Конституционный контроль в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 20:26, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы: определить формы осуществления конституционного контроля в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать определение и раскрыть сущность понятия «конституционный контроль».
2. Рассмотреть процесс становления конституционного контроля в Российской Федерации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………….…………….…… 3
Глава 1 СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§ 1 История формирования конституционного контроля в России.. 5
§ 2 Формы осуществления конституционного контроля.................. 13
§ 3 Объекты и субъекты конституционного контроля……...…….. 21
Глава 2 КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
§ 1 Конституционный Суд – высший орган конституционного
контроля в Российской Федерации…………………………………. 26
§ 2 Виды органов конституционного контроля субъектов РФ…… 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….……………………………………………...……. 35
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………. 37

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по КП.doc

— 207.00 Кб (Скачать файл)

 

 

ГЛАВА 2 КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ  В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

§ 1 Конституционный Суд – высший орган конституционного

контроля  в Российской Федерации

 

 

Конституцией  РФ (часть 1 статьи 1) декларируется курс на построение правового государства в Российской Федерации, что предполагает разделение государственной власти на три самостоятельные ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. Паритетное (равное) сосуществование перечисленных ветвей власти призван обеспечить судебный конституционный контроль. Опыт построения правовых государств показал, что судебный конституционный контроль с наибольшей эффективностью может быть обеспечен специально предназначенным органом судебного конституционного контроля - конституционным судом.

Поэтому конституционный  контроль – одна из главных функций  Конституционного Суда Российской Федерации и судебной власти в целом. Конституционный Суд олицетворяет в государстве судебную власть. Конституционный суд Российской Федерации представляет собой орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.20

В независимой  России идея конституционного правосудия сразу обрела свое полное воплощение. 12 июля 1991 г. был принят первый закон  о Конституционном Суде Российской Федерации, который наделял Конституционный  Суд полномочиями по проверке конституционности  не только правовых актов высших органов государственной власти, но и действий высших должностных лиц. Не исключалось участие Суда в качестве высшего арбитра возможных политических разногласий. Поэтому, когда в 1993 г. в политическом развитии России возник острый кризис, он сильно затронул и Конституционный Суд.

После принятия в 1993 г. новой Конституции Российской Федерации был принят и 23 июля 1994 г. вступил в силу новый Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации", действует до настоящего времени.

Статья 1 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", определяет, что Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Статья 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" обязывает Конституционный Суд прежде всего защищать основы конституционного строя, основные права и свободы человека и гражданина, обеспечивать верховенство и прямое действие Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации.

Согласно статьи 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» целями Конституционного Суда являются: защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина и обеспечение верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации.21

Конституционный Суд действует на принципах независимости, коллегиальности, гласности, непрерывности  судебного заседания, состязательности и равноправия сторон (статьи 29, 30, 31, 34, 35).

М.В. Баглаем  отмечено, что: «Конституционный Суд судит не людей, а законы, которые, как известно, распространяются на всю территорию Российской Федерации и на всех ее граждан и всех субъектов Федерации. Так, Суд принял свыше 30 постановлений, которыми утвердил и тем самым расширил многие демократические гарантии граждан в уголовном процессе, устраняя при этом все скрытые препятствия на пути осуществления важнейшего конституционного права - права на судебную защиту, на правосудие. Суд твердо отстаивал право граждан на частную собственность и свободную предпринимательскую деятельность, видя в этом принципиальные основы развития в стране рыночной экономики. Защищая трудовые и социальные права, Суд исходил из конституционного положения о социальном характере нашего государства. К конституционному знаменателю были приведены многие избирательные законы и законы о местном самоуправлении. В течение прошедшего десятилетия практика конституционной проверки постепенно охватила практически все отрасли российского права». 22

Конституционный Суд РФ обладает полномочиями, указанными в статье 125 Конституции Российской Федерации и в статье 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном суде Российской Федерации».

1. Разрешает  дела о соответствии Конституции  Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций  республик, уставов, а также законов  и иных нормативных актов субъектов  Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров  между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров  Российской Федерации.

По указанным  делам осуществляется абстрактный  нормоконтроль, т.е. вне связи с  применением указанных актов  в конкретных судебных и иных делах. Правом обращения в Конституционный  Суд с запросом о проверке конституционности  этой категории нормативных актов и договоров Конституция наделяет Президента, Совет Федерации, Государственную Думу, одну пятую членов Совета Федерации (36 членов) или депутатов Государственной Думы (90 депутатов), Правительство, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации.23

2. Разрешает  споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти; 

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной  власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими  государственными органами субъектов  Российской Федерации.24

При этом Конституционный  Суд не рассматривает споры имущественного характера, споры о подведомственности дела судам и о подсудности, т.е. споры между судебными органами25.

3. По жалобам  на нарушение конституционных  прав и свобод граждан проверяет  конституционность закона, примененного  в конкретном деле, т.е. осуществляет  конкретный нормоконтроль. С конституционной  жалобой вправе обращаться российские  граждане, иностранные граждане и лица без гражданства, а также объединения граждан.

3.1. По запросам  судов проверяет конституционность  закона, подлежащего применению  соответствующим судом в конкретном  деле.

4. Дает толкование  Конституции Российской Федерации  по запросам Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Федерации.

5. По запросу  Совета Федерации дает заключение  о соблюдении установленного  порядка выдвижения обвинения  Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

6. Выступает  с законодательной инициативой  по вопросам своего ведения (часть 1, статьи 104 Конституции Российской Федерации).

7. Осуществляет  иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со статьей 11 Конституции Российской Федерации договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля. 26 

Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации может  быть изменена не иначе как путем  внесения изменений в Федеральный  конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации». Конституционный Суд решает исключительно вопросы права. Конституционный Суд Российской Федерации при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.  По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд Российской Федерации принимает Регламент Конституционного Суда Российской Федерации.27

Судьей Конституционного Суда может быть назначен гражданин  Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права28. Личность судьи в органах конституционного контроля играет весьма заметную роль, так как ее оценивают, зачастую, не только по правовым критериям, но и по нравственным29.

Полномочия  судьи Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда - семьдесят лет. Судья Конституционного Суда считается вступившим в должность с момента принятия им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором ему исполняется семьдесят лет. Судья, достигший предельного возраста пребывания в должности судьи, продолжает исполнять обязанности судьи до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием, или до назначения на должность нового судьи.30

Судья Конституционного Суда неприкосновенен. Гарантии неприкосновенности судьи Конституционного Суда устанавливаются Федеральным конституционным законом  «О Конституционном Суде Российской Федерации» и федеральным законом «О статусе судей Российской Федерации». 

Судья Конституционного Суда не может быть привлечен к какой-либо ответственности, в том числе после прекращения его полномочий, за мнение, выраженное им при рассмотрении дела в Конституционном Суде, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность данного судьи в преступном злоупотреблении своими полномочиями.31

 

§ 2. Виды органов конституционного контроля субъектов Российской Федерации

 

Анализ имеющихся  научных классификаций органов  конституционного контроля субъектов  Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что существует главным образом три вида органов конституционного контроля субъектов.32

Во-первых, наиболее воспринятой оказалась идея создания специальных конституционных судов  в республиках в составе Российской Федерации, т.е. использована, как и на федеральном уровне, европейская, или концентрированная, модель судебного конституционного контроля.

Другая модель организации специализированного  механизма охраны конституций, созданная  практикой не только республик в  составе Российской Федерации, но и других субъектов Российской Федерации, представляет собой учреждения квазисудебного, консультативно-надзорного характера (комитеты конституционного надзора, палаты уставного контроля, судебная палата области). Прообразом этой модели органа, осуществляющего правовую охрану Конституции, был Комитет конституционного надзора в СССР (1988 - 1991 гг.). Комитеты конституционного надзора в республиках РФ, которые были созданы как органы конституционной охраны, в основном оказались непродолжительными во времени. Во многом это объясняется только недостатками модели. Такой вид органов был создан в Татарстане в 1990 году (в соответствии с Законом о Конституционном надзоре Республики Татарстан от 13 декабря 1990 года), но в дальнейшем преобразован в Конституционный Суд в соответствии с Конституцией 1992 года. Аналогично в Республике Северная Осетия - Алания и Республике Коми эти органы существовали до 2001 года и 1994 года соответственно и были преобразованы в Конституционные Суды.

Третья модель организации механизма правовой защиты конституций (уставов) субъектов Российской Федерации была сформирована прежде всего практикой Ингушской Республики. Суть ее заключается в наделении Верховного суда республики конституционно-контрольными полномочиями, т.е. использована американская версия совмещения конституционного контроля с общими судами, а точнее - японская модель, поскольку функцией конституционного контроля наделяется только высшее звено общей судебной системы. Так, согласно статьи 83 Конституции Республики Ингушетия от 27 февраля 1994 г. Верховный суд Республики Ингушетия является высшим судебным органом республики в сфере осуществления не только гражданского, уголовного и административного судопроизводства, но и конституционного судопроизводства. А в соответствии с пунктом 3 статьи 84 Конституции Ингушетии от 27 февраля 1994 г., Верховный суд Республики Ингушетия "разрешает дела о конституционности" законов, иных нормативных актов, договоров республики; рассматривает дела о конституционности партий, правоприменительной практики, дает заключения, т.е. вправе осуществлять полномочия, которые в других республиках в составе Российской Федерации адекватны функциям специализированных органов конституционного контроля. Вместе с тем в Конституции Российской Федерации и Федеральном конституционном законе "О судебной системе" функция конституционного контроля за судами общей юрисдикции не признается.

Информация о работе Конституционный контроль в России