Конституцонное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 15:46, доклад

Описание работы

Понятие основ правового статуса человека и гражданина
Правовой статус человека и гражданина - это юридически закрепленное положение человека и гражданина в обществе, государстве. Правовой статус человека и гражданина, главное содержание которого составляют права и обязанности, закрепляется всеми без исключения отраслями российского права, однако ведущая роль принадлежит конституционному праву, устанавливающему основы правового статуса человека и гражданина.

Файлы: 1 файл

кп 4 тема.docx

— 75.77 Кб (Скачать файл)

Статья 3

Деятельность Уполномоченного  дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции  государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

Статья 4

Введение режима чрезвычайного  или военного положения на всей территории Российской Федерации либо на ее части  не прекращает и не приостанавливает деятельности Уполномоченного и  не влечет ограничения его компетенции.

Статья 5

1. В соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской  Федерации может учреждаться  должность Уполномоченного по  правам человека в субъекте  Российской Федерации.

2. Финансирование деятельности  Уполномоченного по правам человека  в субъекте Российской Федерации  и его аппарата осуществляется  из средств бюджета субъекта  Российской Федерации. 

 

ГЛАВА II. 
Порядок назначения на должность 
и освобождения от должности Уполномоченного

Статья 6

На должность Уполномоченного  назначается лицо, являющееся гражданином  Российской Федерации, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты.

Статья 7

1. Предложения о кандидатах на  должность Уполномоченного могут  вноситься в Государственную  Думу Президентом Российской  Федерации, Советом Федерации  Федерального Собрания Российской  Федерации, депутатами Государственной  Думы и депутатскими объединениями  в Государственной Думе.

2. Предложения о кандидатах на  должность Уполномоченного вносятся  в Государственную Думу в течение  месяца до окончания срока  полномочий предыдущего Уполномоченного.

Статья 8

1. Уполномоченный назначается на  должность и освобождается от  должности Государственной Думой  большинством голосов от общего  числа депутатов Государственной  Думы тайным голосованием.

2. Государственная Дума принимает  постановление о назначении на  должность Уполномоченного не  позднее 30 дней со дня истечения  срока полномочий предыдущего  Уполномоченного.

3. Каждая кандидатура, выносимая  на тайное голосование при  назначении Уполномоченного, выдвинутая  в соответствии со статьей  7 настоящего Федерального конституционного  закона, включается в список для  тайного голосования двумя третями  голосов от общего числа депутатов  Государственной Думы.

Статья 9

1. При вступлении в должность  Уполномоченный приносит присягу  следующего содержания: "Клянусь  защищать права и свободы человека  и гражданина, добросовестно исполнять  свои обязанности, руководствуясь  Конституцией Российской Федерации,  законодательством Российской Федерации,  справедливостью и голосом совести".

2. Присяга приносится на заседании  Государственной Думы непосредственно  после назначения Уполномоченного  на должность.

3. Уполномоченный считается вступившим  в должность с момента принесения  присяги.

Статья 10

1. Уполномоченный назначается на  должность сроком на пять лет,  считая с момента принесения  присяги. Его полномочия прекращаются  с момента принесения присяги  вновь назначенным Уполномоченным.

2. Истечение срока полномочий  Государственной Думы, а также  ее роспуск не влекут прекращения  полномочий Уполномоченного.

3. Одно и то же лицо не  может быть назначено на должность  Уполномоченного более чем на  два срока подряд.

Статья 11

1. Уполномоченный не может являться  депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации или  депутатом законодательного (представительного)  органа субъекта Российской Федерации,  находиться на государственной  службе, заниматься другой оплачиваемой  или неоплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности.

2. Уполномоченный не вправе заниматься  политической деятельностью, быть  членом политической партии или  иного общественного объединения,  преследующего политические цели.

3. Уполномоченный обязан прекратить  деятельность, несовместимую с его  статусом, не позднее 14 дней со  дня вступления в должность.  В случае, если в течение указанного срока Уполномоченный не выполнит установленные требования, его полномочия прекращаются и Государственная Дума назначает нового Уполномоченного.

Статья 12

1. Уполномоченный обладает неприкосновенностью  в течение всего срока его  полномочий. Он не может быть  без согласия Государственной  Думы привлечен к уголовной  или административной ответственности,  налагаемой в судебном порядке,  задержан, арестован, подвергнут  обыску, за исключением случаев  задержания на месте преступления, а также подвергнут личному  досмотру, за исключением случаев,  когда это предусмотрено федеральным  законом для обеспечения безопасности  других лиц. Неприкосновенность  Уполномоченного распространяется  на его жилое и служебное  помещения, багаж, личное и  служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства  связи, а также на принадлежащие  ему документы.

2. В случае задержания Уполномоченного  на месте преступления должностное  лицо, произведшее задержание, немедленно  уведомляет об этом Государственную  Думу. которая должна принять решение о даче согласия на дальнейшее применение этой процессуальной меры. При неполучении в течение 24 часов согласия Государственной Думы на задержание Уполномоченный должен быть немедленно освобожден.

Статья 13

1. Уполномоченный досрочно освобождается  от должности в случаях:

1) нарушения требований статьи 11 настоящего Федерального конституционного  закона;

2) вступления в законную силу  обвинительного приговора суда  в отношении Уполномоченного.

2. Полномочия Уполномоченного могут  быть прекращены Государственной  Думой также ввиду его неспособности  по состоянию здоровья или  по иным причинам в течение  длительного времени (не менее  четырех месяцев подряд) исполнять  свои обязанности.

3. Уполномоченный может быть  освобожден от должности также  в случае подачи им заявления  о сложении полномочий.

4. Досрочное освобождение Уполномоченного  от должности производится постановлением  Государственной Думы Федерального  Собрания Российской Федерации.

Статья 14

В случае досрочного освобождения Уполномоченного  от должности новый Уполномоченный должен быть назначен Государственной  Думой в течение двух месяцев  со дня досрочного освобождения предыдущего  Уполномоченного от должности в  порядке, установленном статьями 6-10 настоящего Федерального конституционного закона. 

 

ГЛАВА III. 
Компетенция Уполномоченного

Статья 15

Уполномоченный рассматривает  жалобы граждан Российской Федерации  и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан  и лиц без гражданства (далее  – заявители).

Статья 16

1. Уполномоченный рассматривает  жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов,  органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных  служащих, если ранее заявитель  обжаловал эти решения или  действия (бездействие) в судебном  либо административном порядке,  но не согласен с решениями,  принятыми по его жалобе.

2. Уполномоченный не рассматривает  жалобы на решения палат Федерального  Собрания Российской Федерации  и законодательных (представительных) органов государственной власти  субъектов Российской Федерации.

3. Подача жалобы Уполномоченному  по правам человека в субъекте  Российской Федерации не является  основанием для отказа в принятии  аналогичной жалобы к рассмотрению  Уполномоченным.

Статья 17

1. Жалоба должна быть подана  Уполномоченному не позднее истечения  года со дня нарушения прав  и свобод заявителя или с  того дня, когда заявителю стало  известно об их нарушении.

2. Жалоба должна содержать фамилию,  имя, отчество и адрес заявителя,  изложение существа решений или  действий (бездействия), нарушивших  или нарушающих, по мнению заявителя,  его права и свободы, а также  сопровождаться копиями решений,  принятых по его жалобе, рассмотренной  в судебном или административном  порядке.

Статья 18

Жалоба, направляемая Уполномоченному, не облагается государственной пошлиной.

Статья 19

Жалобы, адресованные Уполномоченному  лицами, находящимися в местах принудительного  содержания, просмотру администрацией мест принудительного содержания не подлежат и в течение 24 часов направляются Уполномоченному.

Статья 20

1. Получив жалобу, Уполномоченный  имеет право:

1) принять жалобу к рассмотрению;

2) разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать  для защиты своих прав и  свобод;

3) передать жалобу государственному  органу, органу местного самоуправления  или должностному лицу, к компетенции  которых относится разрешение  жалобы по существу;

4) отказать в принятии жалобы  к рассмотрению.

2. О принятом решении Уполномоченный  в десятидневный срок уведомляет  заявителя. В случае начала  рассмотрения жалобы Уполномоченный  информирует также государственный  орган, орган местного самоуправления  или должностное лицо, решения  или действия (бездействие) которых  обжалуются.

3. Отказ в принятии жалобы  к рассмотрению должен быть  мотивирован. Отказ в принятии  жалобы к рассмотрению обжалованию  не подлежит.

Статья 21

При наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих  особое общественное значение или связанных  с необходимостью защиты интересов  лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты, Уполномоченный вправе принять по собственной инициативе соответствующие меры в пределах своей компетенции.

Статья 22

1. Приступив к рассмотрению жалобы, Уполномоченный вправе обратиться  к компетентным государственным  органам или должностным лицам  за содействием в проведении  проверки обстоятельств, подлежащих  выяснению.

2. Проверка не может быть поручена  государственному органу, органу  местного самоуправления или  должностному лицу, решения или  действия (бездействие) которых обжалуются.

Статья 23

1. При проведении проверки по  жалобе Уполномоченный вправе:

1) беспрепятственно посещать все  органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях  их коллегиальных органов, а  также беспрепятственно посещать  предприятия, учреждения и организации  независимо от организационно-правовых  форм и форм собственности,  воинские части, общественные  объединения;

2) запрашивать и получать от  государственных органов, органов  местного самоуправления и у  должностных лиц и государственных  служащих сведения, документы и  материалы, необходимые для рассмотрения  жалобы;

3) получать объяснения должностных  лиц и государственных служащих, исключая судей, по вопросам, подлежащим  выяснению в ходе рассмотрения  жалобы;

4) проводить самостоятельно или  совместно с компетентными государственными  органами, должностными лицами и  государственными служащими проверку  деятельности государственных органов,  органов местного самоуправления  и должностных лиц;

5) поручать компетентным государственным  учреждениям проведение экспертных  исследований и подготовку заключений  по вопросам, подлежащим выяснению  в ходе рассмотрения жалобы;

6) знакомиться с уголовными, гражданскими  делами и делами об административных  правонарушениях, решения (приговоры)  по которым вступили в законную  силу, а также с прекращенными  производством делами и материалами,  по которым отказано в возбуждении  уголовных дел.

2. По вопросам своей деятельности Уполномоченный пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами расположенных на территории Российской Федерации органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, руководителями общественных объединений, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, администрацией мест принудительного содержания.

Статья 24

1. Предоставление Уполномоченному  информации, составляющей государственную. коммерческую либо иную охраняемую законом тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Уполномоченный вправе отказаться  от дачи свидетельских показаний  по гражданскому или уголовному  делу об обстоятельствах, ставших  ему известными в связи с  выполнением его обязанностей.

Статья 25

При рассмотрении жалобы Уполномоченный обязан предоставить государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, чьи решения  или действия (бездействие) обжалуются, возможность дать свои объяснения по любым вопросам, подлежащим выяснению  в процессе проверки, а также мотивировать свою позицию в целом.

Статья 26

1. О результатах рассмотрения  жалобы Уполномоченный обязан  известить заявителя.

2. В случае установления факта нарушения прав заявителя Уполномоченный обязан принять меры в пределах его компетенции, определенной настоящим Федеральным конституционным законом.

Информация о работе Конституцонное право