Институты государственной власти в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 12:34, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является определение конституционно-правового статуса Президента Республики Беларусь, его положение в государстве и его компетенцию, а задачами – изучение института президентства в Республике Беларусь (права, обязанности, гарантии, полномочия, порядок избрания и отстранения от должности Президента Республики Беларусь) и его сравнение с аналогичным институтом других государств.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...….......3
1. Глава государства. Его характеристика..........................................................5
1.1. Понятие главы государства. Виды главы государства............................5
1.2. Президент как глава государства...............................................................8
2. Президент Республики Беларусь....................................................................12
2.1. Конституционно-правовой статус Президента Республики Беларусь.12
2.2. Порядок избрания Президента Республики Беларусь...........................15
2.3. Прекращение полномочий Президента Республики Беларусь.............19
3. Полномочия Президента Республики Беларусь...........................................22
3.1. Компетенция Президента Республики Беларусь....................................22
3.2. Правовые акты Президента Республики Беларусь.................................24
Заключение............................................................................................................30
Список литературы...............................................................................................32

Файлы: 1 файл

Президент РБ.docx

— 54.32 Кб (Скачать файл)

 

Обычно, рассказывая о  государственно-правовом механизме, обращаются к классической триаде ветвей власти. Эта схема выглядит так: законодательные  органы издают законы, обязательные для  всех; исполнительные органы реализуют их в жизнь, исполняют эти законы, а суд наказывает за нарушение законов или неисполнение их. Таким образом, суд – это орган, который применяет государственные санкции. Суд назначает наказание за нарушение общеобязательных правил, установленных государством.

 

Если законодательная  власть осуществляется парламентом, Национальным Собранием РБ, исполнительная –  правительством, Советом Министров  РБ, то судебные полномочия, судебная власть осуществляется не каким-либо единственным судом, а всей системой судов в  совокупности.

 

Деятельность судов по рассмотрению конфликтов, споров, по применению законов по отношению к виновным лицам именуется правосудием. Иначе говоря, реализация законов судом, деятельность суда – это и есть правосудие. Хотя в это слово всегда вкладывается немного больше смысла, правосудие – это правильное, справедливое осуществление судебной деятельности. Это осуществление деятельности независимым судом без влияния посторонних факторов.

 

Судебная власть имеет  две основные функции. Одна функция  вполне очевидная, тем более для  бывшего советского человека. Это  функция наказания за нарушение  государственных предписаний и  законов. Вторая функция, о которой  никогда не говорили во времена советской  власти, – это функция рассмотрения споров и конфликтов между государством и гражданином.

 

Кроме этого, встречается  и третья функция суда – разрешение конфликтов между государственными структурами, в которых отдельный  человек не выступает. Например, рассмотрение конфликтов между автономными единицами, субъектами федерации, местными органами власти, центральными органами власти.

 

Характеризуя суд и  судебную власть, следует упомянуть  одно рассуждение, которое встретилось  в литературе. Речь шла о том, что судебная власть, изо всех других властей наиболее слабая, поскольку в отличие от законодательной она не опирается на волю избирателей. А в отличие от исполнительной власти она не опирается на силу, на силовые структуры, поскольку ими не располагает. Но сила судебной власти в ее авторитете, в уважении, которое питают к ней граждане и государственные органы. Если такое признание есть, значит, судебная власть сильна. Если же нет, она превращается в ничто. В цивилизованных странах, таких как Республика Беларусь, Российская Федерация, Европейский Союз, с устойчивой многовековой демократической традицией, любое судебное решение исполняется, если даже оно не кажется справедливым. Решение суда – это закон.

 

Понятия судебная власть и  правосудие – это взаимозаменяемые понятия. Это разные обозначения  одного и того же явления. Можно сказать, к примеру, что судебная власть реализуется  путем осуществления правосудия. Если раскрывать эти понятия более  подробно, то чаще всего пишут, что  судебная власть осуществляется путем  реализации правосудия, которое бывает уголовным, гражданским, административным, конституционным. Судебная власть –  понятие сложное, многозначное, многоэлементное. Но сердцевину его составляет тот  факт, что правосудие осуществляется только судом. Т.е. лицами, призванными  осуществлять эту деятельность государства, прошедшими специальную процедуру  назначения и избрания, имеющие специальное  образование, опыт, соответствующие  моральные качества. Эти лица (судьи) отправляют правосудие и составляют (персонифицируют) суды в любом государстве.

 

Далее необходимо раскрыть основные принципы правосудия. Данные принципы имеют определенный шаблон и несколько  к принципам правосудия и принципам  судоустройства и судопроизводства. Ряд стран, в том числе и  Республика Беларусь, закрепляют эти  принципы в конституциях или специальных  законах.

 

Статья 109 Конституции закрепляет принципы осуществления судебной власти только судом, определения судоустройства законом; построения системы судов  на принципах территориальности  и специализации.

 

Статья 1 закона “О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь” от 13 января 1995 года к  общим судам относит: Верховный  Суд, областные, Минский городской, районные (городские), а также военные  суды (Белорусский военный суд, межгарнизонные военные суды). В соответствии со статьей 2 закона “О хозяйственных судах в Республике Беларусь” от 9 декабря 1998 года в систему хозяйственных судов входят: Высший Хозяйственный Суд, хозяйственные суды областей, хозяйственный суд города Минска, а также специализированные хозяйственные суды (по банкротству, земельные, налоговые и иные), образуемые при необходимости Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда. Хозяйственные суды осуществляют в пределах своей компетенции правосудие в области хозяйственных (экономических) отношений в целях защиты прав и охраняемых законом интересов юридических и физических лиц, в том числе иностранных, а в случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь, и иных организаций, не являющихся юридическими лицами.

 

В системе общих и хозяйственных  судов допускается образование  специализированных коллегий, а в  случаях, предусмотренных законами Республики Беларусь, в системе общих  и хозяйственных судов могут  быть образованы специализированные суды по делам несовершеннолетних, семейным делам, административные и иные.

 

Осуществление правосудия только судом, установленный порядок образования  суда строго регламентируемая процедура  рассмотрения дел обеспечивает законность и обоснованность судебных постановлений. Отступление от установленного порядка  правосудия, в том числе создание чрезвычайных судов, недопустимо.

 

Статья 110 Конституции провозглашает  принцип независимости судей  и подчинения их только закону. В  законе “О судоустройстве и статусе  судей” закреплены основные гарантии судейской независимости. Судьи  разрешают переданные им дела самостоятельно, беспристрастно, без какого-либо постороннего влияния при соблюдении тайны  совещательной комнаты. Судебная процедура  служит гарантией всестороннего, объективного и полного рассмотрения всех вопросов судебного характера и одновременно ограждает суды от какого-либо неправомерного вмешательства в процесс отправления  правосудия.

 

Не допускается какое-либо давление на судей со стороны любых  государственных органов, должностных  лиц, депутатов, средств массовой информации и отдельных граждан. СМИ не вправе предрешать в своих сообщениях результаты судебного разбирательства по конкретному  делу или иным образом воздействовать на суд или судью (ст.64 закона “О судоустройстве и статусе судей”). Воздействие в какой-либо форме  на судей с целью воспрепятствовать  всестороннему, полному и объективному рассмотрению конкретного дела или  добиться вынесения незаконного  судебного решения, приговора, определения  или постановления влечет за собой  уголовную ответственность. Так, Уголовный  кодекс Республики Беларусь 1999 года предусматривает  ответственность за насилие в  отношении судьи, заседателя или  их близких (ст.388), угрозу в отношении  судьи или заседателя (ст.389), вмешательство  в разрешение судебных дел (ст.390).

 

Одной из существенных гарантий независимости судей является их неприкосновенность (ст.65 закона “О судоустройстве и статусе судей”).

 

В отношении судьи не допускается  задержание, привод, личный досмотр. Судья  не может быть привлечен к какой-либо ответственности за высказанное  им при осуществлении правосудия суждение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не была установлена его виновность в преступном злоупотреблении. Уголовное  дело в отношении судьи может  быть возбуждено только Генеральным  прокурором Республики Беларусь. Неприкосновенность судьи распространяется на его жилище, служебное помещение, транспорт и средства связи, корреспонденцию, имущество и документы, использованные им.

 

Статья 111 Конституции закрепляет принцип недопустимости совмещения судебной работы с предпринимательской  деятельностью. Судьям не разрешается  также выполнять иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской  и научно-исследовательской, не связанной  с занятием штатной должности, быть депутатом.

 

По статье 36 судьи не могут  быть членами политических партий и  других общественных объединений, преследующих политические цели. Судьи вправе в  свободное от основной работы время  заниматься научно-исследовательской  деятельностью при условии, что  она не сопряжена с занятием штатной  должности. Судебные работники могут  прикрепляться в качестве соискателей  к учебным или научным учреждениям  для написания диссертаций, готовить к изданию научные статьи, доклады, монографии, учебники, участвовать  в разработке научно-исследовательских  программ, в том числе на основании  трудового договора.

 

Статья 112 Основного Закона закрепляет принцип законности применительно  к судебной деятельности. Правосудие осуществляется на основе Конституции  и принятых в соответствии с ней  иных нормативных актов. В Конституции 1994 года впервые закреплено положение  о том, что если при решении  конкретного дела суд придет к  выводу о несоответствии нормативного акта Конституции, он принимает решение  в соответствии с Конституцией и  ставит в установленном порядке  вопрос о признании данного нормативного акта неконституционным. Таким образом, наряду с Конституционным Судом  суды осуществляют контроль над конституционностью нормативных актов в государстве.

 

Одним из основных принципов  судебной деятельности является принцип  сочетания коллегиального и единоличного рассмотрения дел (ст.113 Конституции). Судебное рассмотрение дел, как правило, осуществляется коллегиально (тремя и более судьями). Этим обеспечивается всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств  дела, вынесение законных и обоснованных судебных постановлений.

 

Единоличное рассмотрение обеспечивает соблюдение процессуальных сроков рассмотрения дел, сокращает расходы на судебное производство, повышает эффективность  судебных решений, обеспечивает персональную ответственность за вынесенное решение. Такая форма судопроизводства экономична при разрешении мелких, очевидных  правовых споров и конфликтов. Отечественный  и мировой опыт показывает целесообразность сочетания коллегиального и единоличного рассмотрения дел. Этот принцип Концепция  судебно-правовой реформы 1992 года предусматривает  в качестве одного из принципов модернизации белорусского судоустройства и судопроизводства.

 

Статья 114 Конституции закрепляет принцип открытого разбирательства  дел во всех судах. Рассмотрение дел  в судах осуществляется открыто, то есть в присутствии граждан, не являющихся участниками судебного  процесса. Открытое судебное заседание  предполагает возможность широкого осведомления общественности о ходе и результатах судебной деятельности путем публикации в печатных изданиях, теле и радиотрансляции, использовании  иных средств массовой информации. Гласность судебного разбирательства  является необходимым условием для  осуществления общественного контроля за судебной деятельностью, выполнения судом его предупредительных и воспитательных задач.

 

ГПК Республики Беларусь (ст.17) устанавливает, что в целях охраны сведений, содержащих государственную, коммерческую тайну или тайну  усыновления, либо других сведений, разглашение  которых запрещено законом, проводится закрытое судебное заседание. Для предотвращения разглашения информации, которая касается интимных сторон жизни граждан или порочит их честь, достоинство или деловую репутацию, суд может слушать дело в целом или совершать отдельные процессуальные действия в закрытом судебной заседании. Кроме того, гражданский процессуальный закон устанавливает, что любое дело может быть рассмотрено судом в закрытом судебном заседании по просьбе сторон или одной из них при отсутствии возражений юридически заинтересованных в деле лиц.

 

Статьей 23 УПК также установлено, что разбирательство уголовного дела в закрытом судебном заседании  допускается лишь в интересах  обеспечения охраны государственных  секретов и иной охраняемой законом  тайны, а также по делам о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими 16 лет, по делам о половых преступлениях  и другим делам в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц  либо сведений, унижающих их достоинство, и в случае, когда этого требуют интересы обеспечения безопасности потерпевшего, свидетеля или иных участников уголовного процесса, а также членов их семей или близких родственников и других лиц, которых они обоснованно считают близкими.

 

По делам, слушание по которым  осуществляется в закрытом судебном заседании, публично провозглашается  только резолютивная часть решения  или приговора суда.

 

Конституция также закрепляет принцип осуществления правосудия на основе состязательности и равенства  сторон (ст.115). Ст.24 УПК Республики Беларусь определяет, что функции обвинения, защиты и осуществления правосудия отделены друг от друга, и не могут  быть возложены на один и тот же орган или одно и то же должностное  лицо.

 

Обязанность доказывания  в судебном разбирательстве предъявленного лицу обвинения возлагается на сторону  обвинения. Стороны судебного разбирательства  пользуются равными правами по представлению  и исследованию доказательств, заявлению  ходатайств, высказыванию мнения по любому вопросу, имеющему значение по уголовному делу, участию в судебных прениях. Суд создает необходимые условия для осуществления предоставленных сторонам прав и выполнения ими процессуальных обязанностей.

 

ГПК в ст.19 закрепил правило, согласно которому в споре между  собой стороны обязаны добросовестно  пользоваться принадлежащими им материальными  и процессуальным и правами и  исполнять процессуальные обязанности.

Информация о работе Институты государственной власти в Республике Беларусь