Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 12:07, дипломная работа
Контрольная функция финансов обеспечивает контроль процесса стоимостного распределения и перераспределения общественного продукта, формированием и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
По «Толковому словарю» В. Даля, слово «контроль» означает учет, проверку счетов, отчетности, а также присутственное место, занимающееся проверкой счетов.1 Согласно «Словарю русского языка» С. Ожегова, «контроль» - это проверка, а также наблюдение с целью проверки.2 В Оксфордском словаре дано три значения глагола «контролировать»: 1) проверять, а, следовательно, и регулировать; 2) требовать отчета; 3
Основными направлениями финансового контроля, осуществляемого Контрольно-финансовой инспекцией Министерства обороны Российской Федерации являются:
1) проведение ревизий и проверок финансово-экономической и хозяйственной деятельности в Вооруженных Силах;
2) проведение проверок эффективности осуществления предварительного и текущего контроля в Вооруженных Силах за использованием бюджетных средств;
3) учет нарушений требований законодательства Российской Федерации в финансово-бюджетной сфере, выявляемых в Вооруженных Силах, анализ причин нарушений и недостатков в финансово-экономической и хозяйственной деятельности Вооруженных Сил, принятие мер по их предупреждению и устранению, своевременному возмещению причиненных убытков;
4) разработка методологии осуществления контрольно-ревизионной работы.45
Согласно Руководству по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации основными направлениями контроля за хозяйственной деятельностью являются проверка:46
- правильности определения потребности в материальных, денежных средствах и земельных участках, их истребования, получения, распределения, выдачи по назначению, а также наличия, полноты и своевременности доведения до военнослужащих материальных и денежных средств по установленным нормам;
- соблюдения законности в использовании материальных и денежных средств, расходовании моторесурсов;
- организации учета, хранения, правильности эксплуатации, ремонта и своевременности освежения запасов материальных средств;
- соблюдения сроков и качества проведения инвентаризаций материальных средств, ревизий по подчиненным службам, организация и состояние внутреннего контроля;
- организации экономии, рационального расходования материальных и денежных средств, обеспечение сохранности федеральной собственности, состояние работы по предупреждению утрат материальных и денежных средств;
- организации противопожарной защиты объектов материально-технической базы соединения (воинской части), соблюдение требований пожарной безопасности при хранении, ремонте и эксплуатации материальных средств, наличие и состояние средств пожаротушения и их готовности к применению;
- выполнения требований обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды;
- соблюдения установленных норм расходования материальных средств, сырьевых, топливно-энергетических и других ресурсов;
- качества планирования производственной деятельности, выполнения утвержденных планов;
- организации торгово-бытового обслуживания военнослужащих, членов их семей;
- выполнения предложений и устранение недостатков по актам предыдущих инвентаризаций материальных средств и ревизий, а также указаний должностных лиц вышестоящих органов военного управления.
Руководством о финансовом обеспечении
и особенностях бюджетного учета
в Вооруженных Силах Российской
Федерации предусмотрены направ
-соблюдения законности и государственной дисциплины в финансово-экономической и хозяйственной деятельности, ведения бюджетного учета и расходования денежных средств;
-расчетов с поставщиками и платными потребителями;
-наличия, сохранности, полноты поступления и оприходования денежных средств и материальных ценностей;
-наличия, правильности оформления, своевременности и достоверности отражения документов по регистрам учета;
-правильности и своевременности обеспечения личного состава денежным довольствием (заработной платой), выплаты пособий и компенсаций военнослужащим (лицам гражданского персонала), соблюдения штатно-тарифной дисциплины;
-выполнения предложений и устранения недостатков по актам ревизий и проверок финансово-экономической и хозяйственной деятельности;
Кроме того, в процессе
внутреннего финансового
Как видно, финансовый контроль за финансово-хозяйственной деятельностью в Министерстве обороны Российской Федерации, являясь составной частью ГФК, направлен, прежде всего, на проверку соблюдения принципа законности при осуществлении финансово-экономической и хозяйственной деятельности. Кроме того, рядом нормативных правовых документов предписано оказание помощи командирам воинских частей и начальникам финансовых органов в организации и ведении финансово-экономической деятельности.
§1.2 Основные этапы становления и развития финансового контроля в России.
Первый этап середина XIII - конец XV веков
Середина XIII - конец XV веков – это период возникновения предпосылок становления финансового контроля в экономической безопасности страны.
Развитие и совершенствование государственного финансового контроля находится в неразрывной связи с теми изменениями в экономическом устройстве государства, которые происходили в стране. Исходя из обозначенного подхода, предлагается выделить этапы становления финансового контроля, а также обозначить специфику внутреннего финансового контроля в системе экономической безопасности России.
С конца IX века начинается объединение Древнерусского государства. Взамен дани или полюдья появляется дань в пользу татар или ордынское серебро. При этом раскладочный способ взимания податей и сборов (выход ордынский) просуществовал на протяжении всей эпохи Золотой Орды (1243 -1480 гг.). Именно в этот период находим первые упоминания масштабного целевого мониторинга налогооблагаемой базы того времени: в 1257 г. татарскими численниками производилась первая перепись для сбора дани. В 1259 г. в Новгороде «начали «окаянные» ездить по улицам, описывая дома христианские».
В конце XIV в. возникают должности казначеев, дьяков и подьячих, которые ведали сборами оброков и вели книги и записи по этим сборам. Удельный характер княжения исключал возможность появления на Руси на данном этапе единообразной системы финансового контроля. Прообраз системы финансового контроля оформился при Иоанне Ш с появлением финансового управления казенного приказа.
Второй этап конец XV - начало XVIII веков
В конце XV-первой половине XVI вв. в России утверждаются центральные органы управления - Приказы. В этот период существовали следующие основные финансовые Приказы:
- большого дворца (ведал доходами с царских земель);
-большого прихода (собирал большинство прямых налогов, а также определял работу территориальных приказов, которые выполняли функцию приходных касс);
- большой казны (сборы с городских промыслов);
-земский (занимался продажей дворовых участков, мощением дорог, судебной и полицейской властью в Москве) и др.
В царствование Алексея Михайловича число приказов, осуществляющих финансовую деятельность, значительно увеличилось. Так, в 1655 г. был создан Счетный Приказ, основная деятельность которого сводилась к анализу приходных и расходных книг других приказов.
В 1718 г. приказы были упразднены
Петром I в связи с учреждением
камер-коллегии. Изменение административно-
Указом от 22 февраля 1711 г. утверждается Правительственный Сенат - постоянно действующий высший орган государственного управления, в числе других функций выполнявший обязанности контролера в сфере государственных доходов и расходов. В это время учреждаются должности фискалов, которые должны «тайно проведывать, доносить и обличать» все злоупотребления государственных чиновников.
В эпоху Петра I создавались новые по своему предназначению контрольные органы. В 1717 г. учреждаются финансовые коллегии. При коллегиях состояли фискалы. В обязанности камер-коллегии вменялось «надзирание и правление над окладными и неокладными доходами». Камер-коллегия имела сеть своих учреждений на местах. Органом камер-коллегии в провинции был земский комиссар, который собирал подати, надзирал за эксплуатацией государственных имуществ, выполнял целый ряд других, не связанных с взиманием податей, функций. Для заведывания расходами была учреждена штатс-контор-коллегия, а ревизион-контора — для проверки счетов и отчетов.
В 1727 г. в целях борьбы с недоимками образована специальная Доимочная канцелярия, а в 1733 г. - Доимочный приказ.
Результатом финансовых преобразований, проведенных Петром I, явилось увеличение за пятнадцать лет доходов более чем в три раза: в 1710 г. - 3,1 млрд. рублей, в 1725 г. - 10,2 млрд. рублей.
Третий этап начало XVIII - конец XIX веков
В 1775 г. утверждаются губернские финансовые органы - казенные палаты. Им поручается управление откупами на местах. Данным органам также вменялось собирать сведения о численности населения. При казенных палатах находились податные инспектора и податные присутствия. Такая система устройства фискального аппарата просуществовала до конца XIX в.
Во времена Екатерины II, указом от 24 октября 1780 г. была учреждена экспедиция о государственных доходах. В 1781 г. ее разделили на четыре самостоятельных экспедиции: первая занималась доходами, вторая - расходами, третья - ревизией счетов, четвертая - взысканием недоимок, недоборов и нечетов. Все четыре экспедиции подчинялись генерал-прокурору.
Петровские коллегии к тому времени были упразднены, а их функции по финансовому управлению переданы казенным палатам.
8 сентября 1802 г. было создано Министерство финансов, основной задачей которого стало управление казенными и государственными деньгами. Первым министром был назначен граф Алексей Иванович Васильев. Министерство было окончательно сформировано в 1811 г. В качестве структурного подразделения Министерства финансов того времени был организован департамент податей и сборов, который в 1863 г. разделили на два самостоятельных департамента: окладных и неокладных сборов. Наряду с названными подразделениями работой по взиманию налогов занимался департамент торговли и мануфактур.
Только с учреждением Министерства финансов, в ведении одного министерства были сосредоточены полномочия по управлению всеми государственными доходами и расходами.
Контрольно-надзорная функция осуществлялась Министерством финансов совместно с органами управления государственными доходами на местах (казначействами, казенными палатами и др.). На Министерство полиции возлагалась обязанность точного соблюдения полученных от министра финансов предписаний, существо же этих мер находилось вне сферы его ответственности.
Конец XIX - начало XX веков - период активного развития централизованного финансового контроля.
В 1885 г. в ведении казенных палат были учреждены должности податных инспекторов «для наблюдения за поступлением окладных сборов живого органа, близкого к населению, заботящегося об охранении его платежных сил и могущего быть представителем финансового ведомства на местах», которые осуществляли контроль за правильным взиманием налогов на своих участках.
Четвертый этап начало XX - конец XX веков
Из инструмента финансовой политики финансовый контроль в это время был превращен в орудие классовой борьбы, средство экономического подавления и носил картельный характер.
Гражданская война и хозяйственная разруха привели к политике военного коммунизма, когда частная торговля полностью запрещалась, вводились плановое снабжение населения товарами первой необходимости и трудовая повинность. В таких условиях, цивилизованные способы пополнения государственной казны функционировать не могли. Учитывая это в ноябре 1917 г. ВЦИК издал декрет и принял Положение «О рабочем контроле». В положении было указано, что в интересах планомерного регулирования народного хозяйства во всех промышленных, торговых, банковских, сельскохозяйственных, транспортных, кооперативных и прочих предприятиях, имеющих рабочих или дающих работу на дом, вводится рабочий контроль над производством, куплей-продажей продуктов и сырья, материалов, их хранением, а также над финансовым хозяйством предприятий.
В целях перестройки работы старого государственного контрольного ведомства по новому и для руководства им, Совет Народных Комиссаров в ноябре 1917г. направил в это ведомство народного комиссара по государственному контролю. Декретом СНК в декабре 1917 г. в комиссариате государственного контроля была образована коллегия в составе трех человек. Ей поручалось обеспечить перестройку и реорганизацию старого ведомственного государственного контроля на социалистических началах. Данные попытки не имели успеха, что и послужило причиной создания Центральной контрольной коллегии.