Особенности реорганизации и ликвидации кредитной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 11:34, курсовая работа

Описание работы

Предметом курсовой работы являются кредитные учреждения, банки их виды.
Цель курсовой работы - является комплексный анализ административно-правового положения кредитных учреждений, для чего были поставлены следующие задачи:
1. выявить понятие и признаки кредитных учреждений;
2. изучить функциональное назначение кредитных учреждений;
3. классифицировать кредитные организации по различным критериям;
4. проанализировать особенности административно-правового статуса учреждений;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Кредитные учреждения как субъекты административного права.……...4
Понятие и признаки кредитных учреждений …………………………….4
Виды кредитных учреждений. Банки …………………………………..….5
Небанковские кредитные учреждения……..…........................................12
Глава 2. Порядок регистрации кредитных организаций и лицензирование банковской деятельности …………………………………………….……….24
2.1. Государственная регистрация кредитных организаций …………………24
2.2. Лицензирование кредитных организаций ……………………………….25
2.3. Порядок регистрации кредитных организаций …………………………26
2.4. Правовое регулирование банковской деятельности……………………….29
Глава 3. Особенности реорганизации и ликвидации кредитной организации…32
3.1. Реорганизация и ликвидация кредитных учреждений....………………….32
3.2. Банкротство кредитных организаций……………………………………….35
Заключение……………………………………………………………….………41
Библиографический список……………………

Файлы: 1 файл

Финальная версия адм. права.docx

— 117.33 Кб (Скачать файл)

На оборотной стороне  залогового билета расположен текст  договора залога.

Закладываемые вещи передаются ломбарду, который не вправе пользоваться и распоряжаться заложенными  вещами. Ломбард обязан проводить  страхование заложенных вещей, принимать  меры по сохранению предмета залога, нести  ответственность за утрату и повреждение  заложенной вещи. В случае невозвращения  в установленный срок кредита, полученного  под залог кредит, ломбард имеет  право по истечению льготного  месячного срока не основании  исполнительной надписи нотариуса  продавать заложенное имущество. После  этого требования ломбарда к залогодателю погашаются, даже если сумма, вырученная при продаже заложенного имущества, недостаточна для их полного удовлетворения. Если выручка от реализации залога превышает сумму требования залогодержателя, то разница возвращается залогодателю.

Кредитные потребительские  кооперативы – потребительский  кооператив граждан, добровольно объединившихся для удовлетворения потребностей в  финансовой взаимопомощи. Они создаются  в соответствии с Федеральным  законом «О кредитных потребительских  кооперативах граждан» от 7 августа 2001 г. №117-ФЗ по признаку общности места  жительства, трудовой деятельности, профессиональной принадлежности и т.п.

Количество членов кооператива  не может быть меньше 15 и больше 2000 человек.

Основными принципами деятельности кредитных потребительских кооперативов являются:

  • Добровольность вступления в кооператив;
  • Свобода выхода из него;
  • Равенство прав и обязанностей всех членов кооператива при принятии решений независимо от размеров паевых взносов;
  • Личное участие в управлении кооперативом.

Кредитные потребительские  кооперативы подлежат государственной  регистрации. Органами управления является общее собрание членов кооператива, правление, ревизионная комиссия и  комитет по займам, исполнительным органом – директор. Высший орган  – общее собрание членов кооператива.

Инвестиционные фонды30 – находящийся в собственности акционерного общества либо в общей долевой собственности физических и юридических лиц имущественный комплекс, пользование и распоряжение которым осуществляет управляющая компания исключительно в интересах акционеров этого акционерного общества или учредителей доверительного управления.

Образование и функционирование инвестиционных фондов регламентируются Федеральным законом «Об инвестиционных фондах» от 29 ноября 2001г. №156-ФЗ.

Существует два вида инвестиционных фондов31 – акционерные и паевые.

Акционерный инвестиционный фонд – открытое акционерное общество, исключительным предметом деятельности которого является инвестирование имущества  в ценные бумаги и иные объекты, предусмотренные  российским законодательством. Другие виды предпринимательской деятельности фонд не имеет права осуществлять. Этот фонд должен получить лицензию. Имущество  фонда состоит из двух вещей: инвестиционных резервов и имущества для обеспечения  деятельности органов управления фонда.

Инвестиционные резервы  передаются в доверительное управление управляющей компании на основании  договора о передаче ей полномочий единоличного исполнительного органа фонда.

Рассматриваемый фонд имеет  право размещать только обыкновенные именные акции путем открытой подписки. Главным органом фонда  является общее собрание акционеров, исполнительным органом – совет  директоров.

Паевой инвестиционный фонд32 (ПИФ) – обособленный имущественный комплекс, переданный в доверительное управление управляющей компании учредителями. Имущество ПИФ является общим имуществом владельцев инвестиционных паев и принадлежит им на праве общей долевой собственности. Раздел имущества и выделение из него в натуре не допускается. Управляющая компания осуществляет сделки с имуществом от своего имени в качестве доверительного управляющего. Сейчас инвестиционные фонды находятся в трудном положении из-за проблем на рынке ценных бумаг, поэтому их включение в кредитную систему нам представляется преждевременным, несмотря на то, что законодательство позволяет инвестировать средства ПИФ в депозиты, считая тем самым их ссудным капиталом. Им запрещено выдавать кредиты, списывать свои обязательства, приобретать имущество, выступать инвестором своего ПИФ.

В 2003 г. происходило активное создание новых категорий ПИФ: индексного, денежного рынка, венчурного. Почти  половина действующих ПИФ была создана  в январе – октябре 2003 г.

Пенсионный фонд33. Проведение пенсионной реформы в России существенно повышает роль Пенсионного фонда РФ как финансово-кредитного учреждения. В соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" введено обязательное пенсионное страхование.

Согласно п.1 Положение  о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утверждено постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1, Пенсионный Фонд РФ является самостоятельным финансово-кредитным  учреждением и создан в целях  государственного управления финансами  пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

Следует отметить, что согласно положениям ст. 5 Федерального закона «Об  обязательном пенсионном страховании  в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ ПФ РФ является государственным  учреждением и осуществляет функции  страховщика в системе обязательного  пенсионного страхования. При этом он имеет свой бюджет, ежегодно утверждаемый федеральным законом, средства которого являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и не подлежат изъятию.

Кроме того, вышеуказанным  федеральным законом устанавливается, что Пенсионный Фонд РФ и его территориальные  органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования  в Российской Федерации, в которой  нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

Таким образом, Пенсионный Фонд РФ является государственным учреждением, наделенным публично-властными полномочиями и имеющим специальную правоспособность. Основными его субъектами является:

  • Страховщик – Пенсионный Фонд и его территориальные органы; негосударственные пенсионные фонда;
  • Страхователи – лица, производящие выплаты физическим лицам (организации, индивидуальные предприниматели, физические лица); индивидуальные предприниматели, адвокаты;
  • Застрахованные лица – лица, на которые распространяется обязательное пенсионное обеспечение.

Негосударственные пенсионные фонды – особа организационно-правовая форма некоммерческой организации  социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение  участников фондов на основании договоров  с вкладчиками фондов в пользу его участников. Эти фонды создаются  в соответствии с Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах» 34от 7 мая 1998г. № 75 – ФЗ.

Фонды осуществляют свою деятельность независимо о государственного пенсионного  фонда. Их учредителями могут быть физические и юридические лица. Фонд отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим  ему имуществом. Он подлежит обязательной регистрации, его учредительными документами  является устав и учредительный  договор, органами управления являются совет фонда и исполнительная дирекция.

Инкассаторские организации. Инкассация35 – в наиболее распространенном смысле упорядоченная сдача (приемка) наличных денежных средств предприятиями, организациями (их структурными подразделениями) учреждениям банков.

Однако инкассировать  можно не только денежные средства, но и валютные ценности, ценные бумаги, финансовые, платежные и коммерческие документы, различные денежные эрзацы, например телефонные жетоны. Правовая основа инкассации вытекает из установленного законом и иными подзаконными актами РФ порядка расчетов и платежей на территории РФ.

Инкассация осуществляется на основе договора и может представлять собой сложную операцию с участием двух и более субъектов. При инкассации наличных денежных средств одной  стороной обязательно выступает  банк или кредитное учреждение. Банк может инкассировать наличные деньги у своих клиентов самостоятельно, в это случае банк осуществляет инкассацию с помощью специально созданной  службы. Для проведения инкассации банк на договорной основе может привлекать третьих лиц, например специализированные инкассаторские организации, а также  пользоваться услугами других банков.36

 

 

 

 

 

Глава 2. Порядок регистрации кредитных организаций и лицензирование банковской     деятельности

2.1. Государственная регистрация кредитных организаций

Кредитные организации подлежат государственной регистрации в  соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" специального порядка государственной регистрации  кредитных организаций.

Решение о государственной  регистрации кредитной организации  принимается Банком России. Внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации кредитных  организаций, а также иных предусмотренных  федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным регистрирующим органом  на основании решения Банка России о соответствующей государственной  регистрации. Взаимодействие Банка  России с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной  регистрации кредитных организаций  осуществляется в порядке, согласованном  Банком России с уполномоченным регистрирующим органом.

Банк России в целях  осуществления им контрольных и  надзорных функций ведет Книгу  государственной регистрации кредитных  организаций в порядке, установленном  федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России. За государственную  регистрацию кредитных организаций  взимается государственная пошлина  в порядке и в размерах, которые  установлены законодательством  Российской Федерации.

Кредитная организация обязана  информировать Банк России об изменении  сведений, указанных в п. 1 ст. 5 Федерального закона "О государственной регистрации  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"37, за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений. Банк России не позднее одного рабочего дня со дня поступления соответствующей информации от кредитной организации сообщает об этом в уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений о кредитной организации.

 

2.2. Лицензирование кредитных организаций

Лицензия на осуществление  банковских операций кредитной организации  выдается после ее государственной  регистрации в порядке, установленном  настоящим Федеральным законом  и принимаемыми в соответствии с  ним нормативными актами Банка России.

Кредитная организация имеет  право осуществлять банковские операции с момента получения лицензии, выданной Банком России.

Вновь созданной кредитной  организации могут быть выданы следующие  виды лицензий38:

- лицензия на осуществление  банковских операций со средствами  в рублях (без права привлечения  во вклады средств физических  лиц);

- лицензия на осуществление  банковских операций со средствами  в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады  средств физических лиц);

- лицензия на привлечение  во вклады и размещение драгоценных  металлов.

Данная лицензия выдается Центральным банком по согласованию с Министерством финансов РФ.

Кредитная организация может  расширить круг выполняемых операций путем получения следующих видов  лицензий:

-лицензии на осуществление  операций с драгоценными металлами;

- лицензии на привлечение  во вклады средств физических  лиц в рублях, которая может  быть выдана по истечении двух  лет с даты государственной  регистрации кредитной организации;

- лицензии на привлечение  во вклады средств физических  лиц в рублях и иностранной  валюте, которая также выдается  по истечении двух лет со  дня государственной регистрации  кредитной организации;

- генеральной лицензии, которая  может быть выдана банку, имеющему  лицензии на выполнение всех  банковских операций со средствами  в рублях и иностранной валюте. Генеральная лицензия не расширяет  круга выполняемых банком операций. Банк, имеющий Генеральную лицензию, имеет право в установленном  порядке открывать филиалы за  рубежом и (или) приобретать  доли в уставном капитале кредитных  организаций-нерезидентов.

Информация о работе Особенности реорганизации и ликвидации кредитной организации