управления, обусловило необходимость  внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь.

 

В соответствии с нынешним вариантом Конституции Республики Беларусь мы имеем новую модель государственного устройства, восстановленное равновесие между тремя ветвями власти, баланс между обязанностями и правами  главы государства, повышение статуса  и роли исполнительной власти в системе  государственного управления.

 

Президент Республики Беларусь занимает особое место в государственном  механизме и в системе разделения властей. В организационном отношении  Президент самостоятелен – он избирается народом. Он не включен ни в одну из ветвей власти и не несет  перед ними политической ответственности.

 

Президент оказывает существенное влияние на формирование и деятельность всех государственных структур. Он вправе отменять постановления и  распоряжения Правительства, противоречащие Конституции республики, определять структуру Правительства и устанавливать  порядок его взаимодействия с  республиканскими органами государственного управления. С целью повышения  эффективности деятельности органов  исполнительной власти, Президентом  Беларуси создана «исполнительная  вертикаль».

 

Президент Республики Беларусь имеет достаточно широкие полномочия, которые по существу касаются всех направлений организации и осуществления  государственной власти. Это –  реализация исполнительной власти, участие  в законодательном процессе, формирование судебной системы, организация и  формирование госаппарата.

 

Президент Республики Беларусь олицетворяет единство народа, гарантирует  реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с  другими государствами и международными организациями, принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной  целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность  и взаимодействие органов государственной  власти, осуществляет посредничество между органами государственной  власти. Президент, в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь, а также декреты, имеющие силу законов, и обеспечивает их исполнение. Президент образует, упраздняет и реорганизует администрацию Президента Республики Беларусь; органы государственного управления; консультативные и иные органы при Президенте.

 

С согласия Палаты представителей Президент назначает на должность  Премьер-министра, назначает и освобождает  от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства  или его членов. С согласия Совета Республики Президент назначает  на должность Председателя и членов Правления Национального банка  и освобождает их от должности. Назначает  и освобождает от должности Председателя Комитета государственного контроля, назначает на должность руководителей  республиканских органов государственного управления и определяет их статус.

 

Деятельность Президента в области государственной кадровой политики и идеологии обеспечивает Администрация Президента. Она осуществляет также подготовку, выполнение и контроль за исполнением решений Президента. Администрация выступает как юридическое лицо, имеющее печать с изображением государственного герба и со своим наименованием.

 

Руководит Администрацией Глава, который имеет первого зама и двух заместителей. В штат Администрации также входят помощники Президента.

 

Глава Администрации осуществляет общее руководство деятельностью  Администрации, несет персональную ответственность за выполнение возложенных  на данный институт задач и функций. Структура и общая численность  работников Администрации утверждается Президентом по представлению Главы  Администрации. В Администрации  создается коллегия, в состав которой  входят Глава Администрации (председатель), его замы и другие работники. Численный  и персональный состав утверждается Президентом.

 

На заседаниях коллегии рассматриваются  вопросы деятельности государственных  органов, предприятий, организаций, учреждений по выполнению решений Президента, другие вопросы, входящие в компетенцию  Администрации.

 

Работники Администрации  имеют право принимать участие  в работе коллегий министерств и  других государственных органов  при обсуждении вопросов, входящих в круг их должностных обязанностей; получать необходимую информацию в  Аппарате Совмина, министерствах и  других государственных органах  по вопросам, входящим в их компетенцию.

 

Центральным государственным  учреждением, обеспечивающим подготовку проектов правовых актов в Республике Беларусь, является Национальный Центр  законопроектной деятельности при  Президенте Республики Беларусь. Центр, в своей деятельности, руководствуется  Конституцией и законами Республики Беларусь, решениями Президента Республики Беларусь, иными нормативными актами.

 

Положением, утвержденным Указом Президента от 28 ноября 2000 г. № 633 в республике создан Совет Безопасности – орган, обеспечивающий условия для реализации конституционных полномочий Президента по защите прав и свобод человека, охране суверенитета Республики, ее государственной  целостности.

 

Совет Безопасности является высшим коллегиальным координационно-политическим органом, созданным в целях определения  военной политики Республики Беларусь в области безопасности, стратегии, принципов военного строительства, обеспечения гарантированной защиты суверенитета оборонного потенциала республики, ее экологического состояния, прав и  свобод граждан.

 

Главная задача Совета Безопасности – осуществление подготовки решений  Президента по вопросам обеспечения  защищенности жизненно важных интересов  личности, общества и государства  от внутренней и внешней угрозы, проведения единой государственной  политики в области обеспечения  безопасности. Его решения оформляются  указами Президента.

 

Совет Безопасности готовит  проекты решений и указов Президента, рассматривает законопроекты, касающиеся безопасности страны, осуществляет контроль за реализацией органами исполнительной власти стратегии в области внутренней, внешней и военной политики, военно-технического сотрудничества и информационной безопасности.

 

4. Принципы построения  и роль судебной власти в  Республике Беларусь

 

национальный собрание власть президент

 

Общее понятие судебной власти и правосудия

 

Из всех возможных государственных  учреждений суд для жителя любой  страны является наиболее понятным органом. Такие элементы государственного механизма, как парламент, президент, правительство, или, как мы их именуем, законодательная  и исполнительная ветви власти, довольно-таки далеки от обычного человека. А суд  и судебные органы – более повседневное явление.

Информация о работе Институты государственной власти в Республике Беларусь