Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 12:07, дипломная работа
Контрольная функция финансов обеспечивает контроль процесса стоимостного распределения и перераспределения общественного продукта, формированием и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
По «Толковому словарю» В. Даля, слово «контроль» означает учет, проверку счетов, отчетности, а также присутственное место, занимающееся проверкой счетов.1 Согласно «Словарю русского языка» С. Ожегова, «контроль» - это проверка, а также наблюдение с целью проверки.2 В Оксфордском словаре дано три значения глагола «контролировать»: 1) проверять, а, следовательно, и регулировать; 2) требовать отчета; 3
В составе субъектов ведомственного финансового контроля необходимо выделить следующих должностных лиц и органы военного управления МО РФ:
1. Министр обороны РФ, который осуществляет свои полномочия по контролю финансово-экономической и хозяйственной деятельности рассматриваемых предприятий через должностных лиц Контрольно-финансовой инспекции МО РФ.
2. Заместитель Министра обороны РФ по финансово-экономической работе осуществляет свои функции по финансовому контролю через руководителей Департамента финансового планирования Министерства обороны Российской Федерации, Департамента финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Департамента социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации.
На должностных лиц территориал
Объектом ведомственного финансового контроля является финансово-экономическая и хозяйственная деятельность органов военного управления Вооруженных Сил РФ. Детализируя объект ведомственного финансового контроля, необходимо отметить, что контрольному процессу подлежит, как производственная деятельность предприятий в целях выявления внутрихозяйственных резервов, ускорения ввода мощностей в эксплуатацию, улучшения качества работ, роста производительности труда и снижения себестоимости производства подчиненных ремонтных предприятий, так и непосредственно его финансово-экономическая и хозяйственная деятельность, направленная на: проверку законности финансово-хозяйственных операций; контроль обеспечения сохранности денежных и материальных средств; выявление фактов бесхозяйственности, расточительства и злоупотреблений в расходовании денежных и материальных ценностей; контроль целевого использования средств, поступивших в оплату государственного оборонного заказа; проверку соблюдения финансовой дисциплины, правильности ведения и состояния бухгалтерского учета; проверку состояния организации внутреннего финансового контроля; контроль полноты и своевременности расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами; проверку формирования финансовых результатов и их распределение и др.
Организация ведомственного финансового контроля за финансово-хозяйственной деятельностью, общее руководство контрольно-ревизионной работой и ответственность за ее состояние на руководителя Контрольно-финансовой инспекции Министерства обороны Российской Федерации.
Непосредственное руководство контрольно-ревизионной работой и проведение ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности органов военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации возлагается на руководителя Контрольно-финансовой инспекции Министерства обороны Российской Федерации. Руководитель Контрольно-финансовой инспекции Министерства обороны Российской Федерации организует выполнение задач и функций, возложенных на его ведомство Положением о Контрольно-финансовой инспекции МО РФ.
Планирование работы инспекции – это предварительное распределение по времени и по объектам основных управленческих действий должностных лиц инспекции.
В практике работы контрольных органах Министерства обороны Российской Федерации в настоящее время сложилась определенная система планирования контрольно-ревизионной работы, которая включает:
– годовые планы (годовой план контрольно-ревизионной работы, годовой план основных работ и годовой учебный план специальной подготовки);
– месячные планы работы финансовых инспекций;
– планы по обеспечению отдельных мероприятий (планы ревизий, проверок и реализации их результатов, проведения учебно-методических сборов и др.).
Согласно Положению о финансовом контроле в Министерстве обороны39 ревизии финансово-хозяйственной деятельности органов военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации проводятся должностными лицами Контрольно-финансовой инспекции Министерства обороны Российской Федерации не реже одного раза в два года. Однако данное требование в настоящее время входит в противоречие с законодательством Российской Федерации, регламентирующим контрольную деятельность.
План контрольно-ревизионной работы руководитель Контрольно-финансовой инспекции Министерства обороны Российской Федерации до начала предстоящего года утверждается Министром обороны Российской Федерации и является основанием для назначения ревизий финансово-хозяйственной деятельности органов военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации.
Проверки отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности органов военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации: (оперативные проверки, тематические проверки, углубленные проверки), как правило, предусматриваются и отражаются в годовом плане основных работ Контрольно-финансовой инспекции Министерства обороны Российской Федерации, в составе которого выделяется специальный раздел «Контрольно-ревизионная работа». Кроме того, в этом плане отражаются другие мероприятия, составляющие основу руководства контрольно-ревизионной работой, методического руководства работой рабочих инвентаризационных комиссий, контроля своевременного принятия решений по выявленному имущественному ущербу, причиненному государству и т.д.
Месячные планы работы контрольных органов являются оперативными документами и предназначены для детализации и уточнения мероприятий годовых планов, их корректировки, исходя из конкретных условий финансово-экономической и хозяйственной деятельности, требований вновь изданных законодательных и ведомственных нормативных правовых актов. Необходимость и цель этих планов состоит в том, чтобы в одном документе сконцентрировать мероприятия и работы, предусмотренные другими планами, сроки исполнения которых приходятся на соответствующий месяц.
Для придания действенности и гибкости планированию контрольно-ревизионной работы резервируется определенный бюджет времени для проведения незапланированных мероприятий финансового контроля, осуществляется оперативное перенацеливание и перераспределение сил. Подтверждая необходимость резервирования бюджета времени, А.А. Казаков и Г.В. Кабанин отмечают, что «в настоящее время отвлечение инспекторского состава на выполнение внеплановых ревизий и проверок (по указаниям вышестоящих командиров и начальников, по требованию органов военной прокуратуры или судебных органов) остается значительным, что не позволяет качественно осуществлять контроль за всеми подконтрольными объектами».40
Действенность ведомственного финансового контроля зависит от правильного применяемых при его осуществлении видов, форм и методов финансового контроля. По времени осуществления контрольных мероприятий относительно операций по использованию денежных средств и материальных средств он подразделяется на предварительный, текущий и последующий контроль. Каждый из перечисленных видов контроля проводится с применением различных форм и методов (см. приложения 10, 11).
Нормативно-правовое
обеспечение контрольно-
В основу организации ведомственного контроля в Вооруженных Силах положены следующие принципы: законности, объективности, независимости, плановости, непрерывности, гласности и ответственности.41
Подводя итог сказанному, отметим, что система ведомственного финансового контроля, являясь подсистемой ГФК, столкнулась с теми же проблемами. Основной из них является отсутствие в России Федерального закона «О государственном финансовом контроле». В связи с этим, законодательно не закреплен ряд основополагающих вопросов процесса финансового контроля, в частности: отсутствует законодательное определение понятий «ревизия» и «проверка», что в ряде случаев ставит под сомнение законность действий контролирующих должностных лиц; акт ревизии не имеет статуса юридического документа; не определен порядок взаимоотношений проверяющих должностных лиц с должностными лицами проверяемых объектов; наличие у субъектов финансового контроля исключительно ведомственных документов, регламентирующих проведение контрольных мероприятий (методические пособия и рекомендации), не имеющих юридической силы; отсутствие законодательно закрепленной единой классификации нарушений с денежными и материальными средствами, в связи с чем, нередко формулировка нарушений меняется в судебном порядке, что приводит к искажению учетных и отчетных данных контрольных органов и др.
Цели и задачи финансового контроля:
Согласно принятой Концепции ведомственного финансового контроля в Вооруженных Силах42 основной целью финансового контроля является создание эффективной системы контроля как стадии управленческого процесса, когда фактические результаты воздействия на управляемый объект сопоставляются с требованиями принятых решений, так и при выявлении отрицательных отклонений, когда устанавливаются их причины для принятия конкретных мер по обеспечению законного и экономного использования государственных средств.
Значение финансового контроля заключается в том, что в процессе его осуществления:
1) проверяются в полном
объеме все стороны финансово-
2) выявляются недостатки, нарушения и злоупотребления, определяются их причины и меры к устранению и предупреждению;
3) дается объективная
оценка состояния финансово-
4) выявляются
5) оказывается практическая
помощь командирам воинских
6) на основе анализа выявленных нарушений и обобщения передового опыта определяются пути совершенствования системы финансового и материально-технического обеспечения, улучшения экономической работы в войсках.43
Основными задачами финансового контроля в Министерстве обороны Российской Федерации являются:
В состав первой группы задач финансового контроля входят следующие:
I. Контроль за: 1) выполнением Конституции Российской Федерации, федеральных законов РФ, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, приказов, директив Министра обороны РФ и его заместителей; 2) соблюдением государственной дисциплины при использовании финансовых, материальных и трудовых ресурсов; 3) правильным и своевременным обеспечением личного состава положенными видами довольствия; 4) законностью финансовых и хозяйственных операций; 5) обеспечением сохранности материальных и денежных средств; 6) состоянием бюджетного учета.
II. Оказание практической помощи командирам и начальникам в организации и ведении финансового и войскового хозяйства, совершенствование финансового и материального обеспечения.
Вторая группа задач финансового контроля, стоящих перед финансовым контролем, включает:
1. Выявление и
использование
2. Изучение причин
недостатков и нарушений, выраб
3. Подготовку предложений для внесения изменений в руководящие документы по организации и осуществлению финансово-экономической и хозяйственной деятельности и финансового контроля на основании анализа выявленных нарушений.
4. Оказание командирам
и начальникам практической
Согласно Концепции ведомственного финансового контроля контрольно-ревизионные органы Министерства обороны Российской Федерации сформированы по территориальному принципу, а их структура состоит из двух уровней: Финансовая инспекция Министерства обороны Российской Федерации и подчиненных Межрегиональных финансовых инспекций по военным округам (флотам). Однако в настоящее время определенная Концепцией структура упразднена, а вместо нее создан единственный контрольный орган – Контрольно-финансовая инспекция МО РФ. В связи с этим, целесообразно рассматривать направления финансового контроля и контроля за хозяйственной деятельностью с этих позиций.