Конституцонное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 15:46, доклад

Описание работы

Понятие основ правового статуса человека и гражданина
Правовой статус человека и гражданина - это юридически закрепленное положение человека и гражданина в обществе, государстве. Правовой статус человека и гражданина, главное содержание которого составляют права и обязанности, закрепляется всеми без исключения отраслями российского права, однако ведущая роль принадлежит конституционному праву, устанавливающему основы правового статуса человека и гражданина.

Файлы: 1 файл

кп 4 тема.docx

— 75.77 Кб (Скачать файл)

 В современном мире, когда проблема прав человека вышла далеко за пределы каждого отдельного государства, возникла необходимость в создании универсальных международно-правовых стандартов, которые являлись бы основными правами человека и перестали быть объектом только внутренней компетенции государства, а стали бы делом всего международного сообщества. Эти основные права отражены в ряде важнейших международно-правовых актов, установивших общечеловеческие стандарты прав и интересов личности.    

 Сегодня объём прав и свобод личности определяется не только конкретными особенностями того или иного общества и государства, но и развитием общечеловеческих ценностей и культуры, уровнем и степенью интегрированности международного сообщества: «основу идей о правах человека составляют принципы свободы, равенства, гуманизма, личной неприкосновенности и др. Проблема прав человека трансформируется в цели, устремления и жизнь людей. Её значение измеряется не только и не столько гносеологическими, сколько социально-практическими ценностями» [1].    

 Принятие Билля о правах человека, включающего Всеобщую декларацию прав человека (1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1976 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1976 г.), Факультативные протоколы № 1 и № 2 к Международному пакту о гражданских и политических правах, внесло коренные изменения в правосубъектность человека, который становится субъектом не только внутригосударственного (национального), но и международного права.    

 Согласно международному  праву все лица, проживающие в  государстве-участнике соответствующих международно-правовых актов и на которых распространяется юрисдикция этого государства, получают возможность пользоваться правами, предусмотренными актами, без различия по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального либо социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Это обязывает все государства привести своё национальное законодательство в соответствие с требованиями международных правовых актов. Поэтому гражданин, права которого нарушены, может обратиться непосредственно в Комитет по правам человека при ООН, если им исчерпаны все имеющиеся внутренние средства правовой защиты (ст. 2 Факультативного протокола № 1 к Международному пакту о гражданских и политических правах).     

 Европейская конвенция  о защите прав человека и  основных свобод 1950 г. так же  предусматривает возможность любого  человека обратиться в Европейский суд для защиты нарушенного права на тех же условиях – исчерпанности всех внутригосударственных средств защиты прав, предусмотренных национальным законодательством.    

 Всеобщая декларация  прав человека, Европейская конвенция  о защите прав человека и  основных свобод и иные международные  акты о правах человека определили тот универсальный набор основных прав и свобод, который в единстве призван обеспечить нормальную жизнедеятельность индивида. Этот каталог прав формировался на основе тысячелетнего опыта борьбы за свободу и социальный прогресс.    

 В современных условиях под основными правами человека понимают права, содержащиеся в Конституции и международно-правовых документах по правам человека, в частности, в Международном Билле о правах человека, а также в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и Европейской социальной хартии 1961 г. и позволяющие человеку свободно, независимо от государства принимать решения. При этом основные права и свободы человека определяются как объективные условия, возможности жизнедеятельности человека, без которых не может существовать сам человек, и в комплексе они характеризуют свободу личности, то есть независимость личности от государства и использование своих прав, свобод и законных интересов независимо от интересов других личностей. Любое основное право человека должно быть признано каждым государством-участником вышеуказанных актов независимо от его конституционного закрепления.    

 Кроме того, значительно  возрастает количество нормативных  правовых актов государств, регулирующих  права и свободы человека и  гражданина и, соответственно, количество  норм в данной сфере. За последние  десятилетия свобода личности  расширяется, эволюция имеет чёткую  направленность на расширение  прав и свобод личности, на  усиление их обеспеченности государством, а также на усиление обязанностей  и ответственности личности.    

 Тенденция увеличения  нормативного регулирования в  области субъективных прав, многократного  дублирования норм в различных  правовых актах, а также появления  новых субъективных прав, ранее  не известных юридической науке,  видимо, будет сохраняться.    

 Однако многократное  дублирование норм, регулирующих  права и свободы человека и  гражданина, зачастую приводит к  необоснованному усложнению нормативной  правовой базы, возникновению ряда  противоречий между различными  нормативными правовыми актами. Это ведёт к тому, что на  фоне декларирования большинства  необходимых индивиду субъективных  прав, человек не всегда в состоянии  ими воспользоваться по причине  усложнённого механизма реализации, что объясняется, как представляется, недостатками юридической техники.      

 Приоритет международного  права по отношению к внутригосударственному в области прав человека становится общепризнанным принципом международного сообщества. Он закреплён и в Конституции Российской Федерации, которая «признаёт автономию личности, её право на невмешательство в сферу очерченной правом свободы личности, ставит заслон всевластию государства и его посягательствам на развитие свободы и индивидуальности личности» [2]. Конституция Российской Федерации, предписав, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, одновременно установила способ обеспечения этих прав и свобод (ст. 18).    

 Однако развитие российского  права традиционно шло при подмене или отождествлении правовых и моральных норм. В российском общественном сознании долгое время бытовало традиционное понимание права как памятника истории, представление о правах человека – как об идее-абстракции, предмете полемики, а не универсальной ценности отечественной культуры. С этим связано и то, что до настоящего времени в теоретическом и обыденном сознании россиян не произошло естественной для европейского мышления прагматизации идеала прав человека, правового государства.     

 До начала 90-х гг. XX в. это оставалось в России в большей степени предметом научного знания – культурологии, политических и юридических наук, философии права, а не реальной практики реформирования социальной действительности. Следствием этого был диссонанс в общественном сознании – разрыв между нормативным и функциональным аспектами прав человека, вызванный противоречием между официальным признанием принципов правового государства и гражданского общества и отсутствием механизмов, способных последовательно проводить эти принципы. Однако, как отмечал Н. М. Коркунов: «Для того чтобы исторически вырабатываемая общественная культура не утратила своей жизненности, чтобы она не замерла в неподвижном застое, необходимо, чтобы цивилизация включала в себя и право, обособляющее и оберегающее индивидуальное» [3].    

 Современные либерализация и демократизация российского общества, вступление России в 1996 г. в Совет Европы и выполнение в связи с этим целого комплекса обязательств: реформа пенитенциарной системы, передача религиозным организациям их собственности, изменение законодательства в соответствии с международными стандартами; создание института Уполномоченного по правам человека и т. д. способствовали трансформации правовой культуры общества и политического режима государства.    

 Первооснову правового  статуса человека и гражданина в современном мире составляют права и свободы, большинство которых носят абсолютный характер, то есть являются неотъемлемыми и не подлежащими ограничению, в них заложен потенциал тех естественных и непременных свойств, которые необходимы для нормальной жизнедеятельности человека и человечества в целом. Право индивида является естественным правом, присущим ему от рождения («права человека и фундаментальные свободы являются прирожденными правами» [4]), одним из главных ценностей человеческого бытия, и в качестве таковой выступает измерителем всех процессов, происходящих в обществе, так как нарушение естественных прирождённых прав человека деформирует нормальное развитие общества, дегуманизирует его.    

 Личные права человека  являются исходными, принадлежат  ему от рождения независимо  от того, является он гражданином  государства, в котором живёт,  или нет, и составляют основу  его статуса на протяжении  всей жизни. Эти права выражают  естественное состояние человека (они проистекают из естественного права, как основы норм и принципов общепризнанных прав человека, которое включает в себя идеалы свободы, справедливости, равенства всех перед законом, признание народа в качестве единственного источника власти) и его жизненные устремления, охрана которых является одной из основных обязанностей государства. Личные права и свободы выступают в качестве эффективных инструментов самозащиты человека от давления и вмешательства извне в его частную жизнь и внутренний мир, в их развитии и укреплении объективно заинтересовано всё общество.    

 На фоне повсеместного  закрепления прав человека в  различных нормативных правовых  актах на первое место выступает  проблема взаимодействия и конкуренции различных прав и свобод. В настоящее время данный аспект не урегулирован в правовом порядке, не существует иерархии прав, которая обладала бы определённой юридической силой, поэтому данный вопрос, как правило, решается на основе судейского усмотрения.     

 Однако право на  жизнь образует первооснову всех  других прав и свобод. Оно представляет собой абсолютную ценность мировой цивилизации («Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишён жизни» (гл. 1 ст. 6 Международного пакта о гражданских и политических правах [5]), ибо все остальные права утрачивают смысл и значение в случае гибели человека. Это фундаментальное право вполне допустимо рассматривать в двух аспектах: во-первых, как право личности на свободу от любых незаконных посягательств на её жизнь со стороны государства, его представителей либо частных лиц; во-вторых, как право личности на свободное распоряжение своей жизнью.    

 В настоящее время  совокупность прав человека имеет  тенденцию к дальнейшему развитию  и влияет на состояние его  правового статуса. Процесс глобализации  современного мира коррелируется  с возрастанием значимости, своеобразия  ценностей различных цивилизаций  с их культурой, традициями, стремлением  сохранить свою самобытность  и специфику образа жизни (на  фоне всеобщей глобализации сфера  межгосударственных отношений активно  осваивается новыми субъектами). В то же самое время, когда  «мы в основном обращаем внимание  на универсальный характер прав  человека, в наших подходах преобладает  евроцентристский подход. Однако, оценивая тенденции в развитии прав человека, следует взвешенно подходить к соотношению европейских универсальных стандартов и традиционализма, культуры, религии иных цивилизаций (индийской, исламской, африканской…)» [6].    

 В современном мире  при возросшей миграции населения  разных стран, а также в связи  с развитием широких контактов  в бизнесе, науке, в области  культуры в каждом государстве  постоянно находится население,  которое по разным причинам  временно не приобретает гражданства государства пребывания. Их положение определяется только статусом прав человека, который, однако, охраняется каждым государством в силу его конституции и международного права.    

 Права же гражданина  – это своеобразное ограничение  равенства между людьми, поскольку  их лишают или ограничивают  в правах лиц, живущих в стране, но не имеющих гражданства.  Это права, которые обычно предполагают возможность участия в государственных делах, в выборах высших и местных органов государственной власти, допуска в своей стране к государственной службе, и лица, не имеющие гражданства, этих прав в данном государстве не имеют. Такая дискриминация, допускаемая международным сообществом, объясняется правомерным желанием каждого государства предоставить указанные права только лицам, устойчиво связанным с судьбой страны и в полной мере несущим конституционные обязанности. Это не означает, что лица без гражданства не несут никаких обязанностей (например, соблюдать конституцию, уплачивать налоги и др.).    

 В целом же права  и свободы человека и гражданина  являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание  и применение законов, деятельность  законодательной и исполнительной  власти и обеспечиваются правосудием.  Однако «права, предоставленные  гражданину Конституцией, гарантированы  Конституцией и международными  документами, существенно важны, но не беспредельны» [7], так как «свобода не может быть ни абсолютной, ни абстрактной. Она всегда конкретна, зависит от объективных условий развития общества» [8].    

 Права и свободы  человека и гражданина связаны  с определёнными видами обязанностей: не посягать на права и свободы  других лиц, уважать конституционный  строй своей страны, общественную  мораль. Целостность системы прав  человека и гражданина обусловлена  единством принципов равноправия  и социальной справедливости. Государством  и международным сообществом  установлены (а «любой закон  ограничивает в какой-то мере  индивидуальную свободу» [9]) и действуют  барьеры, ограничения и прямые  запреты, оберегающие сферу личной  свободы от противоправных и  произвольных попыток её ущемления  со стороны государства и иных  субъектов. 

Информация о работе Конституцонное право