Конституцонное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 15:46, доклад

Описание работы

Понятие основ правового статуса человека и гражданина
Правовой статус человека и гражданина - это юридически закрепленное положение человека и гражданина в обществе, государстве. Правовой статус человека и гражданина, главное содержание которого составляют права и обязанности, закрепляется всеми без исключения отраслями российского права, однако ведущая роль принадлежит конституционному праву, устанавливающему основы правового статуса человека и гражданина.

Файлы: 1 файл

кп 4 тема.docx

— 75.77 Кб (Скачать файл)

 

Принципы правового  статуса человека и гражданина

Принципы правового  статуса человека и гражданина - это основополагающие начала, руководящие  идеи, провозглашаемые и охраняемые государством, положенные в основу осуществления прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.

В Конституции РФ получили закрепление следующие  принципы правового статуса человека и гражданина:

1. Центральное место  занимает принцип равноправия  (ст. 19). Равноправие означает, что  каждому члену общества государство  гарантирует равные с другими  его членами права и свободы,  требует от него выполнения  равных обязанностей и обеспечивает  ему возможность осуществления  прав, свобод и обязанностей на  равных с другими основаниях.

Принцип равноправия  включает в себя следующие положения:

1) правовой статус  человека и правовой статус  гражданина с точки зрения  равноправия. Суть этого положения  сводится к тому, что как член  гражданского общества каждый  человек равноправен со всеми  другими, но как член политически  организованного общества (как гражданин  своего государства) он равноправен  только лишь с теми, кто, как  и он, принадлежит к данному  государству;

2) равенство конституционных  прав и свобод человека и  гражданина независимо от их  фактических различий (пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного  и должностного положения и  т. д.). Принципу равенства противоречит  дискриминация в пользовании  правами и свободами, в наложении  обязанностей по каким-либо основаниям, зависящим от естественных особенностей  личности и ее правового статуса;

3) равноправие мужчины  и женщины. Необходимость сформулировать  указанное положение в виде  отдельной правовой нормы в  Конституции РФ (ч. 3 ст. 19) обусловлена  требованиями Конвенции ООН от 18 декабря 1979 г. «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин», ратифицированной СССР в 1980 году;

4) равенство всех  перед законом и судом. Равенство  всех перед законом -необходимое, но не достаточное условие равноправия. Если закон устанавливает привилегии или произвольно ограничивает права отдельных категорий лиц, то равенство всех перед таким законом означает неравноправие.

Законодательство  Российской Федерации допускает  в отдельных случаях неравенство  перед законом. Например, Федеральный  закон «О статусе судей» запрещает  судьям принадлежать к каким-либо политическим общественным объединениям. Данный запрет обусловлен соблюдением принципа независимости  судей и подчинения их только закону.

Положение о равенстве  всех перед судом означает: 

- наличие единой  для всех судебной системы,  обеспечивающей каждому человеку  независимо от происхождения,  имущественного, должностного положения  и других обстоятельств справедливое и гласное разбирательство дела компетентным и независимым судом;

- справедливое разбирательство  его дела независимым и беспристрастным  судом;

- равное для всех  применение норм материального  права в процессе разрешения  спора;

процессуальное  равенство сторон в судебном заседании;     

5) равноправие в  социальном государстве. Российская  Федерация, провозглашая себя  социальным государством, устанавливает  для отдельных категорий лиц,  чьи социальные возможности ограничены (дети, пенсионеры, инвалиды, участники  войны и др.), дополнительные права  и льготы. Предоставление указанных  прав и льгот не может рассматриваться  как нарушение принципа равноправия,  поскольку является выражением  идеи социальной справедливости.

2. Непосредственное  действие прав и свобод. Данный принцип получил впервые свое закрепление в ст. 18 Конституции РФ, которая гласит: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».  

 Принцип непосредственного  действия конституционных прав  и свобод   тесно связан с общим принципом высшей юридической силы и прямого   действия Конституции РФ (ст. 15), что означает возможность человека и гражданина осуществлять конституционные права и свободы, защищать их в  случае нарушения всеми законными способами, руководствуясь непосредственно   конституционными нормами.  

3. Неотчуждаемость основных прав и свобод как принцип правового статуса человека сформулирован в ч. 2 ст. 17 Конституции РФ, где говорится:  «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от  рождения». Тем самым Конституция РФ впервые признает естественную природу прав и свобод человека, подтверждая, что эти права не дарованы государством личности и не могут быть им отобраны. Обязанность государства заключается всего лишь в признании этих прав и в создании условий для их беспрепятственной реализации. 

4. Недопустимость  произвольного ограничения прав  и свобод. В общем вире принцип  недопустимости произвольного ограничения  прав и свобод содержится  в ч. 2 ст. 55 Конституции РФ, запрещающей издание в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина. Это положение дополняется нормой Конституции РФ о том, что любые нормативно-правовые акты  затрагивающие права, свободы и обязанности  человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего обозрения (ч. 3 ст. 15). Кроме того, на недопустимость произвольного ограничения прав и свобод направлены нормы  Конституции РФ о невозможности пересмотра положений гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» Федеральным Собранием РФ (ст. 135).

Вместе с тем  Конституция РФ содержит положения  о законных ограничениях  прав и свобод человека и гражданина в строго определенных случаях: в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Ограничения прав и свобод могут устанавливаться только федеральным законом.

5. Осуществление  человеком своих прав и свобод  не должно нарушать права и  свободы других лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции  РФ). Ни одно общество не может  предоставить своим членам абсолютной  свободы, поскольку это сделает  невозможным их совместное общежитие.  Поэтому система прав и свобод  человека и гражданина объективно  формируется таким образом, чтобы  обеспечить законные интересы  всех людей и предотвратить  возможные нарушения их прав  и свобод в результате злоупотреблений  ими со стороны других лиц.

6. Гарантированность  прав и свобод означает обязанность  государства обеспечить человеку  и гражданину (путем создания  соответствующих экономических,  политических, правовых условий)  реальную возможность пользоваться  предоставленными ему Конституцией  правами и свободами. В общем  виде данный принцип сформулирован  в ст. 2 Конституции РФ, где говорится,  что «признание, соблюдение и  защита прав и свобод человека  и гражданина - обязанность государства».

7. Приоритет норм  международного права в области  прав и свобод человека и  гражданина. Данный принцип правового  статуса вытекает из общей  конституционной нормы о том,  что общепризнанные принципы  и нормы международного права  и международные договоры Российской  Федерации являются составной  частью ее правовой системы.  Если международным договором  Российской Федерации установлены  иные правила, чем предусмотрены  законом, то применяются правила  международного договора (ч. 4 ст. 15). Более того, применительно к правам  и свободам положения ч. 4 ст. 15 дополнительно конкретизируются  нормами ч. 1 ст. 17, где говорится  о признании и гарантированности  прав и свобод человека и  гражданина в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

В области прав человека сложилась и действует система  международных соглашений, устанавливающих  общечеловеческие стандарты прав и  свобод, механизмы контроля за их соблюдением.

Важнейшими из них  являются Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г,..  Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. *

* В феврале 1996 г. Россия вступила в Совет  Европы.

Механизм  защиты прав и свобод человека и  гражданина: понятие, структура, непосредственное действие

С помощью такого понятия, как “механизм”, принято пояснять многие процессы, в том числе процесс  защиты прав и свобод человека и  гражданина, т.е. его непосредственное действие. Этот вывод вытекает из лексического значения данной категории. Под механизмом понимается система, устройство, определяющее порядок какого-либо вида деятельности или последовательность состояний, процессов, определяющих собою какое-нибудь действие, явление <1>

——————————–

<1> См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., доп. М., 1998. С. 354.

Многие ученые, исследующие  механизм защиты прав и свобод, раскрывают лишь его структуру, т.е. внутреннее устройство системы, не анализируя процесс  осуществления такой деятельности, само действие в таком случае лишь подразумевается.

Так, О.А. Снежко считает, что  конституционный механизм защиты прав и свобод представляет собой определенную систему органов, средств, закрепленных в КонституцииРоссийской Федерации, обеспечивающих наиболее полную и эффективную защиту прав и свобод человека и гражданина. По его мнению, конституционный механизм состоит из двух элементов: системы государственных органов, с помощью которых каждый может защитить свои права и свободы, и средств защиты (судебных, административных, гражданско-правовых, уголовно-правовых и других) <2>.

——————————–

<2> См.: Снежко О.А. Конституционные основы государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ: Дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 1999. С. 74 – 75.

Б.Л. Железнов в механизме  государственной защиты прав и свобод человека и гражданина выделяет:

1) соответствующие нормы  конституционного, административного,  уголовного, гражданского, трудового,  семейного, экологического и других  отраслей права. При этом нормы  других отраслей права, во-первых, вытекают из норм конституционного  права, а во-вторых, сами нормы  конституционного права, закрепляющие  статус человека и гражданина, реализуются через нормы других  правовых отраслей;

2) регулируемые нормами  права общественные отношения  в сфере государственной защиты  прав и свобод. Эти отношения  существуют практически во всех  сферах жизни общества. Они складываются  между индивидом, общественными  объединениями, национальными и  прочими социальными структурами,  с одной стороны, и государством  – с другой;

3) гарантии прав человека  и гражданина <3>.

——————————–

<3> См.: Железнов Б.Л. Механизм государственной защиты основных прав и свобод // Ученые записки. Т. 138. Юридические науки. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2000. С. 28.

А.С. Мордовец предлагает различать  механизм обеспечения прав и свобод человека и гражданина в широком  и узкопрофессиональном толковании. Названный механизм в широком  смысле должен быть представлен в  виде четырех основных блоков. Первый блок базовый, его ядро составляет человек  как высшая ценность демократии. Второй блок – это принципы прав человека: гуманизм, справедливость, равенство, свобода, личная неприкосновенность, прямое действие Конституции и другие. Третий блок – социальные институты и нормативные установления, через которые жизнеутверждающие ценности и принципы прав человека получают непосредственное обоснование, закрепление и осуществление. Четвертый блок – процедурно-контрольный организационно-процессуально упорядочивает отношения в сфере прав человека, создает наиболее благоприятные условия для реализации гражданам прав и свобод, укрепления законности, общественной и личной безопасности <4>. В узкопрофессиональном толковании под механизмом охраны и защиты прав и свобод можно понимать гарантии <5>.

——————————–

<4> См.: Мордовец А.С. Общая теория государства и права. Академический курс: В 2 т. / Отв. ред. проф. М.Н. Марченко. Том 1: Теория государства. М.: Зерцало, 2000. С. 282.

<5> См.: Там же. С. 282.

Можно предположить, что  понятие механизма защиты прав и  свобод человека и гражданина можно  рассматривать в широком и  узком понимании.

В широком смысле указанный  механизм должен состоять из следующих  элементов:

- правовых норм, установивших  права и свободы человека и  гражданина;

- юридических фактов, являющихся  основанием возникновения, изменения  или прекращения правоотношений. Такими юридическими фактами  в большинстве своем должны  стать неправомерные действия  – деликты, а именно нарушения  установленных прав и свобод;

- правовых отношений –  “выступающих как средство перевода  общих моделей поведения, заложенных  в нормах права, в конкретизированные  и индивидуализированные акты  поведения членов общества (субъектов  права)” <6>;

——————————–

<6> Теория государства  и права: Учебник для вузов / Отв. ред. д.ю.н., проф. В.Д. Перевалов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2005. С. 158.

Информация о работе Конституцонное право