Контрольная работа по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 09:08, контрольная работа

Описание работы

Дело в том, что, как уже на это обращалось внимание, отношения управленческого характера могут возникать за пределами государственно-управленческой деятельности. Так, несомненно управленческий характер имеют внутрипартийные или внутрипрофсоюзные отношения, имеющие своей целью организацию «собственных дел» (самоорганизация). Например, это образование соответствующих органов управления, установление внутриорганизационных правил и т.п. на основе уставных норм.
За пределами государственно-управленческой деятельности складываются достаточно разнообразные, управленческие по своему назначению, общественные отношения также в системе местного самоуправления.

Содержание работы

1. Теоретическая часть 3
Вопрос № 1. Понятие административного права и его система 3
Вопрос № 4. Субъекты административного права 11
Вопрос № 6. Органы государственной власти субъектов РФ 13
Вопрос № 9. Административно – правовые методы 21
Вопрос № 10. Ответственность по административному праву 24
Вопрос № 14. Производство по делам об административных
правонарушениях 42
Вопрос № 16. Функции, формы и методы управления 71
Вопрос № 18. Управление сельским хозяйством 82
Вопрос № 19. Управление строительством и жилищно- коммунальным
хозяйством 86
Вопрос № 23. Управление внешнеэкономической деятельностью 89
Вопрос № 26. Управление наукой 93
Вопрос № 29. Управление обороной 97
Вопрос № 32. Управление иностранными делами 101
Вопрос № 36. Способы обеспечения законности и дисциплины в
управлении 103
Вопрос № 38. Контроль органов законодательной власти 108
2. Тест 112
Список использованной литературы 118

Файлы: 1 файл

административное право.doc

— 679.50 Кб (Скачать файл)

Другой пример. Гражданин, изъявивший желание поступить на государственную службу, представляет руководителю того или иного исполнительного органа необходимые для этого документы. И опять перед должностным лицом возможность либо положительно отреагировать на заявление гражданина, для чего необходимо издать приказ о назначении его на свободную должность, либо отказать ему. И то, и другое его решение получает соответствующую юридическую форму.

Очевидно, что помимо правовых актов используется широкий  круг иных средств, имеющих юридическое значение. Например, проводится регистрационный учет граждан по месту жительства и пребывания; осуществляется лицензирование определенных законом видов деятельности; ограничивается движение при автотранспортных нарушениях и т.п.

Все это свидетельствует о многообразном содержании административно-правовых методов, в которых находят свое отражение различные стороны государственно-управленческой деятельности. Все они так или иначе закрепляются в компетенции субъектов исполнительной власти.

 

 

Вопрос № 10. Ответственность по административному праву

1) Понятие, особенности и признаки административной ответственности

Под административной ответственностью понимается такая разновидность юридической ответственности (наряду с уголовной, дисциплинарной и материальной), которая выражается в применении полномочным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему административное правонарушение. Административная ответственность обладает признаками, свойственными юридической ответственности вообще.

Административная ответственность  характеризуется, в первую очередь, множественностью правовых норм, регулирующих разнообразные аспекты деятельности органов государственного управления в различных отраслях и сферах государственного управления. Еще одной характерной чертой является то, что административная ответственность носит всеобщий характер, то есть нормы и правила обязательны для всех без исключения.

   А также законодатель в ст. 1.5 сформулировал новый по сравнению с ранее действующим КоАП РСФСР принцип — «Презумпция невиновности» и особо подчеркнул, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об  административных правонарушениях, считается невиновным:

 а) пока его вина  не будет доказана в порядке,  предусмотренном КоАП РФ,

б) установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревшими дело.

Другими словами, требуется  строгое соблюдение не только материальных и процессуальных норм, правил и процедур, но и момента вступления в законную силу процессуального решения компетентного лица или органа. В этой статье специально записано, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, и неустранимые сомнения в виновности трактуются в его пользу.

Административная ответственность  обладает признаками, свойственными юридической ответственности вообще.

Принципами административной ответственности являются:

- законность;

- целесообразность ответственности;

- ответственность за вину;

- неотвратимость наказания в случае привлечения к ответственности;

- индивидуализация мер ответственности;

- гуманизм;

- гласность.

Основаниями административной ответственности  являются:

- Нормативное основание - нарушение административно-правового запрета.

- Фактическое основание - совершение административного правонарушения.

- Процессуальное основание - издание правоприменительного акта.

Административная  ответственность имеет ряд отличий  от других видов ответственности — уголовной, дисциплинарной, гражданско-правовой и т.д. (таблица 1).

Таблица 1

Административная ответственность  и ее отличия от иных видов

ответственности

Административная

ответственность

Другие виды юридической

ответственности

Административная ответственность регулируется нормами института административной ответственности, которые содержаться в законах и подзаконных актах

Уголовная ответственность устанавливается только законами; дисциплинарная — законодательством о труде, подзаконными актами, которые устанавливают особенности положения отдельных категорий служащих и рабочих; материальная — законодательством о труде и гражданским законодательством

Основанием  административной ответственности является административное правонарушение

Основанием уголовной ответственности является преступление; дисциплинарной — дисциплинарный проступок; материальной — причинение материального вреда.

Субъектами  административной ответственности могут быть физические и юридические лица

Субъекты уголовной ответственности - только физические лица

За административные правонарушения применяются административные взыскания

За преступления — меры уголовной ответственности; за дисциплинарные проступки — дисциплинарные изыскания

Административные  взыскания применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц исполнительной власти, местного самоуправления, а также судами (судьями)

Меры уголовной  ответственности определяются только судом; дисциплинарные взыскания — органами и должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью; материальные — судами общей юрисдикции и арбитражными судами

Применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы — лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное взыскание в течение определенного срока

Применение  мер уголовной ответственности к лицу, осужденному за совершение преступления, влечет судимость; один из видов дисциплинарного взыскания — увольнение с работы.

Меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.

Уголовные дела рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством;

дисциплинарные — в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производства;

дела о материальной ответственности — в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства


 

Следует различать установление административной ответственности и ее применение.

Установить административную ответственность означает возвести в норму права правило, за нарушение которого определяется административная ответственность в виде предупреждения, штрафа и т.д. Правило это должно содержать все необходимые элементы ответственности: объект посягательства, субъект ответственности и др. Кодекс об административных правонарушениях, будучи введенным в действие с 1 января 1985 года, установил свыше 150 норм, правил (статей), за нарушение которых определены меры административного взыскания (статья 24). За время действия КоАП было принято около 50 новых правил, дополнивших Кодекс и включенных в него, например, нормы об ответственности за нарушение гражданами правил воинского учета, норма об ответственности за азартные игры, за проявление неуважения к суду и воспрепятствование его нормальной работе, об ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за правонарушения в области строительства и т.д. Установление административной ответственности как в комплексе, т.е. в форме КоАП, так и по отдельным видам правонарушений, отнесено к компетенции высшего представительного органа государственной власти, здесь сохраняется общий принцип установления юридической ответственности.

Но в установлении административной ответственности  имеется одна, существенная особенность, не известная другим видам юридической ответственности. Состоит эта особенность в том, что участие в установлении административной ответственности по некоторым видам правонарушений принимают местные представительные и исполнительные органы государственной власти и управления. Число таких видов правонарушений строго ограничено и четко обозначено в КоАП РФ.

Согласно  статье 6 КоАП, определено два варианта участия местных представительных органов в установлении административной ответственности. Первый вариант — это их право принимать решения, предусматривающие административную ответственность за их нарушение, по вопросам охраны общественного порядка, если они не урегулированы Кодексом, а также по вопросам борьбы со стихийными бедствиями и эпидемиями.

Второй вариант —  более сложный. В КоАП есть четыре статьи, предусматривающие ответственность за нарушение правил:

- охоты и рыболовства (ст. 85),

- по карантину животных и других ветеринарно-санитарных правил (ст. 101),

- благоустройства городов и других населенных пунктов (ст. 144),

- правил торговли на колхозных рынках (ст. 149).

Однако, самих  этих правил в Кодексе нет, установление этих правил, т.е. разработка и утверждение, придание им правовой силы, отнесено к компетенции местных представительных органов. И только при наличии и официальном оформлении этих правил указанные четыре статьи КоАП действуют и применяются на практике. Иначе говоря, при отсутствии правил данные статьи Кодекса применяться не могут.

Участие местных  представительных органов в установлении административной ответственности предусматривается poccийским законодательством начиная с 70-х годов прошлого столетия и дошло до наших дней. Вызвано это необходимостью учета местных условий охраны порядка и безопасности — различными сроками, скажем, охоты и рыболовства, различными объектам г для охоты, различиями в правилах благоустройства населенных пунктов и т.д.

Что же касается применения административной ответственности, то оно заключается в фиксировании установленными законом порядке конкретного правонарушения, конкретного правонарушителя и назначении ему определенного законом взыскания, при соблюдении  соответствующих  процессуальных  норм.   Как  и   других видах ответственности, в административной ответственности имеются свои особенности, начиная с ее структуры.

2) Структура административной ответственности

Структуру административной ответственности составляют следующие ее элементы:

- основания административной ответственности,

- субъекты,

- условия,

- меры ответственности (административные взыскания),

- процедура, порядок  привлечения к ответственности, иначе - административный процесс.

Если обратиться к другим видам юридической ответственности, то  увидим  эти  же самые элементы  в любой из них. Да действительно принципиальная структура всех видов юридической ответственности едина. Но содержание каждого из элементов в том или ином виде юридической ответственности — свое, этим и различаются между собой виды юридической ответственности. Например, меры ответственности в административной ответственности свои (ст. 24 КоАП), а в дисциплинарной ответственности — совсем другие и т.д. Рассмотрим основные элементы административной ответственности.

  а) Основания административной  ответственности

Современная правовая наука признает два основания  юридической ответственности вообще и административной ответственности  в  частности:   закон,  как  правовое  основание,  а  второе основание  составляет  правонарушение - административный проступок как основание фактическое, которое приводит в движение всю структуру административной ответственности.

Следует подчеркнуть, что юридическое основание административной ответственности составляет именно закон, и никакая иная правовая норма (Указ, правительственное постановление и т.д.) Участие местных представительных органов в установлении административной ответственности, описанное выше, не колеблет этого положения.

Юридические основания административной ответственности в упорядоченном систематизированном виде впервые были установлены начиная только с 1980-х годов, т.е. с принятия на союзном уровне «Основ законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях» в 1980 году, а затем принятия в союзных республиках Кодексов об административных правонарушениях. В РСФСР КоАП был принят в июне 1984 года и введен в действие с 1 января 1985 года.

Кодекс об административных правонарушениях  урегулировал и одном нормативном правовом акте весь комплекс вопросов, элементов, составляющих структуру административной ответственности, т.е. определил основания ответственности, круг субъектов, назвал органы и должностных лиц, в чьи полномочия входит рассмотрение дел об административных проступках, закрепил меры административной ответственности, не подлежащие расширению без ведома высшего представительного органа, сформулировал составы правонарушений и разделил их по роду и видам (всего первоначально было сформулировано 154 вида административных проступков), детально изложил правила производства по делам об административных правонарушениях, чего особенно недоставало прежнему законодательству.

 Соответственно  полноте охватываемых вопросов, и структура КоАП построена с обозначением всех элементов административной ответственности. В Кодексе традиционно, как и в кодексах по другим отраслям права, выделены части Общая и Особенная. В части Обшей закреплены понятие административного правонарушения, формы вины (умысел и неосторожность), субъекты административной ответственности, административные взыскания, обшие правила наложения взыскания. Все иные элементы административной ответственности — составы правонарушений, перечень органов и должностных лиц, рассматривающих дела об административных проступках и принимающих постановления, процедура рассмотрения, порядок обжалования и исполнения изыскания — составляют Особенную часть КоАП.

Если говорить об изменениях и дополнениях Кодекса  в целом за прошедшее время его действия с 1 января 1985 года, то следуем конечно, отметить значительное увеличение, т.е. почти до двух сот, числа составов правонарушений. Это объясняется новыми условиями хозяйствования (производство, торговля, строительство и т.д.), потребностями укрепления порядка и дисциплины, усиления ответственности и т.д. Претерпели некоторые изменения и отдельные меры административной ответственности, но и изменения частного порядка.

б) Административное правонарушение (проступок)

Вторым основанием административной ответственности  служит фактическое деяние - административное правонарушение (проступок).

Информация о работе Контрольная работа по "Административному праву"