Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 19:04, контрольная работа
Целью данной работы является исследование теоретических вопросов деятельности общественных объединений как субъектов административного права.
Данная цель обусловила постановку следующих задач:
1. Изучение литературы и нормативно-правовых документов по теме контрольной работы.
2. Определение понятия общественного объединения, выявление и характеристика признаков общественных объединений.
3. Изучение наиболее распространенных видов общественных объединений.
Введение
3
1
Общественные объединения как субъекты административного права
1.1.
Понятие «общественное объединение», классификация и признаки общественных объединений
5
1.2.
Административно-правовой статус общественных объединений
9
2
Административно-правовой статус некоммерческих организаций
2.1.
Понятие некоммерческой организации
12
2.2.
Административно-правовой статус профессиональных союзов
14
2.3.
Административно-правовой статус благотворительных организаций
17
3.
Административно-правовой статус религиозных общественных объединений
19
Заключение
22
Список используемой литературы
24
Приложение № 1 (задачи)
29
Задача № 2 (расчет заработной платы)
24
Список используемой литературы
Государство не вмешивается в деятельность объединений граждан, предоставляя им широкую автономию. Тем не менее, это не исключает осуществления со стороны государства контроля за деятельностью объединений граждан [37; 114]. Так, органы, которые проводят легализацию объединений граждан, осуществляют контроль за соблюдением ими положений устава. Законом закреплено право представителей этих органов присутствовать на мероприятиях, которые проводят объединения граждан, требовать необходимые документы и получать в необходимых случаях объяснения.
Финансовые органы и органы налоговой администрации осуществляют контроль за источниками и размерами прибыли и других финансовых поступлений, а также за правильностью уплаты объединениями граждан налогов. Со своей стороны объединения граждан должны представлять финансовым органам декларацию о своих доходах и затратах.
Контроль за выполнением объединениями граждан действующих норм и стандартов может осуществляться экологическими, пожарными, санитарно-эпидемическими и другими органами государственного надзора и контроля.
За нарушение законодательства
объединения граждан несут
Для осуществления своей
Правовое положение некоммерческой организации во многом идентично статусу общественного объединения. В соответствии с главой 5 Хозяйственного Кодекса Украины некоммерческими являются организации, не ставящие в качестве основной цели деятельности извлечение прибыли и не распределяющие прибыль между участниками [4; 135]. Это является важнейшей особенностью любого общественного объединения.
Другая особенность
статуса некоммерческой организации
заключена в осуществлении
В то же время имеются и принципиальные различия в правовой регламентации деятельности общественных и некоммерческих объединений. Прежде всего, Хозяйственный Кодекс Украины не допускает деятельности некоммерческих организации без ее государственной регистрации [4; 136], а Законом «Об объединениях граждан» предусмотрена возможность факультативного режима регистрационных отношений: объединение самостоятельно решает проблему участия в административно-правовых отношениях с органами юстиции, при этом допускается и альтернативный вариант – общественное объединение вправе функционировать без государственной регистрации и не обладать правомочиями юридического лица .
Некоммерческие организации вступают в административно-правовые отношения в процессе создания, реорганизации или ликвидации. Субъектом таких отношений являются физические или юридические лица, ходатайствующие о создании некоммерческой организации, либо об изменении ее статуса, и орган исполнительной власти, на который возложены функции регистрации организации. В отношении религиозных общественных организаций эти функции осуществляется Министерством юстиции или его территориальными органами.
Отношения некоммерческих организаций и органов государственной власти во многом обусловлены присущим организациям социально-приоритетным функциям.
Органы государственной власти вправе представлять организациям льготы по уплате налогов, таможенных и иных сборов и платежей, полностью или частично освобождать их от платы за пользование государственным и коммунальным имуществом, предоставлять иные преимущества и льготы.
Формы осуществления контроля за деятельностью некоммерческих организаций лишь в самом общем виде определены Хозяйственным Кодексом Украины [4; 139]. Среди органов исполнительной власти, которым организации обязаны представлять информацию о своей деятельности, специально указаны лишь органы государственной статистики и налоговые органы, но очевидно, что их перечень значительно шире. В частности, в некоторых случаях контрольные функции в этой сфере осуществляют органы юстиции, органы внутренних дел и органы безопасности.
Среди общественных объединений особый статус имеют профессиональные союзы. Это объединения, имеющие своей целью обеспечение и защиту социально-приоритетных интересов создавших их физических лиц. Граждан, объединившихся в профсоюз, связывает общность производственных и профессиональных интересов [36; 126]. Статус профсоюзов напоминает правовое положение многих видов объединений, поскольку в уставах практически всех из них предусмотрена та или иная организация социально-правовой защиты трудовых прав и интересов физических лиц. Профсоюзы могут быть созданы только в форме организации.
Среди административно-правовых отношений в деятельности профсоюзов особое значение имеют их взаимоотношения с органами исполнительной, законодательной и судебной власти. Статья 12 Закона Украины «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» закрепляет принцип независимости профсоюзов в своей деятельности от органов исполнительной власти и органов местного самоуправления [11]. Законом социально предусмотрено, что профсоюзы не подотчетны и не подконтрольны указанным органам. Запрещается вмешиваться этим органам и их должностным лицам в деятельность профсоюзов в тех случаях, когда это может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности.
Профсоюзы и их члены зависят от органов законодательной власти: ее предписания, воплощенные в форме закона, обязательны для исполнения всеми его членами, а в некоторых случаях (например, Кодекс законов о труде) непосредственно затрагивают статус профсоюзов, компетенцию его органов, права и обязанности их членов. В процесс законодательной регламентации, допускаются некоторые ограничения прав профсоюзов, например, при реализации гражданами, объединенными в профсоюз, своего права на забастовку и иные виды коллективного протеста против действий работодателей.
Законодательство об
общественных объединениях предусматривает
особые формы регистрационных
Осуществление профсоюзами своих прав, закрепленных Законом, представляет собой наиболее распространенную форму взаимоотношений профсоюзов и исполнительной власти.
Субъектами административно-
Законодательством предусмотрены отдельные виды нормативных актов органов исполнительной власти, требующих согласования с профсоюзом в процессе не только их разработки, но и осуществления. Среди них акты, предусматривающие ликвидацию предприятия, учреждения, либо его подразделений.
Процесс ликвидации может происходить как по инициативе самого профсоюза, так и по инициативе органов судебной власти Украины.
Законом об общественных объединениях предусмотрено, что деятельность отдельных видов общественных объединений может быть урегулирована в специальных законах [9]. Одним из первых среди них стал Закон Украины «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». В соответствии со ст. 1 настоящего Закона благотворительной организацией является негосударственная организация, главной целью деятельности которой является осуществление благотворительной деятельности в интересах общества или отдельных категорий граждан [8]. Созданная для осуществления социально-приоритетных целей, некоммерческая благотворительная организация должна обладать важнейшим свойством: ее деятельность должна носить бескорыстный характер – безвозмездный или на льготных условиях. Льготные условия означают предоставление благотворителям тех или иных льгот и преимуществ (прежде всего, материального характера), стимулирующие эту разновидность социально-приоритетной деятельности.
Отнесение благотворительных организаций к организациям общественным может происходить лишь при условии создания такой организации физическими лицами [36; 129].
Благотворительные организации, как
и все другие общественные объединения,
не вправе перераспределять денежные
средства, полученные в результате предпринимательской
деятельности, между своими членами или
участниками. В соответствии со статьей
20 Закона Украины «О благотворительности
и благотворительных организациях», благотворительная
организация не вправе использовать более
20% финансовых средств, расходуемых за
финансовый год, на оплату труда административно-
Основания возникновения
и прекращения административно-
В Законе «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», более детально урегулированы формы контроля: орган исполнительной власти, осуществляющий регистрацию благотворительной организации, вправе контролировать ее финансово-хозяйственную деятельность «по использованию имущества и расходованию средств».
Это означает, что подконтрольна вся информация, подтверждающая обязательственно-правовые отношения организации с любыми юридическими и физическими лицами. Помимо активных форм контроля, осуществляемых должностными лицами регистрирующего органа непосредственно на месте, предусмотрены и пассивные формы: благотворительная организация, представляя регистрирующему или налоговому органу годовой отчет о своей деятельности, инициирует и возникновение административно-правовых отношений.
Помимо контроля органа исполнительной власти за финансово-хозяйственной деятельностью благотворительных организаций важное место отводится контролю налоговых органов, которые контролируют источники доходов организаций, размеры получаемых ими средств и уплату налогов.
Осуществление гражданами гарантированной ст. 35 Конституции Украины свободы мировоззрения и вероисповедания порождает разного рода общественные отношения, значительная часть которых носит правовой характер [1; 116]. Так, закрепленное в этой статье право граждан на отправление религиозных культов и ритуальных обрядов, проведение религиозной деятельности обусловливает создание и деятельность разнообразных религиозных организаций — религиозных обществ, управлений, центров, монастырей, религиозных братств, духовных учебных заведений и т.п., представляющих собой стойкие организационные системы со специфическими целями и конкретными способами их достижения.
Основным законодательным актом, который определяет правовое положение религиозных организаций, а также их взаимоотношения с государством, является Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях». Сущность правового регулирования взаимоотношений государства и религиозных организаций состоит в том, что государство и его органы [34; 128]:
- не пользуются методами государственно-правового контроля или принуждения при определении гражданами своего отношения к религии;
- не вмешиваются в религиозную деятельность организаций верующих, если она не нарушает законов государства и установленного порядка;
- не предоставляют религиозным организациям материальной поддержки;
- не поручают им выполнение любых государственных функций.
Информация о работе Общественные объединения как субъекты административного права