Контрольная работа по "Административное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 15:05, контрольная работа

Описание работы

Необходимость использования термина «физические лица» обусловлена, прежде всего, их множественностью и разным объемом административной правосубъектности (правоспособность и дееспособность в единстве и развитии). Кроме этого, в новом административном законодательстве об административных правонарушениях с 1 июля 2002 г. широко используется этот термин.
К физическим лицам можно отнести следующие категории индивидуальных лиц: граждане РФ, граждане СНГ, лица с двойным гражданством, почетные граждане, иностранные граждане и лица без гражданства. У всех этих категорий граждан различный объем административно-правового статуса, но все они как физические лица являются субъектами административного права.

Содержание работы

1. Физические лица, как субъекты административного права 3


2. Государственная служба, понятие, принципы, виды 11

3. Задача 15
4. Разработать развернутую схему
«Административное правоотношение» 19



Список использованной литературы 21

Файлы: 1 файл

Вар 8 Административное.doc

— 187.00 Кб (Скачать файл)
 
 

План  контрольной работы 
 
 

     1. Физические лица, как субъекты административного права  3 
 
 

     2. Государственная служба, понятие, принципы, виды   11 
 

     3. Задача          15       

     4. Разработать развернутую  схему 

     «Административное правоотношение»      19    
 
 
 

     Список  использованной литературы      21  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Физические лица, как субъекты административного права  
 

     Необходимость использования термина «физические  лица» обусловлена, прежде всего, их множественностью и разным объемом административной правосубъектности (правоспособность и дееспособность в единстве и развитии). Кроме этого, в новом административном законодательстве об административных правонарушениях с 1 июля 2002 г. широко используется этот термин.

     К физическим лицам можно отнести следующие категории индивидуальных лиц: граждане РФ, граждане СНГ, лица с двойным гражданством, почетные граждане, иностранные граждане и лица без гражданства. У всех этих категорий граждан различный объем административно-правового статуса, но все они как физические лица являются субъектами административного права.

     Особым  признаком демократического государства  является не только признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, но и его обязанностей (ст. 2 Конституции РФ). Каждое физическое лицо в России обладает на ее территории всеми правами, свободами и имеет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ (п. 2, ст. 6 Конституции РФ).

     Конституционные нормы, регламентирующие основные права  и свободы физических лиц, являются нормами прямого действия, но это не значит, что административно-правовые нормы утрачивают свое значение, скорее наоборот, они детализируют их права и свободы, а также регламентируют отношения по возложению на них обязанностей в сфере управления, устанавливают в соответствии с административным законодательством меры ответственности за нарушение этих норм и правил.

     Граждане  России, выступая в роли субъекта административного права, обладают соответствующим административно-правовым статусом, закрепленным в правовых нормах, определяющих его социально-правовую роль в государстве и обществе.

     Административно-правовой статус гражданина включает комплекс его прав и обязанностей, государственные гарантии осуществления этих прав и обязанностей, обеспеченных юридическими способами и средствами их защиты.

     Субъектами  административного права вообще являются все физические и юридические  лица, которые потенциально могут вступить в административно-правовые отношения. Многие из них длительное время, являясь субъектами административного права, могут не вступать в конкретные административные правоотношения. Следовательно, реализация административных правоотношений является как бы следствием волеизъявления одной из сторон. Поэтому необходимо различать понятия «субъект административного права» и «субъект административного правоотношения».

     Административно-правовое положение граждан  определяется объемом и характером административной правосубъектности:

     1) административная правоспособность  – это способность гражданина иметь определенные права, предусмотренные нормами административного права и выполнять возложенные на него обязанности в сфере государственного управления. Она возникает с момента рождения и прекращается смертью.

     2) административная дееспособность  - способность гражданина своими действиями приобретать, а также осуществлять права и обязанности, предусмотренные нормами административного права, и нести ответственность в соответствии с административными нормами.

     Виды  административной дееспособности:

     1. полная, наступает с 18 лет

     2. ограниченная, с 16 лет

     На  административную дееспособность влияет наличие у граждан определенных заболеваний – душевная болезнь, слабоумие. В силу указанных обстоятельств  граждане могут быть признаны частично или полностью недееспособными.

      Не  подлежит административной ответственности  лицо, которое во время совершения противоправного действия либо бездействия  находилось в состоянии невменяемости, т.е. не могло отдавать себе отчет  в своих действиях или руководить ими вследствие хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния.

     Субъекты  административного права определяются в нормах права общим или родовым понятием, как физические лица, государственные органы власти, негосударственные объединения, организации, предприятия, учреждения различной формы собственности, общественные объединения и другие юридические лица, а также иные коллективные образования, не являющиеся юридическими лицами, например, кафедра или факультет вуза. Они могут также в течение длительного времени не вступать в административные правоотношения.

     Субъект же правоотношения всегда определен. Субъекты административных правоотношений —  это конкретные участники, стороны правоотношений, наделенные обязанностями и правами в сфере деятельности исполнительной власти, государственного управления и способные реально осуществлять эти отношения в рамках и определенной последовательности, закрепленной законодательством.

Субъекты  административного права могут стать субъектами административно-правовых отношений, если соблюдаются три условия:

     1)  административно-правовая норма,  предусматривающая реализацию прав  и обязанностей сторон (субъектов  правоотношений);

     2) юридический факт (правомерное или  неправомерное действие, бездействие), юридическое событие;

     3)  административная правоспособность  и дееспособность субъектов этих  отношений;

     На  практике эти общие условия для  каждого субъекта административного права осуществляются по-разному.

     Особенностью  физических лиц, как участников административных правоотношений является то, что они выступают в качестве частных лиц, то есть, реализуют свои субъективные права и обязанности человека и гражданина в сфере исполнительной власти, государственного управления, а не права и обязанности юридических лиц или их уполномоченных должностных лиц.

Административные  правоотношения между физическими  лицами, с одной стороны, обладающими  правами и обязанностями в сфере деятельности органов исполнительной власти г государственного управления, администрации органов МСУ и другой стороны в лице соответствующего органа (должностного лица), наделенного государственно-властными полномочиями, могут возникать в связи:

     1)  с реализацией физическими лицами  своих конституционных прав в сфере административно-правовых отношений;

     2) с нарушением, совершаемым органами  исполнительной власти, государственного  управления, администрациями органов МСУ, их должностными лицами прав, свобод и законных интересов человека и гражданина;

     3) с осуществлением обязанностей физическими лицами в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, администрации органов МСУ;

     4) с нарушением физическими лицами  своих правовых обязанностей в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления и администрации органов МСУ.

     Согласно  ч. 1 ст. 17 Конституции РФ в России признаются и гарантируются права  и свободы человека и гражданина согласно общепринятым принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и обязанности граждан России в сфере исполнительной власти, государственного управления являются составной частью прав, свобод и обязанностей, закрепленных в Конституции РФ и детализированных в законах и других нормативно-правовых актах.

Согласно  ст. 32 Конституции РФ, граждане России имеют право участвовать в  управлении делами государства как  непосредственно, так и через  своих представителей. Они имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдумах.

     Граждане  России имеют равный доступ к государственной службе.

     В соответствии ст. 33 граждане России имеют  право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

     Конституцией  РФ, законами и другими нормативными актами определен целый ряд специальных правовых норм, которые направлены на охрану прав и свобод граждан от каких-либо нарушений. Например, каждый, кто законно находится на территории России, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, свободно выезжать за пределы России и беспрепятственно возвращаться (ст. 27), статьями 45 и 46 Конституции РФ установлено, что в России каждому человеку гарантируется судебная защита его прав и свобод. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, и имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53) и др.

Законодательством установлен определенный процессуальный порядок, который является гарантией законного и обоснованного привлечения граждан к административной ответственности за их неправомерные действия в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, администрации органов МСУ. В новом Ко АП РФ, расширен состав норм процессуальной защиты прав человека и гражданина. Конституцией РФ установлено, что Россия гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина. Эта конституционная обязанность государственных- органов детализирована во многих правовых актах с изложением различных способов и средств (например, протест прокурора, судебный контроль, государственный контроль, общественный контроль, административный надзор, право на жалобу).

     В ст. 80 Конституции РФ предусмотрено, что Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, если этими актами нарушаются права и свободы человека и гражданина, до решения вопроса соответствующим судом РФ.

     Специальные юридические гарантии осуществляют органы исполнительной власти (в форме  контроля), суды (контроль, частное определение, решение, постановление) и прокуратура (постановление, протест, определение, письменное предостережение) по восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан, а также обеспечивают в соответствии с законом привлечение к ответственности виновных должностных лиц.

В зависимости  от ситуации и условий административно-правовое положение физических лиц может  быть различным. Административно-правовой статус физических лиц определяется объемом и характером их административной правосубъектности.

     Некоторые же авторы термин «правосубъектность»  определяют как качественное состояние, необходимое для участника различных правоотношений1, что не совсем ясно, так как недееспособный не может быть участником правоотношений, ввиду того, что своими действиями не может осуществлять свои субъективные права и обязанности.

     В Конституции РФ провозглашено равенство  всех граждан перед законом и  судом, что гарантируется государством независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Информация о работе Контрольная работа по "Административное право"