Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 11:34, курсовая работа
Предметом курсовой работы являются кредитные учреждения, банки их виды.
Цель курсовой работы - является комплексный анализ административно-правового положения кредитных учреждений, для чего были поставлены следующие задачи:
1. выявить понятие и признаки кредитных учреждений;
2. изучить функциональное назначение кредитных учреждений;
3. классифицировать кредитные организации по различным критериям;
4. проанализировать особенности административно-правового статуса учреждений;
Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Кредитные учреждения как субъекты административного права.……...4
Понятие и признаки кредитных учреждений …………………………….4
Виды кредитных учреждений. Банки …………………………………..….5
Небанковские кредитные учреждения……..…........................................12
Глава 2. Порядок регистрации кредитных организаций и лицензирование банковской деятельности …………………………………………….……….24
2.1. Государственная регистрация кредитных организаций …………………24
2.2. Лицензирование кредитных организаций ……………………………….25
2.3. Порядок регистрации кредитных организаций …………………………26
2.4. Правовое регулирование банковской деятельности……………………….29
Глава 3. Особенности реорганизации и ликвидации кредитной организации…32
3.1. Реорганизация и ликвидация кредитных учреждений....………………….32
3.2. Банкротство кредитных организаций……………………………………….35
Заключение……………………………………………………………….………41
Библиографический список……………………
За рассмотрение вопроса о выдаче лицензии взимается лицензионный сбор в размере, определяемом Банком России, но не более 1% от объявленного уставного капитала кредитной организации. Указанный сбор поступает в доход федерального бюджета.
Лицензии, выдаваемые Банком России, учитываются в реестре выданных лицензий на осуществление банковских операций.
Реестр выданных кредитным организациям лицензий подлежит публикации Банком России в официальном издании Банка России ("Вестнике Банка России") не реже одного раза в год. Изменения и дополнения в указанный реестр публикуются Банком России в месячный срок со дня их внесения в реестр.
В лицензии на осуществление банковских операций указываются банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться.
Лицензия на осуществление банковских операций выдается без ограничения сроков ее действия.
Осуществление юридическим лицом банковских операций без лицензии влечет за собой взыскание с такого юридического лица всей суммы, полученной в результате осуществления данных операций, а также взыскание штрафа в двукратном размере этой суммы в федеральный бюджет. Взыскание производится в судебном порядке по иску прокурора, соответствующего федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на то федеральным законом, или Банка России.
Банк России вправе предъявить в арбитражный суд иск о ликвидации юридического лица, осуществляющего без лицензии банковские операции.
Граждане, незаконно осуществляющие
банковские операции, несут в установленном
законом порядке гражданско-
2.3. Порядок регистрации кредитных организаций
Для государственной регистрации
кредитной организации и
1) заявление с ходатайством о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций; в заявлении также указываются сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа кредитной организации, по которому осуществляется связь с кредитной организацией;
2) учредительный договор
(подлинник или нотариально
3) устав (подлинник или
нотариально удостоверенная
4) бизнес-план, утвержденный собранием учредителей (участников) кредитной организации, протокол собрания учредителей (участников), содержащий решения об утверждении устава кредитной организации, а также кандидатур для назначения на должности руководителя кредитной организации и главного бухгалтера кредитной организации. Порядок составления бизнес-плана кредитной организации и критерии его оценки устанавливаются нормативными актами Банка России;
5) документы об уплате государственной пошлины и лицензионного сбора;
6) копии документов о государственной регистрации учредителей -юридических лиц, аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности, а также подтверждения органами Государственной налоговой службы Российской Федерации выполнения учредителями - юридическими лицами обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами за последние три года;
7) документы (согласно перечню, установленному нормативными актами Банка России), подтверждающие источники происхождения средств, вносимых учредителями - физическими лицами в уставный капитал кредитной организации;
8) анкеты кандидатов на должности руководителя кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации. Указанные анкеты заполняются этими кандидатами собственноручно и должны содержать сведения, установленные нормативными актами Банка России, а также сведения:
- о наличии у этих
лиц высшего юридического или
экономического образования (с
представлением копии диплома
или заменяющего его документа)
- о наличии (отсутствии) судимости.
При представлении документов
Банк России выдает учредителям кредитной
организации письменное подтверждение
получения от них документов, необходимых
для государственной
Принятие решения о
государственной регистрации
На основании указанного
решения, принятого Банком России, и
представленных им необходимых сведений
и документов уполномоченный регистрирующий
орган в срок не более чем пять
рабочих дней со дня получения
необходимых сведений и документов
вносит в Единый государственный
реестр юридических лиц
Банк России не позднее
трех рабочих дней со дня получения
от уполномоченного
Неоплата или неполная оплата уставного капитала в установленный срок является основанием для обращения Банка России в суд с требованием о ликвидации кредитной организации.
Для оплаты уставного капитала
Банк России открывает зарегистрированному
банку, а при необходимости - и
небанковской кредитной организации
корреспондентский счет в Банке
России. Реквизиты корреспондентского
счета указываются в
Кредитные организации приобретают
статус юридического лица с момента
их государственной регистрации. Сообщение
о государственной регистрации
кредитной организации
Осуществление юридическим лицом банковских операций без лицензии, если получение такой лицензии является обязательным, влечет за собой взыскание с такого юридического лица всей суммы, полученной в результате осуществления данных операций, а также взыскание штрафа в двукратном размере этой суммы в федеральный бюджет. Взыскание производится в судебном порядке по иску прокурора, соответствующего федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на то федеральным законом, или Банка России.
Взыскание производится в судебном порядке. Банк России вправе предъявить в арбитражный суд иск о ликвидации юридического лица, осуществляющего без лицензии банковские операции.
2.4. Правовое регулирование банковской деятельности
Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"39, другими федеральными законами, нормативными актами Банка России.
Можно выделить следующие основные направления государственного регулирования банковской системы и банковской деятельности в России:
а) законотворчество, в процессе которого федеральные органы законодательной власти устанавливают правовые нормы, регулирующие организацию банковской системы и механизм ее функционирования, статус, функции и полномочия Банка России, порядок создания, регистрации и лицензирования кредитных организаций, порядок осуществления банковской деятельности, а также порядок осуществления банковского регулирования, надзора и контроля;
б) подзаконное нормотворчество уполномоченных федеральных государственных органов, развивающих и дополняющих федеральное банковское законодательство;
в) регистрацию и лицензирование деятельности конкретных кредитных организаций, филиалов и представительств иностранных банков, оформление разрешений на использование иностранного капитала при создании кредитных организаций в РФ, согласование сделок с долями (акциями) кредитных организаций;
г) денежную эмиссию, банковское регулирование, включая инструменты и методы денежно-кредитной политики, установление обязательных экономических нормативов;
д) осуществление государственного контроля и надзора за банковской системой и банковской деятельностью (контрольная деятельность Государственной Думы РФ за Банком России, контрольная деятельность Счетной палаты РФ, надзорно-контрольная деятельность Банка России, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, Государственного комитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, Агентства по реструктуризации кредитных организаций);
е) принятие судами судебных решений по вопросам банковской деятельности, банкротства, ликвидации кредитных организаций, назначения арбитражных управляющих и т.п.
Важное значение для понимания особенностей государственного регулирования банковской деятельности имеют методы такого регулирования. Применительно к государственному регулированию банковской деятельности под методом понимается совокупность закрепленных в федеральном законодательстве приемов, средств, способов воздействия уполномоченных государственных органов на общественные отношения в денежно-кредитной сфере.
Государственное регулирование банковской деятельности осуществляется федеральными государственными органами с использованием административно-правового и гражданско-правового методов регулирования. В основе обоих методов правового регулирования лежат экономические отношения.
Анализ правового механизма государственного регулирования банковской деятельности приводит к необходимости введения в банковское право категории правовых режимов банковской деятельности как свойства правовой среды, в котором осуществляется деятельность кредитных организаций, дифференциации правового регулирования и установленного порядка, определяющего воздействие государства на определенные группы кредитных организаций в зависимости от их организационно-правового, финансового состояния, сферы деятельности и иных внутренних и внешних по отношению к кредитной организации факторов.
Изучение результата воздействия
всего комплекса правовых средств
на общественные отношения, складывающиеся
в процессе осуществления банковской
деятельности, не менее важен для
оценки правового механизма
Прагматический подход к
данному явлению позволяет
В результате принятия законодательных
актов и их последующего использования
и применения уполномоченными субъектами
в конкретной сфере общественных
отношений создается
Информация о работе Особенности реорганизации и ликвидации кредитной организации