Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 15:46, доклад
Понятие основ правового статуса человека и гражданина
Правовой статус человека и гражданина - это юридически закрепленное положение человека и гражданина в обществе, государстве. Правовой статус человека и гражданина, главное содержание которого составляют права и обязанности, закрепляется всеми без исключения отраслями российского права, однако ведущая роль принадлежит конституционному праву, устанавливающему основы правового статуса человека и гражданина.
В современном мире, когда проблема прав человека вышла далеко за пределы каждого отдельного государства, возникла необходимость в создании универсальных международно-правовых стандартов, которые являлись бы основными правами человека и перестали быть объектом только внутренней компетенции государства, а стали бы делом всего международного сообщества. Эти основные права отражены в ряде важнейших международно-правовых актов, установивших общечеловеческие стандарты прав и интересов личности.
Сегодня объём прав и свобод личности определяется не только конкретными особенностями того или иного общества и государства, но и развитием общечеловеческих ценностей и культуры, уровнем и степенью интегрированности международного сообщества: «основу идей о правах человека составляют принципы свободы, равенства, гуманизма, личной неприкосновенности и др. Проблема прав человека трансформируется в цели, устремления и жизнь людей. Её значение измеряется не только и не столько гносеологическими, сколько социально-практическими ценностями» [1].
Принятие Билля о правах человека, включающего Всеобщую декларацию прав человека (1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1976 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1976 г.), Факультативные протоколы № 1 и № 2 к Международному пакту о гражданских и политических правах, внесло коренные изменения в правосубъектность человека, который становится субъектом не только внутригосударственного (национального), но и международного права.
Согласно международному праву все лица, проживающие в государстве-участнике соответствующих международно-правовых актов и на которых распространяется юрисдикция этого государства, получают возможность пользоваться правами, предусмотренными актами, без различия по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального либо социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Это обязывает все государства привести своё национальное законодательство в соответствие с требованиями международных правовых актов. Поэтому гражданин, права которого нарушены, может обратиться непосредственно в Комитет по правам человека при ООН, если им исчерпаны все имеющиеся внутренние средства правовой защиты (ст. 2 Факультативного протокола № 1 к Международному пакту о гражданских и политических правах).
Европейская конвенция
о защите прав человека и
основных свобод 1950 г. так же
предусматривает возможность
Всеобщая декларация
прав человека, Европейская конвенция
о защите прав человека и
основных свобод и иные
В современных условиях под основными правами человека понимают права, содержащиеся в Конституции и международно-правовых документах по правам человека, в частности, в Международном Билле о правах человека, а также в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и Европейской социальной хартии 1961 г. и позволяющие человеку свободно, независимо от государства принимать решения. При этом основные права и свободы человека определяются как объективные условия, возможности жизнедеятельности человека, без которых не может существовать сам человек, и в комплексе они характеризуют свободу личности, то есть независимость личности от государства и использование своих прав, свобод и законных интересов независимо от интересов других личностей. Любое основное право человека должно быть признано каждым государством-участником вышеуказанных актов независимо от его конституционного закрепления.
Кроме того, значительно
возрастает количество
Тенденция увеличения
нормативного регулирования в
области субъективных прав, многократного
дублирования норм в различных
правовых актах, а также
Однако многократное
дублирование норм, регулирующих
права и свободы человека и
гражданина, зачастую приводит к
необоснованному усложнению
Приоритет международного права по отношению к внутригосударственному в области прав человека становится общепризнанным принципом международного сообщества. Он закреплён и в Конституции Российской Федерации, которая «признаёт автономию личности, её право на невмешательство в сферу очерченной правом свободы личности, ставит заслон всевластию государства и его посягательствам на развитие свободы и индивидуальности личности» [2]. Конституция Российской Федерации, предписав, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, одновременно установила способ обеспечения этих прав и свобод (ст. 18).
Однако развитие российского права традиционно шло при подмене или отождествлении правовых и моральных норм. В российском общественном сознании долгое время бытовало традиционное понимание права как памятника истории, представление о правах человека – как об идее-абстракции, предмете полемики, а не универсальной ценности отечественной культуры. С этим связано и то, что до настоящего времени в теоретическом и обыденном сознании россиян не произошло естественной для европейского мышления прагматизации идеала прав человека, правового государства.
До начала 90-х гг. XX в. это оставалось в России в большей степени предметом научного знания – культурологии, политических и юридических наук, философии права, а не реальной практики реформирования социальной действительности. Следствием этого был диссонанс в общественном сознании – разрыв между нормативным и функциональным аспектами прав человека, вызванный противоречием между официальным признанием принципов правового государства и гражданского общества и отсутствием механизмов, способных последовательно проводить эти принципы. Однако, как отмечал Н. М. Коркунов: «Для того чтобы исторически вырабатываемая общественная культура не утратила своей жизненности, чтобы она не замерла в неподвижном застое, необходимо, чтобы цивилизация включала в себя и право, обособляющее и оберегающее индивидуальное» [3].
Современные либерализация и демократизация российского общества, вступление России в 1996 г. в Совет Европы и выполнение в связи с этим целого комплекса обязательств: реформа пенитенциарной системы, передача религиозным организациям их собственности, изменение законодательства в соответствии с международными стандартами; создание института Уполномоченного по правам человека и т. д. способствовали трансформации правовой культуры общества и политического режима государства.
Первооснову правового статуса человека и гражданина в современном мире составляют права и свободы, большинство которых носят абсолютный характер, то есть являются неотъемлемыми и не подлежащими ограничению, в них заложен потенциал тех естественных и непременных свойств, которые необходимы для нормальной жизнедеятельности человека и человечества в целом. Право индивида является естественным правом, присущим ему от рождения («права человека и фундаментальные свободы являются прирожденными правами» [4]), одним из главных ценностей человеческого бытия, и в качестве таковой выступает измерителем всех процессов, происходящих в обществе, так как нарушение естественных прирождённых прав человека деформирует нормальное развитие общества, дегуманизирует его.
Личные права человека
являются исходными,
На фоне повсеместного
закрепления прав человека в
различных нормативных
Однако право на
жизнь образует первооснову
В настоящее время
совокупность прав человека
В современном мире
при возросшей миграции
Права же гражданина
– это своеобразное
В целом же права
и свободы человека и
Права и свободы
человека и гражданина связаны
с определёнными видами