Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 20:45, курсовая работа
Цель и задачи исследования. Целью исследования является ретроспективный анализ формирования и развития учений о полиции и полицейском праве в истории политико-правовой мысли как необходимый элемент в познании сущности и функционального назначения этих институтов в процессе эволюции государства и права, в том числе государства и права стран Западной Европы и России в XVIII - XX веках.
Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи, подлежащие решению в ходе исследования:
- исследовать факторы, обусловившие возникновение охранительных отношений и форм их реализации;
- исследовать процесс эволюции научных представлений о содержании и механизмах обеспечения охранительных отношений в творческом наследии мыслителей античной эпохи, раннего и позднего средневековья;
- раскрыть социальные, экономические и государственно-правовые предпосылки возникновения институтов полиции и полицейского права в странах Западной Европы и России;
Введение 2
Становление полицейского права в Российской империи 6
Развитие науки российского полицейского права 23
Заключение 36
Список использованной литературы: 41
Ряд ученых (А. Оскольский, И. Т. Тарасов, В. В. Ивановский и другие), будучи за границей с целью обучения и написания докторских диссертаций, создали труды по анализу опыта Франции, Германии, Англии, удаленных частей Российской империи в области развития административного (полицейского права). К началу XX века все европейские правовые школы изучали, к примеру, историю управления Англии, по трудам российских ученых-правоведов.
Например, в Англии после сочинений Блекстона не существовало цельного системного труда о полицейском праве и управлении, а ее юридическая лексика не была знакома с термином «административное право». Под полицией в Англии понимали употребление силы для охраны общественного блага и предупреждении злодеяний, «должный порядок, регламентацию, подчинение личного поведения правилам добрых нравов и т.п. У англичан получили разработку отделы управления экономикой (А. Смит), торговлей (Т. Ман) и вопрос отношения власти к народному хозяйству или социальным интересам (Д. С. Милль).14
Поэтому при изучении английского
права управления и полиции исследователям
начала XX века приходилось пользоваться,
главным образом, трудами Р. Гнейста;
французских ученых-
Первыми из западноевропейских ученых за разработку административного права взялись французы. Во Франции первым представителем науки полицейского права считается de la Mare «Traite de la police» (Paris, 1728 - 1738), по мнению которого полиция охватывает религию, дисциплину нравов, здоровье, жизненные припасы, безопасность и тишину, пути сообщения, науки и искусства, торговлю и мануфактуру, технические искусства, прислугу, нищих и бедных. De la Mare рассматривал институты полицейского права с историко-философской стороны, но не с юридической. Развитие промышленности и рост крупных городов во Франции вызвал к жизни необходимость учредить правительственную полицию. Творцом французской науки об управлении с юридической точки зрения считался де Жерандо.15
Вместе с тем, по мнению К. С. Вельского «... французская теория административного права берет свое начало не с «Трактата о полиции Деламара», который имел главным образом немецких и русских последователей, а с административного порядка, установившегося во Франции в первой четверти XIX века, в эпоху Первой империи и Реставрации, когда возникает административный суд и получает развитие административная юстиция. В работе профессора парижского университета Г. Бартелеми «Элементарный трактат об административном праве» (1901), подводившей итоги развития французской науки административного права за прошедшие сто лет, система административного права делилась в целом на три части: в первой анализировались органы управления, во второй - методы и формы их деятельности, в третьей - административные суды и процедура по судебным искам».
Ставя задачу установить пределы деятельности
органов государства и
Именно отсюда французские ученые и строили институт административной юстиции.
Административное право, по мнению французских, а затем и всех ученых административистов Европы и России, должно определять устройство и отношение общественных органов, на которые возложена забота о тех общественных категориях, для которых существует администрация, а также включает отношения административных властей к гражданам. Функции полицейских органов (les droits de police) выражаются в охране общества, имущества, собственности и жизни граждан. Институты самоуправления, как и его строй, французы, а вслед за ними российские ученые, излагали в отделе об организации административных учреждений и рассматривали в отдельной части, посвященной органам самоуправления.
Российские ученые государствоведы и административисты, сторонники правового государства, исходили из положений, выработанных французскими исследователями. Многие школы русского права, такие как «официальной народности» (М. П. Погодин); славянофильское направление (И. Д. Беляев); государственная школа (Б. Н. Чичерин, К. Д. Кавелин, А. Д. Градовский и др.) в некоторых вопросах определения предмета и пределов административного (полицейского) права использовали наработки французских юристов, но строили свои концепции исходя из традиционных российских представлений (самодержавие, православие, народность, надклассовость института государства, органическое единство власти и народа и т.п.). Основными направлениями в науке административного (полицейского) права в России в конце XIX - начале XX веков были: исследование «внешней» истории институтов полицейского права, т.е. кодификаций (3. А. Горошкин, Н. С. Власьев, А.И. Васильчиков); культурно-исторический метод исследования права (В. О. Ключевский, П. Н. Милюков, П. Шейминг); сравнительный метод (М. М. Ковалевский, Н. П. Павлов-Сильванский, А. Оскольский, М. Свешников, И. Тарасов). Классическим стал метод исследования, разработанный М. Ф. Владимирским-Будановым.16
Однако особое влияние на развитие российской науки административного (полицейского) права оказала германская наука (труды М. Зонненфельса, Р. Моля, Л. Штейна и др.). Влияние немецкой науки полицейского права, по-видимому, проходило через временное засилие немецкой профессуры в российской академии и среди профессуры университетов, близость государственного строя Германии и России и многое другое.
Глубокий след в российской науке административного права оставили труды Роберта Моля, Лоренца Штейна и Р. Гнейста. Труд Р. Моля «Die Polizeiwissenschaft nach den Grundsatzen des Rechtsstaates» (1832), переведенный на русский язык в 1866 году Г. Сементовским, заложил базу представлений о правовом государстве.17 По мнению Р. Моля полицейская деятельность есть исключительно прерогатива правительства, а задача ее - отрицательная. Полицейское право представлялось как совокупность тех учреждений и действий, которые имеют целью удалить, посредством государственной силы, внешние, не заключающиеся в правонарушениях, препятствия, заграждающие путь всестороннего разумного развития человеческих сил, если удалить их не в состоянии не отдельное лицо, не дозволенный союз отдельных лиц. Устранение препятствий, возникающих со стороны злой воли отдельных лиц, составляет задачу принудительной юстиции. В теории Р. Моля имели место два существенных недостатка. Во-первых, автор возлагал на юстицию несвойственные ей задачи (принуждение и пресечение преступлений), во-вторых, ограничение полицейской деятельности только отрицательной функцией, т.е. устранение препятствий.
Российские ученые сумели вобрать ценные стороны теории немецких административистов, соединив их начала с теорией французских ученых о правовом государстве, дополнив разработками теории отечественного правового государства (А. С. Алексеев, С. А. Котляревский, В. М. Гессон, М. М. Ковалевский; в связи с философско-нравственным аспектом - П. И. Новгородцев, Е. Н. Трубецкой, С. Н. Булгаков, Б. А. Кистяковский, В. С. Соловьев), приближающегося к идеалу конституционной монархии (синоним правового государства).
В противовес «отрицательной функции» немецких ученых, российские правоведы подчеркнули равноценность отношений членов общества. По мере укрепления административного права, в делах государственного управления в правовом государстве должны устанавливаться публично-правовые отношения. Гражданина как обывателя уже не давит полицейская система государства. Над гражданином в правовом государстве стоит закон, - тот же закон, которому подчинены и должностные лица, обличенные властью. Благодаря образованию административного права в правовом государстве гражданин в публично-правовом отношении становится на одну плоскость с губернатором, министром, любым административным учреждением государства. Главная задача, видевшаяся российским сторонникам правового государства, упорядочить посредством закона отношения между правящей властью и гражданами.
Среди недостатков в разработке административно-правовых отношений в дореволюционной России следует отметить слабое развитие системы отрасли административного права, разброс понятий, часть которых близко подходила к выработке и закреплению данной системы, но оставалось устаревшее представление, покоящееся в понятии полицейского права. Не были уточнены также структурные элементы и уровни отрасли административного права, неоднозначно разработаны подотрасли и правовые институты. В ряде научных исследований еще смешивался вопрос о системе отрасли права с вопросами о системе науки административного права. Рядом контрреформаторских шагов российского правительства в ходе революций 1905 - 1907 годов и февраля 1917 года были сделаны значительные шаги назад, тормозившие поступательное развитие науки административного права.
Таким образом, история развития административного
права России с IX по начало XX веков
прошла длительный и противоречивый
путь. Подводя краткий
Первый этап (IX - XIV века) - развитие государственного управления идет по пути преемственности и опоры на обычаи и традиции управления, сложившиеся в период родо-племенного строя восточных славян. Поступательное развитие государственного управления идет за счет княжеской уставной деятельности, деятельности вечевых народных собраний и местных законодательных актов отдельных княжеств и земель. Этот этап складывается из двух систем управления:
а) IX - XII века - десятичная численная система управления;
б) XII - XIV века - дворцово-вотчинная система управления, способствовавшая укреплению и развитию феодального государственного управления.
Второй этап (XV - первая половина XVII веков) - происходит формирование основ административного права, основных направлений административно-правовой деятельности Русского централизованного государства. Намечается переход от территориальных начал управления к функциональному аппарату управления. Происходит отделение государственного управления посредством приказной системы от дворцового хозяйства великого князя. Закон является основным источником государственного управления.
Третий этап (вторая половина XVII - XVII веков) - происходит процесс становления административного (полицейского) права и выделение его норм и институтов в отрасль правовой системы России. Идет процесс стремительного накопления административных норм, требующих кодификации.
Четвертый этап (XIX - XX века) - происходит
законодательное закрепление
Что касается науки административного права в России, то в ее развитии также просматривается несколько качественных этапов, к числу которых можно отнести следующие:
- XVIII век - с образования академии наук идет накопление знаний путем изучения источников
древнерусского права и
Процесс накопления знаний идет путем издания переводных сочинений западноевропейских (немецких, французских) ученых и обучения новых кадров за границей:
- первая половина XIX века - рост образовательных учреждений и открытие юридических
факультетов (1803 год Ярославль-Демидовский лицей; 1804 год - Казанский университет; 1805 год - Харьковский университет; 1811 год - Царскосельский лицей; 1819 год - Петербургский университет;
1834 год - Киевский университет
Св. Владимира). Появляется первая
плеяда российских ученых-админ
права, историко-правовые исследования источников государственного управления;
- вторая половина XIX века (И. С. Андреевский, Н.
X. Бунте, А. И. Елистратов, В. Ф. Дерюжинский,
Сформулированы правовые школы. Обозначена
система административного
Объективно существующие общественные охранительные отношения, по мере развития общества, формировавшие представления об охранительной деятельности, явились основанием генезиса и эволюции науки полицейского права.
Если эти представления условно разделить на два периода, а именно на дополицейский (до возникновения науки полицейского права) и полицейский, то можно сказать, что развитие полицеистики проходило в порядке обратном процессу становления идеи общественной безопасности и благосостояния в дополицейский период. Эта идея, ещё не связываемая с термином «полиция», зародилась с возникновением общества и нашла своё отражение сначала в представлениях первобытных людей о поддержании порядка в общине, а затем в политико-правовых учениях мыслителей античности, средневековья и Нового времени.
Непосредственной основой, на которой сформировалась наука о полиции, носящая политический характер, были абсолютистские политико-правовые концепции средневековья и Нового времени, к которым, в частности, относятся рассмотренные в диссертации учения Фомы Аквинского, Никколо Макиавелли и Томаса Гоббса. Переход же от науки о полиции к науке полицейского права обусловливался тем, что учёные, обращаясь к трудам мыслителей античности, к истокам общественной жизни, находили в них те начала, которые, вытекая из естественных прав человека, наиболее полно обеспечивали человеку условия безопасности и благосостояния. Так, развитая философами и полицеистами, аристотелевская идея о верховенстве права способствовала юридизации полицейской науки, а разработка ими учения Цицерона о естественном праве и правопорядке включила членов гражданского общества в круг субъектов публичной охранительной (полицейской) деятельности.
Информация о работе История развития полицейского права в Российской империи