Оценка методов конкурентоспособности продукции предприятия (на примере предприятия ООО Ратимир)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 14:45, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы являются: изучение понятия и факторов конкурентоспособности, методов её оценки и способов обеспечения.

Содержание работы

Введение
Конкурентоспособность товара и предприятия
Конкуренция понятие и ее экономическая роль
Сущность конкурентоспособности товаров и предприятий
Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг
Методы оценки конкурентоспособности
Основные методы оценки конкурентоспособности
Пути и методы повышения конкурентоспособности предприятия
Оценка методов конкурентоспособности продукции предприятия (на примере предприятия ООО «Ратимир»)
Характеристика предприятия и выпускаемого товара
Анализ конкурентной среды
Оценка конкурентоспособности продукции предприятия
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Оценка методов конкурентоспособности продукции предприятия (на примере предприятия ООО Ратимир).docx

— 152.40 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

  1. Конкурентоспособность товара и предприятия
    1. Конкуренция понятие и ее экономическая роль
    2. Сущность конкурентоспособности товаров и предприятий
    3. Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг
  2. Методы оценки конкурентоспособности
    1. Основные методы оценки конкурентоспособности
    2. Пути и методы повышения конкурентоспособности предприятия
  3. Оценка методов конкурентоспособности продукции предприятия (на примере предприятия ООО «Ратимир»)
    1. Характеристика предприятия и выпускаемого товара
    2. Анализ конкурентной среды
    3. Оценка конкурентоспособности продукции предприятия

Заключение

Список использованной литературы

 

 

Введение

 

Проблема повышения уровня конкурентоспособности и эффективности  отечественных предприятий в  условиях дальнейшего развития экономики  связана, в первую очередь, с разработкой  системы управления конкурентоспособностью и эффективностью. Эффективность  предприятия определяется отношением результата к затратам, обеспечивавших его применение. Завоевание и удержание конкурентных преимуществ – ключевые факторы успеха предприятия в конкурентной борьбе. Особенной остроты эта проблема достигает в условиях усиления интенсивности конкуренции на отдельных рынках, где от производителей продукции и услуг необходимо постоянно отслеживать изменения спроса, стоимости сырьевых источников, а вопрос рентабельности активов прямо зависит от степени использования новейших подходов в сфере стратегического маркетинга.

Формирование конкурентных отношений способствует созданию развитого, цивилизованного рынка, что включает сферу производства и товарообмена. Благодаря активному интересу к  проблемам повышения конкурентоспособности  субъектов господстования, которые возникли в следствии развития рыночных отношений, появилось большое количество разработок, направленных на решение этой проблемы.

Все более очевидным становится то, что главной характерной чертой новых систем внутрифирменного управления должна стать ориентация на долгосрочную перспективу, проведение фундаментальных  исследований, диверсификацию операций, инновационную деятельность, максимальное использование творческой активности персонала.

Важнейшим фактором достижения высокого уровня конкурентоспособности, как отмечается во многих исследованиях, остается концентрация производства, что повлияет на сокращение тенденции  к образованию гигантских промышленных объединений.

Уровень конкурентоспособности  будет также, определяться такими факторами, как развитие производства новых  видов продукции и стимулирование становления новых потребностей.

Это относится к постоянному  обновлению ассортимента выпускаемой  продукции, безостановочной разработке и быстрому освоению новых образцов изделий и одновременному наращиванию  производительности труда, повышению  гибкости производства, эффективности, снижению всех видов издержек и затрат. Особое место занимает обеспечение  стабильного роста качества и  надежности новых изделий при  одновременном снижении цен на новые  виды продукции. Курс берется на повышение  производственной, творческой отдачи и активности персонала при ориентации на удельное сокращение численности  производственных и управленческих работников. Все это практически  означает выпуск как можно большего количества новых, пользующихся повышенным спросом изделий, цены на которые  будут ниже, чем у конкурентов, а качественные и эксплуатационные характеристики и надежность – выше.

Для того чтобы в наиболее короткие сроки с минимальными вложениями выйти на намеченные рубежи, многие компании собираются сосредоточить  усилия на трех главных направлениях: комплексной автоматизации производственных процессов; совершенствование форм и методов управления, включая  организацию производства и развитие технологической базы; развитии кадрового  потенциала при одновременном повышении  квалификации, активности и лояльности каждого работника. Именно такая конкуренция ресурсов считается наиболее перспективной для того, чтобы создать адаптивные производственные системы нового поколения.

Целью данной работы являются: изучение понятия и факторов конкурентоспособности, методов её оценки и способов обеспечения.

 

 

1. Конкурентоспособность  товара и предприятия

 

    1. Конкуренция понятие и ее экономическая роль

 

Конкуренция (лат. сoncurrere – сталкиваться, состязаться) – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.

Такое столкновение неизбежно  и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью  каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры  и противоборством с другими  претендентами за наибольший доход. Борьба за экономическое выживание  и процветание - закон рынка.

Конкуренция (как и ее противоположность – монополия) может существовать только при определенном состоянии рынка. Основными параметрами  состояния рынка, от которых зависят  разные виды конкуренции (и монополии), являются:

  • количество фирм (хозяйственных, промышленных, торговых предприятий, имеющих права юридического лица), поставляющих товары на рынок;
  • свобода вхождения предприятия на рынок и выхода из него;
  • дифференциация товаров (придание определенному виду товаров одного и того же назначения разных индивидуальных особенностей - по качеству, фабричной марке, цвету и др.);
  • участие фирм в контроле за рыночной ценой.

Конкуренция представляет собой  форму взаимного соперничества  экономических субъектов за достижение лучших условий производства, за получение  наибольшей прибыли. По методам различают  ценовую и неценовую конкуренцию.

Выделяют прямую и скрытую  ценовую конкуренцию:

  • в условиях прямой ценовой конкуренции компания открыто сообщает о снижении цен на товары и услуги;
  • при скрытой ценовой конкуренции фирма улучшает свойства выпускаемой продукции, но цену увеличивает на непропорционально малую улучшениям величину.

Кроме ценовой и неценовой  конкуренции, выделяют межотраслевую, внутриотраслевую, функциональную, совершенную  и несовершенную конкуренцию.

Экономическая роль конкуренции  — это быть двигателем экономического прогресса. Это объясняется тем, что рыночное соперничество приводит к успеху в том случае. если предприниматель заботится не только о сохранении, но и расширении своего производства, для чего стремится усовершенствовать технику и организацию, повышает качество товаров, снижает затраты на производство единицы продукции и тем самым имеет возможность снизить цены, расширяет ассортимент товаров, улучшает торговое и послеторговое обслуживание покупателей. Именно этот фактор позволил лауреату Нобелевской премии Фридриху фон Хайеку сказать, что общества, полагающиеся на конкуренцию, успешнее других достигают своих целей и что именно конкуренция показывает, как можно эффективнее производить вещи. Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей по отношению к потребителю. В этом несомненная положительная роль конкуренции в общественном развитии и эффективность конкурентных рынков.

Конкуренция является необходимым  и определяющим условием нормального  функционирования рыночной экономики. Она имеет свои плюсы и минусы. К положительным чертам конкуренции  можно отнести: активизацию инновационного процесса, гибкое приспособление к  спросу, высокое качество, высокую  производительность труда, минимум  издержек и т.д. Все это обеспечивает эффективность конкурентных рынков. К негативным последствиям конкуренции относятся: разорение и обнищание ряда производителей, чрезмерная дифференциация в условиях жизнедеятельности, порождение нечестных приемов, преступности, чрезмерной эксплуатации природных ресурсов, экологические нарушения.1

 

    1. Сущность конкурентоспособности товаров и предприятий

 

Конкурентоспособность предприятия  определяется следующими факторами:

  • качество продукции и услуг;
  • наличие эффективной стратегии маркетинга и сбыта;
  • уровень квалификации персонала и менеджмента;
  • технологический уровень производства;
  • налоговая среда, в которой действует предприятие;
  • доступность источников финансирования.

Конкурентоспособность является результатом, фиксирующим наличие  конкурентных преимуществ.

Причины конкурентоспособности  товаров надо искать в конкурентных преимуществах отдельных его  характеристик.

Параметры, определяющие конкурентоспособность  предприятия:

  1. производственный или торгово-сбытовой потенциал (объем продукции, производимой за единицу времени; объем реализации торгового предприятия за единицу времени);
  2. финансово-кредитный потенциал (кредиторская задолженность, скорость оборота капитала);
  3. имидж предприятия - моральный капитал предприятия;
  4. товар (ассортиментная структура, товарные запасы, качество товаров);
  5. научно-технический прогресс (проводились ли научные исследования, разработки);
  6. инвестиционный потенциал;
  7. трудовые ресурсы;
  8. управленческий и информационно-аналитический потенциал;
  9. бенч-маркетинг (направление стратегического анализа) - установить вероятность успеха в предпринимательской деятельности.

Различаются следующие виды конкурентных преимуществ:

  • конкурентное преимущество высокого порядка;
  • конкурентное преимущество низкого порядка.

Конкурентоспособность предприятия  – это возможность эффективной  хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в  условиях конкурентного рынка. Реализация обеспечивается всем комплексом имеющихся у фирмы средств, включая маркетинговые. Производство и эффективная реализация конкурентоспособных товаров и услуг – обобщающий показатель жизнестойкости фирмы, ее умения эффективно использовать свой производственный, научно-технический, трудовой, финансовый потенциал.

Конкурентные преимущества фирмы можно разделить на две  категории: «превосходство в умении»  и «превосходство в ресурсах». Первая категория обусловлена эффективностью работы маркетологов и сбытовиков и  включает в себя ноу-хау в исследованиях  и проектировании, умелое использование  возможностей маркетинга, умение организовать стимулирование сбыта, инициативность всех звеньев производственно-бытовой  деятельности.

Конкурентоспособность товара – совокупность качественных и стоимостных (ценовых) характеристик товара, обеспечивающая удовлетворение конкретной потребности  покупателя. Конкурентоспособность  товара предполагает очень быструю  реакцию поставщика на требования рынка  и поведение покупателей. Необходимо не только произвести товар требуемой потребительской ценности в необходимых количествах и вовремя доставить его потребителям, но и обеспечить его сервис на мировом уровне. Понятие конкурентоспособность существенно шире понятий «качество» и «технический уровень» товара, хотя последние являются важнейшей составной частью конкурентоспособность товара.

Особое место в обеспечении  и поддержании конкурентоспособность  товара занимает сервис – при его  отсутствии товар теряет потребительскую  ценность, становится неконкурентоспособным  и отвергается потребителем. Напротив, хорошо отлаженный сервис, во-первых, помогает изготовителю формировать перспективный, достаточно стабильный рынок для  своих товаров, во-вторых, повышает конкурентоспособность товара, в-третьих, сам по себе является довольно прибыльным делом, в-четвертых это непременное  условие высокого авторитета (имиджа) товаропроизводителя.

Вместе с тем любой  товар после выхода на рынок начинает постепенно расходовать свой потенциал  конкурентоспособности. Этот процесс  можно замедлить и даже временно задержать, но остановить его невозможно.

Информация о работе Оценка методов конкурентоспособности продукции предприятия (на примере предприятия ООО Ратимир)