Методы оценки конкурентоспособности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 17:30, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: определить, что же это собственно такое – конкурентоспособность, проанализировать те факторы, за счет которых она формируется, изучить методики оценки конкурентоспособности, определить каковы пути ее повышения.
Раскрытие данных вопросов, по моему мнению позволит в заключении сделать выводы о том, насколько важным для предприятия является определение его конкурентоспособности и какое влияние на конкурентоспособность оказывают различные факторы и как избежать их негативного воздействия.

Содержание работы

Введение 3
Сущность конкурентоспособности предприятия 4
Основные составляющие конкурентоспособности 7
Качество продукции, работ, услуг 7
Эффективность стратегии маркетинга и сбыта 10
Уровень квалификации персонала и менеджмента 12
Технологический уровень производства 13
Анализ среды, в которой действует предприятие 14
Анализ доступности источников финансирования 18
3. Методы оценки конкурентоспособности предприятия 17
Заключение 20
Список литературы 21

Файлы: 1 файл

Конкурентоспособность как основная задача современного менедмента.doc

— 152.50 Кб (Скачать файл)

 

2.6 Анализ доступности источников  финансирования

 

Подавляющее большинство руководителей  российских предприятий ориентируются только на два источника финансирования - государство или банковские займы. Оба этих способа имеют ряд проблем. Большинство предприятий не в состоянии предоставить банкам ликвидное обеспечение по кредитам, а государственное финансирование, особенно в условиях дефицита бюджета, вряд ли может быть доступно многим.

Обеспечение финансирования предприятия посредством акционерного капитала является наиболее реалистичным. Существует несколько проблем, препятствующих принятию решения руководством предприятия о выпуске и размещении акций. Во-первых, руководители предприятия, как правило, могут владеть значительной долей в капитале предприятия и фактически безраздельно пользоваться акционерной собственностью. В этом случае выбор способа финансирования предприятий посредством размещения акций зачастую приводит к конфликту интересов менеджмента и потенциальных инвесторов. Во-вторых, причиной отказа от этого способа финансирования может быть опасение управляющих в том, что в случае ненадлежащего выполнения менеджментом предприятия своих функций, новый акционер потребует смещения существующих управляющих с занимаемых должностей. В-третьих, непреодолимым препятствием на пути принятия решения о размещении акций может стать требование инвестора обеспечить полную прозрачность финансовой отчетности. Таким образом, если руководители предприятия действительно желают привлечь капитал, реальные источники и способы решения этой задачи сегодня существуют.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Методы оценки конкурентоспособности  предприятия

 

Оценка способности товара конкурировать  производится путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами базы сравнения, т.к. конкурентоспособность товара или иного объекта - понятие относительное, то есть о нем можно говорить только при сравнении с другим объектом. За базу сравнения принимается либо потребность покупателя, либо образец. Обычно образец – это аналогичный товар, имеющий максимальный объем продаж и наилучшую перспективу сбыта в будущем[13, с. 98]. Если за базу сравнения принимается потребность, то расчет единичного показателя конкурентоспособности может производиться по формуле:

,

где gi – единичный параметрический показатель конкурентоспособ-ности по i-му параметру;

Пi – величина i-го параметра для анализируемой продукции;

Пin – величина i-го параметра, при котором потребность удовлетворяется полностью;

n – количество анализируемых параметров.

Если за базу сравнения принимается  образец, то в знаменателе дроби  следует поставить величину i-го параметра для изделия, принятого за образец.

Иногда параметры продукции  не имеют физической меры. В этом случае для оценки этих характеристик используется методы оценки в баллах.

Описанный метод (дифференциальный) позволяет  лишь констатировать факт необходимости  повышения или снижения параметров продукции для обеспечения конкурентоспособности, но не отражает влияние каждого параметра при выборе товара потребителем.

,

где - групповой показатель конкурентоспособности по техническим параметрам;

- единичный показатель конкурентоспособности по i–му техничес-кому параметру;

- весомость i–го параметра в общем наборе технических параметров,    характеризующих потребность;

- число параметров, участвующих  в оценке.

Расчет группового показателя по экономическим параметрам производится по формуле:

,

где З, З0 – полные затраты потребителя соответственно по оцениваемой продукции и образцу.

Полные затраты потребителя  состоят из единовременных затрат на приобретение продукции (Зе) и средних суммарных затрат на эксплуатацию продукции:

Комплексный метод основывается на применении групповых, обобщенных, интегральных показателей. Так, например, расчет группового показателя по техническим параметрам производится по формуле:

,

где Т – срок службы;

i – год по порядку.

Смешанный метод позволяет выразить способность товара конкурировать  в определенных условиях рынка через  комплексный количественный показатель – коэффициент конкурентоспособности:

,

где i = 1, …, n – число параметров продукции, участвующих в оценке;

j = 1,…, n – виды продукции;

Li – коэффициент важности (значимости) по сравнению с остальными

существенными параметрами продукции;

Pij – конкурентоспособное значение i-го параметра для j-ой продукции;

Pin – желаемое значение i-го параметра, которое позволяет полностью

удовлетворить потребность показателя;

, если увеличение значения  параметра Pij способствует росту конкурентоспособности продукции (например, надежности, производительности изделия и т.д.);

, если увеличение значения  параметра Pij приводит к снижению конкурентоспособности продукции (например, вес, габарит, цена и др.).

Иными словами мы с помощью цифр можем охарактеризовать конкурентоспособность товара по отношению к другим товарам. Сопоставление продукции ведется по таблице сравнения параметров. В результате сравнения одним из методов (дифференциального, комплексного или смешанного) дается одно из следующих заключений:

  • продукция конкурентоспособна на данном рынке в сравниваемом классе изделий;
  • продукция обладает низкой конкурентоспособностью в сравниваемом классе изделий на данном рынке;
  • продукция полностью неконкурентоспособна в сравниваемом классе изделий на данном рынке.

В итоге  делаются выводы о преимуществах и недостатках оцениваемой продукции по сравнению с аналогами, а также предложениями о мерах, которые должны быть приняты для улучшения ее положения  на рынке.

                                                Заключение

Успешная деятельность любого предприятия зависит от постоянной работы над улучшением конкурентоспособности и увеличением дохода. Отчасти это достигается путем улучшения качества и характеристик продаваемых товаров и услуг. Но качество товаров и услуг является не единственным фактором, влияющим на повышение конкурентоспособности предприятия. Как удалось выяснить, на конкурентоспособность предприятия влияют такие показатели как среда, в которой предприятие существует, эффективность выбранной маркетинговой стратегии, уровень квалификации персонала и менеджмента и др.

Повышение конкурентоспособности  предприятия является основной задачей современных менеджеров. Чтобы создать конкурентоспособное предприятие, нужно не просто модернизировать производство и управление, но и четко знать, для чего это делается, какая цель должна быть достигнута. Главным при этом должно быть одно: умение определить, быстро и эффективно использовать в конкурентной борьбе свои сравнительные преимущества. Все усилия необходимо направить на развитие тех сторон, которые выгодно отличают вас от потенциальных или реальных конкурентов. Недаром многие ведущие фирмы сформулировали свои сравнительные преимущества в виде лозунгов, правил, которым должны следовать все ее работники.

В современных условиях, при наличии такого огромного количества отрицательных факторов и угроз, учесть их все практически невозможно. Для этого на помощь менеджерам приходят различные методики оценки конкурентоспособности предприятия. Но среди них нет единой методики, которая подходила бы ко всем предприятиям. Менеджер должен самостоятельно принять решение о том, как сделать предприятие конкурентоспособным. Это еще раз подтверждает, что менеджмент – это не наука, а искусство.

 

 

 

                                            Список литературы

 

 

  1. Андрианов В.Д. Конкурентоспособность России в мировой экономике // Маркетинг. 1999. - №2. – с.3
  2. В.А. Мошнов. Комплексная оценка конкурентоспособности предприятия // Маркетинг в России и за рубежом. – 2007. - №5. – с.18
  3. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. – Изд. 3-е. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 254 с.
  4. Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник. 2-е изд. – М.: Финпресс, 2003. – 267 с.
  5. Голубков Е.П. Маркетинг: Словарь-справочник. – М.: ДЕЛО, 2000. – 379 с.
  6. Короткий Ю.Г. Стратегический маркетинг и проблемы создания сложных технических изделий // Маркетинг в России и за рубежом. – 1999. - №3. – с. 3
  1. Кротков А.М., Еленева Ю.Я. Конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечению, критерии, методы оценки // Маркетинг в России и за рубежом. – 2001. - №6. – с. 8

  1. Рынок: Бизнес. Коммерция. Экономика: Толковый терминологический словарь/Сост. В.А. Калашников; под общей ред. Л.П. Дашковой — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Информ.-внедренческий центр “Маркетинг”, 1994. — 219 с.
  2. Маркетинг: Толковый терминологический словарь – справочник. М.: «Инфоконт», 1991. – 224 с.
  3. Соловьев Б. А. Управление маркетингом. Модульная программа для менеджеров. — М.: ИНФРА-М, 1999. – 349 с.
  4. Словарь делового человека/Под науч. ред. О.В. Амуржаева — М.: Экономика, 1992. — 236 с.
  5. Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия/Под ред. М.Ю. Тихомирова. — М.: 1999. — 526 с.
  6. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. — М.: ИНФРА-М, 2005. — 312 с.
  7. Фатхуддинов Р.А. Стратегический менеджмент. Учебник. – М.: ДЕЛО, 2006. – 448 с.

Информация о работе Методы оценки конкурентоспособности предприятия