Конституцонное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 15:46, доклад

Описание работы

Понятие основ правового статуса человека и гражданина
Правовой статус человека и гражданина - это юридически закрепленное положение человека и гражданина в обществе, государстве. Правовой статус человека и гражданина, главное содержание которого составляют права и обязанности, закрепляется всеми без исключения отраслями российского права, однако ведущая роль принадлежит конституционному праву, устанавливающему основы правового статуса человека и гражданина.

Файлы: 1 файл

кп 4 тема.docx

— 75.77 Кб (Скачать файл)

- деятельности субъектов  правозащитной деятельности, в том  числе органов государственной  власти в пределах установленных  полномочий, неправительственных организаций  и самого управомоченного лица по защите своих прав и свобод;

- применение данными лицами  определенных методов защиты, а  именно тех или иных средств  (способов) защиты нарушенных прав  и свобод;

- социальной, в том числе  юридической ответственности, к  которой привлекаются лица, нарушившие  права и свободы человека и  гражданина.

Механизм защиты прав и  свобод человека и гражданина в узком  смысле представляет собой совокупность применяемых гарантий защиты нарушенных прав и свобод человека и гражданина.

Категория гарантий прав и  свобод человека и гражданина –  это понятие сложное, состоящее  из субъектов правозащитной деятельности, а также форм и методов защиты, где формы – предоставленные  законом условия для защиты нарушенных прав, а методы – средства и способы  воздействия, с помощью которых  любой субъект правозащитной  деятельности может защитить основные права и свободы. Причем каждой форме  защиты должен соответствовать определенный способ или средство защиты, т.е. метод  защиты нарушенного права. Значит, субъекты правозащитной деятельности и формы  защиты занимают основное, главенствующее положение, а методы защиты – второстепенное, подчиненное.

Непосредственное действие механизма защиты прав и свобод следующее: субъект правозащитной деятельности, находясь в определенных правовых условиях (форма защиты), применяет то или  иное установленное средство или  способ защиты (метод защиты).

Следует различать четыре уровня защиты прав и свобод, а значит, и четыре вида гарантий, где критерием  отграничения служит территория их применения, это:

- международные гарантии;

- внутригосударственные  (национальные) гарантии;

- региональные гарантии  прав и свобод человека и  гражданина, обеспечивающие реализацию  прав и свобод на территории  отдельно взятого региона. В  Российской Федерации, являющейся  федеративным государством, данную  гарантию можно применять на  уровне субъекта Российской Федерации;

- местные гарантии, применяемые  на уровне муниципального образования.

Региональные и местные  гарантии наиболее приближены к человеку, прежде всего к ним должны обращаться граждане в случае нарушения их прав и свобод. Как показывает практика, люди не склоны избирать эти виды гарантий, в силу недостатка информации, незнания своих возможностей и очень часто  отрицательного отношения к региональным и местным властям. Поэтому они  все чаще избирают национальные и, в  последнее время, даже международные  гарантии защиты нарушенных прав и  свобод.

Каждому виду гарантий соответствует  определенный механизм защиты прав и  свобод, а именно: международный, национальный, региональный и местный.

Международный механизм защиты прав человека действует как на уровне мирового сообщества (общепланетарный  уровень), так и на ином многостороннем уровне (СНГ, Европейского союза, Африканского союза и т.д.). Национальный механизм защиты включает в себя защиту прав и свобод в пределах определенного  государства. Региональным механизмом защиты прав и свобод человека и  гражданина должен стать уровень  субъекта Российской Федерации. Местный  механизм защиты прав и свобод человека и гражданина может осуществляться на муниципальном уровне.

Между этими механизмами  существует определенная взаимосвязь  и соподчиненность. Местный механизм защиты прав и свобод должен соответствовать  региональному стандарту прав и  свобод. Региональный механизм защиты должен соответствовать национальному  стандарту прав и свобод человека и гражданина. Национальный механизм защиты прав и свобод человека и  гражданина должен соответствовать  международному стандарту прав человека, установленному прежде всего во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах.

Соответствие национального  механизма защиты прав и свобод человека и гражданина международному стандарту  прав человека вытекает из тех обязательств, которые взяла на себя Российская Федерация, закрепив принцип приоритета общепризнанных принципов и норм международного права в п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации.

Такой же принцип соответствия регионального механизма защиты прав и свобод человека и гражданина в субъекте Российской Федерации  национальному стандарту прав и  свобод должен действовать в отношении  между Федерацией и ее субъектами, тем более что субъекты Российской Федерации лишены права изменения  объема прав и свобод, установленного государством. Субъекты Российской Федерации  вправе, осуществляя защиту прав и свобод своих граждан, в соответствии с п. “б” ст. 72 Конституции Российской Федерации устанавливать дополнительные гарантии, разработанные и принятые самим субъектом Российской Федерации. Совокупность таких гарантий составляет региональный механизм защиты прав и свобод.

Региональный механизм защиты прав и свобод человека и гражданина в одном субъекте Российской Федерации  может отличаться от соответствующего регионального механизма защиты прав и свобод в другом субъекте Российской Федерации по следующим  основаниям:

- принятие законов субъектов  Российской Федерации, не соответствующих  федеральному законодательству  и тем самым нарушающих права  и свободы; отказ от принятия  законов субъектов Российской  Федерации, регламентирующих реализацию  определенных прав и свобод;

- отказ от введения  тех или иных институтов защиты  прав и свобод, если в федеральном  законодательстве не содержится  императивной нормы, предполагающей  обязательное введение этого  института (например, уполномоченного  по правам человека в субъекте  Российской Федерации или конституционного (уставного) суда субъекта Российской  Федерации);

- ограничения прав и  свобод, которые могут вводиться  в случае введения режима чрезвычайного  положения на данной территории;

- неисполнение полномочий  должностными лицами государственных  органов, превышение возложенных  на данных лиц полномочий, нарушающих  права и свободы граждан;

- отказ к привлечению  указанных лиц к ответственности;

- недостаточное финансирование  тех или иных социальных программ, деятельности тех или иных  субъектов правозащитной деятельности;

- другие основания.

Местный механизм защиты прав и свобод человека и гражданина вытекает из регионального и национального  механизма, в идеале все уровни защиты прав и свобод должны быть взаимосвязаны  и находиться во взаимопроникновении, тем более что п. 4 ст. 7 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” <7> установил соответствие муниципальных актов федеральным нормативным актам и актам субъектов Российской Федерации.

——————————–

<7> Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” // Собрание законодательства РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.

Таким образом, под механизмом защиты прав и свобод человека и  гражданина следует понимать систему  определенных средств и способов защиты, с помощью которых субъекты правозащитной деятельности осуществляют защиту нарушенных прав и свобод, находясь в определенной жизненной ситуации.

 

Уполномоченный  по правам человека в Российской Федерации — назначенное Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации должностное лицо, призванное осуществлять контроль за соблюдением прав и свобод человека в деятельности государственных органов и должностных лиц. Данный институт впервые в российской практике введён Конституцией Российской Федерации 1993 г. (пунктом "е" ч.1 ст. 103), которая устанавливает, что Уполномоченный по правам человека назначается Государственной Думой и действует в соответствии с федеральным конституционным законом. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчётен каким-либо государственным органам и должностным лицам.

Институт такого типа, существующий в разных государствах мира, обобщённо  называется институтом омбудсмана, хотя официальные названия должности в разных странах различные.

Согласно Федеральному конституционному закону «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ Уполномоченный способствует:

  • восстановлению нарушенных прав,
  • совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права,
  • развитию международного сотрудничества в области прав человека,
  • правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

[На должность Уполномоченного  назначается лицо, являющееся Гражданином Российской Федерации, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты. Уполномоченный назначается на должность сроком на пять лет, считая с момента принесения присяги.


Уполномоченный рассматривает  жалобы граждан Российской Федерации  и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан  и лиц без гражданства на решения  или действия (бездействие) государственных  органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных  служащих, если ранее заявитель обжаловал  эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми  по его жалобе.

По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный по правам человека вправе:

  1. обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица. а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах;
  2. обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;
  3. обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи;
  4. изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора;
  5. обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, применённым или подлежащим применению в конкретном деле.

В случае грубого или массового  нарушения прав и свобод граждан  Уполномоченный вправе выступить с  докладом на очередном заседании  Государственной Думы. Уполномоченный вправе обратиться в Государственную  Думу с предложением о создании парламентской  комиссии по расследованию фактов нарушения  прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний, а также  непосредственно либо через своего представителя участвовать в  работе указанной комиссии и проводимых слушаниях.

 

Российская Федерация

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  
КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН

Об Уполномоченном по правам человека 
в Российской Федерации

Принят Государственной Думой 25 декабря 1996 года 
Одобрен Советом Федерации 12 февраля 1997 года 

 

Настоящий Федеральный конституционный  закон определяет порядок назначения на должность и освобождения от должности  Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, его компетенцию, организационные формы и условия  его деятельности.

ГЛАВА I. 
Общие положения

Статья 1

1. Должность Уполномоченного по  правам человека в Российской  Федерации (далее – Уполномоченный) учреждается в соответствии с  Конституцией Российской Федерации  в целях обеспечения гарантий  государственной защиты прав  и свобод граждан, их соблюдения  и уважения государственными  органами, органами местного самоуправления  и должностными лицами.

2. Уполномоченный назначается на  должность и освобождается от  должности Государственной Думой  Федерального Собрания Российской  Федерации.

3. Средствами, указанными в настоящем Федеральном конституционном законе, Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Статья 2

1. Уполномоченный при осуществлении  своих полномочий независим и  неподотчетен каким-либо государственным  органам и должностным лицам.

2. В своей деятельности Уполномоченный  руководствуется Конституцией Российской  Федерации, настоящим Федеральным  конституционным законом, законодательством  Российской Федерации, а также  общепризнанными принципами и  нормами международного права,  международными договорами Российской  Федерации.

Информация о работе Конституцонное право