История развития полицейского права в Российской империи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 20:45, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Целью исследования является ретроспективный анализ формирования и развития учений о полиции и полицейском праве в истории политико-правовой мысли как необходимый элемент в познании сущности и функционального назначения этих институтов в процессе эволюции государства и права, в том числе государства и права стран Западной Европы и России в XVIII - XX веках.
Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи, подлежащие решению в ходе исследования:
- исследовать факторы, обусловившие возникновение охранительных отношений и форм их реализации;

- исследовать процесс эволюции научных представлений о содержании и механизмах обеспечения охранительных отношений в творческом наследии мыслителей античной эпохи, раннего и позднего средневековья;
- раскрыть социальные, экономические и государственно-правовые предпосылки возникновения институтов полиции и полицейского права в странах Западной Европы и России;

Содержание работы

Введение 2
Становление полицейского права в Российской империи 6
Развитие науки российского полицейского права 23
Заключение 36
Список использованной литературы: 41

Файлы: 1 файл

зШ 13101601(н)Кур.р.Гражданское право.doc

— 190.50 Кб (Скачать файл)


Оглавление 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы исследования. Реалии политического и социально-экономического развития страны постепенно развеивают иллюзии о том, что реформирование российского общества может происходить  лишь в ходе свободолюбивых прений о построении правового государства, гражданского общества, необходимости перехода к рыночной экономике. Как оказалось, устранение государства от практической деятельности по решению многих насущных проблем, ослабление его регулирующего воздействия на социальные процессы негативно сказалось и на жизненном уровне населения, и на надежности защиты самих либеральных ценностей, включая защиту прав и законных интересов граждан.

Отсюда и начавшиеся в последние  годы попытки укрепления властной вертикали, модернизации государственного аппарата, реформирования судебной и правоохранительной системы. Смысл новой, теоретически и практически выстраиваемой государственной политики - в гармонизации интересов личности, общества, государства, трансформировании государственного аппарата в эффективный и компактный инструмент достижения новых целей, стоящий перед страной, четкое определение реализуемых государственных функций и их распределение между соответствующими государственными институтами, развитие и совершенствование системы местного самоуправления как основной формы выражения власти народа и одной из основ конституционного строя Российской Федерации.

Реализации этой государственной  политики сопутствует активизация  научных, в том числе историко-правовых исследований, обращенных к ретроспективному анализу многогранного опыта российского государства в построении своей правовой системы, организации местного самоуправления, правового регулирования межнациональных отношений, взаимодействия на российском пространстве западных идей об административных и судебных институтах и русской консервативной традиции. На этом фоне оправдан и понятен тот интерес, который постепенно начинает проявляться к исследованию различных аспектов полицейского права.

Идеи полицейского права оказались наиболее востребованными учеными-административистами, поскольку само административное право «выросло» из права полицейского, и осмысление его методологической базы не без оснований рассматривается сегодня многими учеными как одно из условий уточнения предмета и системы этой ведущей отрасли российского права. Положительно оценивания возросший интерес российских ученых к полицеистике, нельзя не видеть и опасной тенденции некритичного восприятия многих ее постулатов, попыток перенести особенности построения системы исполнительной власти, правового регулирования властной деятельности государственных институтов из ХУГП века в век XX, интерпретировать полицейское право только как современное «милицейское право».

Многовековая история эволюции полицейского права в Западной Европе и России - это история взлета и падения отрасли правоведения, которая на протяжении почти двух веков, начиная с XVIII в. выступала вначале в качестве оси, на которую «нанизывались» фактически все остальные отрасли права, составляющие правовую систему многих стран Западной Европы и Российской Империи, а к концу XIX века воспринималась как «не особенно приличное название, вызывающее в публике столь неприятные для преподавания этой дисциплины недоразумения».

Изучение причин такой трансформации является актуальной научной проблемой, причем в первую очередь с точки зрения историко-правовой науки, поскольку полиция и полицейское право формировались и эволюционировались одновременно с развитием и эволюцией государства и права. В этой связи без ретроспективного анализа истоков зарождения и последующей эволюции полицейского права, рассмотренного в контексте формирования и развития политико-правовых воззрений на сущность государства и права и способы его юридической защиты, трудно понять и сущность полицейского права, оценить возможности его рецепции в современной правовой науке и правоохранительной практике.

Отмечая серьезную разработанность  философских, теоретико-правовых и  административно-правовых аспектов данной проблематики, следует отметить, что специальных работ, посвященных непосредственному историко-правовому анализу возникновения и эволюции представлений о полицейском праве в странах Западной Европы и России, рецепции идей полицеистики в современной российской правовой науке, в юридической литературе до настоящего времени не было.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются публичные  охранительные отношения, рассмотренные  в контексте эволюции политико-правовых воззрений о теории и практике полицейского права в Западной Европе и России. Предметом исследования является комплекс социальных, политико-правовых, юридических факторов, обуславливающих предпосылки возникновения и эволюцию представлений, идей, концепций о сущности и содержании полицейского права как науки и отрасли законодательства.

Цель и задачи исследования. Целью  исследования является ретроспективный  анализ формирования и развития учений о полиции и полицейском праве  в истории политико-правовой мысли  как необходимый элемент в  познании сущности и функционального назначения этих институтов в процессе эволюции государства и права, в том числе государства и права стран Западной Европы и России в XVIII - XX веках.

Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи, подлежащие решению  в ходе исследования:

- исследовать факторы, обусловившие возникновение охранительных отношений и форм их реализации;

 

- исследовать процесс эволюции  научных представлений о содержании  и механизмах обеспечения охранительных  отношений в творческом наследии  мыслителей античной эпохи, раннего и позднего средневековья;

- раскрыть социальные, экономические  и государственно-правовые предпосылки  возникновения институтов полиции  и полицейского права в странах  Западной Европы и России;

- раскрыть особенности рецепции  классических концепций полицейского права в советской и российской административно-правовой науке.

Методологическую основу исследования составили общенаучные и специальные  приемы и принципы познания. В работе использовались формально-юридический  и историко-правовой метод, метод сравнительного правоведения. Кроме того, в ходе работы использовались  методы теоретического моделирования, построения гипотез, интерпретации правовых идей и нормативных правовых актов.

Теоретической основой исследования послужили труды ученых, принадлежащих к различным школам и направлениям:в И.Е. Андреевского, А.Я. Антоновича, Э.Н. Берендтса, Н. Деламара, B.JI. Кобалевского, В.М. Гессена, В.Ф. Дерюжинского, А.И. Елистратова, Н.М. Коркунова, И.Т. Тарасова, Н.В. Рейгарда, М.М. Шпилевского, И. Юсти.

В процессе работы опорой послужили также труды ведущих отечественных учёных в области истории права и государства, истории политических и правовых учений, теории права и государства, философии права, административного права Ю.Е. Аврутина, С.С. Алексеева, А.П. Алехина, Д.Н. Бахраха, К.С. Вельского, Ю.Я. Баскина, И.А. Галагана, В.Г. Графского, М.И. Еропкина, Ю. М. Козлова, А.П. Коренева, Г.И. Петрова, Л.Л. Попова, И.А. Ильина, Б.М. Лазарева, Г.В. Мальцева, Ю.П. Соловья, В.Д. Сорокина, Ю.Н. Старилова, С. С. Студеникина, Ю.А. Тихомирова, B.C. Нерсесянца, Ю.С. Решетова, Е.А. Скрипилёва, Сырых В.М., В.А. Юсупова, Л.И. Спиридонова, В.Е. Чиркина, Л.С. Явича и других.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Становление полицейского права в Российской империи

 

Классическим  примером, иллюстрирующим характер происходящих перемен, является Англия. Поскольку отличительной чертой эволюции английского государства начиная с XI в. является ранняя централизация, отсутствие феодальной раздробленности и быстрое развитие публичных начал королевской власти, в Англии раньше, чем в других странах Европы получает развитие и полицейская функция государства.

Особенность осуществления полицейской деятельности во Франции обусловлена усилением  авторитета королевской власти. Тенденции  к централизации государственной жизни начались с XIII в. и этот процесс в значительной мере связан с личностью короля Людовика IX (1226-1270). Полицейская деятельность французского правительства проявлялась, в частности, в том, что в XV столетии, после ряда петиций Генеральных штатов организуется жандармерия; Франция разделяется на округа и в каждый округ правительством назначается прево, который вначале имел только военную власть, затем – финансовую, полицейскую и судебную и, наконец, - только судебную и полицейскую. С конца XV в. прево не получал жалованья и жил доходами, получаемыми от жителей (аналогично институту кормления, существовавшему на Руси).1

Во главе  некоторых округов были поставлены особые администраторы: на севере –  бальи, на юге – сенешали. Они  были второй инстанцией . В XIII в. бальи и сенешали осуществляли правосудие от имени короля, рассматривали наиболее серьезные уголовные дела (так называемые королевские случаи), а также споры, затрагивающие интересы феодальной знати. Они принимали аппеляции на приговоры, но постепенно стали пересматривать решения и сеньориальных судов, которые раньше считались окончательными. Как пишет И.Е.Андреевский, «вследствие их невежества в судебно-полицейских делах», к ним назначались три лейтенанта – civil, criminel и de police . Многие судебные дела, которые ранее рассматривались бальи, переходят к лейтенантам, с конца же XV в. короли непосредственно назначают в бальяжи (административная единица, возглавляемая бальи) лейтенантов, а бальи вследствие этого превращаются в промежуточное и слабое административно звено . Третью инстанцию составлял губернатор, первоначально только военный начальник, получивший потом и судебно-полицейскую власть. В XVI в. было 39 губернаторов. По мнению И.Е.Андреевского, «эти органы вторгались в промышленность, не помогая, а мешая ей».2

В Германии полицейская деятельность германских правительств и городов состояла в издании множества полицейских  постановлений и в учреждении органов для исполнения этих постановлений. В городах, которые в условиях разделения Германии на отдельные государства – княжества пользовались весьма обширной автономией, начала развиваться торговля, возникли рынки и в связи с этим  - соответствующие полицейские учреждения, осуществлявшие надзор за мерой хлеба и вина, весом золота и серебра, качеством жизненных припасов. Император и князья издают постановления о таможенных пошлинах, о промыслах. Имперское постановление 1500 г. регламентирует монету, книжную торговлю, вывоз бумажных изделий, ростовщичество, подделку вин, безнравственность, судебные порядки и т.д. Для наблюдения за исполнением императорских постановлений учреждается институт фискалов .

В городах  возникают выборные суды, осуществляющие судебно-полицейские функции, а в  последующем, когда городское управление перешло в руки цехов, - магистраты, состоявшие из выборных цехов. Магистраты назначали (создавали) особые органы для выполнения отдельных полицейских функций, иногда они сами назначали от себя особых членов магистрата для исполнительной полиции (особых полицейских комиссаров); в больших городах правительства учреждали целые исполнительно-полицейские управления.  В округах действовали особые учреждения, состоящие из членов правительства и обладающие уголовно-полицейской властью.

Таким образом, с развитием централизации государственной власти и упрочением абсолютизма наступил период, который в литературе принято определять как период «полицейского государства». Государство этого типа называют «полицейское» не только потому, что именно в этот период была создана профессиональная полиция, но и потому, что оно стремилось вмешаться во все мелочи жизни, регламентируя их .

Бесчисленные  полицейские регламенты, уставы и  отдельные законодательные акты, повсеместно издаваемые в период между XV и XVIII столетиями, в громадном  большинстве преследовали совершенно определенную цель: обеспечение дешевых рабочих рук и посильное поддержание хозяйской власти над слугами и работниками. Более того, в промышленности и торговле искусственно поддерживаемая государством власть хозяина принимает характер как бы делегации публичной власти, призванной в пределах закона устанавливать и поддерживать порядок в предприятии и реагировать на его нарушение .

Важным  этапом в развитии полицейской деятельности является начало практической реализации в Европе идеи правового государства. В правовом государстве, которому исторически уступает свое место полицейское государство, внутреннее управление характеризуется следующим: а) привлечением внутреннего управления к выполнению задач самого общества; б) предоставлением широкого простора для личной самодеятельности граждан; в) усилением попечительской деятельности государства взамен принудительной.

Возникнув еще в период господства идеологии  полицейского государства система  полицейских органов в эпоху  государства правового претерпевает изменения. Так в силу практической реализации принципа разделения властей полицейская функция юридически формализуется и организуется в системе административной власти, отделяясь вместе с нею от законодательной и судебной власти. А в рамках системы органов административного управления, компетенция исполнительной полиции уточняется и сужается.

Переходя  к исследованию эволюции правового  регулирования полицейской деятельности в политико-правовой системе России, целесообразно рассмотреть четыре основных этапа, традиционно выделяемых в рамках отечественной исторической науки. При этом следует проанализировать полицейскую деятельность в политико-правовой системе Древней Руси; определить место и роль полицейской деятельности в процессе централизации русской государственности; исследовать специфику осуществления полицейской деятельности в период самодержавия; провести анализ правового регулирования полицейской деятельности в пореформенный период.3

С возникновением русской государственности самым  непосредственным образом связано зарождение полицейской функции, а, следовательно, и полицейской деятельности как формы ее реализации. Однако следует отметить отсутствие четкого структурирования механизма древнерусского государства, и в частности, на отсутствие органов, выполнявших сугубо полицейские обязанности. Государственные органы в этот период были многофункциональными, и большинство из них, в той или иной степени, осуществляли полицейскую деятельность. Так, в первых государственных образованиях восточных славян VI - VIII вв., а также в Киевской Руси полицейские функции выполнялись дружиной князя . Дружина была универсальной системой, своеобразным княжеским войском, которая следила за поддержанием должного порядка в вотчине феодала. Являясь опорой княжеской власти, дружина соответственно и пополнялась необходимым количеством преданных, благонадежных, здоровых телом и духом воинов-вассалов. Численность воинского монолита князя зависела от сложившейся политической обстановки, его материальной способности содержать дружину, количества вассалов, находившихся в прямой зависимости от него. Князь являлся единственным и полновластным представителем судебной и государственной власти.

Информация о работе История развития полицейского права в Российской империи