Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 12:07, дипломная работа
Контрольная функция финансов обеспечивает контроль процесса стоимостного распределения и перераспределения общественного продукта, формированием и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
По «Толковому словарю» В. Даля, слово «контроль» означает учет, проверку счетов, отчетности, а также присутственное место, занимающееся проверкой счетов.1 Согласно «Словарю русского языка» С. Ожегова, «контроль» - это проверка, а также наблюдение с целью проверки.2 В Оксфордском словаре дано три значения глагола «контролировать»: 1) проверять, а, следовательно, и регулировать; 2) требовать отчета; 3
В период становления системы органов внутренних дел в составе Народного комиссариата внутренних дел РСФСР функционировала финансовая служба. В докладе наркома внутренних дел РСФСР 5-му Съезду Советов 6 июля 1918 г. впервые было указано о структуре и функциях финансового отдела НКВД РСФСР.
В январе 1918 г. Совет Народных Комиссаров принял Декрет «Об образовании Центральной контрольной коллегии, местных учетно-контрольных коллегий и выборных контрольных комиссий». Данные контрольные органы создавались в виде организации финансовых отделов губернских и уездных комитетов Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Этот декрет положил начало единой системе контролирующих органов, основанной на сочетании государственного контроля с общественным.
На их основе Положением ВЦИК о рабоче-крестьянской инспекции (РКИ) от 7 февраля 1920 г. был создан единый орган социалистического контроля с привлечением рабочих и крестьян. Переход к восстановлению народного хозяйства начался в 1921 г. в связи с переходом от политики военного коммунизма к НЭПу. Одним из первых финансовых мероприятий в рамках новой экономической политики было введение с 26 июля 1921 г. промыслового налога. В период НЭПа основной задачей финансовой политики в сфере внутренних дел стало вытеснение частника из всех сфер производства, усиление обложения капиталистических элементов. В новых экономических условиях начинают меняться характер налогов, их значимость в обеспечении доходной части бюджета. В этот период в органах управления было произведено соединение партийных и государственных органов контроля. При этом считали необходимым усилить партийное руководство контрольным аппаратом.
В период 1923-1933 гг. была по существу заложена основа государственного контроля, в том числе финансового.
В декабре 1923 г. было утверждено положение «О финансово-контрольном управлении Наркомфина (НКФ) и НКРКИ СССР», а во второй половине 1925 г. были созданы его местные органы. В 1925 г. НКФ СССР принял Положение о наружном налоговом надзоре, где определялись права, функции, задачи и обязанности финансовых инспекторов, их помощников и финансовых агентов. На наружный налоговый надзор возлагалось обследование плательщиков налогов, изучение источников их доходов, объектов налогообложения.
Ведение окладного счетоводства (карточки недоимок, книги, отчетные ведомости и др.) передавались кассовым органам, а взимание платежей - налоговым агентам. Исключительное значение придавалось контролю за взиманием налогов со стороны вышестоящих финансовых органов.
В связи с коренными изменениями в экономике государства, системе производственных отношений, формах собственности в 1933 г. в СССР была проведена налоговая реформа, что выразилось в ликвидации частного сектора, устранении многоукладности в экономике и упрощении налоговой системы.
С этой целью организуются финансово-бюджетные инспекции (ФБИ). Финансово-бюджетные инспекции были предоставлены права производить ревизии и обследования деятельности кредитных учреждений, хозяйственных органов и бюджетных организаций, расходование средств, выделенных из бюджета, расходование специальных и внебюджетных средств. В ходе ревизии ФБИ имели право требовать представления от проверяемых организаций плановых, оперативных и отчетных данных, документации по учету; от кредитных учреждений — справок о состоянии счетов проверяемой организации; от должностных лиц проверяемых организаций - объяснений и справок по всем возникающим вопросам. Должностные лица таким образом должны были доказать законность своих действий.
Впоследствии в 1937 г. Финансово-бюджетные инспекций были преобразованы в Контрольно-ревизионное управление (КРУ) Наркомфина СССР с функциями внутриведомственного контроля. Особую роль внутриведомственный контроль занимал в период Великой отечественной войны в изыскании дополнительных финансовых и материальных ресурсов на нужды обороны. В целом, данная финансовая система просуществовала до 60-х годов XX в. и эволюционировала в направлении, противоположном процессу общемирового развития. Как отмечала в свое время М.С. Студеникина до 1956 г. контрольно-ревизионный аппарат Министерства финансов СССР был построен на началах строгой централизации. Впоследствии контрольно-ревизионные службы стали создаваться в различных ведомствах. В настоящее время в составе Министерства финансово Российской Федерации также имеется контрольно-ревизионное подразделения с аппаратом контролеров-ревизоров в субъектах Федерации, городах, районах.
Постановлением Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 15 апреля 1936 г. было предложено всем народным комиссариатам и другим центральным учреждениям Союза ССР, советам народных комиссаров союзных и автономных республик, краевым и областным исполнительным комитетам, начиная с 1936 года, установить финансовый контроль и производить документальные ревизии всех подчиненных учреждений, предприятий, хозяйственных организаций и строительств. Приказ НКВД СССР от 28 апреля 1936 г. № 148 предписал обеспечить проведение документальных ревизий денежно-материальных ценностей в органах - частях, на предприятиях, в хозяйствах и на строительных объектах. Для этой цели в составе финансовых и финансово-плановых отделов (отделений) как в центре, так и на местах были выделены специальные лица - ревизоры.
Сегодня контрольно-ревизионные подразделения, наряду с Центром проведения ревизий и проверок деятельности органов внутренних дел функционируют во всех МВД, ГУВД, УВД - субъектов Российской Федерации, УВДТ, ОУМТ и ВС, а также в Главкомате, округах и соединениях внутренних войск. Им отведена важная роль в осуществлении ведомственного контроля за соблюдением финансового и налогового законодательства, постановкой бухгалтерского учета, целевым и эффективным использованием трудовых, материальных и финансовых ресурсов.
До 1992 г. контрольно-ревизионное управление производило комплексные ревизии составления и исполнения бюджетов, предприятий и организаций всех отраслей народного хозяйства и форм собственности, проверяло финансовую деятельность государственных управленческих структур и общественных организаций, работу ведомственных контрольно-ревизионных служб. В ходе ревизий и проверок изучались условия получения прибыли, степень выполнения обязательств перед бюджетом, проверялось использование ресурсов, формирование и использование фондов денежных средств целевого назначения, вскрывались нарушения.
С 1992 г. и по настоящее
время основными функциями контрольно-
- контроль соблюдения министерствами, ведомствами, предприятиями, организациями и учреждениями финансово-бюджетного законодательства; целевого и рационального использования средств, полученных из бюджета, включая средства в иностранной валюте;
- выполнение ревизий и проверок по поручениям органов государственной власти и управления;
- выполнение ревизий и проверок по требованиям правоохранительных органов.
В настоящее время значительно возросло количество таких проверок, что серьезно повлияло на результативность работы контрольно-ревизионных служб. В действительно контрольно-ревизионные управления является практически единственными службами, которые проводят документальные ревизии и финансовые проверки по поручению Президента РФ и его администрации, Правительства РФ, Генеральной прокуратуры, других правоохранительных органов и глав администрации регионов.
Изменения в экономике в конце 80-х годов XX в. скоординировали и направления в финансовой политике государства, что повлекло за собой изменение соответствующих норм права. Отход от административно-командной модели развития экономики и переход к рыночным отношениям, возрождение предприятий, созданных на негосударственной форме собственности, потребовали радикальных перемен не только в финансовом законодательстве, возникла настоятельная необходимость в реорганизации органов финансового контроля.
Процесс становления и развития российской государственности неразрывно связан с формированием механизмов и мер финансово-экономической политики, органов государственного финансового контроля, как важнейшего экономико-правового института, обеспечивающего национальную финансовую безопасность и эффективное использование государственных финансовых средств.
Процесс формирование новой контрольной системы и финансовой отчетности был длительным и трудоемким. Он осуществлялся путем экспериментальных проверок, методом проб и ошибок. Используя лучший европейский опыт и изучая реальную практику нововведений, реформаторы отечественного финансового контроля создавали механизм, который не должен был давать сбоя и надежно защитил бы государственную казну от любых посягательств недобросовестных чиновников, какие бы высокие посты в государстве они ни занимали.
Таким образом, в истории государственного финансового контроля в России можно выделить следующие периоды:
Первый период: середина XIII - конец XV веков. Это период возникновения предпосылок становления финансового контроля в экономической безопасности страны.
Второй период: конец XV - начало XVIII веков. Это период возникновения централизованного финансового контроля.
Третий период: начало XVIII - конец XIX веков. Это период становления органов централизованного финансового контроля.
Четвертый период: начало XX - конец XX веков. Это «советский» период развития финансового контроля.
В этот период Россия обретает статус конституционной монархии, создается специфический российский парламент - Государственная Дума.
В эти годы деятельность финансового контроля становится подотчетной Государственной Думе. При этом активно ставится вопрос о дальнейшем повышении статуса Государственного контроля и выводе государственно го контролера из состава Совета министров, установлении принципа не сменяемости высших чинов Государственного контроля, распространении ревизионных действий Государственного контроля на все государственные учреждения без изъятия. Четвертый период в истории государственного контроля еще не стал предметом тщательного научного изучения и нуждается в подробном самостоятельном исследовании. Следует отметить, что вся предшествовавшая история становления и развития государственного финансового контроля была подготовкой к качественному обновлению и совершенствованию государственных контрольно-финансовых органов. Опыт становления и развития государственного финансового контроля в России является важным исходным материалом для выработки современных концепций контрольно-финансовой деятельности.
1 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1955. – 154 с.
2 Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1963. – 286 с.
3 Оксфордский русско-английский словарь. – М.: Издательство «Барклая и Ко», 1995. – 296 с.
4 Данилевский Ю.А., Мезенцева Т.М. Финансовый контроль в отраслях народного хозяйства при различных формах собственности. – М.: Финансы и статистика, 1992. – С. 20.
5 Лимская декларация руководящих принципов контроля. Правовое регулирование государственного финансового контроля в зарубежных странах. – М.: Прометей, 1998. – С. 13 – 15.
6 Шохин С.О., Воронина Л.И.. Бюджетно-финансовый контроль и аудит. Теория и практика применения в России. - М.: Финансы и статистика, 1997. – С. 8.
7 Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003. – С. 13.
8Овсянников Л.Н. Закон о государственном финансовом контроле все-таки нужен // Президентский контроль. – 1998. – № 9. – С. 5.
9 Погосян Н.Д. Счетная палата Российской Федерации. – М.: Юристъ, 1998. – С. 110.
10 Шохин С.О. Бюджетно-финансовый контроль в России. – М..: Прометей, 1995. – С. 25.
11 Козырин А.Н. Финансовое право / Под ред. проф. О.Н. Горбуновой. – М.: Юрист, 1996. – С. 48.
12 Бюджетный кодекс Российской Федерации // Ведомости Федерального Собрания Российской Федерации - 1998. - № 25. – 112 с.
13 Жизнь казначейства / Банковский ряд, 2000. – № 3. – С. 4.
14 Ефимова Н.П. Государственный финансовый контроль в реализации целевых федеральных программ. – М.: Медицина, 2000. – С. 17.
15 Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врубилевской. – М.: Юрайт, 2001. – С. 104.
16 Бирман А.М. Очерки теории советских финансов. – М.: Финансы, 1968. – 142 с.; Ревизионную работу на современный уровень: Сборник статей об опыте работы ревизионных комиссий организаций ДОСААФ. – М.: Издательство ДОСААФ СССР, 1981. – С. 11.
17 Родионова В.М., Шлейников В.И. Финансовый контроль. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002. – С. 18.
18 Клитгаард Р. Рыночные реформы. – М.: 1992. – С. 18.
19 Пачковский М.Р. Государственный финансовый контроль в Российской Федерации. – М.: МАКС Пресс, 2004. – С. 3.
20 Иткин Ю.М. Контроль и рынок // Бухгалтерский учет. – 1992. – №4 – С. 12 – 13.
21 Иткин Ю.М. Организация финансового контроля в переходный период к рыночной экономике. – М.: Финансы и статистика, 1991. – 160 с.
22 Тосунян Г.А. Государственное управление в области финансов и кредита в России. Учебное пособие. – М.: Дело, 1997. - С. 30.
23 Лушин С.И. Государственные финансы в новых условиях. // Финансы. – 1998. – № 5. – С. 7.
24 Бурцев В.В. Государственный финансовый контроль: Методология и организация. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000. – С. 56.
25 Советский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1987. – С. 1061.
26 Ершова Л.А., Котенева Т.В. Контроль и ревизия. – Самара: СГА, 2003. – С. 18; Овсянников Л.Н. Контролировать не «втихаря», а гласно // Президентский контроль. – 1998. – № 9. – С. 37; Погосян Н.Д. Счетная палата Российской Федерации. – М.: Юристъ, 1998. – С. 143; Мельник М.В., Пантелеев А.С. Звездин А.Л. Ревизия и контроль/под ред. проф. М.В. Мельник. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2003. – С. 69; Румянцев А.В. Финансовый контроль. – М.:Издательство «Дело и Сервис», 2003. – С. 10.