Особенности реорганизации и ликвидации кредитной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 11:34, курсовая работа

Описание работы

Предметом курсовой работы являются кредитные учреждения, банки их виды.
Цель курсовой работы - является комплексный анализ административно-правового положения кредитных учреждений, для чего были поставлены следующие задачи:
1. выявить понятие и признаки кредитных учреждений;
2. изучить функциональное назначение кредитных учреждений;
3. классифицировать кредитные организации по различным критериям;
4. проанализировать особенности административно-правового статуса учреждений;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Кредитные учреждения как субъекты административного права.……...4
Понятие и признаки кредитных учреждений …………………………….4
Виды кредитных учреждений. Банки …………………………………..….5
Небанковские кредитные учреждения……..…........................................12
Глава 2. Порядок регистрации кредитных организаций и лицензирование банковской деятельности …………………………………………….……….24
2.1. Государственная регистрация кредитных организаций …………………24
2.2. Лицензирование кредитных организаций ……………………………….25
2.3. Порядок регистрации кредитных организаций …………………………26
2.4. Правовое регулирование банковской деятельности……………………….29
Глава 3. Особенности реорганизации и ликвидации кредитной организации…32
3.1. Реорганизация и ликвидация кредитных учреждений....………………….32
3.2. Банкротство кредитных организаций……………………………………….35
Заключение……………………………………………………………….………41
Библиографический список……………………

Файлы: 1 файл

Финальная версия адм. права.docx

— 117.33 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Глава 3. Особенности реорганизации и ликвидации кредитной организации

    1. Реорганизация и ликвидация кредитных учреждений

Реорганизация кредитной  организации может быть осуществлена в следующих формах: слияние, присоединение, выделение, разделение и преобразование.

 Каждая из них имеет  свои особенности, однако, общим  для всех форм реорганизации  является следующее40:

1. При всех формах реорганизации  кредитной организации с созданием  нового юридического лица ЦБ  РФ рассматривает вопрос о  выдаче им новых лицензий на  осуществление банковских операций;

2. Кредитные организации  уведомляют ЦБ РФ о своей  реорганизации и представляют  необходимые для регистрации  документы в течение 1 месяца  со дня принятия решения о  реорганизации; 

3. При реорганизации с  кредитной организации взимается  регистрационный сбор;

4. Информация о реорганизации  публикуется в «Вестнике Банка  России». 

При осуществлении слияния  и присоединения следует руководствоваться  Положением Банка России от 30 декабря 1997 г. № 12-П «Об особенностях реорганизации  банков в форме слияния и присоединения»41.

Слияние и присоединение  проводятся поэтапно и включают:

- подготовка договора  о слиянии или присоединении; 

-уведомление территориального  учреждения Банка России по  месту нахождения реорганизующегося  банка о предстоящем слиянии  или присоединении; 

-проведение совещания  представителей реорганизующегося  банка с представителями территориального  учреждения Банка России по  месту предполагаемого нахождения  нового банка. На этом совещании  обсуждаются вопросы о сроках, целях реорганизации и т.п.;

-проведение общих собраний  участников реорганизующихся банков, где решаются вопросы об утверждении  договора о слиянии или присоединении; 

-уведомление кредиторов  реорганизуемых банков о принятом  общим собранием участников решении  о реорганизации. Срок для такого  уведомления - не позднее 30 дней  с даты принятия решения о  реорганизации; 

-проведение общего собрания  участников реорганизующихся банков.

 Протокол этого собрания  представляется в территориальное  учреждение Банка России, в нем  отражаются следующие вопросы:  утверждение учредительных документов (при слиянии) или изменений  в них (при присоединении); избрание  исполнительных органов; решение  о выпуске ценных бумаг; утверждение  сводного баланса и т.п.42;

-представление в территориальное  учреждение Банка России документов, связанных с регистрацией банков. Срок представления документов - не позднее 30 рабочих дней с  даты проведения совместного  общего собрания.

За регистрацию банка  в случае реорганизации в форме  слияния взимается сбор 0,01% от величины его уставного капитала. Необходимо также представление заключения федерального антимонопольного органа.

Для регистрации создаваемых  в результате разделения или выделения  банков, в территориальное учреждение Банка России представляются те же документы, что и для создания банка.

Кроме того, представляются: протокол общего собрания участников реорганизуемого банка, на котором  было принято это решение; разделительный баланс; документы, подтверждающие уведомление  кредиторов банка о реорганизации. Территориальное учреждение Банка  России по результатам рассмотрения документов принимает решение о  возможности реорганизации банка  и направляет все документы в  Банк России, который уже вносит запись о государственной регистрации  созданных кредитных организаций  и запись о прекращении деятельности реорганизованного банка (в случае разделения).

Для регистрации банка, возникшего в результате преобразования, и территориальное  учреждение Банка России по месту  нахождения банка направляются документы: передаточный акт; документы, подтверждающие уведомление кредиторов банка о  реорганизации; копии опубликованного  в печати баланса преобразуемого банка. В остальном порядок реорганизации  такой же, как и при выделении  или разделении.

В соответствии со ст. 61-64 ГК РФ43 ликвидация банка осуществляется его учредителями. Добровольная ликвидация производится на основании решения общего собрания учредителей, причем на момент принятия решения о добровольной ликвидации банк должен выполнить все свои обязательства перед кредиторами. Решение о добровольной ликвидации не может быть принято в случае, если банк фактически является неплатежеспособным.

При внесудебной процедуре  ликвидации банка учредители назначают  ликвидационную комиссию, предварительно согласовав ее состав с ЦБ РФ. 44

При судебной процедуре ликвидации несостоятельного банка (банкрота) состав такой комиссии утверждает суд.

Банк России, приняв решение  о возможности реорганизации  кредитной организации или ее ликвидации, направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и  документы, необходимые для осуществления  данным органом функций по ведению  единого государственного реестра  юридических лиц.

На основании указанного решения Банка России и представленных им необходимых документов и сведений уполномоченный регистрирующий орган  в срок не более чем 5 рабочих дней со дня получения необходимых  сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических  лиц соответствующую запись и  не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом Банку России.45

 Взаимодействие Банка  России с уполномоченным регистрирующим  органом по вопросу государственной  регистрации кредитной организации  в связи с ее ликвидацией  или реорганизацией осуществляется  в порядке, согласованном Банком  России с уполномоченным регистрирующим  органом. 

Государственная регистрация  кредитных организаций в связи  с ее ликвидацией осуществляется в срок не более чем 45 рабочих  дней со дня представления в Банк России всех необходимых документов.

Государственная регистрация  кредитных организаций в связи  с ее реорганизацией осуществляется в срок не более чем 6 месяцев со дня представления в Банк России всех необходимых документов.

Реорганизация или ликвидация кредитной организации считается  завершенной после внесения соответствующей  записи в единый государственный  реестр юридических лиц.

3.2. Банкротство кредитных организаций

Правовое регулирование  банкротства кредитных организаций  осуществляется Законом  «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25февраля 1999г. №40-ФЗ 46Отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций, не урегулированные этим законом, регулируются Законом «О несостоятельности (банкротстве)» № 6-ФЗ от 8 января 1998г., если это предусмотрено самим законом или нормативными актами Банка России. Отношения, связанные с осуществлением мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, не урегулированные этим законом, регулируются иными нормами.

Под несостоятельностью (банкротством) кредитной организации47 понимается признанная арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (далее - банкротство).

Признаками банкротства  кредитной организации являются48:

- неспособность ее удовлетворить  требования кредиторов и (или)  исполнить обязанность по уплате  обязательных платежей, если эти  обязанности не исполнены ею  в течение 1 месяца с даты  их исполнения и (или) если  после отзыва у кредитной организации  лицензии стоимость ее имущества  недостаточна для исполнения  обязательств кредитной организации  перед ее кредиторами; 

- требования к кредитной  организации в совокупности составляют  не менее одной тысячи минимальных  размеров оплаты труда, установленных  федеральным законом. 

Меры по предупреждению банкротства  кредитной организации установлены  законодательно. Такими мерами являются:

- финансовое оздоровление  кредитной организации; 

-назначение временной  администрации по управлению  кредитной организацией;

- реорганизация кредитной  организации. 

Временная администрация  является специальным органом управления кредитной организацией, назначаемым  Банком России. Положением ЦБ РФ от 14.05.1999№ 76-П «О временной администрации  по управлению кредитной организацией»49 определен порядок осуществления деятельности временной администрации по управлению кредитной организацией.

Банк России обязан назначить  временную администрацию в кредитную  организацию, когда у кредитной  организации отозвана лицензия на осуществление  банковских операций. Акт Банка России о назначении временной администрации  публикуется в «Вестнике Банка  России» в течение 10 дней с момента  его принятия.

Временная администрация  назначается Банком России на срок не более девяти месяцев. Банк России вправе продлить срок действия временной  администрации не более чем на три месяца.

Руководителем временной  администрации назначается служащий Банка России, им также может быть служащий Государственной корпорации «Агентство по реструктуризации кредитных  организаций».

При назначении временной  администрации полномочия исполнительных органов кредитной организации  могут быть либо ограничены, либо приостановлены. Органы управления кредитной организации, если их полномочия ограничены, только с согласия временной администрации  вправе совершать сделки:

-связанные с распоряжением  недвижимым имуществом кредитной  организации каким-либо образом; 

-связанные с распоряжением  иным имуществом кредитной организации,  балансовая стоимость которого  составляет более 1% балансовой  стоимости активов кредитной  организации; 

В случае ограничения полномочий исполнительных органов кредитной  организации временная администрация:

- проводит обследование  кредитной организации; 

-устанавливает наличие  оснований для отзыва лицензии  на осуществление банковских  операций;

-участвует в разработке  мероприятий по финансовому оздоровлению  кредитной организации и контролирует  их реализацию;

-осуществляет иные функции  в соответствии с федеральными  законами.

При управлении кредитной  организацией временная администрация  получает от органов управления кредитной  организации необходимую информацию и документы, касающиеся деятельности кредитной организации и вправе обратиться в Банк России с ходатайством о приостановлении полномочий органов  управления кредитной организации, если они противодействуют осуществлению  функций временной администрации. Совершение органами управления кредитной  организации ряда сделок осуществляется с согласия временной администрации.

В случае приостановления  полномочий исполнительных органов  кредитной организации они не вправе принимать решения по всем вопросам, отнесенным к их компетенции. Решения иных органов управления кредитной организации вступают в силу только после их согласования с временной администрацией.

Исполнительные органы кредитной  организации, полномочия которых приостановлены, обязаны передать временной администрации  печати и штампы кредитной организации, а также бухгалтерскую и иную документацию, материальные и иные ценности кредитной организации 

Временная администрация  в случае приостановления полномочий исполнительных органов кредитной  организации реализует полномочия исполнительных органов в полном объеме, в том числе предъявляет  от имени кредитной организации  иски в суды, имеет право отстранить членов исполнительных органов кредитной  организации от работы (освободить от занимаемой должности) и приостановить  выплату им заработной платы.

Банк России принимает  решение о прекращении деятельности временной администрации:

- в случае устранения  причин, послуживших основанием  для ее назначения;

- при передаче дел арбитражному  управляющему;

- по другим основаниям, предусмотренным правовыми нормами. 

Прекращение деятельности временной  администрации может повлечь  восстановление полномочий исполнительных органов кредитной организации.

Сообщение о прекращении  деятельности временной администрации  публикуется Банком России в «Вестнике  Банка России».

Реорганизация кредитной  организации осуществляется в форме  слияния или присоединения.

В случае получения требования Банка России о реорганизации  кредитной организации ее руководитель обязан в течение пяти дней с момента  его получения обратиться в органы управления кредитной организации  с ходатайством о необходимости  реорганизации кредитной организации.

Информация о работе Особенности реорганизации и ликвидации кредитной организации