Конституционный контроль в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 20:26, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы: определить формы осуществления конституционного контроля в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать определение и раскрыть сущность понятия «конституционный контроль».
2. Рассмотреть процесс становления конституционного контроля в Российской Федерации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………….…………….…… 3
Глава 1 СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§ 1 История формирования конституционного контроля в России.. 5
§ 2 Формы осуществления конституционного контроля.................. 13
§ 3 Объекты и субъекты конституционного контроля……...…….. 21
Глава 2 КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
§ 1 Конституционный Суд – высший орган конституционного
контроля в Российской Федерации…………………………………. 26
§ 2 Виды органов конституционного контроля субъектов РФ…… 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….……………………………………………...……. 35
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………. 37

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по КП.doc

— 207.00 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИE

 

     ВВЕДЕНИЕ……………………………………….…………….……     3

 

Глава 1 СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ   

               В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

    § 1 История формирования конституционного контроля в России..   5

    § 2 Формы осуществления конституционного контроля..................  13

   § 3 Объекты и субъекты конституционного контроля……...……..   21

 

Глава 2 КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ В РОССИЙСКОЙ

    ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

 

    § 1 Конституционный Суд – высший орган конституционного

              контроля в Российской Федерации………………………………….   26

    § 2 Виды органов конституционного контроля субъектов РФ……   32

 

   ЗАКЛЮЧЕНИЕ….……………………………………………...…….   35

 

   БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………….   37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования. Анализ мировой государственно-правовой практики показывает, что конституционный контроль — один из основных, наиболее эффективных способов охраны конституции. Он находится в центре всей системы контроля за законностью в целом. Это обусловлено тем особым местом, которое занимает конституция в жизни общества. Она является его главным, правовым, политическим документом. Деятельность государственных органов, должностных лиц, общественных организаций, граждан, а также нормативные акты должны четко соответствовать конституции. Это — один из основополагающих атрибутов демократического, правового государства. Добиться такого положения можно лишь при наличии эффективной системы конституционного контроля, обеспечивающей точное, последовательное проведение в жизнь конституции, усиливающей роль основного закона страны и выступающей в качестве главнейшего гаранта защиты прав и свобод граждан. Таким образом, постоянное и всестороннее изучение, глубокий анализ этого важнейшего института имеет огромное значение в любом государстве, и в особенности в России, вступившей в новый этап общественного развития, признаками которого в политической сфере являются принцип разделения властей и создание демократического, правового государства.1

Институт конституционного контроля - важнейший демократический институт. Его правильное функционирование обеспечивает соблюдение основного закона, в котором выражается соотношение социальных сил в обществе и который призван поддерживать необходимую стабильность. Конституционный контроль в современном мире является важным фактором стабильности и гарантией прогресса в развитии общества и государства. Благодаря ему, острые политические проблемы могут и должны решаться в конституционном поле, в рамках и на основе права, конституции и закона.

Тема данной работы актуальна, так как соблюдение положений Конституции и эффективный  контроль за этим процессом — важная гарантия реализации  правовых начал  в государстве и обществе.

Объектом исследования данной курсовой работы является система надзора за соблюдением законодательства.

Предметом исследования данной работы является конституционный контроль Российской Федерации.

При изучении данной темы в данной работе использовались следующие методы: анализ, исторический метод, сравнительный метод.

Цель данной курсовой работы: определить формы осуществления конституционного контроля в России.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Дать определение и раскрыть сущность понятия «конституционный контроль».

2. Рассмотреть процесс становления конституционного контроля в Российской Федерации.

3. Раскрыть формы осуществления конституционного контроля.

4. Рассмотреть объекты и субъекты конституционного контроля.

5. Рассмотреть основные задачи и полномочия Конституционного Суда Российской Федерации.

6. Раскрыть виды органов конституционного контроля субъектов РФ.

Теоретическую основу курсовой работы составили труды следующих авторов: Авакьяна С.А., Баглай М.Н., Маклакова В.В., Каткова Д.Б., Корчиго Е.В., Козловой Е.И., Кутафина О.Е. и др. Подробно рассматривает конституционный контроль в России Шульженко Ю. Л. Подробно раскрывает формы конституционного контроля Арутюнян Г.Г., Маклаков В.В.

ГЛАВА 1 СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ В  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

§ 1 История формирования конституционного контроля в России

 

Формирование  правового государства предполагает неукоснительное соблюдение положений  Конституции России, выступающей  в качестве правовой основы всей государственности  и общественной деятельности в стране. На ее базе строится механизм законности, обеспечение которого не может происходить стихийно. Для этого требуется целенаправленное воздействие на деятельность всех субъектов правоотношений. Проблема укрепления законности носит комплексный характер, связанный со многими явлениями и процессами социальной жизни. Должен быть осуществлен ряд мероприятий по обновлению законодательства, обеспечению господства права и верховенства закона, основных прав и свобод личности, защите общества от произвола властей, взаимной ответственности государства и граждан. В данном процессе особое место уделяется конституционному контролю, главная задача которого – оградить граждан от неправомерных действий различных государственных органов и должностных лиц, защитить конституционный строй России.2

Конституционный контроль – это специальный демократический институт по проверке законов и других нормативных актов, принимаемых органами публичной власти государства, с точки зрения их соответствия конституции данного государства.3 

Сущность конституционного контроля состоит в оценке  соответствия различных нормативных правовых актов государства его основному  закону – конституции; принимая решение  о признании акта противоречащим конституции, орган конституционного контроля одновременно объявляет об утрате актом юридической силы, прекращении его действия.

Наряду с  понятием «конституционный контроль»  есть понятие «конституционный надзор». Он состоит в том, что компетентный орган, находя акт не соответствующим  конституции, предлагает органу, принявшему его, либо вышестоящему органу отменить этот акт.

Таким образом, различие между конституционным  контролем и конституционным  надзором состоит прежде всего в  силе соответствующих решений: орган  конституционного надзора сам не может этого сделать и только предлагает иным органам отменить акт, оцениваемый им как неконституционный.

Путь к введению конституционного контроля был нелегким в нашем государстве.

С появление  конституции как главного документа, определяющего основы общественного  строя и государственной организации, возник и вопрос о соответствии ей всех иных правовых актов в государстве. Отсюда неизбежной стала оценка этих актов на предмет соответствия конституции.

Однако сразу  же стали ключевыми такие вопросы: кто должен осуществлять конституционный контроль; каковы его пределы и средства.4

Конституционный контроль в Российской Федерации  самостоятельная сфера государственно-властной деятельности. Его осуществляют не только Конституционный суд, но и  иные государственные органы. Доминирующее положение в системе институтов конституционного контроля в Российской Федерации занимает судебный конституционный контроль. Под ним понимается официальная деятельность специально уполномоченного Конституцией и развивающими её иными актами органа (органов), которая осуществляется посредством особой процедуры в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции на всей территории Российской Федерации, предупреждения существования в правовой системе не конституционных актов, толкования конституции. В Российской Федерации функции конституционного контроля и надзора возложены на Конституционный суд.

Конституционный Суд Российской Федерации – это  вновь созданный институт, существенно отличающийся от Комитета конституционного надзора СССР порядком формирования, полномочиями и функциями. При формировании Конституционного суда и определении его полномочий усиливались органические пороки института конституционного надзора и были предприняты меры, гарантирующие от их повторения. Эти пороки не могли быть преодолены деятельностью членов ККН СССР, заслуживающей уважения и в целом позитивной оценки.

Конституционный суд был утверждён на основе Закона РСФСР от 15 декабря 1990 года «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона РСФСР), которым предусматривалось, что он избирается Съездом народных депутатов РСФСР, а порядок его избрания и деятельности определяется законом о конституционном суде РСФСР, утверждённым Съездом народных депутатов РСФСР. Названный закон был принят Верховным Советом РСФСР в первоначальном виде 6 мая 1991 года, а 12 июля 1991 года V (внеочередной) Съезд народных депутатов РСФСР утвердил этот закон в первой редакции, включив в него главу 3 раздела III «Рассмотрение дел о конституционности правоприменительной практики».

Позднее в компетенцию  Конституционного Суда привносились пункты изменений и дополнений действовавшей  в тот период Конституции существенные новеллы, хотя Закон о Конституционном  суде не менялся. Расширение круга полномочий этого органа обуславливалось также интеграцией в государственное строительство России принципов федерализма и подписанием Федерального договора, потребовавшего дополнения Основного Закона.

Конституция и  прежний Закон о Конституционном Суде Российской Федерации не установили порядка выдвижения кандидатов судьи. На практике выдвижение кандидатов осуществлялось различными фракциями Верховного Совета Российской Федерации. Выдвинутые кандидатуры обсуждались комитетами парламента, затем – Верховным Советом. Обсуждение кандидатов в судьи, набравших наибольшее число голосов в процессе предварительного рассмотрения, было продолжено на пятом Съезде народных депутатов Российской Федерации. В частности, на заседаниях трёх комитетов Верховного Совета были предварительно рассмотрены тридцать восемь кандидатур, но двадцати из которых комитеты вынесли положительное заключение. Кроме того, комитетами Верховного Совета по законодательству, по вопросам законности, порядка и борьбы с преступностью и правам человека были рекомендованы ещё три кандидатуры, не набравшие установленного числа голосов.

30 октября 1991 года одиннадцать судей Конституционного  Суда были приведены к присяге  и торжественно поклялись истинно  добросовестно исполнять обязанности судей Конституционного Суда, защищать конституционный строй и верховенство Основного Закона, подчиняясь при этом только Конституции Российской Федерации, ничему и никому более. Эту дату можно считать днём рождения Конституционного Суда Российской Федерации. На своём первом организационном заседании Конституционный Суд избрал Председателем Суда Зорькина В.Д.. Заместителем Председателя был избран Витрук Н.В., секретарём суда – Рудкин Ю.Д.

Фактически  Суд начал действовать в январе 1992 года и по сентябрь 1993 года рассмотрел более тридцати дел. Однако события сентября-октября 1993 года прервали относительно плавное течение политического процесса в стране. Указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 года № 1400 «О поэтапной Конституционной реформе в Российской Федерации» прекратил «осуществление законодательной, распорядительной и контрольных функций Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховным Советом Российской Федерации». В ответ Верховный Совет констатировал прекращение полномочий Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина и переход полномочий Президента Российской Федерации к вице-президенту Российской Федерации А.В. Руцкому.

3-4 октября противостояние  с исполнительной и законодательной  властей достигло апогея. Уличные  столкновения и обстрел из орудий Дома Советов Российской Федерации привели к многочисленным человеческим жертвам. Председатель Верховного Совета Р.И. Хасбулатов, вице-президент А.В. Руцкой и другие защитники Дома Советов были арестованы. Первый парламент России, законодательно обеспечивший начало преобразований в стране, прекратил своё существование. Под угрозу было поставлено и существование Конституционного Суда Российской Федерации. В Указе Президента Российской Федерации от 7 октября 1993 года №1612 «О Конституционном Суде Российской Федерации» утверждалось, что суд оказался в глубоком кризисе. Дважды в течение 1993 года он своими постепенными действиями и решениями ставил страну на грань гражданской войны. Но когда угроза гражданской войны становилась реальной, Конституционный Суд бездействовал. Также говорилось, что Конституционный Суд из органа конституционного правосудия превратился в орудие политической борьбы, представляющее «исключительную опасность для государства».

В связи с  этим Президент Российской Федерации констатировал «невозможность деятельности Конституционного Суда в неполном составе». В Указе было прямо подписано не созывать его заседания до принятия новой Конституции Российской Федерации. Будущему Федеральному Собранию, в свою очередь, было предложено рассмотреть в качестве первоочередного вопроса об организационно-правовых формах осуществления конституционного правосудия в Российской Федерации. Это означало приостановление деятельности Конституционного Суда Российской Федерации по осуществлению судебного конституционного контроля в Российской Федерации. Указом Президента исполняющему обязанности Председателя Конституционного Суда Российской Федерации было предложено лишь обеспечить деятельность судей и аппарата Конституционного Суда по подготовке предложений для Федерального Собрания Российской Федерации, об организационно-правовых нормах осуществления конституционного правосудия в Российской Федерации, включая возможность создания Конституционной коллегии в составе Верховного Суда Российской Федерации, подготовке всех необходимых материалов по находящимся в производстве Конституционного Суда делам для последующего их рассмотрения; опубликованию решений и иных материалов Конституционного Суда Российской Федерации.5

Информация о работе Конституционный контроль в России