Общая характеристика контрольно-финансовой деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 12:07, дипломная работа

Описание работы

Контрольная функция финансов обеспечивает контроль процесса стоимостного распределения и перераспределения общественного продукта, формированием и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
По «Толковому словарю» В. Даля, слово «контроль» означает учет, проверку счетов, отчетности, а также присутственное место, занимающееся проверкой счетов.1 Согласно «Словарю русского языка» С. Ожегова, «контроль» - это проверка, а также наблюдение с целью проверки.2 В Оксфордском словаре дано три значения глагола «контролировать»: 1) проверять, а, следовательно, и регулировать; 2) требовать отчета; 3

Файлы: 1 файл

Гл1.doc

— 201.00 Кб (Скачать файл)

Основными направлениями финансового контроля, осуществляемого Контрольно-финансовой инспекцией Министерства обороны Российской Федерации являются:

1) проведение ревизий и проверок финансово-экономической и хозяйственной деятельности в Вооруженных Силах;

2) проведение проверок эффективности осуществления предварительного и текущего контроля в Вооруженных Силах за использованием бюджетных средств;

3) учет нарушений требований законодательства Российской Федерации в финансово-бюджетной сфере, выявляемых в Вооруженных Силах, анализ причин нарушений и недостатков в финансово-экономической и хозяйственной деятельности Вооруженных Сил, принятие мер по их предупреждению и устранению, своевременному возмещению причиненных убытков;

4) разработка методологии осуществления контрольно-ревизионной работы.45

Согласно Руководству по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации основными направлениями контроля за хозяйственной деятельностью являются проверка:46

- правильности определения потребности в материальных, денежных средствах и земельных участках, их истребования, получения, распределения, выдачи по назначению, а также наличия, полноты и своевременности доведения до военнослужащих материальных и денежных средств по установленным нормам;

- соблюдения законности в использовании материальных и денежных средств, расходовании моторесурсов;

- организации учета, хранения, правильности эксплуатации, ремонта и своевременности освежения запасов материальных средств;

- соблюдения сроков и качества проведения инвентаризаций материальных средств, ревизий по подчиненным службам, организация и состояние внутреннего контроля;

- организации экономии, рационального расходования материальных и денежных средств, обеспечение сохранности федеральной собственности, состояние работы по предупреждению утрат материальных и денежных средств;

- организации противопожарной защиты объектов материально-технической базы соединения (воинской части), соблюдение требований пожарной безопасности при хранении, ремонте и эксплуатации материальных средств, наличие и состояние средств пожаротушения и их готовности к применению;

- выполнения требований обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды;

- соблюдения установленных норм расходования материальных средств, сырьевых, топливно-энергетических и других ресурсов;

- качества планирования производственной деятельности, выполнения утвержденных планов;

- организации торгово-бытового обслуживания военнослужащих, членов их семей;

- выполнения предложений и устранение недостатков по актам предыдущих инвентаризаций материальных средств и ревизий, а также указаний должностных лиц вышестоящих органов военного управления.

Руководством о финансовом обеспечении  и особенностях бюджетного учета  в Вооруженных Силах Российской Федерации предусмотрены направления внутреннего финансового контроля, в частности это проверка:47

-соблюдения законности и государственной дисциплины в финансово-экономической и хозяйственной деятельности, ведения бюджетного учета и расходования денежных средств;

-расчетов с поставщиками и платными потребителями;

-наличия, сохранности, полноты поступления и оприходования денежных средств и материальных ценностей;

-наличия, правильности оформления, своевременности и достоверности отражения документов по регистрам учета;

-правильности и своевременности обеспечения личного состава денежным довольствием (заработной платой), выплаты пособий и компенсаций военнослужащим (лицам гражданского персонала), соблюдения штатно-тарифной дисциплины;

-выполнения предложений и устранения недостатков по актам ревизий и проверок финансово-экономической и хозяйственной деятельности;

Кроме того, в процессе внутреннего финансового контроля осуществляется выявление и предупреждение недостач, хищений, утрат, уничтожений, повреждений материальных ценностей, нематериальных активов и иного имущества, а также других противоправных действий (бездействия) с указанными активами и незаконного (нецелевого) расходования денежных средств и нефинансовых активов; оказание помощи командиру воинской части и начальнику финансового органа в организации и ведении финансово-экономической деятельности.48

Как видно, финансовый контроль за финансово-хозяйственной деятельностью в Министерстве обороны Российской Федерации, являясь составной частью ГФК, направлен, прежде всего, на проверку соблюдения принципа законности при осуществлении финансово-экономической и хозяйственной деятельности. Кроме того, рядом нормативных правовых документов предписано оказание помощи командирам воинских частей и начальникам финансовых органов в организации и ведении финансово-экономической деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§1.2 Основные этапы  становления и развития финансового  контроля в России.

Первый этап середина XIII - конец XV веков

Середина  XIII - конец XV веков – это период возникновения  предпосылок становления финансового контроля в экономической  безопасности страны.

Развитие  и совершенствование  государственного финансового контроля находится  в неразрывной связи с теми изменениями в экономическом  устройстве государства, которые происходили  в стране. Исходя из обозначенного  подхода, предлагается выделить этапы  становления финансового контроля, а также обозначить специфику  внутреннего финансового контроля в системе экономической безопасности России.

С конца IX века начинается объединение  Древнерусского государства. Взамен дани или полюдья появляется дань в  пользу татар или ордынское  серебро. При этом раскладочный способ взимания податей и сборов (выход ордынский) просуществовал на протяжении всей эпохи  Золотой Орды (1243 -1480 гг.). Именно в  этот период находим первые упоминания масштабного целевого мониторинга  налогооблагаемой базы того времени: в 1257 г. татарскими численниками производилась первая перепись для сбора дани. В 1259 г. в Новгороде «начали «окаянные» ездить по улицам, описывая дома христианские».

В конце XIV в. возникают  должности казначеев, дьяков и подьячих, которые ведали сборами оброков и вели книги  и записи по этим сборам. Удельный характер княжения исключал возможность появления  на Руси на данном этапе единообразной  системы финансового контроля. Прообраз системы финансового контроля оформился  при Иоанне Ш с появлением финансового  управления казенного приказа.

Второй этап конец XV - начало XVIII веков

В конце XV-первой половине XVI вв. в России утверждаются центральные органы управления - Приказы. В этот период существовали следующие основные финансовые Приказы:

- большого  дворца (ведал  доходами с царских  земель);

-большого прихода  (собирал большинство  прямых  налогов, а также определял  работу территориальных приказов, которые выполняли функцию приходных  касс);

- большой  казны  (сборы с городских промыслов);

-земский (занимался  продажей дворовых участков, мощением дорог, судебной и полицейской властью в Москве) и др.

В царствование Алексея  Михайловича  число приказов, осуществляющих финансовую деятельность, значительно увеличилось. Так, в 1655 г. был создан Счетный Приказ, основная деятельность которого сводилась  к анализу приходных и расходных  книг других приказов.

В 1718 г. приказы были упразднены Петром I в связи с учреждением  камер-коллегии. Изменение административно-территориального деления России влечет изменение  и в сфере налогообложения. Цель губернской реформы была исключительно  фискальная - она «получила отталкивающий  характер пресса для выжимания денег».

Указом  от 22 февраля 1711 г. утверждается Правительственный  Сенат - постоянно действующий высший орган государственного управления, в числе других функций выполнявший  обязанности контролера в сфере  государственных доходов и расходов. В это время учреждаются должности  фискалов, которые должны «тайно проведывать, доносить и обличать» все злоупотребления  государственных чиновников.

В эпоху Петра I создавались  новые  по своему предназначению контрольные  органы. В 1717 г. учреждаются финансовые коллегии. При коллегиях состояли фискалы. В обязанности камер-коллегии вменялось «надзирание и правление над окладными и неокладными доходами». Камер-коллегия имела сеть своих учреждений на местах. Органом камер-коллегии в провинции был земский комиссар, который собирал подати, надзирал за эксплуатацией государственных имуществ, выполнял целый ряд других, не связанных с взиманием податей, функций. Для заведывания расходами была учреждена штатс-контор-коллегия, а ревизион-контора — для проверки счетов и отчетов.

В 1727 г. в целях борьбы с недоимками образована специальная  Доимочная  канцелярия, а в 1733 г. - Доимочный  приказ.

Результатом финансовых преобразований, проведенных  Петром I, явилось увеличение за пятнадцать лет доходов более чем в  три раза: в 1710 г. - 3,1 млрд. рублей, в 1725 г. - 10,2 млрд. рублей.

Третий этап начало XVIII - конец XIX веков

В 1775 г. утверждаются губернские финансовые органы - казенные палаты. Им поручается управление откупами на местах. Данным органам также вменялось собирать сведения о численности населения. При казенных палатах находились податные инспектора и податные присутствия. Такая система устройства фискального  аппарата просуществовала до конца XIX в.

Во  времена Екатерины II, указом от 24 октября 1780 г. была учреждена  экспедиция о  государственных доходах. В 1781 г. ее разделили на четыре самостоятельных  экспедиции: первая занималась доходами, вторая - расходами, третья - ревизией счетов, четвертая - взысканием недоимок, недоборов  и нечетов. Все четыре экспедиции подчинялись генерал-прокурору.

Петровские  коллегии к тому времени были упразднены, а их функции по финансовому управлению переданы казенным палатам.

8 сентября 1802 г. было  создано Министерство  финансов, основной задачей которого стало управление казенными и государственными деньгами. Первым министром был назначен граф Алексей Иванович Васильев. Министерство было окончательно сформировано в 1811 г. В качестве структурного подразделения Министерства финансов того времени был организован департамент податей и сборов, который в 1863 г. разделили на два самостоятельных департамента: окладных и неокладных сборов. Наряду с названными подразделениями работой по взиманию налогов занимался департамент торговли и мануфактур.

Только  с учреждением  Министерства финансов, в ведении  одного министерства были сосредоточены полномочия по управлению всеми государственными доходами и  расходами.

Контрольно-надзорная  функция осуществлялась Министерством  финансов совместно с органами управления государственными доходами на местах (казначействами, казенными палатами и др.). На Министерство полиции возлагалась обязанность точного соблюдения полученных от министра финансов предписаний, существо же этих мер находилось вне сферы его ответственности.

Конец XIX - начало XX веков - период активного  развития централизованного финансового  контроля.

В 1885 г. в ведении казенных палат  были учреждены должности  податных инспекторов «для наблюдения за поступлением окладных сборов живого органа, близкого к населению, заботящегося об охранении  его платежных сил и могущего быть представителем финансового ведомства на местах», которые осуществляли контроль за правильным взиманием налогов на своих участках.

Четвертый этап начало XX - конец XX веков

Из  инструмента финансовой политики финансовый контроль в это  время был превращен  в орудие классовой борьбы, средство экономического подавления и носил  картельный характер.

Гражданская война и хозяйственная разруха  привели к политике военного коммунизма, когда частная торговля полностью  запрещалась, вводились плановое снабжение  населения товарами первой необходимости  и трудовая повинность. В таких  условиях, цивилизованные способы пополнения государственной казны функционировать  не могли. Учитывая это в ноябре 1917 г. ВЦИК издал декрет и принял Положение  «О рабочем контроле». В положении  было указано, что в интересах  планомерного регулирования народного  хозяйства во всех промышленных, торговых, банковских, сельскохозяйственных, транспортных, кооперативных и прочих предприятиях, имеющих рабочих или дающих работу на дом, вводится рабочий контроль над  производством, куплей-продажей продуктов  и сырья, материалов, их хранением, а  также над финансовым хозяйством предприятий.

В целях перестройки  работы старого  государственного контрольного ведомства  по новому и для руководства им, Совет Народных Комиссаров в ноябре 1917г. направил в это ведомство  народного комиссара по государственному контролю. Декретом СНК в декабре 1917 г. в комиссариате государственного контроля была образована коллегия в  составе трех человек. Ей поручалось обеспечить перестройку и реорганизацию  старого ведомственного государственного контроля на социалистических началах. Данные попытки не имели успеха, что и послужило причиной создания Центральной контрольной коллегии.

Информация о работе Общая характеристика контрольно-финансовой деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации