Общая характеристика контрольно-финансовой деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 12:07, дипломная работа

Описание работы

Контрольная функция финансов обеспечивает контроль процесса стоимостного распределения и перераспределения общественного продукта, формированием и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
По «Толковому словарю» В. Даля, слово «контроль» означает учет, проверку счетов, отчетности, а также присутственное место, занимающееся проверкой счетов.1 Согласно «Словарю русского языка» С. Ожегова, «контроль» - это проверка, а также наблюдение с целью проверки.2 В Оксфордском словаре дано три значения глагола «контролировать»: 1) проверять, а, следовательно, и регулировать; 2) требовать отчета; 3

Файлы: 1 файл

Гл1.doc

— 201.00 Кб (Скачать файл)

В период становления  системы органов  внутренних дел  в составе Народного  комиссариата внутренних дел РСФСР  функционировала финансовая служба. В докладе наркома внутренних дел РСФСР 5-му Съезду Советов 6 июля 1918 г. впервые было указано о структуре и функциях финансового отдела НКВД РСФСР.

В январе 1918 г. Совет Народных Комиссаров принял Декрет «Об образовании Центральной  контрольной коллегии, местных учетно-контрольных  коллегий и выборных контрольных  комиссий». Данные контрольные органы создавались в виде организации  финансовых отделов губернских и  уездных комитетов Советов рабочих, крестьянских и красноармейских  депутатов. Этот декрет положил начало единой системе контролирующих органов, основанной на сочетании государственного контроля с общественным.

На  их основе Положением ВЦИК о рабоче-крестьянской инспекции (РКИ) от 7 февраля 1920 г. был  создан единый орган социалистического  контроля с привлечением рабочих  и крестьян. Переход к восстановлению народного хозяйства начался  в 1921 г. в связи с переходом  от политики военного коммунизма к  НЭПу. Одним из первых финансовых мероприятий  в рамках новой экономической  политики было введение с 26 июля 1921 г. промыслового налога. В период НЭПа основной задачей финансовой политики в сфере внутренних дел стало вытеснение частника из всех сфер производства, усиление обложения капиталистических элементов. В новых экономических условиях начинают меняться характер налогов, их значимость в обеспечении доходной части бюджета. В этот период в органах управления было произведено соединение партийных и государственных органов контроля. При этом считали необходимым усилить партийное руководство контрольным аппаратом.

В период 1923-1933 гг. была по существу заложена основа государственного контроля, в  том числе финансового.

В декабре 1923 г. было утверждено положение  «О финансово-контрольном  управлении Наркомфина (НКФ) и НКРКИ  СССР», а  во второй половине 1925 г. были созданы  его местные органы. В 1925 г. НКФ  СССР принял Положение о наружном налоговом надзоре, где определялись права, функции, задачи и обязанности финансовых инспекторов, их помощников и финансовых агентов. На наружный налоговый надзор возлагалось обследование плательщиков налогов, изучение источников их доходов, объектов налогообложения.

Ведение окладного счетоводства (карточки недоимок, книги, отчетные ведомости  и др.) передавались кассовым органам, а взимание платежей - налоговым агентам. Исключительное значение придавалось контролю за взиманием  налогов со стороны вышестоящих  финансовых органов.

В связи с коренными  изменениями  в экономике государства, системе  производственных отношений, формах собственности  в 1933 г. в СССР была проведена налоговая  реформа, что выразилось в ликвидации частного сектора, устранении многоукладности  в экономике и упрощении налоговой системы.

С этой целью организуются финансово-бюджетные  инспекции (ФБИ). Финансово-бюджетные  инспекции были предоставлены права  производить ревизии и обследования деятельности кредитных учреждений, хозяйственных органов и бюджетных  организаций, расходование средств, выделенных из бюджета, расходование специальных  и внебюджетных средств. В ходе ревизии  ФБИ имели право требовать  представления от проверяемых организаций  плановых, оперативных и отчетных данных, документации по учету; от кредитных  учреждений — справок о состоянии  счетов проверяемой организации; от должностных лиц проверяемых  организаций - объяснений и справок  по всем возникающим вопросам. Должностные  лица таким образом должны были доказать законность своих действий.

Впоследствии  в 1937 г. Финансово-бюджетные инспекций  были преобразованы в Контрольно-ревизионное  управление (КРУ) Наркомфина СССР с  функциями внутриведомственного контроля. Особую роль внутриведомственный контроль занимал в период Великой отечественной  войны в изыскании дополнительных финансовых и материальных ресурсов на нужды обороны. В целом, данная финансовая система просуществовала  до 60-х годов XX в. и эволюционировала в направлении, противоположном процессу общемирового развития. Как отмечала в свое время М.С. Студеникина до 1956 г. контрольно-ревизионный аппарат Министерства финансов СССР был построен на началах строгой централизации. Впоследствии контрольно-ревизионные службы стали создаваться в различных ведомствах. В настоящее время в составе Министерства финансово Российской Федерации также имеется контрольно-ревизионное подразделения с аппаратом контролеров-ревизоров в субъектах Федерации, городах, районах.

Постановлением  Совета Народных Комиссаров Союза ССР  от 15 апреля 1936 г. было предложено всем народным комиссариатам и другим центральным учреждениям Союза  ССР, советам народных комиссаров союзных  и автономных республик, краевым  и областным исполнительным комитетам, начиная с 1936 года, установить финансовый контроль и производить документальные ревизии всех подчиненных учреждений, предприятий, хозяйственных организаций  и строительств. Приказ НКВД СССР от 28 апреля 1936 г.  № 148 предписал обеспечить проведение документальных ревизий  денежно-материальных ценностей в  органах - частях, на предприятиях, в  хозяйствах и на строительных объектах. Для этой цели в составе финансовых и финансово-плановых отделов (отделений) как в центре, так и на местах были выделены специальные лица - ревизоры.

Сегодня контрольно-ревизионные  подразделения, наряду с Центром  проведения ревизий  и проверок деятельности органов  внутренних дел функционируют  во всех МВД, ГУВД, УВД - субъектов Российской Федерации, УВДТ, ОУМТ и ВС, а также  в Главкомате, округах и соединениях  внутренних войск. Им отведена важная роль в осуществлении ведомственного контроля за соблюдением финансового  и налогового законодательства, постановкой  бухгалтерского учета, целевым и  эффективным использованием трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

До 1992 г. контрольно-ревизионное  управление производило комплексные ревизии  составления и исполнения бюджетов, предприятий и организаций всех отраслей народного хозяйства и форм собственности, проверяло финансовую деятельность государственных управленческих структур и общественных организаций, работу ведомственных контрольно-ревизионных служб. В ходе ревизий и проверок изучались условия получения прибыли, степень выполнения обязательств перед бюджетом, проверялось использование ресурсов, формирование и использование фондов денежных средств целевого назначения, вскрывались нарушения.

С 1992 г. и по настоящее  время основными  функциями контрольно-ревизионных  управлений во внутренней экономической безопасности стали:

- контроль  соблюдения  министерствами, ведомствами,  предприятиями, организациями и  учреждениями финансово-бюджетного  законодательства; целевого и рационального  использования средств, полученных  из бюджета, включая средства  в иностранной валюте;

- выполнение  ревизий  и проверок по поручениям  органов  государственной власти  и управления;

- выполнение  ревизий  и проверок по требованиям   правоохранительных органов.

В настоящее время  значительно  возросло количество таких проверок, что серьезно  повлияло  на результативность работы  контрольно-ревизионных служб. В действительно контрольно-ревизионные управления является практически единственными службами, которые проводят документальные ревизии и финансовые проверки по поручению Президента РФ и его  администрации, Правительства РФ, Генеральной  прокуратуры, других правоохранительных органов и глав администрации регионов.

Изменения в экономике  в конце 80-х годов  XX в. скоординировали  и направления в финансовой политике государства, что повлекло за собой изменение соответствующих норм права. Отход от административно-командной модели развития экономики и переход к рыночным отношениям, возрождение предприятий, созданных на негосударственной форме собственности, потребовали радикальных перемен не только в финансовом законодательстве, возникла настоятельная необходимость в реорганизации органов финансового контроля.

Процесс становления  и развития российской государственности  неразрывно связан с формированием механизмов и  мер финансово-экономической политики, органов государственного финансового  контроля, как важнейшего экономико-правового  института, обеспечивающего национальную финансовую безопасность и эффективное  использование государственных  финансовых средств.

Процесс формирование новой  контрольной  системы и финансовой отчетности был длительным и трудоемким. Он осуществлялся путем          экспериментальных проверок, методом  проб и ошибок. Используя лучший европейский опыт и изучая реальную практику нововведений, реформаторы  отечественного финансового контроля создавали механизм, который не должен был давать сбоя и надежно защитил  бы государственную казну от любых  посягательств недобросовестных чиновников, какие бы высокие посты в государстве  они ни занимали.

Таким образом, в истории государственного финансового контроля в России можно выделить следующие периоды:

Первый  период: середина XIII - конец XV веков. Это период возникновения предпосылок становления финансового контроля в экономической безопасности страны.

Второй  период: конец XV - начало XVIII веков. Это период возникновения централизованного финансового контроля.

Третий  период: начало XVIII - конец XIX веков. Это период становления органов централизованного финансового контроля.

Четвертый период: начало XX - конец XX веков. Это «советский» период развития финансового контроля.

В этот период Россия обретает статус конституционной  монархии, создается специфический  российский парламент - Государственная  Дума.

В эти годы деятельность финансового  контроля становится подотчетной Государственной  Думе. При этом активно ставится вопрос о дальнейшем повышении статуса  Государственного контроля и выводе государственно го контролера из состава  Совета министров, установлении принципа не сменяемости высших чинов Государственного контроля, распространении ревизионных  действий Государственного контроля на все государственные учреждения без изъятия. Четвертый период в  истории государственного контроля еще не стал предметом тщательного  научного изучения и нуждается в  подробном самостоятельном исследовании. Следует отметить, что вся предшествовавшая история становления и развития государственного финансового контроля была подготовкой к качественному  обновлению и совершенствованию  государственных контрольно-финансовых органов. Опыт  становления и развития государственного финансового контроля в России является важным исходным материалом для выработки  современных концепций контрольно-финансовой деятельности.

1 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1955. – 154 с.

2 Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1963. – 286 с.

3 Оксфордский русско-английский словарь. – М.: Издательство «Барклая и Ко», 1995. – 296 с.

4 Данилевский Ю.А., Мезенцева Т.М. Финансовый контроль в отраслях народного хозяйства при различных формах собственности. – М.: Финансы и статистика, 1992. – С. 20.

5 Лимская декларация руководящих принципов контроля. Правовое регулирование государственного финансового контроля в зарубежных странах. – М.: Прометей, 1998. – С. 13 – 15.

6 Шохин С.О., Воронина Л.И.. Бюджетно-финансовый контроль и аудит. Теория и практика применения в России.  -  М.: Финансы и статистика, 1997. – С. 8.

7 Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003. – С. 13.

8Овсянников Л.Н. Закон о государственном финансовом контроле все-таки нужен // Президентский контроль. – 1998. – № 9. – С. 5.

9 Погосян Н.Д. Счетная палата Российской Федерации. – М.: Юристъ, 1998. – С. 110.

10 Шохин С.О. Бюджетно-финансовый контроль в России. – М..: Прометей, 1995. – С. 25.

11 Козырин А.Н. Финансовое право / Под ред. проф. О.Н. Горбуновой. – М.: Юрист, 1996. – С. 48.

12 Бюджетный кодекс Российской Федерации // Ведомости Федерального Собрания Российской Федерации - 1998. -  № 25. – 112 с.

13 Жизнь казначейства / Банковский ряд, 2000. – № 3. – С. 4.

14 Ефимова Н.П.  Государственный финансовый контроль в реализации целевых федеральных программ. – М.: Медицина, 2000. – С. 17.

15 Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врубилевской. – М.: Юрайт, 2001. – С. 104.

16 Бирман А.М. Очерки теории советских финансов. – М.: Финансы, 1968. – 142 с.; Ревизионную работу на современный уровень: Сборник статей об опыте работы ревизионных комиссий организаций ДОСААФ. – М.: Издательство ДОСААФ СССР, 1981. – С. 11.

17 Родионова В.М., Шлейников В.И.  Финансовый контроль. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002. – С. 18.

18 Клитгаард Р. Рыночные реформы. – М.: 1992. – С. 18.

19 Пачковский М.Р. Государственный финансовый контроль в Российской Федерации. – М.: МАКС Пресс, 2004. – С. 3.

20 Иткин Ю.М. Контроль и рынок // Бухгалтерский учет. – 1992. – №4 – С. 12 – 13.

21 Иткин Ю.М. Организация финансового контроля  в переходный период к рыночной экономике. – М.: Финансы и статистика, 1991. – 160 с.

22 Тосунян Г.А. Государственное управление в области финансов и кредита в России. Учебное пособие. – М.: Дело, 1997.  -  С. 30.

23 Лушин С.И. Государственные финансы в новых условиях. // Финансы. – 1998.  – № 5. – С. 7.

24 Бурцев В.В. Государственный финансовый контроль: Методология и организация. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000. – С. 56.

25 Советский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1987. – С. 1061.

26 Ершова Л.А., Котенева Т.В. Контроль и ревизия. – Самара: СГА, 2003. – С. 18; Овсянников Л.Н. Контролировать не «втихаря», а гласно // Президентский контроль. – 1998. – № 9. – С. 37; Погосян Н.Д. Счетная палата Российской Федерации. – М.: Юристъ, 1998. – С. 143; Мельник М.В., Пантелеев А.С. Звездин А.Л. Ревизия и контроль/под ред. проф. М.В. Мельник. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2003. –  С. 69; Румянцев А.В. Финансовый контроль. – М.:Издательство «Дело  и Сервис», 2003. –  С. 10.

Информация о работе Общая характеристика контрольно-финансовой деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации