Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 20:26, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: определить формы осуществления конституционного контроля в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать определение и раскрыть сущность понятия «конституционный контроль».
2. Рассмотреть процесс становления конституционного контроля в Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………….…………….…… 3
Глава 1 СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§ 1 История формирования конституционного контроля в России.. 5
§ 2 Формы осуществления конституционного контроля.................. 13
§ 3 Объекты и субъекты конституционного контроля……...…….. 21
Глава 2 КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
§ 1 Конституционный Суд – высший орган конституционного
контроля в Российской Федерации…………………………………. 26
§ 2 Виды органов конституционного контроля субъектов РФ…… 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….……………………………………………...……. 35
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………. 37
ОГЛАВЛЕНИE
ВВЕДЕНИЕ……………………………………….…………….
Глава 1 СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§ 1 История формирования конституционного контроля в России.. 5
§ 2 Формы осуществления конституционного контроля.................. 13
§ 3 Объекты и субъекты конституционного контроля……...…….. 21
Глава 2 КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
§ 1 Конституционный Суд – высший орган конституционного
контроля в Российской Федерации…………………………………. 26
§ 2 Виды органов конституционного контроля субъектов РФ…… 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….…………………………………………….
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………. 37
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Анализ мировой государственно-правовой практики показывает, что конституционный контроль — один из основных, наиболее эффективных способов охраны конституции. Он находится в центре всей системы контроля за законностью в целом. Это обусловлено тем особым местом, которое занимает конституция в жизни общества. Она является его главным, правовым, политическим документом. Деятельность государственных органов, должностных лиц, общественных организаций, граждан, а также нормативные акты должны четко соответствовать конституции. Это — один из основополагающих атрибутов демократического, правового государства. Добиться такого положения можно лишь при наличии эффективной системы конституционного контроля, обеспечивающей точное, последовательное проведение в жизнь конституции, усиливающей роль основного закона страны и выступающей в качестве главнейшего гаранта защиты прав и свобод граждан. Таким образом, постоянное и всестороннее изучение, глубокий анализ этого важнейшего института имеет огромное значение в любом государстве, и в особенности в России, вступившей в новый этап общественного развития, признаками которого в политической сфере являются принцип разделения властей и создание демократического, правового государства.1
Институт конституционного контроля - важнейший демократический институт. Его правильное функционирование обеспечивает соблюдение основного закона, в котором выражается соотношение социальных сил в обществе и который призван поддерживать необходимую стабильность. Конституционный контроль в современном мире является важным фактором стабильности и гарантией прогресса в развитии общества и государства. Благодаря ему, острые политические проблемы могут и должны решаться в конституционном поле, в рамках и на основе права, конституции и закона.
Тема данной
работы актуальна, так как соблюдение
положений Конституции и
Объектом исследования данной курсовой работы является система надзора за соблюдением законодательства.
Предметом исследования данной работы является конституционный контроль Российской Федерации.
При изучении данной темы в данной работе использовались следующие методы: анализ, исторический метод, сравнительный метод.
Цель данной курсовой работы: определить формы осуществления конституционного контроля в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать определение и раскрыть сущность понятия «конституционный контроль».
2. Рассмотреть процесс становления конституционного контроля в Российской Федерации.
3. Раскрыть формы осуществления конституционного контроля.
4. Рассмотреть объекты и субъекты конституционного контроля.
5. Рассмотреть основные задачи и полномочия Конституционного Суда Российской Федерации.
6. Раскрыть виды органов конституционного контроля субъектов РФ.
Теоретическую основу курсовой работы составили труды следующих авторов: Авакьяна С.А., Баглай М.Н., Маклакова В.В., Каткова Д.Б., Корчиго Е.В., Козловой Е.И., Кутафина О.Е. и др. Подробно рассматривает конституционный контроль в России Шульженко Ю. Л. Подробно раскрывает формы конституционного контроля Арутюнян Г.Г., Маклаков В.В.
ГЛАВА 1 СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§ 1 История формирования конституционного контроля в России
Формирование
правового государства
Конституционный контроль – это специальный демократический институт по проверке законов и других нормативных актов, принимаемых органами публичной власти государства, с точки зрения их соответствия конституции данного государства.3
Сущность конституционного
контроля состоит в оценке соответствия
различных нормативных правовых
актов государства его
Наряду с понятием «конституционный контроль» есть понятие «конституционный надзор». Он состоит в том, что компетентный орган, находя акт не соответствующим конституции, предлагает органу, принявшему его, либо вышестоящему органу отменить этот акт.
Таким образом, различие между конституционным контролем и конституционным надзором состоит прежде всего в силе соответствующих решений: орган конституционного надзора сам не может этого сделать и только предлагает иным органам отменить акт, оцениваемый им как неконституционный.
Путь к введению конституционного контроля был нелегким в нашем государстве.
С появление конституции как главного документа, определяющего основы общественного строя и государственной организации, возник и вопрос о соответствии ей всех иных правовых актов в государстве. Отсюда неизбежной стала оценка этих актов на предмет соответствия конституции.
Однако сразу же стали ключевыми такие вопросы: кто должен осуществлять конституционный контроль; каковы его пределы и средства.4
Конституционный
контроль в Российской Федерации
самостоятельная сфера
Конституционный Суд Российской Федерации – это вновь созданный институт, существенно отличающийся от Комитета конституционного надзора СССР порядком формирования, полномочиями и функциями. При формировании Конституционного суда и определении его полномочий усиливались органические пороки института конституционного надзора и были предприняты меры, гарантирующие от их повторения. Эти пороки не могли быть преодолены деятельностью членов ККН СССР, заслуживающей уважения и в целом позитивной оценки.
Конституционный суд был утверждён на основе Закона РСФСР от 15 декабря 1990 года «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона РСФСР), которым предусматривалось, что он избирается Съездом народных депутатов РСФСР, а порядок его избрания и деятельности определяется законом о конституционном суде РСФСР, утверждённым Съездом народных депутатов РСФСР. Названный закон был принят Верховным Советом РСФСР в первоначальном виде 6 мая 1991 года, а 12 июля 1991 года V (внеочередной) Съезд народных депутатов РСФСР утвердил этот закон в первой редакции, включив в него главу 3 раздела III «Рассмотрение дел о конституционности правоприменительной практики».
Позднее в компетенцию Конституционного Суда привносились пункты изменений и дополнений действовавшей в тот период Конституции существенные новеллы, хотя Закон о Конституционном суде не менялся. Расширение круга полномочий этого органа обуславливалось также интеграцией в государственное строительство России принципов федерализма и подписанием Федерального договора, потребовавшего дополнения Основного Закона.
Конституция и
прежний Закон о Конституционно
30 октября 1991
года одиннадцать судей
Фактически Суд начал действовать в январе 1992 года и по сентябрь 1993 года рассмотрел более тридцати дел. Однако события сентября-октября 1993 года прервали относительно плавное течение политического процесса в стране. Указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 года № 1400 «О поэтапной Конституционной реформе в Российской Федерации» прекратил «осуществление законодательной, распорядительной и контрольных функций Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховным Советом Российской Федерации». В ответ Верховный Совет констатировал прекращение полномочий Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина и переход полномочий Президента Российской Федерации к вице-президенту Российской Федерации А.В. Руцкому.
3-4 октября противостояние
с исполнительной и
В связи с этим Президент Российской Федерации констатировал «невозможность деятельности Конституционного Суда в неполном составе». В Указе было прямо подписано не созывать его заседания до принятия новой Конституции Российской Федерации. Будущему Федеральному Собранию, в свою очередь, было предложено рассмотреть в качестве первоочередного вопроса об организационно-правовых формах осуществления конституционного правосудия в Российской Федерации. Это означало приостановление деятельности Конституционного Суда Российской Федерации по осуществлению судебного конституционного контроля в Российской Федерации. Указом Президента исполняющему обязанности Председателя Конституционного Суда Российской Федерации было предложено лишь обеспечить деятельность судей и аппарата Конституционного Суда по подготовке предложений для Федерального Собрания Российской Федерации, об организационно-правовых нормах осуществления конституционного правосудия в Российской Федерации, включая возможность создания Конституционной коллегии в составе Верховного Суда Российской Федерации, подготовке всех необходимых материалов по находящимся в производстве Конституционного Суда делам для последующего их рассмотрения; опубликованию решений и иных материалов Конституционного Суда Российской Федерации.5