История развития полицейского права в Российской империи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 20:45, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Целью исследования является ретроспективный анализ формирования и развития учений о полиции и полицейском праве в истории политико-правовой мысли как необходимый элемент в познании сущности и функционального назначения этих институтов в процессе эволюции государства и права, в том числе государства и права стран Западной Европы и России в XVIII - XX веках.
Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи, подлежащие решению в ходе исследования:
- исследовать факторы, обусловившие возникновение охранительных отношений и форм их реализации;

- исследовать процесс эволюции научных представлений о содержании и механизмах обеспечения охранительных отношений в творческом наследии мыслителей античной эпохи, раннего и позднего средневековья;
- раскрыть социальные, экономические и государственно-правовые предпосылки возникновения институтов полиции и полицейского права в странах Западной Европы и России;

Содержание работы

Введение 2
Становление полицейского права в Российской империи 6
Развитие науки российского полицейского права 23
Заключение 36
Список использованной литературы: 41

Файлы: 1 файл

зШ 13101601(н)Кур.р.Гражданское право.doc

— 190.50 Кб (Скачать файл)

 

К трудам античных философов апеллировали и апологеты абсолютизма, приспосабливая высказанные в этих произведениях мысли к потребностям своего времени. Для того, чтобы понять демократический смысл сочинений древних греков и римлян Западной Европе и России пришлось пережить произвол и всепроникающую опеку полицейского государства.

С развитием конституционализма в  полицейском, а затем ещё больше в административном праве стала  высказываться мысль о необходимости  участия общества в управлении делами государства. Такую ситуацию мы могли  наблюдать в период существования ранних государств, когда государство ещё не дистанцировалось от общества и представляло собой лишь более упорядоченную форму его организации, где полицейские функции наряду с государственными органами осуществлялись самим обществом.

Попытка же максимального приближения к демократической родоплеменной организации общества, где каждый член первобытной общины обладал полицейскими полномочиями, где собственно и сформировалась «протополиция», была предпринята А.И. Елистратовым в его учении о должностном лице и гражданине.

Подобный процесс развития представлений  о публичной охранительной деятельности и о полиции подтверждает существование  закона цикличности развития знания и указывает на то, что для уяснения сущности какого-либо явления необходимо исследовать его истоки. Так, например, наши отечественные учёные-полицеисты В.Н. Лешков, И.Е. Андреевский и Э.Н. Берендтс придавали очень большое значение историко-правовому методу при разработке науки полицейского права.

Эта наука почти за двухвековой  период «легального» существования, претерпев значительные изменения, в начале XX в. пришла к пониманию полиции как «дела общественного». Такое определение содержания полиции и полицейской деятельности, в осуществлении которой наравне с органами государства принимают участие граждане и их объединения, должно было реально обеспечивать защиту граждан, в том числе от государственно-принудительного вторжения в сферу их прав и свобод. Кульминационным же моментом полицейско-правовых концепций выступила идея «активного гражданства» А.И. Елистратова.

Однако эта идея с образованием советского государства была не только не воспринята им, но более того молодая  советская юридическая наука, руководствуясь марксистским положением об отмирании  права и государства в обществе, строящем коммунизм, вообще изгнала административное право из юриспруденции. В первые два десятилетия советской власти административное право дважды запрещалось как наука и учебная дисциплина. Это обусловливалось, с одной стороны, негативным отношением советской власти к самому административному праву как преемнику права полицейского, а, с другой, содержанием деятельности правоохранительных органов страны Советов, имевшей ярко выраженный принудительный характер. Этот характер проявлялся в том, что деятельность указанных органов осуществлялась ими, прежде всего, в форме устрашения, которое, распространяясь абсолютно на всех, выступало в качестве первичного и основного способа целенаправленного воздействия. Так, по верному замечанию П.Н. Милюкова, устрашение составляло не случайную черту, а самую сущность советской системы.

Реабилитация науки советского административного права произошла  в конце 30-х годов. Но, определив  предметом административного права  «единое общественное управленческое отношение», советские учёные-административисты 30-х — 40-х годов ХХ-ого в., таким образом, не выделяли объективно существующие публичные охранительные отношения.

Начиная с 60-х годов, предпринимаются  попытки выделения отношений, складывающихся в сфере охраны общественного  порядка. Такие учёные как М.И. Еропкин, Л.Л. Попов, А.П. Коренев, В.М. Лазарев, И.И. Веремеенко приходят к выводу, что в этих отношениях, существенно отличающихся от государственно-управленческих, в качестве субъекта публичной охранительной деятельности наряду с государственными органами (должностными лицами) могут выступать общественные формирования и граждане.

Активизация в 60-88 гг. XX в. исследований в сфере охраны общественного порядка, освобождение в 90-е годы правоведения от идеологического диктата и стереотипов тоталитарного мышления открыло путь концепциям о позитивном содержании полицейского права и возможности его рецепции в российскую юридическую науку.

Неслучайно поэтому в 90-х годах XX века в работах Ю.П. Соловья и  К.С. Вельского все настойчивее  обосновывается идея «реабилитации» полицейского права, которая, по мнению этих ученых, должна стать подотраслью  административного права и ликвидировать представление о нем только лишь как о праве администрации.

Сегодня, когда мы пытаемся построить  правовое государство, когда на первый план выдвигается человек, его права и свободы, провозглашается многообразие субъектов административного права, идея «активного гражданства», синтезирующая наработки зарубежных и отечественных полицеистов (административистов) в области охраны общественного порядка, должна найти реальное воплощение, как в научных юридических разработках, так и в законодательстве. Для того чтобы декларируемая множественность субъектов административного права стала действительной, представляется необходимым признать граждан и их объединения субъектами публичной охранительной (полицейской) деятельности, т.к. физические лица, выступая в полицейских правоотношениях в качестве субъектов названной деятельности, с одной стороны, непосредственно самореализуются как граждане, а с другой, воплощают социальную идею права в реальность. Установление такого широкого круга субъектов полицейской деятельности повысит ответственность как государственных органов и должностных лиц, так и негосударственных субъектов права. Понимание полицейской деятельности как «дела общественного», в котором принимают участие не только государственные институты, но также и члены гражданского общества позволит, по нашему мнению, совершенствовав механизм правового регулирования, усилить действенность права. Когда все эти субъекты полицейской деятельности, взаимодействуя и, одновременно, воздействуя друг на друга, будут обеспечивать реализацию права, только тогда будут достигнуты цели правового регулирования, только тогда с уверенностью можно будет сказать, что мы живём в демократическом обществе.

Таким образом, основываясь на результатах  исследования, под полицией или субъектами публичной охранительной (полицейской) деятельности предлагается понимать лиц (государственных и негосударственных), осуществляющих юридически-властные публичные охранительные функции. При этом, трактуя слово «публичный», прежде всего, в значении общественно необходимый, указывается на существование полицейско-правовых отношений не только с участием органов государства, но и без них. Подразделяя полицейские правоотношения в зависимости от способа их обеспечения на полицейско-публичные, которые поддерживаются силой публично-правового принуждения, осуществляемого членами гражданского общества, и полицейско-государственные, поддерживаемые силой государственного принуждения, предлагается наряду с институтом государственного принуждения ввести институт публично-правового принуждения, которые, по нашему мнению, только в такой совокупности, составляя понятие «полицейско-правовое принуждение», полностью соответствуют социальной сущности права, которое «не состоится (со всеми неотвратимыми в этом случае последствиями для всей человеческой цивилизации), если повсеместно, «всем миром» не повести жёсткую, целенаправленную, бескомпромиссную борьбу за право».

 

Список использованной литературы:

 

 

  1. Административное право России: курс лекций / К.С. Бельский и др.; под ред. Н.Ю. Хаманевой. - М.: Велби: Проспект, 2008. - 704 с.
  2. Административное право России: учебник для вузов по специальности 030501 «Юриспруденция» / П.И. Кононов, И.Ш. Килясханов, И.И. Машаров и др.; под ред. П.И. Кононова и др. - М.: Юнити: Закон и право, 2008. - 559 с.
  3. Исаев И.А. История государства и права России: Курс лекций. М., 1993. С. 79.
  4. Исторический обзор деятельности Комитета министров. Т. III. Ч. 1 с. 144.
  5. История государства и права  зарубежных стран: Учебник. С. 268-269.
  6. Конин, Н.М. Административное право России: учебник / Н.М. Конин. - М.: Проспект, 2008.- 447 с.
  7. Обоснование теории общественного права в книге В.Н. Лешкова «Русский народ и государство. История русского общественного права до XVIII в.» // Федеральный журнал «История государства и права». 2010. № 3. (в соавторстве)
  8. Попов, Л.Л. Административное право России: учебник / Л.Л. Попов, Ю.И. Мигачев, С.В. Тихомиров; отв. ред. Л.Л. Попов; Моск. гос. юрид. акад. - М.: Проспект, 2008. -  688 с.
  9. Соловей Ю.П. Правовое регулирование деятельности милиции в Российской Федерации"/Монография Омск, 2009, с. 154.
  10. Тихомиров, Ю.А. Административное право и процесс: Полный курс / Ю.А. Тихомиров; Гос. ун-т - Высш. шк. Экономики. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Тихомиров, 2008. - 696 с.
  11. Федощев, А.Г. Административное право в схемах и определениях: учебное пособие по специальности "Юриспруденция" / А.Г. Федощев, Н.Н. Федощева. - М.: Книжный мир, 2008. - 111 с.

1 Обоснование теории общественного права в книге В.Н. Лешкова «Русский народ и государство. История русского общественного права до XVIII в.» // Федеральный журнал «История государства и права». 2010. № 3. (в соавторстве)

2 Федощев, А.Г. Административное право в схемах и определениях: учебное пособие по специальности "Юриспруденция" / А.Г. Федощев, Н.Н. Федощева. - М.: Книжный мир, 2008. - 111 с.

3 Обоснование теории общественного права в книге В.Н. Лешкова «Русский народ и государство. История русского общественного права до XVIII в.» // Федеральный журнал «История государства и права». 2010. № 3. (в соавторстве)

4 Федощев, А.Г. Административное право в схемах и определениях: учебное пособие по специальности "Юриспруденция" / А.Г. Федощев, Н.Н. Федощева. - М.: Книжный мир, 2008. - 111 с.

5 Обоснование теории общественного права в книге В.Н. Лешкова «Русский народ и государство. История русского общественного права до XVIII в.» // Федеральный журнал «История государства и права». 2010. № 3. (в соавторстве)

6 Федощев, А.Г. Административное право в схемах и определениях: учебное пособие по специальности "Юриспруденция" / А.Г. Федощев, Н.Н. Федощева. - М.: Книжный мир, 2008. - 111 с.

7 Федощев, А.Г. Административное право в схемах и определениях: учебное пособие по специальности "Юриспруденция" / А.Г. Федощев, Н.Н. Федощева. - М.: Книжный мир, 2008. - 111 с.

8 Обоснование теории общественного права в книге В.Н. Лешкова «Русский народ и государство. История русского общественного права до XVIII в.» // Федеральный журнал «История государства и права». 2010. № 3. (в соавторстве)

9 Федощев, А.Г. Административное право в схемах и определениях: учебное пособие по специальности "Юриспруденция" / А.Г. Федощев, Н.Н. Федощева. - М.: Книжный мир, 2008. - 111 с.

10 Федощев, А.Г. Административное право в схемах и определениях: учебное пособие по специальности "Юриспруденция" / А.Г. Федощев, Н.Н. Федощева. - М.: Книжный мир, 2008. - 111 с.

11 Обоснование теории общественного права в книге В.Н. Лешкова «Русский народ и государство. История русского общественного права до XVIII в.» // Федеральный журнал «История государства и права». 2010. № 3. (в соавторстве)

12 Обоснование теории общественного права в книге В.Н. Лешкова «Русский народ и государство. История русского общественного права до XVIII в.» // Федеральный журнал «История государства и права». 2010. № 3. (в соавторстве)

13 Федощев, А.Г. Административное право в схемах и определениях: учебное пособие по специальности "Юриспруденция" / А.Г. Федощев, Н.Н. Федощева. - М.: Книжный мир, 2008. - 111 с.

14 Федощев, А.Г. Административное право в схемах и определениях: учебное пособие по специальности "Юриспруденция" / А.Г. Федощев, Н.Н. Федощева. - М.: Книжный мир, 2008. - 111 с.

15 Обоснование теории общественного права в книге В.Н. Лешкова «Русский народ и государство. История русского общественного права до XVIII в.» // Федеральный журнал «История государства и права». 2010. № 3. (в соавторстве)

16 Обоснование теории общественного права в книге В.Н. Лешкова «Русский народ и государство. История русского общественного права до XVIII в.» // Федеральный журнал «История государства и права». 2010. № 3. (в соавторстве)

17 Федощев, А.Г. Административное право в схемах и определениях: учебное пособие по специальности "Юриспруденция" / А.Г. Федощев, Н.Н. Федощева. - М.: Книжный мир, 2008. - 111 с.

18 Федощев, А.Г. Административное право в схемах и определениях: учебное пособие по специальности "Юриспруденция" / А.Г. Федощев, Н.Н. Федощева. - М.: Книжный мир, 2008. - 111 с.


Информация о работе История развития полицейского права в Российской империи