Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 20:45, курсовая работа
Цель и задачи исследования. Целью исследования является ретроспективный анализ формирования и развития учений о полиции и полицейском праве в истории политико-правовой мысли как необходимый элемент в познании сущности и функционального назначения этих институтов в процессе эволюции государства и права, в том числе государства и права стран Западной Европы и России в XVIII - XX веках.
Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи, подлежащие решению в ходе исследования:
- исследовать факторы, обусловившие возникновение охранительных отношений и форм их реализации;
- исследовать процесс эволюции научных представлений о содержании и механизмах обеспечения охранительных отношений в творческом наследии мыслителей античной эпохи, раннего и позднего средневековья;
- раскрыть социальные, экономические и государственно-правовые предпосылки возникновения институтов полиции и полицейского права в странах Западной Европы и России;
Введение 2
Становление полицейского права в Российской империи 6
Развитие науки российского полицейского права 23
Заключение 36
Список использованной литературы: 41
Особенность
средневекового государства заключается
в сословно-корпоративном
Исследование
периода становления
С XVII в. полицейская деятельность все больше сосредоточивается в руках правительственной власти. Очевидно, что данный процесс был связан с общими тенденциями развития государственной власти в направлении к абсолютизму. Именно в этот период происходит достаточно четкое обособление полицейских органов, конституциируются полицейские структуры. Вопросы организации деятельности регулярной полиции со времени издания первого законодательного акта в 1718 году и до начала реформ 70-80 гг. XIX века были отражены в большом количестве нормативных актов, которые отменяли, дополняли, изменяли и в конечном счете приспосабливали существующее законодательство в области полицейской деятельности к изменявшимся условиям. Подобная деятельность происходила в двух направлениях: указы о реорганизации полицейских учреждений и служб отменяли, изменяли полностью или частично содержание предыдущих узаконений, то указы, касающиеся компетенции, полномочий полицейских органов, ни все более расширяли.4
Непосредственно процесс становления и развития законодательства о полиции в России можно условно разделить на три основных периода: первый период характеризуется тем, что на становление законодательства о полиции наложил отпечаток установившийся так называемый «полицейский режим», основой которого является всеобщая и мелочная регламентация вех сторон жизни и деятельности населения, всеобщий контроль и грубое принуждение подданных к исполнению регламентов, что наложило отпечаток и на характер законодательных актов. Второй период связан со временем просвещенного абсолютизма, когда идеи либерализма проникли в высшие эшелоны власти и оказали заметное влияние на законодательство этого периода. В правовом режиме закрепляются специфические, характерные именно для полиции, функции, ее организационные формы, определявшие соотношение коллегиальности и единоначалия в ее управлении. Третий период истории законодательства о полиции приходится на период попыток внедрения идеи, которую можно отнести к попытке трактовки правового государства в России (модель реформы М.М.Сперанского). Однако они не нашли своего воплощения в полном смысле этого слова на практике вплоть до свержения самодержавия. Вместе с тем представляется очевидным, что указанные идеи оказали достаточно существенное влияние на законотворческую деятельность высших органов власти.
Формирование
института полиции и четкая правовая
регламентация полицейской
Характерной чертой возникновения русской полиции являлся ее военизированный характер. На службу в полицию, как правило, переводились армейские офицеры. Низшие полицейские чины комплектовались из унтер-офицеров и солдат старших возрастов, исполнявших рекрутскую повинность, но уже по возрасту и состоянию здоровья непригодных к службе в полевых войсках. В помощь полиции (например, для поиска беглых солдат и крестьян, для поимки разбойных шаек и т.д.) нередко направлялись воинские команды .
Конец XVIII века характеризовался первой систематизацией законодательства о полиции – изданием «Устава благочиния, или полицейского» в 1782 г. Этот акт и изданное в 1775 г. «Учреждение для управления губерний» явились основными нормативными документами, определяющими компетенцию, функции. Организацию полиции, определили довольно стройную систему городской и сельской полиции, ее функции по предупреждению и пресечению как преступности в целом, так и отдельных ее видов, порядок финансирования и другие вопросы, касающиеся жизни и деятельности полицейских органов. С введением в действие этих двух законодательных актов начинается новая эпоха в истории полиции и законодательства о ней. Эти крупные законы дополнялись и конкретизировались многочисленными законодательными и подзаконными актами. Необходимо подчеркнуть, что в подобных документах не всегда определялось основное направление деятельности полиции. В этих актах законодатель трактовал задачи, лежащие на полиции столь широко, что сюда включались почти все вопросы внутренней жизни, в тот период времени охватывали вопросы организации деятельности суда, управления и благоустройства вместе взятых.5
В начале XIX
столетия начался процесс перехода
от коллегиальной системы
В данном периоде для российской полиции была характерна широчайшая компетенция, которая зачастую охватывала чуть ли не всю область административной деятельности государства. Не были разделены чисто полицейские (административные) и судебные функции. К середине XIX века для российской полиции и ее законодательной базы оставались характерны: возложение на полицейских чинов огромного количества обязанностей, не связанных с выполнением полицейских функций, широчайшая компетенция, которая зачастую охватывала, чуть ли не всю область административно-хозяйственной деятельности государства, смешение чисто полицейских и судебных функций, раздробленность полицейских сил в вопросах борьбы по предупреждению и пресечению преступлений.6
Анализ существующей нормативно-правовой базы того периода свидетельствовал, что полиция Российской империи к началу XX века представляла собой сложную организацию без единой и четкой законодательной базы. Правовое регулирование деятельности полиции отличалось целым рядом принципиальных недостатков. Полицейское дело регламентировалось множеством разновременно изданных и не всегда согласованных между собой «узаконений» и распоряжений. Одним из основных руководящих документов, регламентирующих обязанности полиции, был «Устав о предупреждении и пресечении преступлений» .
В первое десятилетие XX в. правительство принимает меры по расширению штатов провинциальной полиции и качественному улучшению ее штатного состава, виной чему была первая русская революция. Так, законом от 6 июля 1908 г. в составе полицейских управлений Империи были образованы сыскные отделения для производства розыска по делам общеуголовного характера в городах и уездах .
Таким образом, на протяжении более полувека начиная с 60 г. XIX столетия, в России делались попытки проведения реформы полиции, суть которой заключалась в специализации деятельности полицейских органов. В результате реформирования юстиции из полиции выделяется судебное дело, городская и земская реформы изъяли из ведения полиции общественно-хозяйственные функции, институт земских начальников значительно сократил и упростил ее обязанности по отношению к крестьянскому населению. Меняется и структура полиции, и в частности намечаются тенденции к устранению сословного начала в ее построении, государство принимает меры к усилению всего влиянии, централизации полицейской структуры. Происходит окончательное разделение полицейской и военной сферы деятельности: воинские чины ( в том числе казачьи формирования), ранее традиционно привлекаемые для выполнения полицейских задач, перестают использоваться в этих целях.
Полиция в России к началу XX века представляла собой сложную организацию без единой и четкой законодательной регламентации. Правовая регламентация деятельности полиции характеризовалась множеством недостатков, основными и самыми крупными из которых являлись такие, как: полицейское дело регулировалось множеством разновременно изданных, не всегда согласованных между собой узаконений и распоряжений; компетенция, обязанности и функции полиции не систематизировались, представляя собой механическую сумму законоположений, копившихся столетие и во многих случаях устаревших; многие законы, не успев выйти из-под пера законодателя, уже не отвечали требованиям времени. Одним из основных руководящих документов, регламентирующих обязанности полиции, был «Устав о предупреждении и пресечении преступлений».7
Следует сказать, что совершенствование правовой основы, организации и деятельности полиции России в начале XX века было тесно связано с процессами социально-экономического и политического развития российского общества, и имело цель приспособить полицию к развивающимся буржуазным отношениям. Внутриполитическая обстановка, сложившаяся в стране в начале XX в., связанная с усилением политической антигосударственной деятельности обуславливала необходимость проведения реформы полицейской системы, совершенствование ее функций и методов работы с целью более эффективной защиты существовавшего государственного строя. Однако реформу полицейской системы в России не удалось провести в жизнь в силу того, что: во-первых, царское правительство было неспособно должным образом реагировать на насущные потребности времени и проводить глубокие преобразования всех сфер общественной жизни, государственного аппарата, в том числе полицейского, в соответствии с буржуазно-демократическим развитием общественных отношений; во-вторых, так и не было создано единых правовых основ, регламентирующих организацию и функционирование полицейского аппарата; в-третьих, значительные политические и финансовые ресурсы использовались государством не для разрешения возникающих внутренних противоречий, а для достижения великодержавных целей во внешней политике.
Февральская революция провозгласила не только демократические права и свободы, но породила также и органы государственности нового типа – Советы.
Создаваемая милиция существенным образом отличалась от царской полиции, как по структуре, так и по своей сущности. По замыслу создателей этого органа милиция должна была осуществлять только функции по охране общественного порядка и строиться по образцу муниципальной полиции западноевропейских стран. В то же время осуществляются попытки строительства государственных органов, отвечавших за организацию общественного порядка и руководящих деятельностью зарождавшейся милиции. До Февральской революции органами центральной правительственной власти на местах являлись губернаторы . Им подчинялись градоначальники, местная полиция, жандармерия. Временным правительством губернаторы и генерал-губернаторы упразднялись, а вместо них учреждался институт губернских (уездных) комиссаров . 20 февраля 1917 г. была учреждена городская милиция, а также избран ее начальник .
Таким образом, на смену уничтоженной полиции в первые месяцы Февральской революции в 1917 г. по инициативе вновь создаваемых государственных органов, политических партий, общественных организаций, классов и социальных групп создавались различные виды милиции: городская, сельская, гражданская, студенческая. В противовес данным видам милиции, на заводах и фабриках была организована рабочая милиция, функции которой не ограничивались только охраной общественного порядка, а были достаточно многообразны.
Министерство внутренних дел и дореволюционного периода, и периода «новой» истории всегда отличались сложностью организационного построения, полифункциональностью, организационно-правовой аморфностью и инкапсулированностью милиции, несущей основное бремя контроля над преступностью и охраны правопорядка. Фактически на всем протяжении отечественной истории ведущей характеристикой организационно-правового статуса полиции, а впоследствии и милиции является ее подчиненность Министерству внутренних дел. До принятия современного закона «О полиции» 2011 года милиция определялась как составная часть органов внутренних дел Российской Федерации и в этой связи полностью контролировалась и отчитывалась их руководителям. Принцип «двойного подчинения» обуславливает и такую характеристику организационно-правового статуса милиции, как ее подчиненность исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Формально в организационную структуру региональной исполнительной власти входил начальник органа внутренних дел субъекта федерации, не являющийся начальником милиции, но осуществляющий ее руководство .
Политические процессы в конце 80-х годов, фактически распад СССР внесло коррективы и в процесс формирования МВД Российской Федерации. Постановлением Совета Министров РСФСР № 557 от 22 октября 1991 года утверждается Положение об МВД РСФСР, а постановлением № 52 от 19 декабря 1991 года на территории РСФСР деятельность МВД СССР прекращается. Все это создало политические предпосылки для начала формирования системы МВД в новых условиях российской государственности. Нормативно-правовой базой деятельности милиции становится закон РСФСР «О милиции».8
Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» на смену которого в настоящее время пришел Закон «О полиции», хотя и является продуктом российской эпохи, но лишь самого первоначального ее этапа. В нем были заложены многие принципы и нормы, обслуживавшие еще советскую модель государственно-правового правопорядка.
Через два с половиной года после издания Закона о милиции была принята Конституция Российской Федерации, которая установила, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свод человека и гражданина стали обязанностью государства (статья 2 Конституции Российской Федерации), приоритетным направлением деятельности всех государственных органов.
Информация о работе История развития полицейского права в Российской империи